Добавлено: 23.09.2018

Судьба России в руках российского народа

Из интервью Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Русь Державная»


- Ваше Святейшество! Мы беседуем с Вами в канун 6-й годовщины Вашей интронизации. Шесть лет Вы уверенно и мудро ведете корабль Русской Православной Церкви в наше непростое время. На Ваши плечи легла нелегкая ноша – после семи десятилетий атеизма в России возрождать православие в душах людей, направлять их в сторону чистых и светлых евангельских истин.

Я вспоминаю сегодня весну 1992 года, когда от Гроба Господня в Иерусалиме была перенесена русскими православными людьми Неугасимая Лампада с Благодатным Огнем и торжественно водружена на Славянской площади у подножья освященного Вами памятника равноапостольным Мефодию и Кириллу. Вы произнесли тогда пророческие слова: «Во главе основных процессов в нашем обществе должна стоять духовность!» Жизнь, мне кажется, полностью подтверждает эти слова?!


- Действительно, завершается шестилетие моего патриаршего служения. Нелегкими были эти годы. Справедливо вы говорите о том, что нужно было восстанавливать то, что было за семьдесят лет порушено. Восстанавливать не только храмы Божии и обители, но главное – восстанавливать души людей, которые были исковерканы и требовали возвращения к духовным и нравственным началам.

К сожалению, за минувшие десятилетия был утерян нравственный и духовный стержень, который должен быть присущ христианину и вообще каждому человеку. Вы вспомнили сейчас перенесение Благодатного Огня в 1992 году. Это было благодатное явление для России, когда Благодатный Огонь от Гроба Господня достиг наших пределов, зажглись от него лампады в наших храмах и перед освященным памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Каждый год что-то происходит такое, что дает нам мужество, силы, укрепляет нас в том подвиге, к которому призвал нас Господь.

В прошлом году мы духовно радовались прибытию из Иверского монастыря на святой горе Афон списка с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, которая стала благой вратарницей у главной площади нашей столицы, воссозданной часовни Иверской иконы Божией Матери...

В этом году были привезены честные мощи Целителя Пантелеимона, и на первом богослужении в Богоявленском соборе я сказал, что у каждого из нас есть болезни телесные и язвы душевные. И поэтому всем нам необходима помощь великомученика и целителя Пантелеимона.

И сама жизнь оправдала эти слова... Сотни тысяч людей выстаивают порой по шесть, десять часов, чтобы поклониться этой святыне, чтобы помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону об исцелении телесных и душевных недугов. Это поражает... Я несколько раз, когда святые мощи находились в Свято-Даниловом монастыре, подходил к людям и спрашивал: откуда они? Люди приезжали со всех пределов Русской Православной Церкви. Они берут на себя подвиг, чтобы приехать и помолиться перед этой святыней.
И эти благодатные моменты встречи со святынями – укрепляют нас в том подвиге, который судил нам Господь совершать в это непростое время, и дает нам силы и мужество. Видим веру людей, их твердое упование в молитвенное предстательство Царицы Небесной или Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона, и это вселяет в нас уверенность в том, что люди не потеряли Веру, что они возвращаются к ней, несмотря на все попытки их насильственно от нее отторгнуть. Оправдываются слова: без Веры невозможно угодить Богу.

Надо подчеркнуть, что строительство храмов ведется не за счет бюджетных средств Российской Федерации и Московского правительства, а это – пожертвования, которые поступают от края и до края Руси, и не только Руси, но и из других православных стран. Первый Храм строился на народные деньги, и в самом факте воссоздания Храма Христа Спасителя проявляется акт покаяния. Акт покаяния за то разрушительство, которое осуществляли наши деды и отцы в прошлом. И появляется уверенность, что с воссозданием Храма Христа Спасителя возрождается символ возрождения России.

Некоторые иностранные специалисты, приезжающие в Москву, просто поражаются столь быстрым темпам воссоздания Храма. И те люди, которые не были в столице несколько месяцев, приезжая, видят, как на глазах восстает буквально из небытия Храм Христа Спасителя. Фактически за один год от времени освящения закладки Храма в котловане на Рождество Христово 1995 года и до Рождества Христова в этом году Храм был воздвигнут.

