Добавлено: 08.12.2019

Святой Иоанн Кронштадтский – молитвенник и благотворитель Сибири и Дальнего Востока

«Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, – взывал Святой Иоанн Кронштадтский, – если хочешь быть непоколебимою. А если отпадешь от веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга…»

Отец Иоанн сделал огромный вклад в созидание церковной и гражданской жизни русского народа в Сибири и на Дальнем Востоке. Известный своими делами благотворительности и милосердия, Иоанн Кронштадтский, не мог не поддержать великий и важный почин Российских императоров – строительство Великого рельсового пути на Восток и переселенческого движения русского народа.


В 2019 году исполнилось 190 лет со Дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменовались оскудением веры в русских людях. И в этих обстоятельствах Господь даровал России яркий духовный светильник веры, который светил во все концы земли, когда сгущалась тьма, а повсюду поносились и напрасно ругались Православная Церковь и Христианство. Имя святого пастыря Иоанна Кронштадтского уже при его жизни было известно далеко за пределами России. Батюшка обладал великим даром любви и милосердия – тем, чего не хватает людям во все времена, а особенно сейчас. В России того времени, наверное, не было такого благотворительного общества, почетным членом которого не являлся бы батюшка. Столь притягательно было его имя и его образ любящего и жертвенного пастыря, что многие почитали за честь считать его своим участником.

Действительно, многие светские газеты того времени отражают любовь общества к отцу Иоанну, хотя в конце жизни он столкнулся с клеветой и поношением в свой адрес от «прогрессивных» кругов. Но Россия любила Кронштадтского батюшку. В газетах постоянно печатались заметки о помощи, посылаемой Богом через отца Иоанна ближним. Например, «Котлин», «Кронштадтский вестник» писали: «Уважаемый отец Иоанн передал 100 рублей – Петровскому обществу вспоможения бедным на Петербургской стороне; 300 рублей – на столовую Санкт-Петербургского Университета; 500 рублей – на нужды Линтульской женской обители в Финляндии; 2400 рублей – на церкви Архангельской губернии; 500 рублей – на православный собор в Варшаве; 27000 рублей – Кронштадтскому Дому Трудолюбия; 8400 рублей на школы Сибири...». И многое другое сообщалось о его благотворительной деятельности. Было известно, что в год отец Иоанн Кронштадтский жертвовал огромные по тем временам суммы – до одного миллиона рублей.

Не оставлял своим вниманием святой пастырь новые духовные миссии. Известен рассказ миссионера, будущего митрополита, Нестора (Анисимова) о благословении, полученном им от батюшки в виде священнического облачения и бутылочки вина с запиской, содержащей слова ободрения и укрепления – перед его отправкой на Камчатку.

Святой пастырь много жертвовал и призывал людей жертвовать, в том числе, и на Православные духовные миссии за границей. Благодаря дневниковым записям святителя Николая Японского нам известно, что церковные дары от батюшки получала и только что созданная Корейская духовная миссия и православные Японии. В посылке 1900 года, отправленной в Сеул, было Евангелие, серебряные кресты, литургические сосуды, полные иерейские облачения и другое.

Духовная связь у батюшки была, и с пастырями, и с паствой активно развивавшейся Японской церкви. Святитель Николай Японский поддерживал связь с батюшкой, направлял ему переводы Священного Писания на японский язык и некоторые просьбы от паствы. Отец Иоанн Кронштадтский, благодаря деятельности русских и японских миссионеров, был достаточно известен в христианской среде в Японии. Он лично направлял средства на развитие миссии в Японии и призывал русских людей материально поддерживать ее. В японских православных журналах публиковались рассказы об исцелениях по молитвам Кронштадтского пастыря, информация о его благотворительной деятельности. На японском языке печатались отрывки из его произведений и проповедей. Даже англиканские миссионерки писали и распространяли в Японии брошюры об Иоанне Кронштадтском. Семинаристы и академисты, приезжавшие на учебу из Японии в Санкт-Петербург, стремились встретиться с отцом Иоанном и получить его благословение на служение Пресвятой Троице.

