Православному человеку особенно дороги Рождество и Пасха Христова. В моей жизни и жизни моих единомышленников между двумя этими великими христианскими торжествами есть особенный день – 15 марта (или 2-е по старому стилю), когда в Церкви празднуется явление в 1917 году в подмосковном селе Коломенское чудотворной иконы Матери Божией Державной. В этот же день на далекой псковской станции с красноречивым названием Дно император российский Николай II был лишен престола… А через год в далеком Екатеринбурге русское самодержавие в лице Царя и его Августейшей Семьи было безжалостно расстреляно большевистской властью…
В середине марта этого года мне посчастливилось побывать там с моими друзьями – писателем Владимиром Крупиным и Виктором Николаевым. Из Москвы приехал с нами и творческий коллектив «Серебряные струны» под руководством знаменитого балалаечника, заслуженного артиста России Юрия Клепалова. Всех нас пригласил в Екатеринбург правящий архиерей епархии митрополит Кирилл. 15 марта исполнилось 15 лет со дня его епископской хиротонии.
Утром 15 марта отец Никита Суровейкин, так звали нашего провожатого, повез нас с Владимиром Крупиным от храма Спаса-на-Крови на Ганину Яму: «Я буду стараться, где это возможно, ехать по маршруту Крестного хода», – пояснил он.
Владимир Николаевич, прошедший не одну сотню километров в Великорецких крестных ходах, вспомнил свое участие в екатеринбургском шествии: «Я никак не рассчитывал, что без единого привала пройдем. Такая благодать!»
Мы молча постояли у креста, на месте которого была шахта, куда сбрасывали царские останки, помолились в храме Святых Царственных страстотерпцев…
Встреча с читателями, с людьми, для которых ты пишешь, – всегда сердечная радость. Ведь ты воочию видишь людей, для которых стараешься своими немощными силами помочь осмыслить страницы нашего нелегкого бытия. И встреча эта тем более драгоценна, что проходила она в особом месте – Храме-на-Крови, в каких-нибудь десятках метров от того ипатьевского подвала, где умирала за нас Царская Семья.
Я привез из Москвы ту самую хоругвь с иконой Державной Божией Матери, с которой ровно шесть лет тому назад мы совершили памятный крестный ход из Коломенского на станцию Дно. Так невидимым образом замкнулось кольцо: место явления Державной иконы – место предательства самодержавного Царя и место его убиения…
На следующий день владыка Кирилл пригласил нас на освящение нового храма во имя иконы Державной Божией Матери. Церковь небольшая по размеру, но очень уютная была построена рядом с железнодорожным вокзалом Екатеринбурга. Людей очень много, все стоят, плотно прижавшись друг к другу. Простые, такие родные русские лица. Освящение престола храма, крестный ход, Божественная литургия – все это пролетает, как одно мгновение…
В проповеди прозвучали ранее не известные мне подробности прибытия из Тобольска в Екатеринбург Царской Семьи. Оказывается, здесь их встречали… с заряженным артиллерийским орудием, чтобы разом покончить с Царем-помазанником и его Августейшей Семьей. Но, видимо, Господь отвел на этот раз руку цареубийц, и Царская Семья вышла на следующей станции. Именно на этом месте и стоит теперь храм во имя иконы Державной Божией Матери, самим этим фактом красноречиво свидетельствуя, что Бог поругаем не бывает.
Внимательно вслушиваемся в слова владыки Кирилла: «Державный образ Божией Матери укрепляет каждого верующего человека, потому что, обращаясь к нему, наверное, как никогда в жизни, русский человек понимает, что все его упование, все его надежды возлагаются сегодня только на помощь Божию. Эта помощь Божия и дает нам добрых людей, которые своими делами укрепляют нас в нашем сердечном делании молитвы Иисусовой и в том служении нашему Богу, которое должно привести нас в Царствие Небесное. Поэтому мы смотрим на этот храм, как на ступеньку к Небесному Царству. Мы стоим сегодня на этих ступеньках Царствия Божия, утверждаемые твердой верой в то, что Господь представительством Своей Пречистой Матери никогда не оставит нас…
Мы ощущаем великую и всемогущую помощь Божию в нашей жизни. Эта помощь Божия в лице Церкви сегодня осуществляется образом Державной иконы Божией Матери, в которой мы видим охранительницу всех тех православных национальных устоев, которые были присущи нашей стране более тысячи лет…
И сегодня мы особенно благодарны тем, кто хранит эту память Державной Царице Нашей, кто распространяет эти знания среди людей. Мне очень радостно сегодня, отрадно и приятно видеть присутствующих здесь добрых гостей наших. Хотя в принципе русский писатель не бывает гостем на земле, потому что вся наша русская земля – это его почва, его душа, его жизнь, его воздух…»
Затем владыка Кирилл вручил грамоты особо потрудившимся на строительстве храма. И совершенно неожиданно пригласил меня подойти к амвону. «За заслуги перед Русской Православной Церковью вы награждаетесь медалью Царственных страстотерпцев I степени», – прозвучали его слова. На алой ленте на алом кресте силуэты святых Царственных страстотерпцев. Комок подступил к горлу, мешая говорить. Наверное, впервые за двадцать лет издания «Руси Державной» я был так счастлив. И четко осознаю, что эта награда всей нашей православной народной газете, всему нашему православному народу, который поддерживал и продолжает поддерживать нас на трудном, на таком благодатном пути к Руси Святой, к Руси Державной…
В своем слове Владимир Крупин сказал: «Пасха еще далеко, а радость пасхальная уже в душе, удивительное молитвенное состояние. Огромное счастье быть православным, осознавать, что Господь над нами, что Россия – это дом Пресвятой Богородицы…»
Юрий Клепалов с дрожью в голосе произнес, обращаясь к присутствующим: «Я низко кланяюсь вам, благодарю вас за то, что вы есть. Я счастлив, что в этот знаменательный день Господь привел меня в это святое место…»
Вечером мы улетели в Москву. А ночью митрополит Кирилл служил ночную литургию в Храме-на-Крови. Поминают Святых Царственных страстотерпцев здесь 17-го числа каждого месяца.
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