Добавлено:

«Свидетельство миру о Христе» О возрождении крестных ходов в России

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Евангелие от Марка, 16, 15

«Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами – необъятное поле для миссионерских трудов...
Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей».
«Настоящих членов Церкви, воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг…»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

«От имени Белорусской Православной Церкви я сердечно приветствую крестный ход, совершающий свой путь по землям России, Белоруссии, Украины…»
«Приветствую всех участников крестного хода, совершающих подвиг…»
Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет

«Крестный ход имеет огромное духовное значение, особенно в наше сложное время…»
Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, викарий Киевской митрополии

«Возрождение крестных ходов как духовного делания Православной Церкви сегодня очень необходимо».
Протоиерей Александр Петропавловский, духовник крестных ходов Екатеринбург – Кострома, Екатеринбург – Дивеево, Пермь – Куликово поле

«Крестные ходы – это убедительное свидетельство величия Православия, проявление соборности нашего народа. Но это еще и очень действенная проповедь, горячий призыв к тем, кто стоит на обочине, наблюдает за крестным ходом со стороны».
Протоиерей Сергий Нестеров, Самара

«Мы свято верим в то, что через подобные деяния сила русского духа, которым всегда было крепко наше Отечество, вновь возродится в нас».
Иеромонах Мелетий (Павлюченков), Смоленская и Калининградская епархия

«Значимость всероссийского крестного хода в том, что он направлен на покаяние не только православных христиан, но и всего народа российского. Аналогов этому крестному ходу еще не было в истории…»
Телевидение Марийской Республики о крестном ходе Екатеринбург – Кострома, 2002 г.

«Все эти дни город жил удивительно яркой духовной жизнью. Наверно, более ста лет город не видел такого» (о пребывании в г. Моршанске Тамбовской обл. крестного хода Курск – Дивеево в 2004 г.).
Глава администрации г. Моршанска Геннадий Викторович Калинин

 

 В преддверии Рождества Христова и Нового года мы оглядываемся назад, на дни уходящие. В прежние времена Новый год начинался на Руси с сентября, по сути, с праздника Рождества Матери Божией.
 Многие средства массовой информации освещали ныне этот праздник, который возглавил на поле Куликовом Святейший Патриарх. Избрание в качестве центра торжеств легендарного ратного поля России имеет глубокий символический смысл: именно здесь, ровно 625 лет назад, в самый Праздник Рождества Царицы Небесной, родился, по словам историка, и единый русский народ.
 Одно событие тех юбилейных дней осталось не освещенным пока нашей печатью, речь идет также о юбилее – 5-летнем, пусть небольшом, но имеющем, думается, исключительно важное для нас значение…

Стройная колонна с крестом, иконами и молитвой летела по берегу Дона. Летела ввысь полузабытая, но прекрасная русская песнь «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Пораженные невиданным зрелищем, застыли в безмолвии рыбаки, долго провожали взглядом удаляющееся Христово воинство.
 Впереди были переправа и Прощеный колодец. Крестный ход Пермь – Куликово поле завершал свой двухтысячекилометровый путь…
 «Вся Россия стала полем Куликовым» – эта поэтическая строка выражает масштаб и ожесточение той невидимой брани против духа разъединения, злобы, уныния и бездействия, которую должен вести на своем участке сражения каждый русский человек до победного конца. И одной из основ нашего единения вновь становится первое ратное поле России.
 Среди множества участников праздника Рождества Пресвятой Богородицы неприметны они, совершители крестного хода. Но какой духовной силы исполнено их приношение: величайшая святыня – частица ризы Матери Божией, ковчег (и малый ковчежец) с мощами великих святых, священномученика Климента, ученика апостола Петра, Патриарха Тихона, Вифлеемских младенцев, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптинских, молитвенников за Россию, и многих других, чтимая икона Царственных Мучеников с изображением над ними Матери Божией Державной.
 Все эти святыни с любовью и благоговением, с непрерывной молитвой пронесли они на руках по семи губерниям России. И эти семьдесят дней пути стали исключительно важным событием.

