Добавлено:

Судьба Соловецкой святыни: исполнение завета о труде или превращение в товар

Выступление на VII Всемирном Русском Народном Соборе «Вера и труд: духовно-исторические традиции и экономическое будущее России», 17 декабря 2002 года, Свято-Данилов монастырь

Для всех собравшихся здесь является бесспорным, что экономическое будущее России, как, впрочем, и всякое иное будущее нашей жизни, нуждается в духовной и символической опоре. Но мы глубоко убеждены, что эта опора должна быть явлена не только в виде хороших и правильных слов – кодексов деловой этики и тому подобного. Эта опора непременно должна предъявляться и в виде конкретных образов – живых ликов святынь, данных нам историей, являющих собой общую судьбу русского народа, его лицо пред Богом.
 Одна из таких русских святынь, воплощающих собой завет о труде, – Соловки. Напомним, что девизом Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря всегда было: «В труде спасаемся!»
 
Соловки – особое место для Православной Церкви и России. Это воистину живой образ Преображения: суровая северная природа, преображенная трудом и молитвой.
 Это преображение человеческой души в исполнении заповеди о труде и молитве.
 Это форпост христианской (европейской) цивилизации на Севере, где на каждом историческом этапе применялись новейшие для своего времени технологии.
 Это школа труда и молитвы для огромного региона, куда было принято направлять, хотя бы на год, по обету мальчиков или юношей из любого места Русского Севера.
 Именно в этом краю обильно пролилась в годы богоборческой власти кровь новомучеников, укрепившая Церковь. Затем были десятилетия безвременья.
 В настоящее время, в переломный момент истории нашего государства и народа, предпринимается попытка превращения Соловков в коммерческий товар.
 Сегодня здесь рельефнее, чем в иных местах, выступает различие между двумя подходами, ведомственным и национально-государственным, к русскому историческому и духовному наследию.
 Сегодня на Соловках острее, чем в иных местах, стоит вопрос: что же мы унаследовали от прошлого для будущего – живую святыню или насильно вырванные из контекста православной духовной культуры так называемые «памятники истории и культуры».
 В 2000 году при финансовом и методическом содействии Фонда Сороса – Института «Открытое общество» был разработан «Стратегический план сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника». Проектанты отождествили музей-заповедник со всем Соловецким архипелагом. Из разработки следует, что дирекция музея собирается утилитарно использовать наследие Соловецкой обители, фактически рассматривает монастырь в ряду своих подразделений и даже пытается проектировать его деятельность. Этот «Стратегический план…» создавался без участия Спасо-Преображенского монастыря, органов местного самоуправления Соловков и других заинтересованных организаций, без каких-либо согласований и консультаций с ними.
 «Стратегический план…» рассматривался в 2001 году на коллегии Министерства культуры России при личном участии министра г-на М.Е.Швыдкого. Замечания, высказывавшиеся наместником Соловецкого ставропигиального монастыря архимандритом Иосифом, остались без внимания. План был одобрен и принят к бюджетному финансированию.
 Соловки были выбраны своеобразным полигоном для экономического эксперимента по достижению самоокупаемости учреждений культуры, который планируется распространить на всю Россию. Нельзя не отметить, что под флагом этого эксперимента Министерство культуры в последние два года произвело прямо обратное действие – десятикратно увеличило финансирование Соловецкого музея-заповедника из федерального бюджета.
 По заказу Министерства культуры и музея разрабатываются многочисленные документы, непосредственно затрагивающие интересы Спасо-Преображенского монастыря и местного населения:
 · «Проект границ Соловецкого музея-заповедника»,
 · «Проект охранных зон Соловецкого музея-заповедника»,
 · «Генеральный план развития Соловецкого музея-заповедника»,
 · «План управления Соловецким историко-культурным и природным комплексом»,
 · «План приспособления и функционального использования памятников Соловецкого комплекса»,
 · «Нормы предельно допустимой численности посетителей Соловецких островов»,
 · «Правила посещения Соловецкого музея-заповедника»,
 · «Правила землепользования и застройки на территории Соловков»,
 · «Перспективный план функционального зонирования территории и использования памятников истории и культуры Соловков» и так далее.
