Добавлено:

Святое поле России

 «Русь Державная» – так именуют общественный факультет Новосибирского военного института Внутренних войск МВД России. Военнослужащие изучают здесь основы православия, историю Державной Руси и Российского воинства, народные традиции, оказывают благотворительную помощь в восстановлении храмов и монастырей, возрождении исторических памятников. Сотрудники факультета совместно со священниками Новосибирской епархии издают газету «Поле Куликово», один из номеров ее был передан в нашу редакцию. В этом названии, святых для каждого русского человека словах, заключен источник великой силы: вспоминая их, мы пробуждаем в себе генетическую память предков, укрепляемся духом.
 Добрая традиция новосибирцев нашла ныне свое продолжение.
 Первого июня Православная Церковь совершает память святого благоверного князя Димитрия Донского, знаменитого русского полководца, великого героя поля Куликова. В этом году мы отмечали 615-ю годовщину со дня его преставления, и в праздновании участвовали военные журналисты, офицеры спецназа ВВ МВД России и погранвойск.
 Память о великом князе Димитрии жива в русском народе и особенно усиливается в годы войн и опасностей. Так было и в Великую Отечественную войну. И ныне, в наше неспокойное время, нам нужен образ великого князя. В год 1000-летия крещения Руси Поместным собором нашей Церкви великий князь Димитрий Донской был причислен к лику святых для всероссийского почитания. И сейчас мы имеем возможность не только оживлять в нашей исторической памяти образ заступника земли русской, вспоминать о его подвигах, но и молитвенно обращаться к нему за помощью, как к реальной силе, влияющей на ход земных событий. Молиться святому благоверному князю Димитрию мы можем в любое время, но есть в году день, когда святой особенно внимает нашим молитвам. Это день его памяти, 1 июня. В канун праздника прихожане Собора Спаса Нерукотворного Образа б. Спасо-Андроникова монастыря, где строится часовня в честь великого полководца (мы писали об этом в четвертом, пасхальном номере нашей газеты), по приглашению священника Игоря Горошко из села Себино, родины святой блаженной Матроны, организовали паломническую поездку на Куликово поле, в которой и приняли участие указанные выше военнослужащие. Была поставлена задача не просто посетить Куликово поле, но пройти с крестом, с хоругвями и иконами, с молитвой путем русских воинов от места военного совета перед битвой до центра ее и так положить начало новой традиции.