Общецерковный подвиг

«Крестный ход планировался как делание семи епархий Русской Православной Церкви: Пермской, Удмуртской, Вятской, Марийской, Нижегородской, Рязанской и Тульской. Символическое число – у Церкви семь святых таинств, – говорит духовник крестного хода протоиерей Александр Петропавловский. – Благословение было получено от Святейшего Патриарха Преосвященнейшим епископом Пермским и Соликамским Иринархом на устроение этого крестного хода. Владыка обратился к архиереям тех епархий, по которым пролегал маршрут, и они ответили положительно. Вся Россия представлена здесь: Урал, Вятка, Удмуртия, Марий Эл, Нижегородская, Рязанская и Липецкая области, Москва и Подмосковье, Екатеринбург и так далее».
 Воины Великой Перми участвовали со святым князем Димитрием Донским в битве, а ныне активно подключился к проведению всероссийского хода глава руководства Пермской области Олег Анатольевич Чиркунов. Административные вопросы решались на губернаторском уровне.
 «Я бы сказал с полной ответственностью, – продолжает о. Александр, – что тысячи, десятки тысяч людей пришли сюда, на поле Куликово. Многие прошли только определенный участок пути. Хотя они остались там, позади, но духовно они здесь, с нами, каждый трудился в меру своих сил. Тут уже, я считаю, плоды величайшие.
 Не наш тут подвиг, он – общецерковный».
 В крестном ходе символично все: неожиданно изменяется часть маршрута – и крестный ход воспроизводит путь великопермских христиан, шедших на битву. Здесь, на Рязанщине, молился Пересвет и сменил на копье свой богатырский посох, он хранится в областном музее. Остановка в Богородицком, где были похоронены воины Димитрия Донского, умершие от ран. Пройдя по красивейшим русским местам и достигнув вершины Среднерусской возвышенности, крестный ход устремился к Дону. Тульская земля встречает пожаром, горит земля, пламя и дым под ногами как напоминание о той огненной битве. В воды Прощеного колодца в час прибытия погружаются воины-десантники, нынешняя русская дружина, среди них раненые и все при оружии. Буквально, зримо воспроизводится действие, которое ровно 625 лет назад совершали воины св. Димитрия Донского, омывая в колодце свои раны. Здесь они прощались друг с другом, здесь расстанутся и совершители крестного хода.

Возобновление православных традиций

Оглянемся на недавнее прошлое: пробуждению религиозного сознания народа способствовали два величайших юбилея: тысячелетие Крещения Руси и двухтысячелетие христианства. Между ними двенадцать лет, тоже символическое число, и какие это годы! Празднование юбилея Крещения в 1988 году возродило дивное явление – крестные ходы – и в первую очередь Великорецкий с его 600-летней историей.
 Юбилейный Архиерейский собор 2000 года прославил Царственных мучеников и тысячу новых русских святых – событие исключительного масштаба, оно нами еще не осознано, и плодами его мы в полной мере еще не воспользовались. В те памятные дни на Преображение Господне к воссозданному Храму Христа Спасителя двинулся всемосковский крестный ход, на который преизобильно излилась благодать Божия. Он, по сути, положил начало новому подъему крестных ходов по всей необъятной России вплоть до Приморья.
 Среди них ходы особенно сильные, длительные (по месяцу, два и более), на сотни и тысячи километров, с непрерывным антифонным пением Иисусовой молитвы, совершаемым всеми участниками. Первый из них, из Ныроба в Екатеринбург (духовник о. Александр Петропавловский), состоялся в первое же лето после Юбилейного Архиерейского собора. Нынешний крестный ход из Перми на Куликово поле – юбилейный, он завершает пятилетнюю, пусть краткую, но удивительно яркую их историю. И он является уже, во многом, подобием бывших на Руси эстафетных крестных ходов, которые с великими святынями совершались от епархии к епархии. Следовательно, мы можем говорить о начале возрождения утраченной православной традиции.
 После празднования тысячелетия Крещения люди хлынули в храмы. Сейчас уже не видится ощутимого притока, очень многие все же не переступили церковный порог, а в части людей охладела вера. И тогда крестные ходы (эти, можно сказать, движущиеся храмы, которые сами приходят к людям) знаменуют собой второй этап воцерковления народа.

