Добавлено:

«Собор всея Сибири»

Заметки паломника

Всего за три года был возведен грандиозный соборный храм г. Читы, самый большой в азиатской части России, второй по величине после храма Христа Спасителя! Строительство его стало всенародным делом не только для Читы и Забайкалья, но для всей России и даже православного Зарубежья.

Самые разные люди единодушно назвали новый собор жемчужиной Забайкалья. «Это самое лучшее место в Чите и на всей Земле. Дух захватывает от такой Божественной красоты!», «Когда заходишь в собор, хочется помириться со всеми людьми» – так выразили свои чувства читинские школьники.

В сентябре 2006 года на Забайкальской земле прошли торжества, посвященные окончанию строительства кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери в г. Чите.

Читинская и Забайкальская епархия, которую составляют Читинская область с Агинским Бурятским автономным округом и Республика Бурятия, – одна из самых больших в России. (Из всех европейских держав лишь Испания и Франция заметно превосходят ее по площади. Только граница с Китаем и Монголией по протяженности составляет 1650 км.) Москва и Петербург по здешним меркам – это где-то совсем рядом. Но при низкой плотности населения фактор расстояния резко обостряет многие проблемы, в том числе и проблему восстановления порушенных святынь.

Отправляясь в путь, мы, конечно, уже многое знали. Знали о том, что с приездом в Забайкалье нового Владыки (февраль 2000 г.) церковная жизнь в епархии необыкновенно оживилась. Уже в марте 2000 года были открыты мужской Посольский Спасо-Преображенский монастырь и вновь учрежденная женская Сретенская обитель в с. Батурино. 17 июня 2001 года, в день празднования памяти Всех Российских Святых в 20 км, от Читы, в пос. Атамановка было освящено место под строительство Всехсвятского женского монастыря, основные постройки которого были возведены к лету следующего года! (Сегодня он уже давно и успешно действует.) 28 августа сего года свой первый престольный праздник отметил Свято-Успенский мужской монастырь (с. Монастырское, ныне Калинино близ Читы). Десятки новых храмов украсили Забайкальскую землю. В самой Чите, на одной из господствующих высот (Титовская сопка), возведена красивейшая часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, напоминающая читинцам, что они живут в православном городе.

Знали мы и о том, что сегодня в епархии строятся более тридцати храмов, происходят массовые крещения, возрождаются, казалось бы, прочно забытые традиции Крестных ходов, расширяется деятельность православного молодежного движения, работают Пастырские курсы, проводятся Иннокентьевские и Рождественские чтения.

Знали и не удивлялись. Как в годы войны на самые тяжелые участки фронта направляют способнейших полководцев, так и Святая Церковь назначает лучших своих чад на самые трудные, ответственные послушания. Крест дается тому, кто может его понести. Весь жизненный путь Владыки Евстафия – это путь служения Церкви, а значит, народу. Восстановление из руин первого из возвращенных Православной Церкви мужского московского Свято-Данилова монастыря, духовничество и восстановление первой в России из возвращенных Церкви женской Толгской обители, десятилетний подвиг возрождения из небытия мужского ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря – и везде труд, труд, труд и молитва. И еще сотни людей – монахов и мирян, его духовных чад и всех, кто просит наставления, помощи, молитвы, и которые благодаря Владыке пришли к вере и покаянию.

11 сентября торжества открылись двухдневным визитом в Читу Архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, сопровождавшего чудотворную Албазинскую икону Божией Матери.

По окончании Божественной Литургии в Казанском соборе Крестный ход направился к вокзалу. Мы увидели не только правящего архиерея соседней с Забайкальем епархии. Это был и смиренный паломник, приехавший в Читу разделить радость торжеств со своим собратом–делателем и всем православным народом. Владыка привез с собой на праздник самое дорогое, что у него есть, – Чудотворную икону Божией Матери, главную святыню Благовещенской земли. Так, спустя три дня после праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Читинскую землю, осеняемую Святыней Казанской иконы Божией Матери, посетила Ее икона Албазинская. Посещение Читы Архиепископом Гавриилом, встреча с Чудотворной иконой придали всем торжествам благодатную полноту, по сути увенчав народный праздник.

