Автограф А.П.Плетнева в Гостевой книге Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
Просматривая Гостевую книгу Русского Пантелеимонова монастыря за 1896-1977 годы, взгляд невольно останавливается на фамилии поэта, который по праву считается вершиной русской поэзии – А.С.Пушкин. Внимательно вчитываемся в размашистый текст автографа, где мелькнули пушкинские инициалы.
«Алексей Петрович Плетнев, сын друга А.С.Пушкина, академика П.А.Плетнева и А.В.Плетневой, рожденной княжны Щетининой» и дата – 26 августа 1924 года.
Свой знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» Пушкин посвятил своему другу и первому помощнику в литературных трудах Петру Алексеевичу Плетневу - будущему академику и ректору Петербургского университета. В начале XIX века, когда создавался «Евгений Онегин», ни Пушкин ни его друг Плетнев и не думали и не мечтали попасть на далекий Святой полуостров где творилась непрестанная молитва. Да и русских монахов тогда на Афоне они вряд ли бы встретили. Почти на столетие обезлюдел Русский Афон.
И вот спустя столетие со дня выхода первой главы «Евгения Онегина», в августе 1924 года, Алексей Петрович Плетнев, сын первого друга поэта, попадает на Святой Афон в знаменитую русскую обитель Целителя Пантелеимона.
Кто же такой Алексей Петрович Плетнев. Родился в 1854 году. Детские и юношеские годы провел в Париже, где получил начальное образование и познакомился со многими деятелями русской и мировой культуры, с которыми его родители состояли в приятельских отношениях и постоянной переписке. Алексей Петрович пошел по стопам своего отца, получив впоследствии известность как писатель и критик.
А.П. Плетнев подолгу жил за границей и был парижским корреспондентом российских газет. В апреле 1884 года было напечатано первое литературное произведение А.П. Плетнева –рассказ «Вечная любовь». В России Плетнев постоянно жил с 1898 года. В 1905 году выходит сборник его очерков и путевых заметок «Жизнь и мечты», а в 1910-1913 гг. в Одессе вышло уже собрание его сочинений.
Институт Русского Афона любезно предоставил нашей редакции текст статьи А.П. Плетнева, посвященной Афону. Впервые впечатлениями от своей поездки на Святой Афон Алексей Петрович поделился с русскими читателями парижской газеты «Возрождение», вышедшей в апреле 1926 года.
Предлагаем читателям эту статью А.П. Плетнева.
Южная ночь на море. Я сижу на открытой палубе парохода, делающего рейсы из Салоник в Кавалу и останавливающагося около «Афонской» пристани Дафна. На пароходе не тесно: паломников на Афоне совсем не видать. Те времена, когда русский богобоязненный люд тысячами ехал в Иерусалим и на Афон, как будто канули в вечность. Но, подняв голову к темному небу, усеянному мириадами ласково сияющих звезд, вспоминаю Лермонтовский стих: «И в небесах я вижу Бога». Какими маленькими, ничтожными кажутся люди перед величием мироздания, Хочется крикнуть на весь мир: «Смирись, гордый человек, и служи добру. Такова разгадка твоего существования».
И невольно переношусь мыслию в нашу бедную Россию. Разве не повторяется там евангельское искушение диаволом русского народа всеми благами земными. «Прочь от меня сатана!». И слова Христа стали лозунгом спасения добрых. Равномерно тихо качаясь, как колыбель, несется пароход по гладкой поверхности моря.На палубе, на полу и на скамейках разместились на ночь путешественники. Ложусь и я. На заре мы подъехали к Афону. Шесть часов утра. Пароход стал на якорь. Перед мною, теряясь в небесах громада Афонской горы, купающаяся в радужных лучах восходящего солнца. От подножья горы к северу тянется зеленый хребет высоких холмов, покрытых густой растительностью. На берегу перед нами пестрят несколько низких домиков с красными крышами. Это пристань Дафна. Вследствие мелководья пароход к ней не пристает, и приходится пересаживаться на лодку. Со мной едут два греческих монаха и молодой штатский. Два гребца – тоже монахи. Мы быстро подъезжаем к небольшому молу у пристани Дафны. На пристани мне сообщают, что мне следует раньше всего ехать в монашеский городок Карею, административный центр Афона, и запастись свидетельством для свободного проживания и осмотра монастыря на Афоне. Карея в двухчасовом расстоянии (при езде на муле) от Дафны. Сговорившись с проводником сажусь на мула и отправляюсь в путь, радуясь случаю увидеть вблизи роскошную природу Афона. Поднимаемся все время в гору. Дорога проложена в скалах, извиваясь змеёй в разных направлениях. После получасовой езды, мы проезжаем мимо первого встреченного греческого монастыря: Ксиропотам. По нему уже можно судить об архитектуре всех греческих Афонских монастырей. Я подчеркиваю слово «греческих», потому что все русские монастыри выстроены в совершенно другом стиле, который можно бы назвать русско-византийским. В разнице этого стиля проглядывает и разница духа русского православного от греческого… Архитектура греческих монастырей носит характер тех далеких времен, когда они были выстроены. Это, в сущности, крепость феодального времени с башнями, бойницами и монументальными стенами, созданными для отражения набегов восточных варваров, которые в ту эпоху так часто делали нападения на монастыри. Это тяжелая архитектура говорит о тысячелетиях, и в этом их интерес и их обаяние. Впоследствие мне пришлось услышать массу религиозно-поэтических легенд, связанных с постройкой почти каждого монастыря. Например, об удивительном монастыре Симоно-Петр существует следующая легенда.