Паломничество, массовые шествия и крестный ход

«Сейчас перевозят святыни на транспорте, но это не крестный ход, это другое. Мы обязаны на своих руках святыню пронести, с молитвой, по всей нашей Родине», – подчеркнул о. Александр.
 Крестный ход, напомнил он, – это и не паломничество, где человек волен в любой момент изменить маршрут, совершить другие действия, не испрашивая чьего-либо благословения. Это и не массовые шествия с иконами без соблюдения строя и единой молитвы.
 Крестные ходы в этой системе перечисленных форм проявления религиозности народа есть наиболее сильная, упорядоченная форма, дающая наибольший результат. «В крестном ходе все совершается по уставу, по благословению, – пояснил о. Александр. – И идущий с нами не паломник, он делатель, труженик, он выполняет послушание Патриаршее, епископское, сообразно этому, послушание священника, который ведет крестный ход. Идущего наиболее правильно будет назвать «послушником крестного хода». Может быть, своеобразный термин, но наиболее точно отражающий суть дела».
 Крестные ходы Курск – Дивеево, а вместе с ними и Москва – Минск – Киев, Псков – Прохоровка – Куликово поле также руководствовались определенными правилами: «Крестный ход от начала и до конца – это православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием… Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не допускаются агитация и реклама политических партий, движений, союзов или их лидеров…» Они были утверждены схимитрополитом Иувеналием (Тарасовым).
 «Сейчас делаются попытки неконтролируемых хождений. Считаю, что все эти передвижения – длительные крестные ходы – должны быть четко спланированным на уровне нашей Патриархии мероприятием и соответствующим образом контролируемым», – заключил о. Александр.

Эстафетный крестный ход

 Именно на Куликовом поле представилась возможность обстоятельной беседы с протоиереем Александром Петропавловским, который за эти пять лет был руководителем и духовником пяти длительных крестных ходов, три из которых – всероссийские.
 Говоря об инициативе возобновления в России особо длительных крестных ходов как стройной церковной службы, о. Александр сосредоточил внимание на эстафетных крестных ходах и вопросах их возрождения.
 «Эстафетные крестные ходы были раньше в России, большие, многолюдные, – пояснил он. – Великую православную святыню несли по одной епархии до самых ее границ, передавали другой, которая, приняв эстафету, проносила святыню по своей территории, передавала ее следующей епархии. И так несли дальше и дальше, сообща могли пронести святыню через всю Русь.
 И если мы осознаем, что крестные ходы должны быть делом всей нашей Церкви, тогда движение будет поистине всенародное, с очень большим результатом. Епархии заранее поведут подготовку к встрече величайшей святыни, ибо предстоит ее пронести, сохранить, передать.
 Мы смогли бы управлять многотысячным крестным ходом, чтобы это было полностью организованное мероприятие, от начала до конца, чтобы он прошел с порядком, молитвой, благоговением. Опыт такой есть. Дивеевский крестный ход, около трех тысяч человек, по Перми мы провели таким именно образом, дух единой молитвы и стройность движения были удивительные. Никаких разговоров, и молитва такая, что гул города оказался тише; люди дивились, смотря из окон многоэтажных домов.
 А ныне мы несли великие святыни, их предоставил Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Считаю, что впервые по Руси такие святыни пронесены! И это движение вперед просто громадное. По сути, нынешний крестный ход на Куликово поле – это прообраз эстафетных крестных ходов», – отметил о. Александр.

Живое чувство Бога

 Крестные ходы – это пробуждение и оживление веры; проповедь Евангелия, горячий, огненный призыв идти за Христом. Это покаяние, прошение к Богу о помиловании, нравственное очищение. Это и освящение земных стихий и всего потребного для жизни. Они проводятся также вокруг городов, сел, жизненно важных объектов и имеют охранительное значение.
 «Очень сильный ход», – говорила москвичка Галина, в прошлом учительница, шедшая на Куликово поле. Она прошагала ранее крестными ходами из Курска в Дивеево и из Москвы в Минск и Киев, но только здесь впервые стерла ноги в кровь, особенно ощутила, как очищается душа.
 Вместе с мозолями, потом и кровью стертых ног отлетает всякая теплохладность, сонное состояние, оживает душа и чувствует Бога. И это живое чувство Бога, живое общение с Ним, столь редкое в нашей жизни, – такая радость, ценность для человека, ради которых он готов идти на любые лишения и трудности пути. И в этом секрет и отгадка того, почему люди идут тысячи километров, подчас на пределе человеческих сил, идут и на следующий год, и через год…
 «Люди идут, чтоб веру в себе оживить», – подытожил пришедший на Куликово поле Анатолий, инженер-конструктор, стройный молодой человек; он был на самом трудном послушании, но, словно не замечая тяжести ноши, шел удивительно легко.