12 сентября богослужение в кафедральном Казанском соборе было особенно торжественным. Божественную Литургию возглавил Архиепископ Гавриил в сослужении с Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (в это утро Владыка из аэропорта сразу прибыл в храм) и Епископом Читинским и Забайкальским Евстафием…

Уже в процессе строительства собор начал жить сложной, богатой и многообразной жизнью. Храмы на Руси всегда были не только местом богослужений, но и культурно-просветительскими центрами. С 2005 года в соборе стали проводиться Иннокентьевские чтения. Эта конференция призвана не только раскрыть миссионерский, богословский и научный потенциал всемирно известного святого, архипастыря и ученого, просветителя и педагога, святителя Иннокентия (Вениаминова), но и обнажить духовные проблемы современности. Храм предполагается сделать и центром соборного единения православной молодежи. С этого же года именно здесь теперь проводятся Рождественские чтения, ставящие своей целью выявление и развитие духовно-творческого потенциала юного поколения…

По окончании праздничной Литургии Владыка Гавриил передал в дар жителям Забайкалья список с чудотворной Албазинской иконы Божией Матери, после чего был совершен Крестный ход к часовне святого благоверного князя Александра Невского.

Торжества по случаю окончания строительства соборного храма г. Читы не случайно приурочены ко дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. В далеком XIII веке через забайкальские степи пролегал путь князя Александра, направлявшегося в столицу Монгольской империи г. Каракорум. Вот почему святой князь традиционно почитается как покровитель Забайкалья. Выстроенный в Чите в 1912 году кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского был взорван в 1936 году. Эстафету памяти принял новый кафедральный собор, южный придел которого освящен во имя святого благоверного князя.

Место расположения часовни на Титовской сопке освящено пребыванием здесь Наследника Российского Престола Николая Александровича во время его путешествия по Забайкалью в 1891 году. Очертания часовни напоминают древнерусского воина в боевом шлеме и плаще, прикрывающем воинские доспехи. Это символический образ святого князя. Возвышаясь над городом, часовня служит зримым знаком его небесного покровительства городу и краю. Именно сюда и направился Крестный ход.

Понимая великое значение Крестных ходов для духовного здоровья народа, Владыка Евстафий приложил много усилий для возрождения этой традиции на Забайкальской земле. Сегодня Крестные ходы стали неотъемлемой частью жизни населения края. Двунадесятые праздники, дни памяти святого благоверного князя Александра Невского, Царственных мучеников, местночтимых святых, значительные события в жизни государства, епархии, города сопровождаются Крестными ходами. Конечно, пока еще далеко не все принимают в них участие, но число таких людей неуклонно растет.

Крестный ход на Титовскую сопку завершился водосвятным молебном у часовни Александра Невского. День выдался ярко-солнечным, сама природа, одевшаяся уже в «багрец и золото», ликовала, и как-то особенно чувствовалось: святой князь Александр радовался вместе с нами.

14 сентября, в праздник Новолетия в пос. Песчанка (близ Читы), в расположении 212-го Окружного учебного центра подготовки специалистов танковых войск (начальник генерал-майор А.В. Нечаев) был освящен новый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Чин освящения, а затем Божественную Литургию возглавил Архиепископ Викентий в сослужении с Епископом Евстафием. После Литургии состоялось освящение знамен. Яркое, по-летнему теплое солнце, сверкающий куполами храм, сосредоточенные лица солдат и самого командующего Восточно-Сибирским военным округом генерала армии Н.Е. Макарова, светящиеся искренней радостью глаза Владыки Викентия. Кто, как не он, сам выдающийся храмоздатель (в его епархии строятся сегодня более ста храмов, отстраиваются и благоукрашаются шестнадцать монастырей), способен оценить значимость этого события. В своей проповеди Епископ Евстафий отметил глубокую символику произошедшего. Страна вступает в новый церковный год – учебный центр вступает в новую жизнь, которая теперь обрела полноту, высший смысл. Все было в этом образцово-показательном центре (мы порадовались за солдат, которые проходят здесь срочную службу. О, если бы все воинские части в России были такими!) – и вот теперь есть свой храм, куда могут прийти солдаты и офицеры со своими духовными нуждами.

