О саморегулировании, или Нравственность и энергоэффективность
В последнее время стало модным пафосно, убедительно и не очень понятно вести разговоры и дискуссии о «гражданском обществе» и «институтах гражданского общества», искажая смысл этих слов. При этом слушателю остается лишь гадать: неужели все предыдущие годы мы жили в обществе военном или в стране не было граждан?
Смысл происходящих в стране изменений состоит в том, что государство возвращает нашим гражданам право и возможность самим решать те вопросы, от которых зависят устои и удобство их повседневной жизни. И это относится не только к бытовым проблемам, но и к определению профессиональной пригодности, добросовестности и ответственности специалистов. Поэтому и появилось снова в нашей современной жизни такое традиционно российское понятие, как саморегулирование.
Началось это не год и не два назад. Еще во времена древней Руси в городах сформировались профессиональные содружества - гильдии, которые и определяли правила обучения и работы своих членов, оценивали уровень специалистов (кузнецы, врачи, зодчие и т.д.) и круговой порукой подтверждали право Мастера оказывать различные услуги. Потому и не было на Руси бракоделов, что халтурщика изгоняли из гильдии или цеха и работать не давали, а худую славу о нем поминали и детям, и внукам.
Во времена казарменного «социализма» качество производимых товаров обеспечивалось сначала террором, а затем жестко централизованной государственной машиной, которая в силу своей неповоротливости и инерционности не успевала за техническим и технологическим прогрессом в гражданских отраслях.
После приватизации и возобновления частного промышленного производства без государственного контроля, качество наших товаров упало. Как ни обидно, но такое понятие как «русская работа», во всех развитых странах стало синонимом халтуры и обмана. Государственные органы не могли и не умели с этим бороться, так что брак проник даже в оборонку. И действительно, обмануть государство у нас нетрудно, многие жители (не могу сказать граждане) нашей страны в этом даже видят какую-то особенную доблесть.
Для возрождения добросовестного отношения к делу вспомнили про веками отработанные механизмы поддержания качества, тем более что во всем мире они все эти годы только развивались. Были приняты соответствующие законы, позволившие снова создавать профессиональные саморегулируемые сообщества. Для вступления в такую саморегулируемую организацию надо не только подтвердить свою квалификацию, но еще и внести денежный залог – взнос в компенсационный фонд.
Если кто-то из членов такого сообщества допустит брак, то именно из этого самого компенсационного фонда взыщут убытки, причем платить придется не только бракоделу, но и всем остальным, состоящим в этой саморегулируемой организации. Поэтому в таких организациях с особенным вниманием относятся к обучению и подержанию высокой квалификации персонала, а тех, кто не хочет или не может работать качественно – выгоняют и лишают права выполнять эту работу.
Созидать всегда тяжелее, чем разрушать, но именно в созидании и бережливости видели мы свою обязанность, когда организовывали нашу саморегулируемую организацию – некоммерческое партнерство «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов». Организации, вошедшие в наше Партнерство, занимаются определением путей экономии ресурсов.
Экономия и сбережение - не только экономическая, но и нравственная проблема. Накормив пять тысяч человек, свершив чудо и утолив голод множества людей, Христос позаботился о сохранении оставшейся пищи. Он сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Несмотря на то, что в Его распоряжении были все источники небес, Он не дозволил пропасть даже крошке хлеба.
А сейчас именно энергия, вода и другие ресурсы стали не просто хлебом нашей промышленности, науки, культуры. Общество наконец осознало, что они и есть основа жизни. А вот по экономности их использования мы в разы отстаем от других стран.
Так, Китайская народная республика, освоив передовые промышленные технологии, в прошлом году решила принудительно закрыть более восьмисот действующих заводов, которые не укладывались в жесткие нормативы по энерго- и ресурсосбережению. В Европейском Союзе уже более десяти лет успешно реализуют собственную программу повышения энергоэффективности экономики и добились удивительных результатов – в настоящее время по удельной энергоемкости промышленно развитые западные государства примерно в два – три раза опережают нашу страну.
Многие страны уже сейчас расходуют водные ресурсы на пределе возможностей водопользования. В третьем Всемирном докладе о состоянии водных ресурсов ЮНЕСКО сообщило, что в 2030 году 47% населения планеты столкнется с дефицитом воды. Современная культура потребления грозит уничтожить Землю путем истощения ресурсов и загрязнения среды. «Воздержание» и «умеренность» скоро станут синонимами выживания, и уже сейчас рассматривается ведущими аналитиками и экономистами мира, как основополагающие принципы развития человечества. Низкая культура производства материальных благ, угрожает миру не меньше ядерной войны.
И сегодня это понимают многие. Как сказал Протоирей Андрей Ткачев, «экономика – слишком серьезное дело, чтобы сводить ее только к деньгам». Неоправданная расточительность экономики ведет к подрыву нравственных и моральных основ общества, разорению и гибели государства.
Именно для того, чтобы сохранить наши природные богатства, руководители нашей страны и приняли тяжелое, но необходимое решение о реорганизации экономики России в целях экономии энергетических ресурсов. Государство выделяет на мероприятия по энерго- и ресурсосбережению огромные средства. Только из Федерального бюджета на реализацию этих программ выделены сотни миллиардов рублей.
На что эффективнее потратить эти огромные деньги? На этот вопрос для каждого предприятия, для каждого дома и каждого нового проекта и должны ответить энергоаудиторы. В ходе энергетического обследования они оценивают все стороны деятельности предприятий, организаций, инфраструктуры городов и поселков. Проверяется все, что связано с расходованием ресурсов, не только электроэнергии или тепла, но и газа, воды, того или иного вида топлива.
Но дальше возникает следующий вопрос - от простой фиксации уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения эффективность экономики не повысится. Необходимо обеспечить практическую реализацию предложенных аудиторами мероприятий. Государство не может и не должно оплачивать их, но оно обязано создать такие условия, чтобы рачительно использовать имеющиеся богатства было выгодно, а тратить их впустую – разорительно. Для этого необходимо принимать новые законы, позволяющие развивать «чистые» технологии, защищать интересы тех, кто вкладывает прибыль в развитие, в эффективность и сбережение.
И это еще одна сторона нашей работы.
Закон обязывает нас – саморегулируемые организации - всеми законными средствами отстаивать интересы наших членов, в том числе разрабатывать и продвигать новые законы, обжаловать незаконные действия и заставлять органы власти выполнять свои обязанности. Это и есть истинное развитие демократии, основанное на развитии принципов традиционной русской общины, осуществление контроля Общества Граждан над действиями государственного аппарата в интересах всего народа.
И говоря о перспективах саморегулирования в России, мы можем и здесь повторить знаменитые слова великого русского патриота и реформатора П.А.Столыпина: «В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».
Андрей Лазарев,
Генеральный директор саморегулируемой организации
«Межрегиональная гильдия энергоаудиторов»