Конечно, применяются новые технологии, которые помогают строительству, не ухудшают его, а наоборот, помогают быстрой и качественной работе. Меньше стало и критики в адрес воссоздания Храма Христа Спасителя. И именно темпы строительства сняли многие вопросы.

Так, высказывались мнения, что в трудное время не нужно строить Храм. А наша история, если оглянуться на нее, – разве в легкие времена строились и созидались храмы, которые сегодня украшают землю Руси? Именно в трудные времена люди становятся более жертвенными...

Поэтому мы надеемся, что если люди жертвуют на строительство Храма Христа Спасителя, то они имеют возможность пожертвовать и делают это целевым назначением. Когда-то раздавались голоса, что эти деньги надо направить на строительство жилого микрорайона или строительство тюрем. Будет ли это честно? И будут ли люди на эти цели жертвовать? Для строительства Храма – жертвуют.

Конечно, тюрьмы нуждаются в обновлении, но если у нас будет больше храмов, то потребуется и меньше тюрем. Все взаимосвязано. Возвращение духовности в жизнь народа будет отзываться меньшей преступностью в нашем обществе.

Конечно, не все благополучно у нас в нравственной, духовной сфере, особенно среди молодежи, которая подвержена, к сожалению, нравственной распущенности, алкоголизму, наркомании. В связи с этим растет и преступность. Все это – результат потери духовных ориентиров и нравственной основы жизни.

Посещая разные епархии Русской Православной Церкви, я стараюсь всюду встречаться с учащимися церковно-приходских воскресных школ, православных гимназий, с молодежью, которая сохраняет духовные ценности. Эти встречи всегда вселяют уверенность, что эту часть молодежи мы не потеряем для будущего, не потеряем ни для Церкви, ни для Отечества нашего.

Но, к сожалению, нам не удается охватить всю молодежь, а соблазнов – очень много. Это и телевидение, которое часто пропагандирует культ насилия и жестокости через фильмы, которые идут на телеэкранах и в кинотеатрах. Это пропаганда нравственного разложения, распущенности. И мне некоторые отцы и матери, у которых есть дети юношеского возраста, говорят: мы вынуждены выключать телевизор, потому что чувствуем, что это развращает наших детей. К сожалению, эта пропаганда культа насилия и жестокости продолжается и имеет пагубное влияние на молодежь, потому что теряется ценность человеческой жизни. Псевдогерои, которые убивают и всегда оказываются победителями, убеждают молодежь, что можно убить человека, лишить жизни животное и не понести никакого наказания.

Мне в прошлом году приходилось посещать одну зону, и меня поразило огромное количество молодежи, и среди них многие получили сроки заключения за убийства.

Я задавался мыслью о том, откуда эта жестокость у молодых людей, многие из которых несовершеннолетние? И это не может, конечно, не беспокоить и тревожить нас, и об этом нужно во весь голос говорить, потому что молодежь – это будущее нашего Отечества, будущее России. И если она не будет иметь нравственных ориентиров, то с чем мы придем в будущее тысячелетие?

Я думаю, что самое главное сегодня – это сохранить мир и согласие в нашем обществе. Потому что, к сожалению, оно раздираемо противоречиями и противостояниями, часто нетерпимостью друг к другу. И только в условиях мира и согласия можно решать те огромные задачи, которые стоят сегодня перед нашим обществом, перед страной.

Русская Православная Церковь, и это зафиксировано в постановлении Священного Синода, должна быть открыта ко всем и не отождествляет себя с какой-либо одной партией, потому что в каждой партии есть верующие. В каждой группе людей есть верующие, для которых мы должны быть открыты.

Совсем недавно я посещал Пермскую епархию и Республику Коми. Я побывал в Свято-Никольском Белогорском монастыре в Кунгурском районе Пермской области. Это огромный, расположенный на высокой горе монастырь и сильно изуродованный храм... Четыреста насельников этой обители были расстреляны. За что? Они не были контрреволюционерами. Они были расстреляны просто за то, что они верующие, за то, что они дали обет монашества и совершали свой молитвенный и трудовой подвиг. И за это были все уничтожены...