Святитель Николай Японский писал в своем дневнике о полученной от батюшки посылке в 1900 году: «Получен ящик с церковными вещами от отца Иоанна Кронштадтского: святое Евангелие, три напрестольных креста, дароносица, лампадка, два священнических полных облачения, шесть приборов воздухов, два прибора литургийных сосудов и прочее. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог отца Иоанна еще большею благодатию за его широкую любовь! Пожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают имя раба Божия отца Иоанна Кронштадтского».

И, конечно, Кронштадтский пастырь радел не только о православной миссии среди иноверцев, но, в первую очередь, о сохранении веры в русском народе, о церковном строительстве в Русском царстве.

«Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви и Царя православного, – взывал он – если хочешь быть непоколебимою. А если отпадешь от веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то будешь уже не Россией или Русью Святой, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга…»

Лично отец Иоанн сделал огромный вклад в созидание церковной и гражданской жизни русского народа в Сибири и на Дальнем Востоке. Известный своими делами благотворительности и милосердия, Иоанн Кронштадтский, не мог не поддержать великий и важный почин Российских императоров – строительство Великого рельсового пути на Восток и переселенческого движения русского народа.

Переселенцы при поддержке государства и церкви по Великой железной дороге стали активно селиться в Сибири и на Дальнем Востоке, в связи с чем возникала большая и первостепенная потребность в строительстве православных храмов, церковных школ для детей и домов причта, для духовенства. Без церкви русский крестьянин, воин и казак своей жизни не мыслил. Нагрузка по созиданию недорогих деревянных или кирпичных церквей (в зависимости от условий местности) по всей Сибири возлегла не только на государство и Синод, но в первую очередь на русское общество, которое охотно включилось в процесс духовного и материального строительства Святой Руси в Сибири и на русских прибрежных просторах Океана Великого. Причем, многие церкви строились на границе с азиатскими странами.

Этой работой занялся благотворительный фонд в честь Всероссийского императора Александра III. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский особенно ревностно поддержал начинание фонда. По итогам шести лет деятельности благотворительной организации (с 1894 по 1900 год) в селах и городах Сибири, Дальнего Востока, а также на железнодорожных станциях появилось 162 новых храма. И этим созидательная работа не завершилась.

Книжка-отчет фонда «Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени Императора Александра III к 1 января 1900 года», изданная в 1900 году, открывалась словом-благословением отца Иоанна Кронштадтского: «Сердечно сочувствуя великому делу распространения церквей и школ по великому Сибирскому, вновь проложенному пути, выражаю сим желание, чтобы дорогие мои соотечественники отнеслись с горячим участием к делу постройки церквей и школ и не жалели своих свободных капиталов, в соответствие мудрой воле Нашего Великого Государя. Протоиерей Кронштадтский Иоанн Сергиев. 10 января 1897 года».

Одним из крупных дел фонда была постройка величественного собора в византийском стиле в честь святого благоверного князя Александра Невского в Ново-Николаевске (ныне Новосибирск), в честь небесного покровителя императора Александра III.

В брошюре изданной в 1900 году приводятся сведения о всех пожертвованных суммах, о всех жертвователях и о всех построенных и строящихся на тот момент храмах и школах. В числе первых жертвователей упоминается Царская семья, которая помимо денежных средств и материальных ценностей в виде металлов для отливки колоколов, икон, особо ценных и уникальных тканей и покровов, разнообразных предметов утвари, подарила храмам и школам Сибири 475 экземпляров дорогой для памяти Императора Николая II трехтомной книги князя Э.Э. Ухтомского о его путешествии на Восток в 1890-1891 годах. Среди жертвователей были крупные монастыри: Свято-Троицкая Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра и Соловецкий монастырь; русское купечество и дворянство.

