Выступление Председателя Российской объединенной промышленной партии Елены Паниной на VII Всемирном Русском Народном Соборе
Уважаемые участники Собора!
В этих стенах, в этом Собрании можно говорить только о сокровенном. Именно таковой является для меня тема нынешнего Собора. Трудом и верой жив человек. Именно через веру и труд обретает он истинный смысл жизни. Труд без веры безрадостен и, в конечном счете, – непродуктивен; вера, не укрепленная трудом, бесплодна. Взаимодействием этих фундаментальных понятий определяется вектор, по которому идет становление полноценной личности – и полноценного общества.
Ошибка наших реформаторов состояла в том, что они, во-первых, забыли, что основы экономических отношений лежат в области морали и религии. А во-вторых – попытались полностью скопировать западную экономику, автоматически пересадить ее на российскую почву.
Понятно, что копирование внешней стороны экономической модели, вне учета ее внутренних нравственно-религиозных основ, из которых складывается вся жизнь общества, бытовые традиции, привычки народа, право – вряд ли сможет привести к успеху. Чаще эффект бывает обратным - экономическое отставание тех народов, которые не осознали этой связи.
И, наоборот, там, где современные экономические модели основаны на присущих тем или иным народам культурно-религиозных традициях, органически вытекают из жизненного уклада этих народов - экономическое развитие идет успешно.
За примерами далеко ходить не надо. Еще Макс Вебер проанализировал протестантскую этику, которая стала нравственно-религиозным основанием западной модели экономики. Это, прежде всего – свобода воли, ценность индивидуальности, индивидуальные мотивации к труду и обогащению.
Другой пример дают нам страны Юго-Восточной Азии. Там в основу экономики заложены принципы буддизма и конфуцианства: уважение к старшим, верность семье, роду, господину, императору. Отсюда патерналистские взаимоотношения хозяев и работников.
Если мы хотим, чтобы реформы дали результат, наша экономическая политика должна складываться с учетом традиций России и, конечно, с учетом православия. Россия – в основном православная страна, а те традиционные для России конфессии, которые веками сосуществовали вместе с православием, приобрели многие общие черты.
Остановлюсь только на некоторых принципах построения экономики, вытекающих из наших культурно-религиозных традиций.
Первый принцип – повышение ответственности светской власти.
У народов России экономическое процветание всегда было связано с сильной властью. Причем, православная церковь никогда не подменяла собой власть. Наоборот она была заинтересована в сильной светской власти. И сама была ей опорой.
Другими словами, нельзя обойтись ни без сильной власти, ни без сильной церкви. Но каждый должен заниматься своим делом. Лучше всего в нашей истории было, когда власть брала на себя ответственность за мирские дела нации, а духовное пастырство оставляла церкви.
Но власть не должна подменять собой экономических субъектов, как это было в советской экономике. Она должна быть основным интегрирующим фактором экономических процессов.
Идеологи либерализма утверждают: государства должно быть меньше, что наша экономика страдает именно от засилия государства, имея ввиду неоправданное вмешательство в хозяйственные процессы различных бюрократических, административных, правоохранительных органов. Такое засилие действительно имеет место. Но отождествлять его с государственным вмешательством мы не вправе. Ибо наш чиновник в большинстве своем давно уже не является по сути государственным человеком. Он – порождение и часть той системы, которая называет себя государственной, однако является самостоятельной прослойкой, извлекающей личные выгоды из государственной службы. Российский чиновник, задвинув государственные интересы в дальний ящик, все чаще и все уверенней выступает именно как представитель этой новоявленной прослойки рантье.
В современной России вольный полет коллективного бюрократического гения увенчался созданием многоступенчатой системы произвольного администрирования, позволяющего всем властным структурам иметь постоянную ренту от деятельности хозяйствующих субъектов. Это и есть суть, самая соль сложившейся системы администрирования; все прочие функции, которые она, именуя себя государством, призвана исполнять, вторичны по отношению к изыманию ренты и осуществляются кое-как либо никак.
Людей во власти, отстаивающих подлинно государственные интересы, осталось немного. Поэтому лозунг «государства должно быть меньше» равнозначен требованию, чтобы их не стало совсем.