Поэтому для нас не безразлично, насколько будут сохраняться те свободы: свобода совести, религиозная свобода, другие свободы, которыми мы сегодня пользуемся. Потому что возвращаться в трагическое прошлое, я думаю, – это трагедия для Руси.

Все плохое быстро забывается. Но все-таки то, что пережила Церковь в трагические годы репрессий, надо помнить. И то, что мы сегодня пользуемся религиозной свободой, то, что сегодня восстанавливаются тысячи храмов и возрождается монашеская жизнь в сотнях монастырей, порушенных в прошлом, – это милость Божия, это проявление религиозной свободы. Так после Куликовской битвы ученики преподобного Сергия Радонежского пошли основывать по Руси святые обители для того, чтобы вернуть народу нравственные, духовные основы и просвещать его светом веры Христовой и учением Христа Спасителя.

Так и в наши дни мы рассматриваем возрождение монашеской жизни (а на сегодня она возобновлена в трехстах шестидесяти девяти монастырях) как факт духовного просвещения нашего народа. Оттуда будут исходить нравственные и духовные начала и помощь людям, желающим вернуться к отеческой вере и христианским основам.

Россиянам всегда была свойственна доброжелательность друг к другу, взаимопомощь. К сожалению, может быть, эти качества были утеряны в прошлом, когда осуществлялся поиск врагов. И сегодня мы хотим искать врагов и обвинять их во всех бедах, которые сопутствуют нам. Но нужно подумать о том, что каждому из нас необходимо вернуть те отличительные свойства, которые присущи были русскому человеку: это внутреннее спокойствие, это то, о чем говорил Преподобный Серафим Саровский: «стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Я думаю, что каждый на себе ощущал и проверил своей жизнью, что если у него на душе спокойно, то его внутреннее спокойствие отражается и на семье, на окружающих людях, с кем он живет, с кем он идет одной дорогой жизни. И, наоборот, если у него нет внутреннего мира, внутреннего спокойствия, то его неспокойное состояние отражается и на окружающих.

Нужно вернуться к внутреннему мирному состоянию нашего духа.

Нужно вернуться к тому доброжелательному отношению к своим ближним, к заповеди Господней: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Или: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

И если мы будем постоянно ежедневно и ежечасно, ежеминутно этим критерием проверять себя, свои поступки, то легче будет жить и нам, и окружающим людям. Потому что нам бывает больно, когда о нас говорят плохо, когда нас осуждают, когда проявляют по отношению к нам черствость, невнимательность, не поддерживают в трудную минуту жизни. Мы должны проявлять добрые чувства по отношению к нашим ближним. И если это будет взаимно, то легче будет и нам, и всему нашему обществу. Почему Церковь призывает в Прощеное Воскресение к примирению друг с другом? Если примирение искреннее, если мы действительно попросили прощения у того, кого мы обидели, не формально, а искренне, то спокойнее на душе становится и снимается с души то тяжелое бремя, которое тяготит нас и отражается на всей нашей жизни.
И в основе всего должна лежать христианская любовь к ближнему. И если она будет, то тогда все будет строиться на основе евангельской христовой любви. А любовь – она все покрывает. Как говорит апостол Павел, она долго терпит, она не помнит зла, она но превозносится, она покрывает все. И если мы будем руководствоваться любовью, то тогда мы будем действительно не только по имени христиане, но и по жизни. И тогда к нам будут относиться слова Священного Писания: так да светит свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца Вашего, который на Небесах...

Вот наша задача. А для совершенствования нет предела. «Будьте совершенны как Отец Ваш Небесный совершен есть». И земная наша жизнь дается не для того, чтобы мы ее проводили в распрях и раздорах, а для того, чтобы каждый из нас совершенствовался, возрастал в христианских добродетелях. Жизнь скоро проходит. И об этом нужно думать, задумываться о будущем, с каким багажом мы придем на суд Господень.

Проявляли ли мы милосердие, любовь христианскую по отношению к нашим ближним. И Господь ведь не спросит нас: какие политические взгляды мы исповедывали? А спросит: «я был болен – вы посетили меня, в темнице вы пришли ко мне, я был голоден – вы напитали меня?» И если мы делаем это по отношению к нашим ближним, то мы делаем это как бы для самого Христа Спасителя, в которого мы веруем и завет которого мы должны исполнять в жизни.