После Божественной Литургии в местном Храме Успения Богородицы, где многие крестоходцы причастились Святых Даров, их ждал трудный переход, длиной в 18 километров по пересеченной местности. По благословению Епископа Тульского и Бельского Алексия состоялся крестный ход по Тульской земле, завершившийся на Куликовом поле.
 Крестные ходы – давняя русская православная традиция, почти забытая за годы богоборческой власти. Они совершались в дни опасностей, природных катаклизмов и эпидемий, а позже уже в знак благодарности и в память о чудесной помощи, полученной Свыше. Сейчас этот добрый почин возрождается на нашей земле.
 У Бога нет случайностей, и в том, что крестный ход начался от храма села Себино – родины почитаемой церковью и русским народом Святой Матроны (Никоновой), почившей в 1952 году, есть особый смысл. Существует предание, что в грозные дни октября 1941-го, когда враг, прорвав оборону, рвался к столице, именно к ней, слепой от рождения и парализованной старице, известной своими пророчествами и живущей тогда в Москве, обратился за советом сам Сталин. И получил от нее убедительное подкрепление держаться: «Москву враг не тронет, она только погорит. Оставайтесь на своем месте…». Не здесь ли кроется ключ к разгадке в последующем решительных действий, предпринятых Верховным Главнокомандующим по обороне столицы?
 Но еще раньше, за 561 год до этого события, решал такой же вопрос для себя и Благоверный князь Димитрий. Исследователи полагают, что именно здесь, в окрестностях села Себино, проходил его последний военный совет перед решающим сражением.
 Во главе шествия по традиции несли большие запрестольные кресты и хоругви – специальные иконы Спасителя и Богородицы на высоких шестах, похожих на древки копий русских ратников. Далее с песнопениями двигалось духовенство и остальные участники хода с иконами Благоверного великого князя Димитрия, преподобного Сергия Радонежского, благословившего князя на эту битву, последнего святого Царя Николая Александровича и Его венценосной супруги святой царицы Александры, преподобного Серафима Саровского, Донской, Казанской, Владимирской, Ченстоховской икон Божией Матери. Всю дорогу моросил дождь и дул порывистый ветер, словно стараясь вырвать из рук крестоходцев святые предметы. Для того, чтобы принести покаяние Богу, а крестный ход носил именно такой характер, необходимо хотя бы немного потерпеть. Как пояснил настоятель храма села Себино о. Игорь, все добрые начинания всегда встречают сопротивления темных сил, которые можно победить лишь терпением и смирением – главными христианскими добродетелями. А победа над врагом невидимым, проникшим в наше сердце, крайне важна для победы над врагами явными. «Непобедимы себя победившие!», – говорил лучший русский полководец, непобедимый Александр Суворов. Сил участникам хода придавала еще и мысль о том, что этим же путем шесть столетий назад шли, облаченные в доспехи и тяжело вооруженные русские ратники. Оружием сегодняшних воинов Христовых, идущих во след на духовную брань, были крест и молитва. «Благоверный княже Димитрие, моли Бога о нас! Пресвятая Богородице, спаси нас! Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» – неслось над колонной растянувшихся по дороге людей: старых и молодых, женщин и детей, священнослужителей и военных.
 На пути следования крестоходцам встречались полузаброшенные деревни, опустевшие поля, поруганные храмы – безмолвные свидетели духовной разрухи за десятилетия правления безбожной, безблагодатной власти. Нет, это не последствия нашествия Мамая и недолговременной немецко-фашистской оккупации. На нашей земле ставился чудовищный, длящийся до сих пор эксперимент, унесший в могилу десятки и десятки миллионов наших сограждан. А первопричиной этому стало добровольное отпадение государствообразующего русского народа от Веры, отречение от Помазанника Божия, забвения истинных интересов Отечества. Страшный, не смытый до сих пор с нас всенародным покаянием ГРЕХ – причина всех наших бед, продолжает довлеть над потомками богоотступников, плодясь и множась в отпрысках, поражая воображение страшной статистикой смертности, наркомании, самоубийств, абортов, детской безпризорности – гибели державообразующего народа.
 С песнопениями, славящими Христа, Его Матерь и всех Святых в земле Российской просиявших, уставшие, но счастливые участники хода через 5 часов (примерно столько же, кстати, длилась и сама битва), наконец, подошли к месту братского захоронения русских воинов, называемому Монастырщиной). Теперь на этом месте возвышается Храм Успения Богородицы, который был построен на месте старого, заложенного самим великим князем Димитрием. Недалеко от Храма установлен памятный крест, обозначающий место переправы княжеских полков. Именно здесь, на слиянии Непрядвы и Дона, русские войска переходили вброд реку, чтобы отрезать себе пути к отступлению. В этом шаге была заложена стратегия будущей победы. «Ныне же пойдем за Дон, – принял решение Димитрий, – и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви, за Православную веру и за братьев наших христиан». Всю ночь ратники готовились к бою, который для каждого мог быть последним. На другой день, 21 сентября 1380 года в праздник Рождества Богородицы, едва рассеялся туман, началась великая битва. Но перед ее началом состоялся знаменитый поединок воина-инока Александра Пересвета с великаном Чели-беем, ставший символом победы русского духа самопожертвования над чванливой гордыней инородца. В результате упорной сечи, несмотря на большое численное превосходство противника, победу одержали русские, преследовавшие противника еще десятки километров. Как свидетельствуют летописцы, преподобный Сергий Радонежский, находящийся в сотнях километров от места битвы, непрестанно молился о победе, называя вслух имена погибших воинов и призывая монашескую братию к молитвенному поминовению убиенных. На этом примере прекрасно демонстрируется формула победы русского оружия над любым противником, когда полководец, народ и церковь были едины.
 Куликово поле свято для каждого русского человека, так же как Бородино или Прохоровка. И покуда мы помним и чтим эти политые русской кровью поля, мы имеем право называться наследниками славы предков. Как же больно было слышать крестоходцам, что здесь, на могилах воинов, на костях защитников Отечества, местные власти устраивают празднование Дня Куликовской битвы по-своему, а точнее, подражая худшим традициям западных шоу: с танцами, пивом и оргиями. Но ни одна европейская нация не позволит никому кощунствовать на своих святынях. И вот что еще поразительно: по своей национальной принадлежности и организаторы этого «праздника», и участники этого действа олицетворяют себя с русским народом. А по какому, собственно, праву? Можно ли считать русскими, «иванов, не помнящих своего родства», которые за банку пива, словно за чечевичную похлебку, готовы продать свое первородство высокого предназначения быть русскими?! Великий Достоевский сказал еще более категорично: «Коли русский, то и православный». И еще сказал: «Без Бога русский человек – дрянь!».
Крестный ход на поле русской славы завершился панихидой у памятника погибшим воинам, расположенного на Красном холме. Похоже, что только родная Православная церковь испокон веков и до сих пор поминает поименно павших на поле брани князей и наиболее знатных и храбрых воинов, тех, чьи имена сохранила история: Ивана Холмского, Андрея Полоцкого, Димитрия Брянского, Николая Вельяминова, Романа Прозоровского, Тимофея Валуевича, Ивана Квашню, Андрея Черкизовича, Данилу Белоуса, Константина Кононовича, Феодора Елецкого, Юрия Мещерского, Андрея Муромского, Глеба Брянского, Михаила Бренка, Александра Пересвета, Симеона Мелика, Петра Горского, Карпа Александровича, Феодора Белозерского, Фому Разбойника и многих других. А всего же на этом поле полегли десятки тысяч ратников. Великий князь, едва оставшийся в живых сам, скорбел и оплакивал ужасные потери. Восемь дней погребали павших товарищей русские. С тех пор и установлено в Церкви ежегодное поминовение усопших воинов, получившее название Димитриевской субботы.
 Вместе с ароматным кадильным дымом уносились в небо и горячие молитвы воинов-крестоходцев за «воины, на поле брани Куликовском, за Веру, Царя и Отечество на брани живот свой положивших». Вместе со всеми, склонив головы и сняв головные уборы, молились, может быть, в первый раз в жизни офицеры, участники боевых действий в Чечне, награжденные правительственными наградами, знающие, как никто другой, цену жизни в бою. Узнавшие теперь и цену жизни вечной.
 – Готовьтесь, – предостерег всех в краткой проповеди по окончании панихиды о. Игорь, – к новому Куликову полю, ибо оно неизбежно. Слишком далеко зашло зло и слишком мало противостоит ему сил. Мы не молимся, не живем заботами и горестями наших ближних, не стремимся жить по правде Божией!
 Когда крестоходцы возвращались в Москву, тучи рассеялись и выглянуло солнце.
 – Слава Богу, – глядя в окно автобуса, перекрестился один из офицеров, участников Хода, – наверное, Господь принял нашу посильную жертву!