Напротив, государство должно быть и должно отвечать и за безопасность, и за процветание нации. Его отсутствие означает вакуум, немедленно заполняемый административным, правовым либо внеправовым произволом. Именно сегодня, когда авторитет Президента, авторитет верховной власти упрочился, он может и должен быть направлен на возрождение государственных институтов.
Второй базовый принцип – служение общим целям.
Экономическая жизнь в России не может быть обусловлена и оправдана только чистоганом. Экономическая деятельность осознается православным человеком не как нажива, а как служение общенациональным целям, оформленным, как правило, как государственный интерес.
Если власти удается достичь ощущения единства целей с народом, экономическая жизнь в стране становится управляемой и успешной. Если же власть в отношении гражданского общества встает на путь взаимного попустительства, взаимной безответственности и кругового эгоизма, это порождает и своекорыстие власти, и своекорыстие экономических субъектов.
Третий базовый принцип, являющийся типичным для народного сознания – соборность, единство общественной жизни.
Нам заказан западный индивидуализм. Но нам заказан и юго-восточный путь – достижения национального единства через интересы корпораций и монополизацию корпорациями общественной жизни.
Российская объединенная промышленная партия предложила единственно возможный для России путь – стратегию экономического прорыва, которая предполагает перевод развития нашей страны на модель форсированного роста. Эта модель всецело опирается на принципы православной морали.
Мы исходим из принципа повышенной ответственности власти за благополучие России.
Нынешнее руководство страны в рекордно короткие сроки вернуло доверие россиян к самому институту власти и, в первую очередь, к президентской власти. Восстановлено единство политического пространства, политическая управляемость страной. Но в России это всего лишь инструмент для подлинного служения народу, для участия в обеспечении национального благополучия.
Отдельные импульсивные действия, не встроенные в единую экономическую стратегию, недостаточны и не способны исправить ситуацию.
Необходим широкий стратегический маневр, призванный сделать основными факторами развития не ситуативные обстоятельства на мировых рынках сырья и энергоносителей, а уникальные внутренние ресурсы России – природные, интеллектуальные, материально-производственные.
Я имею в виду созданные в прошлые годы заделы в передовых технологиях и обученные высококвалифицированные кадры. Необходимо соединить этот потенциал – с богатейшей сырьевой базой. Только так можно обеспечить быстрый, устойчивый и, главное, качественные рост промышленного производства.
Нужны глубокие институциональные реформы, своевременно подкрепляемые изменениями законодательно правовой сферы. Предлагаемая стратегия экономического прорыва позволяет в относительно короткие сроки осуществить такие преобразования.
Но мы исходим из того, что подобные меры не дадут должного эффекта, если в своей сути будут ориентированы только на частные, либо корпоративные интересы. Именно принцип служения общим целям требует, чтобы совокупный интерес экономических субъектов России строго коррелировался с национальными интересами, с интересами российской экономики в целом.
Под силу это только сильному государству, сильной верховной власти. Именно государство призвано обеспечить концентрацию всех необходимых ресурсов и их целевое использование по стратегическим направлениям. Именно государство призвано принимать необходимые меры по противодействию экономическим угрозам, экстремизму и т.д. То есть делать все то, без чего никакой частный интерес не может быть реализован оптимально.
Во-первых, без четко выраженной государственной воли невозможно отладить действенные механизмы перелива капитала из экспортно-ориентированных сырьевых отраслей в технологическое обновление производств, обеспечивающих внутренний рынок и экспорт наукоемкой продукции. Следовательно, необходима отладка государственных механизмов, призванных служить эффективными проводниками государственной воли. Иными словами, на вопрос «как» национально ориентированный капитал дает четкий, недвусмысленный ответ: прежде всего через усиление роли государства, через повышение его ответственности за создание условий для нормальной производительной деятельности.
Без усиления роли государства невозможно реализовать жизненно необходимый комплекс мер по снижению всего спектра инвестиционных рисков – политических, правовых, административных, способных обеспечить приток инвестиций в реальный сектор экономики, остановить отток капиталов и обеспечить их возврат, легализацию «теневого» сектора, который по самым скромным оценкам составляет до 40% ВВП.
В сжатые сроки предлагается принять пакет из 20-25 базовых законов и привести в соответствие с ними всю законодательную систему страны. Потребуется внести изменения в Налоговый, Бюджетный, Административный, Уголовный кодексы.