 Эти разработки создаются и утверждаются без участия представителей Спасо-Преображенского монастыря, местного муниципалитета и других заинтересованных сторон, с ними не согласовываются, им не представляются, они об этих проектах даже не информируются.
 Во всех этих разработках ведомственное учреждение культуры – Соловецкий музей-заповедник – фактически отождествляется со всем духовным, культурным и природным наследием Соловков.
 Руководство музея-заповедника как бы не замечает, что планирует распоряжаться конфискованным в советское время имуществом в присутствии его хозяина и создателя – Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (и даже без консультаций с ним). Заложниками такой политики оказывается и население архипелага. Эту позицию музея, к сожалению, активно поддерживает Министерство культуры. К счастью, позиция региональных архангельских властей пока не столь однозначна.
 Какова же цель этих многочисленных разработок?
 Обладая «уникальным комплексом историко-культурных ресурсов», Соловецкий музей-заповедник хотел бы организовать «расширенное производство комплекса услуг», максимально эксплуатируя наследие, являющееся общенациональным достоянием, с последующей продажей этих услуг «локальному, региональному, российскому сообществу». Но на рынке «социальное предназначение» перекупщика, продавца чужого товара обозначается просто – маклер-посредник.
 Итак, музеем-заповедником, с одобрения Министерства культуры, принимается «Стратегический план…», направленный:
 · на извлечение максимальной прибыли из давно существующего и не музеем созданного культурного и природного наследия Соловков – национального достояния России;
 · на постепенное «размывание» образа Соловков как Православной Святыни;
 · на превращение древней обители в заурядный аттракцион, входящий в состав «комплекса услуг» для состоятельных туристов.
 Обозначена в «Стратегическом плане…» и еще одна цель – необходимость «поиска и освоения российским сообществом новых эффективных моделей социально-экономического и культурного развития… Создание дополнительных механизмов и каналов приобщения местного сообщества к мировым культурным ценностям». Эта цель взята из программных документов Фонда Сороса – Института «Открытое общество».
 В контексте Соловков с их традиционной и, выходит дело, «старой и неэффективной культурой», то есть культурой монастырской – это означает одно – деятельность государственного музея-заповедника (N.B. – заповедника) принимает «нетрадиционную ориентацию» в виде прилюдного показа чуждых «моделей культурного развития».
 Так, летом 2001 года в непосредственной близости от монастыря, в центре современного искусства «АртАнгар», созданного в памятнике бывшего концлагеря, на семинаре, который финансировался фондом Сороса, демонстрировались фильмы: «Лучше порно, чем никогда», «Все мужики козлы, все бабы дуры», «Транспортировка придурков».
 И это происходило в самом сердце православной культуры, на территории русской общенациональной Святыни. А сам «АртАнгар» – площадка для работы фонда Сороса – был организован Соловецким музеем-заповедником за государственный счет.
 Ведение такой деятельности именно на Соловках может быть трактовано лишь в терминах цивилизационной или идеологической войны против традиционной православной культуры.
 Летом 2003 года фонд Сороса планирует провести на Соловках фестиваль современного искусства «ГУЛАГ НАШЕ ПРОШЛОЕ?». Очевидно, эта акция будет приурочена к 80-летию открытия Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Что за «праздник» готовится, и уместна ли такая «фиеста» (именно от этого слова происходит слово «фестиваль») в Соловецкой Святыне?
 Минувшие два года убедительно показали, что реализация «Стратегического плана развития Соловецкого музея-заповедника», приводит к целому ряду негативных последствий. Они, с нашей точки зрения, таковы.
 · профанация святынь Соловков, превращение их в товар на рынке туристических услуг; деградация наследия, используемого вопреки первоначальному назначению;
 · размывание традиционных ценностей православной культуры Соловков путем внедрения чужеродных ценностей, «пробивания бреши в консервативной традиции» русской культуры;
 · воспитание «игрового отношения» к периоду Соловецкого концлагеря, символическое глумление над трагедией России;
 · ориентация лишь на состоятельных потребителей, что уже сейчас приводит к значительному росту цен на архипелаге;
 · ограничение доступа к общенациональной Святыне малообеспеченных слоев общества, в первую очередь православных паломников, а также школьников и студентов;
 · ограничение условий традиционной монашеской деятельности;
 