«Свидетельство миру о Христе»

 Крестный ход – сама проповедь, на которую невольные зрители на обочине не думали и не собирались приходить. Она сама пришла к ним молниевидным обликом стремительного крестного хода, сияющим на солнце золотом нимбов, дивными ликами икон, легким и радостным молитвенным дыханием десятков, сотен, порой тысяч просветленных людей – льющейся из сердец согласной и дивной молитвой. Словно небесный десант сошел с высоты и совершает здесь свою радостную десантную работу. И сработала она, проповедь, мгновенно. И сердца многих пронзила Божественная стрела призыва – идти за Христом. 
И мы возвращаемся буквально к евангельским временам, когда люди могли, оставив все, мгновенно следовать за Господом. Автор этих строк знает случаи, когда люди, завидев крестный ход, выходили из домов и, увлекаемые его силой, тут же уходили с ним, прямо в домашней одежде, и домашних тапочках, без денег и теплых вещей. И в течение дней или недель шли до конца.
 Таково действие хода в пути, когда идущие стройны и подтянуты, и льется молитва; еще более удивительно то, что происходит порой на привалах, переправах. Крестный ход Екатеринбург – Кострома переправлялся через Вятку. За штурвалом катера некрещеный капитан. С ним никто не разговаривал, участники хода отдыхали. У другого берега этот человек принял решение – креститься!
 Шел ныне крестный ход на Куликово поле и из Прохоровки, с третьего ратного поля России. Часть пути довелось с ним пройти. Город Обоянь. На углу улиц стая задиристых подростков, не знающих, куда себя деть, куда идти и во что вложить свою нерастраченную энергию юности. Они увидели крестный ход, и глаза ближайшего к нам подростка наполнились слезами. В них была горечь за свою судьбу, жажда настоящего дела, тоска, что нет еще сил вырваться из среды и влиться в наш строй.
 И был этот подросток для нас символом брошенного молодого поколения России.