Потребуется радикальное наведение порядка, фактически расчистка правоохранительной системы, судебных органов, подчинение деятельности аппаратов государственных органов жестким правилам.
Во-вторых. Необходимо найти наилучшее решение вопроса перераспределения природной ренты. Наилучшее – значит справедливое. Мы давно отошли от пресловутого равенства в нищете, но еще не пришли к соборному пониманию справедливости в экономике. Справедливо то, что наилучшим образом соответствует общим устремлениям, общим целям, общим основам жизни, с которыми согласуется личное, частное, корпоративное благополучие.
Стремление перераспределить ренту в пользу госбюджета вообще, может привести к растворению этих средств в бюджете, что чаще всего означает их неэффективное использование, безвозвратное проедание или, что греха таить, разворовывание. Если и говорить о перераспределении ренты, то только на целевое, адресное финансирование конкретных инновационных проектов национального масштаба, способных создать такую технологическую основу экономики, которая обеспечит промышленный рывок и позволит на этой основе социальные проблемы нашего общества.
Для реализации этой задачи мы предлагаем создать государственную инновационную систему.
Ее основой может стать Федеральный фонд внедрения новых технологий. На возвратной основе из этого Фонда будут финансироваться для доведения до стадии внедрения уже созданные технологии и разработки.
Другая составляющая этой системы – Гарантийный инновационный фонд. Частично это – резервные средства Центробанка от обязательной продажи валюты экспортерами, частично – акции государства в крупных компаниях. Гарантийный фонд – это залоговая основа для привлечения инвестиций в инновационные проекты.
И, наконец, - это система институтов, которые позволят взаимодействовать крупным корпорациям, малому и среднему бизнесу. Всем известно, что Силиконовая долина в США состоит из мелких фирм, работающих по заказам крупных корпораций.
Считаю, что, как это ни парадоксально, перевод экономики на модель форсированного роста – задача не только и не столько экономическая, сколько политическая.
Главная составляющая успеха – сильная и решительная власть. Именно государство должно существовать и действовать эти несколько лет в чрезвычайном режиме. Так делалось везде в мире, где решались задачи модернизации, творились «экономические чудеса».
Так, вдвойне и втройне должно быть в России, где должен быть реализован принцип повышения ответственности светской власти. Общество пойдет на определенные самоограничения только тогда, когда власть возьмет на себя дополнительные обязательства.
Отмечу лишь, что нам не нужна очередная диктатура, или революционная целесообразность в новом издании. Нужны прежде всего государственная ответственность и профессионализм.
Комплекс действий, о которых идет речь, может дать эффект и обеспечить экономический прорыв только при следующих условиях:
- комплексность и системность осуществления предлагаемых мер;
- одномоментность действий;
- сжатые темпы реализации;
- твердая последовательность в исполнении;
- жесткость в преодолении бюрократического, политического и корпоративного сопротивления.
Наконец, предлагаемый нами экономический прорыв должен быть осуществлен в три этапа.
Первый – подготовительный.
Второй – переход к ускоренным темпам роста промышленности, 14-18% в год.
Третий – выход на устойчиво высокий уровень роста экономики, 10-12% в год, с переходом к стабильному долгосрочному развитию страны.
По срокам это должно занять пять лет. Год – на подготовку и четыре – на резкий рывок. Но надо спешить. Россия пока еще обладает необходимыми ресурсами для возрождения своей экономики как преимущественно-производственной. Каждый год, месяц, день упущенных возможностей означает, что все большая их часть безвозвратно утрачивается.
Свою политическую задачу мы видим в том, чтобы обеспечить власти, которая проявит решимость реализовать экономическую модель форсированного роста, народную поддержку, придать ее действиям в этом направлении моральную легитимность в сознании россиян.
Мы не только знаем производство, его нужды и потребности. Мы не только работаем с людьми, занятыми в производстве. Мы жизненно заинтересованы в том, чтобы экономический прорыв состоялся, чтобы наша страна поднялась.
Но для нас очевидно и другое. Ничего не состоится, если народ не воспримет дело экономического подъема как свое кровное и высоконравственное дело. Как дело, которое освящено верой и правдой.