Воин РОМАН

От редакционной коллегии

 Когда мы только приступали к созданию газеты «Русь Державная», нам передали завет старцев: если Православная Церковь и Воинство наше соединятся, Россия будет непобедима. Воины брани огневой, телесной должны стать и воинами брани духовной.
 Приглашаем командование видов и родов войск, гарнизонов, отдельных воинских частей к мероприятиям по духовно-патриотическому воспитанию военнослужащих. Мы переживаем времена трудные, и врага надо побивать не только оружием, но и крестом и молитвой. Посещение воинами полей ратной славы Отечества, святых мест России с одновременным участием в богослужениях и крестных ходах – это одна из важнейших форм духовно-патриотического воспитания, где неразрывно слиты воинская и духовная ипостаси. Строй крестного хода сродни воинскому строю. Пропеваемые хором молитвы сродни строевым песням, только намного сильнее, ибо они – сигналы в небесный радиоэфир с призывом к нашим святым, к небесным «засадным» полкам вступить в битву за Россию. Наши святые – это реальная сила, влияющая на ход событий, такими примерами полна история Отечества. Хоругви крестного хода подобны боевым знаменам, а во времена Святой Руси они и были боевыми знаменами.
 За этой формой духовно-патриотического воспитания видится большое будущее, стратегическая перспектива совместной работы всех институтов и здоровых общественных сил нашего Отечества.

от 20.04.2024 Раздел: Июль 2004 Просмотров: 816
Всего комментариев: 0
avatar