Покаяние

 Судьба государствообразующего русского народа трагична: немыслимые масштабы детской безпризорности, преступности, пьянства, наркомании; вымирание народа, военные конфликты, беззащитность от атак терроризма. Они есть проявление глубокого кризиса общества, отступившего от Христовых заповедей.
 И здесь мы приближаемся к ключевому моменту, который никак не можем осознать. А не осознаем его, не усвоим – да не будет этого, Господи! – не увидеть нам дороги в хорошее будущее. По слову православного пастыря, выражающего учение нашей Церкви, Истину – точнее знания нет уже во всей Вселенной: «Наша ошибка в том, что мы оправдываем себя, ищем причину своих несчастий вовне, и потому евангельский призыв к покаянию не находит живого отклика в нашем сердце…»
 «Грех, не омытый покаянием, не исчезает: как капли дождя образуют потоки, так грехи людей, соединяясь вместе, образуют разрушительную силу, которая проявляется в физическом плане в виде войн, общественных потрясений, голода, эпидемий и природных катаклизмов. Эта сила, эта темная энергия наших грехов открывает демонам широкое поле деятельности на земле. Поэтому от покаяния зависят судьбы народов, стран и всего человечества» (архимандрит Рафаил (Карелин).
 И этим покаянием во многом могут стать именно крестные ходы. Они есть не что иное, как молитвенно-покаянный подвиг.
 В каждом слове их молитвы глубина смысла: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Помилуй нас – идущих, нас – встречающих, нас – всю Россию.
 Летит в небесный радиоэфир молитва – сигнал о спасении наших душ, духовный сигнал «SOS» о терпящих бедствие в греховной пучине.
 Движутся стройные колонны крестных ходов и уходит в небесный эфир с просторов Руси непрерывно по десять часов в день и более – неделями, месяцами этот сигнал о нашем спасении. Этот согласный молитвенный вопль множества людей – священников, монахов и мирян, братьев и сестер, людей разных сословий, взрослых и детей, – собранной со всей России духовной делегации к Богу.
 Пронося святыни: крест Христов, частицу ризы Матери Божией, мощи великих святых, чудотворные и чтимые иконы, на своих руках, на тысячи километров; преодолевая себя, греховность, усталость до слез, мозоли кровавые, они обретают особое дерзновение в молитве…
 Неужели не услышит Господь, неужели оставит без внимания их молитвенное прошение о помиловании России?
 Через молитву Иисусову «…помилуй нас» – по слову Паисия Святогорца – «весь мир получает помощь», значит, получает ее вся наша многострадальная Родина.
 «Только чаша покаянных слез может перевесить на суде Божием море человеческого греха», – напоминает православный пастырь. Покаяние, охватывающее людей при соприкосновении с крестным ходом, порой такой исключительной глубины, какую не приходилось больше видеть в жизни никогда.
 Упали на колени жители тамбовского села Рысли и зарыдали покаянно, встретив крестный ход из Курска в Дивеево (в прошлом году), и слезами наполнились глаза мужчин, несущих иконы. Именно в этот день не удержится фотохудожник Владимир Семин и скажет: «Это что-то фантастическое», – а он, идущий с ходом, повидал за долгие годы работы в православной журналистике многое.
 Спустя несколько дней на пении Херувимской в Сасово покатятся слезы и по лицам самих участников хода – молодых, физически крепких мужчин, лишенных какой-либо излишней чувствительности. То будут слезы покаяния и слезы сострадания к вспоминаемым Церковью в тот день новомученикам Российским. Вне крестного хода подобной глубины восприятия Божественной Литургии в мирской среде не доводилось видеть нигде.
 Это только два эпизода из небольшого отрезка пути одного хода, а сколько таких золотых россыпей за эти пять лет – не счесть!
 Врезались в память падающие на колени при виде крестного хода Прохоровка – Куликово поле, с изменившимися лицами, порой еще не выпустившие бутылку из рук, но уже полагающие на себя широкий крест мужчины, которых поразила Божественная стрела покаяния.
 «Тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 10).
 Наша несчастная пьющая Россия, когда ты выплачешь грехи свои?
 А ныне к зеленому змию и никотину (каждению бесам) добавилась еще и игла.
 Крестные ходы идут словно по полю боя – по полю духовной Куликовской битвы за души людей, за Отечество.

Освящение

 «Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» (Скрижали, 245).
 Скажем, не щадя себя: земля наша полита кровью миллионов невинных детей, убитых в тяжком грехе аборта. И вот впервые, в крестном ходе Пермь – Куликово поле, на тысячные расстояния, по семи губерниям России пронесли на руках с непрерывной покаянной молитвой вместе с частицей ризы Матери Божией и мощами многих святых и мощи Вифлеемских младенцев, детей-мучеников, имеющих дерзновение перед Господом вымаливать нас из этой ужасающей греховной пучины.
 А сколько других неотмоленных грехов?..
 Земля наша поражена смертоносной «радиацией» греха, и крестные ходы, являясь молитвенно-покаянным подвигом и вызывая в других покаяние, освящая людей и все потребное для жизни, совершают, можно сказать, духовную дезактивацию русских пространств на тысячи и тысячи километров своих маршрутов.
 Вспоминаются слова вятских священников: «Где прошел крестный ход, там жизнь расцветает».

