Новые поколения христиан должны иметь перед глазами не только образцы для подражания, но и пример того, как нельзя поступать ни при каких обстоятельствах. Ведь и в наше время, несмотря на высокий авторитет Церкви в обществе, слабые в вере люди впадают в соблазн вероотступничества. Достаточно вспомнить нашумевшую историю о переходе в ислам бывшего священника В. Полосина и публичный отказ от Христа скандально известного «правозащитника» тоталитарных сект Л. Левинсона.
Новая книга доктора исторических наук профессора Санкт-Петербургского университета С.Л.Фирсова «Апостасия» посвящена мало изученному периоду гонений на Церковь в конце 50-х и в первую половину 60-х годов ХХ столетия. В центре повествования книги – не отвлеченные статистические данные, а судьба конкретного человека, ставшего жертвой антирелигиозных гонений во многом по собственной вине. Речь идет о бывшем священнике и профессоре Ленинградской Духовной Академии Александре Александровиче Осипове, который в 1959 г. публично отрекся от Бога и стал пропагандистом атеизма. Автор книги создает духовный и психологический портрет ренегата, исследует эволюцию его миросозерцания. Для этой цели он привлекает обширный документальный материал (дневники Осипова, его переписку с оппонентами, конспекты лекций, осведомительский отчет для КГБ). Особая роль отводится книгам и статьям А.А. Осипова, написанным как задолго до отречения, так и после него.
Будучи ученым-богословом и занимаясь подготовкой будущих священников, он в то же время писал информационные отчеты для компетентных органов, выступая «не только как секретный осведомитель, но и как аналитик, явно заинтересованный в ослаблении церковного влияния». Его доклад, подготовленный для уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Ленинградской области и датированный июнем 1951 г., можно охарактеризовать как донос на тех, кто искренне считал А.А. Осипова собратом по вере. Достаточно указать, что в этом информационном отчете «церковный деятель» утверждал, что «сложная организация церковников может порой поспорить с гангстерскими шайками Америки», и делал «идейный» вывод: «думать, что гнойное скопление дельцов, злопыхателей Советской власти и разложившихся элементов может начать ослабевать само собой, было бы ошибкой. Эту часть можно только оперировать». Комментарии здесь, как говорится, излишни.
«Трудно представить состояние человека, в один и тот же день читающего богословские лекции, правящего атеистическое послание, подводящее черту под всей его прошедшей жизнью, и после этого еще слушающего музыку в Большом зале филармонии!» - подчеркивает в своей книге автор.
Материал, изложенный в книге, и выводы, сделанные С.Л. Фирсовым, перекликаются со словами апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». (Иак., 1, 8). Неудивительно, что двоедушие Осипова было отмечено и его бывшими коллегами по Духовной Академии, попытавшимися вступить с ним в полемику уже после его отречения.
Исследуя феномен предательства Бога его бывшим служителем, автор книги подводит читателей к выводу: следствием вероотступничества неизбежно становится как духовно-нравственная, так и интеллектуальная деградация личности апостата.
В своем исследовании С.Л. Фирсов избрал средний «царский» путь, не осуждая, но и не оправдывая своего «героя». К сожалению, именно в советский период такого рода предательство было возведено в ранг добропорядочности. Детям предписывалось отказываться от своих отцов, особенно если они объявлялись «врагами народа», женам – от мужей, верующим христианам – от Бога. Подобные Осипову малодушные отреченцы порой приобретали известность, имели возможность сделать на своем предательстве карьеру, а те, кто принял мученический венец за Христа, были до недавнего времени преданы забвению. И все же мы имеем все основания вслед за автором констатировать: отрекшись от Бога, Осипов больше потерял, чем приобрел. По словам С.Л. Фирсова, апостат по собственной вине «лишился прежнего круга общения, навсегда потерял уважение в глазах многих коллег и учеников». И это не могло не отравлять ему жизнь, несмотря на «кипучую» антирелигиозную деятельность (работа над книгами, поездки по стране, выступления по радио и телевидению), прерванную в 1967 г. неизлечимой болезнью. Но даже на больничной койке бывший священник не нашел в себе мужества покаяться в гордыне вероотступничества, утратив возможность спасти свою бессмертную душу… Характерно, что на гробовом камне, водруженном на могиле скончавшегося в октябре 1967 г. А.А. Осипова, начертана эпитафия: «Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов». Подводя итог жизни своего героя (которого хочется назвать «антигероем»), автор книги с грустью констатирует, что «Александр Осипов сам себя наказал нравственно разрушенной, безысходной жизнью и оптимистической эпитафией на гробовом камне…»
Печальную историю жизни и «деятельности» А.А. Осипова следует воспринимать как предостережение. Автор словно задает вопрос, адресованный каждому, кто взял в руки книгу: с кем ты, читатель? С Богом или против Него? Ведь среднего пути не может быть в принципе. Постановка вопроса автору удалась, а ответ – дело совести каждого из нас. Новую книгу С.Л. Фирсова можно охарактеризовать как несомненную творческую удачу ученого-историка и талантливого церковного публициста.
Антон ЕФИМОВ