Выстроен он на обрыве почти недоступной скалы. Св.Симон, построивший его в XIII веке, сидел однажды на скале, где закладывался фундамент здания. В то время, когда он совещался с мастерами о постройке обители, один из его послушников подошёл с чашей вина, чтобы подать её главному мастеру, только что объявившему, что дальнейшая постройка монастыря невозможна по условиям местности, но поскользнулся и упал в бездну. В этом несчастии все усмотрели волю Божию не продолжать постройку. Но, вдруг, паче чаяния, послушник вышел из бездны не только без всякого повреждения, но даже с неразлившимся из сосуда вином. Это чудо решило жребий обители, которая и была достроена.
Афон полон легенд в этом роде, и вы чувствуете себя в новом каком-то надземном мире, тайно связанным с душами святых людей. Нигде, как на Афоне, быть может, не существует такой почти материальной связи с загробным миром, а в этом есть особенное обаяние, которое невольно сообщается паломнику. Эта одна из характерных черт при посещении Св.Горы.
Город Карея, куда мы доехали через два часа, без сомнения, единственный в мире город. С внешней стороны – это группы низких двухэтажных домов, на половину каменных на половину деревянных, с выступающими над нижним этажом вторым этажом. На узких его извилистых переулках не встретишь ни одного экипажа, а только мелькают одинокие молчаливые силуэты монахов. Впрочем, здесь существуют и несколько магазинов, бакалейных, мануфактурных и даже один часовой магазин.
Кроме того, есть два или три небольших ресторана с комнатами для приезжающих. В Карее находится Протат или Кинот т.е.общее верховное судилище Святой Горы, в котором разбираются все дела, касающиеся собственности Св.горы, частные жалобы и предписания высшей духовной власти. Протат состоит из представителей всех 20-ти Афонских монастырей, между которыми есть один русский, от Св.Пантелеимоновского монастыря, отец Пинуфрий. В Карее находится самый древний из Афонских храмов во имя Успения Пресвятыя Богродицы, украшенный фресками знаменитого живописца Мануила Панселина, жившего в 18 веке и прозванного «восточным Рафаэлем». До сих пор его произведения сохранились и говорят о его замечательном таланте, проникнутом глубокою мыслью и одуховтворением. В Карее есть несколько замечательных русских келий, между которыми особенно выделяется Келия Св.Троицы; управляет ею сейчас старец Софроний.
В минутах пятнадцати ходьбы от Кареи находится русский скит во имя Св.Андрея Первозванного. Хотя он и называется скитом, но по величине и роскоши его храмов, он заслуживает имя монастыря, притом настолько великолепного, что не уступает лучшим нашим известным монастырям в России. Управляет им архимандрит отец Митрофан. Как я уже заметил, стиль архитектуры русских монастырей совершенно отличается от греческого и поражает светлой окраской стен, золотыми украшениями на куполах и какой-то особенно приветливой внешностью. Это роскошь есть дар благочестия русского народа и частных лиц, приезжавших на Афон для поступления в монахи, где и кончали свою земную жизнь. Между ними особенно известен Сибиряков, отдавший много миллионов именно Св.Андреевскому скиту.
Сейчас положение особенно Андреевского и Ильинских скитов очень трудное, так как они построены на уделах, принадлежащих греческим монастырям, которым они должны выплачивать арендную плату. А с 1912 года, со времени Балканских войн, прибытие русских паломников прекратилось, а со времени большевизма прекратился и всякий приток денежных пожертвований. Интересно, что даже американцы вносят иногда крупную лепту для поддержания наших Афонских монастырей, между которыми следует отметить г.Уитмора. Такова сила Афона, единственного места на земле, где сохранились традиции первых времен христианства и, которое освещено тысячелетним поклонением святым Евангельским заветам.
И между афонскими иноками, безусловно, встречаются люди святые, олицетворяющие идею добра и святости, доступную человеку.
Что составляет главное содержание Афонского жития? В среднем молитва, церковные службы занимают третью часть суток. Перед большими праздниками бывают бдения, продолжающиеся 7-8 часов сряду. Все монастыри на Афоне считают время по - восточному, руководствуясь временем восхода и захода солнца. Андреевский скит придерживается обыкновенного времясчисления. Бдения начинаются часов в 10 вечера и продолжаются до 5-6 часов утра. Едва ли мирянин может выстоять такую службу. Иноки же все, кроме больных, присутствуют на всех службах.
Служба на Афоне во время бдения особенно торжественна, я бы сказал – таинственна. Храм с золотым иконостасом слабо освещен редкими свечами. Силуэты иноков чернеют в формах вдоль высоких стен, увешанных иконами. Где-то, точно с высоты, раздается стройный хор. Когда отворяются царские врата алтаря – среди темноты выступает видение Христа на кресте…Символ нашего спасения и вечной жизни. Спаситель мира, спаси Россию! Набожно шепчут уста…Только на Афоне храм есть храм, из которого Христос выгнал тех, которые его осквернили…Там молятся те, которые «горе имеют сердца».
Видное место в духовной жизни Афона занимаю келии с их обитателями. Эти келии разбросаны по всему Афону. Здесь в тишине и сейчас в самых тяжелых условиях жизни совершают свой подвиг послушания смиренные иноки, отдавшие свою жизнь молитве и покаянию. Между ними встречаются представители всей обширной России… Часто это братья – братьев согрешивших, и они молятся за них. Да простит им Бог… и осветит их разум.
И вот побывав на Афоне, хочется обратиться к другим нашим братьям к нашим братьям за рубежом России….Господа, разве и вы не несете тяжелый крест страдания за Родину, тяжелую ответственность за ея судьбу! Будем же смотреть на наш долг к ней как на святое послушание. Только тогда мы поставим спасение родины выше наших личных выгод, и этим соединением, этой верой, - мы совершим чудо…Разве не сказано, что вера двигает горами!
Алексей Плетнев