Духовная оборона

 Крестные ходы проводятся и в целях охранительных – вокруг городов, сел, жизненно важных объектов.
 Дивный пример кругового хода являет нам Великорецкое шествие, совершаемое по Вятской земле, ставшее всероссийским и даже мировым. Оно особенно намоленное и многолюдное, с множеством участвующих, молящихся детей – младенцев и подростков (а многие идут целыми семьями), с высокой интенсивностью нагрузок, и что особенно важно и пока уникально – оно имеет ночные переходы, особенно благодатные для молитвы.
 В значении и силе крестных ходов убеждает Церковное предание, оно хранит историю о том, как обремененные суетой мира сего вятичи не пошли однажды с иконой святителя Николая в свой ежегодный ход – и в июне месяце ударили сильнейшие морозы, грозящие полной гибелью урожая. Когда же они опомнились и двинулись в путь, то по совершении его тут же установилась погода, урожай был невиданный.
 Великую силу имеют проводимые ныне по архиерейским благословениям покаянные и охранительные крестные ходы вокруг селений, городов, атомных станций, других жизненно важных объектов нашего Отечества.
 Псковичи-десантники рассказали сотрудникам «Руси Державной», как протоиерей Николай Гурьянов, которого Святейший назвал «столпом русского старчества», благословлял еще в памятном 1999 году совершать с молитвой и иконками малые ходы – вокруг своих жилищ, дабы защитить их от возможных терактов и всякой беды. Решать эту задачу может даже и единственный православный, проживающий в многоквартирном доме.
 Вокруг многих городов совершаются ныне крестные ходы. Развивая идею кольцевых маршрутов, можно предложить ходы и большей протяженности, большего диаметра – по районным городам вокруг областных центров, что позволит охватить гораздо больше людей, освятить, взять под духовную охрану новые пространства Русской земли.

Главное чудо

 На коленях, со свечами в руках, ночью смиренно встречали ныне под Киевом в Бородянке великое множество людей крестный ход Москва-Минск-Киев, вынужденный совершить, ввиду непредвиденных обстоятельств, 60-километровый марш-бросок. В этом суворовском чудо-переходе несомые Божественной благодатью участвовали и дети, и женщины, и пожилые, и недужные.
 На длительных крестных ходах происходят исцеления больных, бесноватых, мироточения чудотворных и чтимых икон, другие чудотворения. Когда шли в прошлом году из Курска в Дивеево, в небе появился крест из облаков, истекла вода из подножия поклонного креста после совершения молебна…
 Сколько таких драгоценных воспоминаний! Остается глубоко сожалеть, что редакция «Руси Державной»и ряд других средств информации, отобразив часть их на своих страницах, все же не имеют возможности в целом организовать систематический сбор и документальную фиксацию этого богатейшего и уникального материала, чтобы подробнее ознакомить с ним Священноначалие, православную общественность, читателей, зрителей.
 Но главное чудо на крестных ходах – это, конечно, преображение души человеческой.
 Однако, по мнению одного из священнослужителей, прозвучавшему минувшим летом, «эта форма изживает себя». Так мог сказать только человек, не знающий сути дела, пользующийся чужой информацией.
 Сказал Господь: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие…» И вот, маршруты длительных крестных ходов сопоставимы по масштабу с апостольскими. А это несение великих православных святынь на руках по Руси, с непрестанной молитвой, на тысячи километров есть «вспахивание» того самого необъятного поля для миссионерских трудов, о котором говорил Святейший Патриарх; это, можно сказать, духовное прорабатывание каждого метра русской земли, сопровождаемое проливанием многих потов и слез. А сеющие слезами пожинают великую радость жизни с Богом, излучая ее в окружающий мир.
 Может быть, подготовка крестных ходов шла не всегда на должном уровне. Но это разрешимые вопросы, и сегодня уже ясно, как они достойно должны быть решаемы впредь.
 Часть современного постхристианского общества видит в совершителях крестных ходов гордецов, идущих за лаврами покорителей больших расстояний, либо людей с отклонениями от «общепринятых» норм поведения, душевнобольных. Но так было, есть и будет всегда, по слову апостола: «Мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1, 23).
 Да, на крестных ходах бывают душевнобольные. Но и за Христом шли такие больные в надежде исцеления. Храм, вместе с ним и крестный ход – лечебница, и мы не имеем права не впускать в храм недужных; в многолюдном же крестном ходе они растворяются в массе народа.
 Если в угоду развоцерковленному миру мы откажемся от длительных крестных ходов, наша Церковь, народ лишатся формы проявления религиозности, которая имеет исключительно большую благодатную силу.