· разрушение трудовой и бытовой культуры населения Соловков, ориентированной прежде на скромные ресурсы архипелага, умеренный уровень потребления и взаимную помощь.
 · установление ведомственного монополизма в связи с планами упразднения местного самоуправления, лесхоза, других организаций, с передачей соответствующих функций руководству музея-заповедника;
 · создание безоговорочной зависимости местного населения от администрации музея-заповедника как основного работодателя, монопольного распределителя доходов и благ.
 
· деградация культурных ландшафтов, созданных трудами монастыря, и уникальной природы архипелага;
 · скрытая приватизация объектов культурного и природного наследия, возможность передачи национального достояния иностранным инвесторам;
 · новое строительство и хозяйственная деятельность, не свойственные для Соловков и ведущие к деградации духовной, природной и культурной среды.
 Все это ведет к разрушению целостного восприятия исторического мира Соловков.
 Надо сказать и о методах создания многочисленных документов, активно стимулирующих данные негативные процессы. Методы эти отнюдь не являются демократическими:
 1. Реальный заказчик разработок (Министерство культуры, Фонд Сороса, архангельские структуры) находится не на Соловках.
 2. Заказчик не собирается производить специально организованную публичную работу по учету интересов всех заинтересованных сторон, определять приоритеты в интересах народа и государства.
 3. Свои интересы, ценности и приоритеты заказчик открыто не предъявляет (так, упомянутый выше «Стратегический план…», принятый Министерством культуры, практически не доступен для жителей Соловков).
 4. Результаты работ навязываются местному сообществу, в том числе Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю, силой.
 Вывод очевиден: происходит «товарная упаковка» Соловков с использованием аппаратных технологий для реализации публично непредъявляемых интересов – частных и узкогрупповых.
 Таким образом, по своему типу подобная деятельность противоречит государственной политике, декларируемой Президентом России, по крайней мере в следующих областях:
 · В области национальной безопасности.
 · В области развития гражданского общества.
 
· В области защиты прав человека.
 · В области развития местного самоуправления.
 · В области восстановления роли традиционных ценностей, прежде всего религиозных, в жизни общества и государства.
 Происходящее отчетливо показывает, что политика Министерства культуры Российской Федерации по отношению к Соловкам не является государственной.
 Это вполне понятно в нынешних условиях, когда Россия только начинает выбираться из периода внутренней раздробленности и фактической приватизации государственных функций. Но такое положение должно быть изменено.
 Задачу стабилизации социокультурного ядра страны не решить без опоры на фундаментальную структуру идентичности – наши святыни.
 Соловки, по заповедям их преподобных основателей Зосимы, Савватия и Германа, должны стать духовной школой труда и молитвы для всей России, принимать тысячи паломников, прежде всего молодых, желающих понести труды во славу Божию.
 Кровь мучеников, пролитая на Соловках, обязывает к благоговейному отношению к этой земле. Значит – благоговейным будет и понесенный на ней труд. А восстановление духовного отношения к труду, во многом разрушенного историческими катаклизмами прошедшего столетия, так необходимо сейчас нашей стране.
 В сложившейся ситуации представляется целесообразным:
 1. Немедленно остановить реализацию «Стратегического плана сохранения и развития Соловецкого музея-заповедника». С этой целью принять обращение VII Всемирного Русского Народного Собора к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, губернатору Архангельской области г-ну А.Ефремову, министру культуры Российской Федерации г-ну М.Швыдкому.
 2. Решать вопросы о будущем Соловков не в пространстве целесообразности, а в пространстве права. Это, в частности, означает необходимость признания на федеральном уровне принципиального права монастыря на возврат (реституцию) всего принадлежавшего ему достояния. Это принципиальное правовое решение должно быть отделено от конкретных решений по фактической передаче того или иного объекта. Практические же вопросы такого рода следует решать поэтапно, с учетом ресурсной обеспеченности, интересов всех сторон и других жизненных обстоятельств, но непременно – в силовом поле принятого правового решения.
 3. Создать, желательно под патронажем Президента России, координационный центр по решению проблем Соловков с участием всех заинтересованных сторон, в первую очередь, Русской Православной Церкви. Ситуация, когда поручения Президента России по Соловкам кладутся правительственными чиновниками под сукно или искажаются ими, не должна повторяться.
 4. Определить государственный приоритет использования Соловецкого архипелага как места укрепления национальной идентичности, освоения традиционной православной культуры, изучения истории России, для чего развивать в первую очередь паломничество и обеспечивающую его инфраструктуру на островах и материке.
 5. Утвердить широкий общественный характер работы по определению будущего Соловков, по формированию принципиальных заданий на разработку всевозможных программ, проектов и иных документов.
 6. Разработать, утвердить и начать осуществление «Федеральной программы сохранения и развития Соловков как национальной Святыни русского народа».
 7. Ввести понятие охраняемой законом национальной Святыни в круг категорий права.
 8. Вернуть символическое право на историческое и культурное наследие Церкви и народу, используя для этого такие средства, как широкое информирование общественности, проведение научных конференций при поддержке Российской Академии наук и Русской Православной Церкви, общественно-политических слушаний. 
 
9. Продолжить работу по формированию соловецкого сообщества, включающего, помимо жителей Соловков, благонамеренных и компетентных людей со всей России и зарубежья.
 10. Не допускать ведомственного монополизма, ликвидации местного самоуправления, лесхоза, других жизнеобеспечивающих структур архипелага, сохранить и приумножить на Соловках нынешнее многообразие интересов – при координирующей роли и духовном водительстве Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
 Соловецкая святыня, краса и гордость всей нашей православной культуры должна быть ограждена от происков антицерковных и антипатриотических сил.

Вячеслав Столяров, вице-президент Фонда полярных исследований
Дмитрий Сладков, оргсекретарь Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора

от 15.10.2024 Раздел: Январь 2003 Просмотров: 694
Всего комментариев: 0
avatar