И чем более продвигалось дело церковного строительства в Сибири, чем больше храмов и школ было заложено и строилось, тем больше жертвовало русское общество и сам батюшка Иоанн Кронштадтский, подававший обществу пример. Согласно отчетной книжке фонда Императора Александра III, с 1894 по конец 1899 года он привлек и потратил на строительство храмов и обеспечение разнообразных церковных нужд (колокола, облачения, иконы, утварь, книги, церковные предметы) более одного миллиона рублей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, согласно отчету, жертвовал в фонд большие суммы. В 1894 году, в самом начале строительства, – 1700 рублей, в 1895 году – 3350 рублей, в 1896 году – 3750 рублей, в 1897 году – 7310 рублей, в 1898 году – 9024 рубля, в 1899 году – 10975 рублей. Всего за шесть лет он пожертвовал на строительство храмов и школ в Сибири и на Дальнем Востоке 36109 рублей. Кроме того, для школ и храмов он направил более 700 книг своих произведений.

Согласно отчетной книжке фонда, на Дальнем Востоке к 1900 году батюшка Иоанн поддержал строительство храма во имя святого Андрея Первозванного в деревне Хвалынке Спасского благочиния Южно-Уссурийского края (освящена в 1899 году) и в селе Большая Сазанка Приморской области (ныне Амурская область). Оба эти храма на сегодня, к сожалению, разрушены. В Хвалынке на месте бывшего храма установлен поклонный крест, проходят молебны в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

На средства Иоанна Кронштадтского к 1900-му году были построены церкви в сибирских поселках: Ново-Рождественском Тарского уезда Тобольской губернии, Астраханском Акмолинской области, Александровском Томской губернии, при станции Петропавловск Западно-Сибирской железной дороги.

Школы на пожертвования отца Иоанна были возведены в поселках: Михайловском Еланской волости, Матвеевском, Ново-Архангельском, Шаблыкинском, Унары, Салтаим, Нагорном (Тобольской губернии), Ильинском Енисейской губернии, при станциях Западно-Сибирской железной дороги: Челябинск, Исыль-Куль, Татарская, Макушино, Каинск.

К 1900-му году при содействии Фонда Императора Александра III и жертвователей в Приморской области было освящено 7 храмов и строилось 9 новых. По Уссурийской железной дороге была освящена одна церковь в Никольск-Уссурийском и строилось три.

Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский), управлявший обширной епархией, всегда лично освящал храмы, построенные на средства фонда и средства жертвователей. Он сообщал сотрудникам фонда о потребностях храмового строительства в дальневосточных поселках Новицкое, Новонежино, Новороссийское. В книжице о деятельности фонда сообщалось: «Преосвященный Евсевий, свидетельствуя о крайней желательности сооружения небольших деревянных церквей в этих трех недавно населенных и бедных деревнях, сообщает, что даже пособия по 1000 рублей на каждую церковь дали бы возможность местным крестьянам мечтающим о храмах Божиих соорудить таковые».

Это лишь небольшой фрагмент русской истории, свидетельствующий о величайшем Божием даре людям – даре Любви, которым обладала Россия в лице лучших своих представителей. Великими трудами Русских царей, святого мученика Царя Николая и Его Августейшей семьи, трудами великих и славных пастырей церковных, трудами всех слоев русского общества: военных, казачества, крестьянства, чиновничества, духовенства утверждалась и укоренялась Святая Русь на границе с языческой Азией, на обширных просторах Сибири и на берегах Океана Великого. Что ими двигало? Любовь к Богу, к земному Отечеству и к своему ближнему.

Земли наши благословлены и освящены жертвенной любовью, молитвами и слезами многих великих людей и угодников Божиих. В их числе Новомученики и Исповедники Российские и такие великие святые, как всенародный батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Их молитвами да помилует и спасет Господь Россию!

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
от 23.11.2024 Раздел: Декабрь 2019 Просмотров: 885
Всего комментариев: 0
avatar