Вот задача христианина. Легче ему будет жить – и всем окружающим будет легче, если мы будем руководствоваться великим христианским законом.

Записал Андрей Печерский
1996, № 11–12


Эпоха Патриарха Алексия


Именно с таким названием, несомненно, войдут в нашу историю 18 лет патриаршества Алексия II. Этот краткий, по сравнению с вечностью, отрезок времени вместил в себя множество больших и малых дел, у которых одно название – созидание.

«Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф. 16: 18). Эти слова Священного Писания каждую минуту своей жизни утверждал Патриарх Алексий II. Свой нелегкий крест служения Церкви и православному народу он пронес с достоинством и мудростью. Тяжкое, и казалось – неподъемное, бремя досталось ему – возрождать в народе нашем почти удушенную безбожными десятилетиями веру православную, строить и украшать нашу землю храмами и монастырями.

Мне довелось знать этого удивительного человека и не раз беседовать с ним – на протяжении 16 лет, то есть почти весь срок его патриаршества.

Как будто вчера была наша первая встреча… Привел меня к Святейшему писатель Станислав Рыбас, возглавлявший в ту пору Фонд восстановления храма Христа Спасителя. Я увидел спокойного, уверенного, бесконечно доброго и доступного человека, который живо интересовался буквально всем. Он одобрительно отозвался о подготовленном мною и моими коллегами из «Правды», где я тогда работал, специальном выпуске газеты «Храм Христа Спасителя». Тогда же я поделился с ним своими мыслями о создании православной народной газеты. Испытующе глядя на меня, он внезапно спросил: «Почему именно “Русь державная”?» Помнится, я, как мог, ответил. Улыбнувшись, Святейший благословил это начинание.

Все 15 лет своего существования «Русь державная» тесно связана со служением нашей Матери-Церкви и нашего Патриарха. Воцерковлялась и приходила к вере православной Россия, воцерковлялись и укреплялись в вере и мы, грешные.

Как ступеньки к храму запомнились счастливые моменты жизни в Церкви.

Май 1992 года. Принесение в Москву Благодатного огня от Гроба Господня. Молебен на тогда еще площади Ногина перед памятником равноапостольным Кириллу и Мефодию. Пророческие слова Святейшего: «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность!» И она действительно шаг за шагом утверждается на нашей земле.

Сентябрь 1993 года. Первый номер «Руси державной» мы с Борисом Журавским, автором оформления газеты, привезли в аэропорт Внуково-2, откуда Святейший Патриарх улетал – через всю страну – в Америку на празднование 200-летия Православия на этом континенте. Помню одобрение на лицах Патриарха и членов Священного Синода, когда мы вручали им «Русь державную».

И всего через несколько дней я вместе с сотнями верующих стоял у входа в московский Богоявленский собор в ожидании небывалого события – прибытия из Третьяковской галереи чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сугубая молитва Патриарха о спасении Отечества. Горячая мольба была услышана: Господь не допустил в России гражданской войны.

Рождество 1995 года. Закладка храма Христа Спасителя. Мы читаем с дочкой «Богородице Дево, радуйся…» и оказываемся в двух шагах от Патриарха, на помосте у огромного деревянного креста. Святейший вместе с Ю.М. Лужковым опускает закладную капсулу… В этот миг свинцовые тучи над крестом разошлись – и засияло солнышко.

Август 2000 года. Юбилейный Архиерейский Собор. Прославление новомучеников и царской семьи. Освящение храма Христа Спасителя. Радостные лица наших архиереев в алтаре собора. Иконка святых царственных мучеников на память.

Крестные ходы, организованные редакцией, по благословению Святейшего, – в дни 100-летнего юбилея прославления преподобного Серафима Саровского из Курска в Дивеево, на 60-летие великой Победы из Москвы в Минск и Киев – тоже укрепляли православную веру на нашей земле.

90-летие иконы Божией Матери «Державная». Крестный ход из Коломенского на станцию Дно. Слезы в глазах императора Николая II, изображенного на иконе, и две мироточащие «Державные» иконы. Пасхальная радость сотен верующих и священнослужителей. Торжественная служба Святейшего Патриарха в Казанском храме Коломенского у чудотворной «Державной» иконы Богородицы. Во время вручения Святейшему Патриарху вновь замироточившей «Державной» иконы Божией Матери я увидел, какой радостью святились его глаза.