«Апостольское служение»

 На основании многолетнего опыта личного участия в длительных крестных ходах, общения с множеством их участников, обобщения доступной по данной теме информации можно сделать следующие выводы.
 Длительные крестные ходы – это, по сути, ближайший и прямой ответ христиан на призыв Господа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это «апостольское служение», по словам епископа Туровского и Мозырского Стефана, произнесенных на встрече крестного хода Москва – Минск – Киев. Апостольский характер хода подчеркивается и тем, что он начался на равноапостольных Мефодия и Кирилла и закончился на равноапостольного Владимира, соединив молитвой ключевые даты славянской и русской истории.
 Крестный ход Пермь – Куликово поле начался в канун праздника первоверховных апостолов Петра и Павла и пронес по России частицу мощей священномученика Климента, ученика апостола Петра, имя которого теснейшим образом связано с именами равноапостольных Мефодия, Кирилла и Владимира событиями на заре русской истории.
 На благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, многими архиереями Русской Православной Церкви, старцами длительных крестных ходах совершается частое служение Божественной Литургии, а в пути ежедневно творится многочасовая молитва всеми участниками – священниками, монахами, мирянами из множества епархий, областей, городов России, Белоруссии, Украины, всего ближнего зарубежья, представителями разных сословий, гражданскими и военными, мужчинами и женщинами, взрослыми, пожилыми и детьми. Встречающие архиереи и священство оценивают это делание как молитвенно-покаянный подвиг. Покаяние, охватывающее идущих и встречающих, достигает подчас исключительной силы. Великие святыни проносятся на руках по многим епархиям и областям на тысячи километров, что выливается порой в грандиозный духовный праздник. Через все это совершается действенная проповедь, горячий призыв идти за Христом, обращенный к сотням тысяч очевидцев молитвенных шествий. На тысячи километров освящаются природные стихии и все, потребное для жизни человека.
 Отзывы архиереев нашей Церкви, множества опытных священников, представителей власти, православных писателей, ряда средств информации о силе крестных ходов необычайно красноречивы.
 Принимая во внимание все приведенное выше, осмелюсь высказать мнение, что такие длительные крестные ходы становятся центром живой религиозной жизни русского народа.

Возрождение крестных ходов

 «Современное общество все чаще называют постхристианским. Это значит, что перед нами – необъятное поле для миссионерских трудов… Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей», – вспоминаем мы слова Святейшего Патриарха.
 Вызову времени мы должны дать адекватный по силе ответ, масштабу процессов духовной деградации постхристианского общества – противопоставить масштаб нашей проповеди Христа. И здесь именно крестные ходы, масштабные, длительные, на тысячи километров, многолюдные, особо молитвенные, с великими святынями являют сильнейшую и мгновенно действующую проповедь в самой толще постхристианского мира, они, как ничто другое, работают на эту главную задачу свидетельства о Христе.
 Святейший Патриарх говорил в названном программном выступлении и о воспитании воинов Христовых призыванием их на подвиг. А крестные ходы и есть подвиг идущих и призывание других – тоже на подвиг, доступный всем.
 Вспомнив о рождении единого русского народа на Куликовом поле, ныне мы скорбим о его сегодняшнем состоянии и жаждем его возрождения. Оно возможно только на крестном пути – в следовании за Христом. И здесь крестные ходы – мощнейший инструмент возрождения народа.
 Идет битва за Русь, ожесточенность и изощренность ее форм нарастают. Трагедия разрушения России, обезлюдение и разрушение тысяч и тысяч деревень, вымирание народа, жертвы наркомании, пьянства, братоубийственных разборок, самоубийств – все это в цифровом выражении не что иное, как фронтовые сводки. И это суть видимые отголоски и проявления того гигантского сражения, которое совершается в «невидимой области духа» за души русских людей.
 На это сражение, на брань духовную, хранимое Божией благодатью, покровом Царицы Небесной, ангельскими воинствами, молитвами всех русских святых и всех угодников Божиих, устремляется земное воинство Христово крестными ходами.
 «Радуйтесь!» – возвестил нам Господь по своем Воскресении, а потому нет нам дороги унывать.
 Возобновление эстафетных крестных ходов как делания всей Русской Православной Церкви – насущнейшая задача нашего времени.

Владимир ТАНАКОВ

Фото: о. АЛЕКСИЯ Глумова,
Владимира БЕЛОЗЕРОВА,
Юрия ШИШКОВА

от 20.04.2024 Раздел: Декабрь 2005 Просмотров: 924
Всего комментариев: 0
avatar