Большая часть следующего дня ушла на переезд из Читы в г. Улан-Удэ, бывший в XVII веке казачьим зимовьем Удинским, затем уездным Верхнеудинском, а ныне столицей Бурятии. (Лучшим средством передвижения по епархии является самолет, за неимением которого мы отправились на автобусе.)

16 сентября мы выехали из Улан-Удэ в г. Бабушкин. Основанный в 1892 году как почтовая станция Мысовая, затем город Мысовск являлся начальным пунктом торгового пути в Монголию и Китай через Кяхту. Здесь Архиепископ Викентий и Епископ Евстафий возглавили чин закладки нового храма на месте разрушенного в советские годы. Во время молебна Господь послал теплый дождик, так что окропление святыни прошло по «полному чину».

Торжества на Забайкальской земле завершались визитом двух Архипастырей в Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Перед Всенощной мы вышли к берегу Байкала. «Славное море» ошеломляет, покоряет, завораживает. Знаменитое озеро как нельзя лучше соответствует и величию страны, и величию русской души. Купание в священных водах Байкала – это незабываемые минуты жизни!

На следующий день Божественной Литургией в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря торжества, связанные с окончанием строительства соборного храма г. Читы, завершились. Проводив Архиепископа Викентия, Владыка Евстафий благословил в дорогу и нас. Владыку уже ждали в Чите: множество дел требовало его участия.

Мы покидали святую Забайкальскую землю, еще не до конца осознавая, какой великий урок всем нам был преподан.

Не в первый раз мы в Забайкалье. На наших глазах возрастал величественный Казанский собор, ставший подлинным символом духовного возрождения Забайкалья. И вот все работы завершены. «Мне кажется, что наш собор должен понравиться Господу», – написала читинская школьница Маша Глущенко. Выходя из собора после праздничной Литургии, мы услышали слова одной женщины, которые, как потом выяснилось, выразили наше (и не только наше!) общее мнение. Эта женщина сначала опасалась идти в новый собор. Она, имея уже определенный опыт, боялась ненамоленности этого огромного пространства. И она была счастливо поражена тем, что ошиблась. Позднее мы общались со многими людьми – прихожанами собора, и все они так или иначе высказали одну и ту же мысль: в храме ощутимо присутствует Благодать, храм очень «теплый», намоленный. Это чувство прекрасно выразил и один из школьников: «Кафедральный собор, несмотря на свою молодость, имеет духовную атмосферу, какая бывает присуща старинным намоленным храмам. В нем чувствуется что-то родное. Здесь все искреннее, настоящее, не вызывающее сомнений. Здесь ты такой, какой ты на самом деле». Но надо признать: чудо намоленности храма – это не просто дар Божий. Это и результат многолетней духовной работы, совершившейся и совершаемой здесь. Буквально каждый кирпич, положенный в кладку собора, Владыка Евстафий освящал сам. Дважды в неделю в строящемся соборе служились водосвятные молебны. Многие сотни людей – кто своим трудом, кто копеечкой, кто советом, кто молитвой, – принимали участие в сооружении «собора всея Сибири». Сколько людей приняло Святое крещение, сколько воцерковилось, сколько пришло к истинной вере в процессе строительства! В течение этих лет возрастал не только и не столько храм – возрастала, возрождалась, воцерковлялась душа народа! Соборный храм Читы не просто занял законное место в центре города, увенчав его в качестве архитектурной доминанты. Он занял подобающее место в сердцах людей, жителей Забайкалья, которые отныне не представляют жизнь города и свою жизнь без Храма. Владыка помог понять: этот храм был нужен всем, и поэтому он появился.

Мы видели и общались со многими людьми, для которых участие в строительстве Храма стало средством устроения храма собственной души. И это, пожалуй, главное, что мы поняли в этой паломнической поездке.

Низкий поклон Вам, дорогой Владыка Евстафий!

Все святые, в земле Сибирской просиявшие, молите Бога о нас!

В статье использованы материалы книги: Казанский кафедральный собор в Чите: история и современность. Чита, 2006.

Юрий Крестников
Фото автора

от 20.09.2020 Раздел: Ноябрь 2006 Просмотров: 457
Всего комментариев: 0
avatar