Он особо чтил этот образ Пресвятой Богородицы. В день празднования иконы, 2/15 марта, он обязательно служил Божественную литургию в Коломенском или в часовне «Державной» иконы Божией Матери, что рядом с храмом Христа Спасителя. Именно по его благословению начали читать акафист «Державной» иконе Божией Матери у еще действовавшего бассейна «Москва». И произошло чудо: за пять лет был воздвигнут храм Христа Спасителя.

Участники крестных ходов программы «Под звездой Богородицы», благословленной Патриархом, пронесли через всю нашу страну «Державный» Богородичный образ.

Пять «Державных» икон освятил в алтаре Казанского храма в Коломенском Святейший на праздничной литургии 15 марта 2008 года. И несколько икон тогда сразу же замироточили. А 8 июня тысячи верующих сошлись крестными ходами со всех концов страны в Москву, в Коломенское, и прошли по столичным улицам к Храму Христа Спасителя, где Патриарх отслужил торжественный молебен.

Именно чудотворным «Державным» образом Божией Матери благословил Святейший Патриарх объединить в молитве весь русский народ – от Америки до Австралии. И совершила Матерь Божия «Державная» этот всемирный крестный ход.

Печальная весь о кончине первосвятителя настигла меня и многих русских писателей в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, где мы ожидали услышать слово Святейшего на Соборной встрече «Духовная сила слова: основа единства народа». И сразу стало понятным, почему уже несколько дней мироточит наша, редакционная, «Державная» икона Богородицы. Тонкая струйка миро истекает из области сердца Божией Матери… Пречистая Дева скорбит об уходе молитвенника за землю Русскую.

«Совершение литургии – самое главное дело моей жизни», – говорил Святейший Патриарх. И он, как верный неутомимый солдат, всегда был готов служить, часто превозмогая недуг. Несмотря на тяжелые болезни, он служил литургию более 300 раз в году, то есть практически каждый день.

Юбилейные торжества в Саввино-Сторожевском монастыре пришлись в прошлом году на нещадно жаркий август. Служба под открытым небом собрала тысячи верующих. Когда я увидел Святейшего, это поразило меня до глубины души: ведь я, грешный, еще раздумывал, нужно ли выходить в такую жару из дома. «С юбилеем вас, Андрей Николаевич!» – с улыбкой сказал Патриарх, когда я подошел к нему под благословение.
Он был удивительным человеком, помнил обо всех – и больших, и малых. Именно благодаря его постоянной поддержке росла и крепла газета «Русь державная». В первые, особенно трудные, годы он, встречая меня, любил спросить: «Ну как, “Русь державная”, держишься?» Как тут не ответить: «Держусь, Ваше Святейшество!»
Последняя литургия Патриарха пришлась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он служил ее в Успенском соборе Кремля. И в этот же день, за несколько часов до своего ухода, у мощей святителя Тихона в Донском монастыре Святейший вновь говорил о Пресвятой Богородице.

Вот его последние слова народу Божиему: «Дни памяти Патриарха Тихона совпадают с праздниками в честь Божией Матери – блаженная кончина святителя была в праздник Благовещения, патриаршая интронизация – в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Убежден, что молитвами Пречистой Богоматери Господь укреплял святителя Тихона в его исповедническом патриаршем служении…»

Эти слова Патриарха Алексия II, думаю, можно отнести и к нему самому.

На моем письменном столе стоит фарфоровая иконка Рождества Христова с патриаршим вензелем, подаренная Святейшим. Она согревает и вдохновляет меня на дальнейшие труды.

На Введение во храм Пресвятой Богородицы, даже в мороз, у нас, в селе Троицком, в ограде храма всегда зацветает верба. В этом году ночью, когда я срывал с куста несколько веточек с белыми пушистыми шариками, почему-то шел дождь. Бог даст, я обязательно положу на могилу Святейшего Патриарха этот скромный букет.

Андрей Печерский
2008, № 12
от 25.04.2024 Раздел: Сентябрь 2018 Просмотров: 843
Всего комментариев: 0
avatar