Начиная с подогретого японской и британской спецслужбами «кровавого воскресения» 1905 года, инициированного увольнением нескольких рабочих, заканчивая майданной «революцией достоинства», как желанием слиться с Европой и сделавшей миллионы украинцев пожизненными кредиторами европейских же банков, протестная активность всегда ведет к разрушению «старого мира», который мешает строить новый непременно справедливый и «дивный мир».
Давно это поняв, принципиально не хожу ни на какие «мирные» акции протеста и не советую знакомым. У православных людей давно есть средства и способ влиять не только на выборы и вообще политику, но и на более глобальные масштабные проблемы, включая экологические и энергетические. Не подумайте, что я беру на себя слишком много, но лишь изучив Священное писание, адресую всё решение проблемы Богу!
Ставя во главу всех жизнеобеспечивающих процессов Творца, мы без колебаний обращаем к Нему все наши просьбы, чаяния, желания. Вековой опыт не утрачен и сегодня, как тысячу лет назад, верующие люди спешат не на майданы, а в храмы, где заказывают молебны и сорокоусты, где прикладываются к мощам и иконам, каются и дают обеты, откуда идут крестными ходами!
Давайте просто вспомним многокилометровые очереди к мощам и святыням, привозимым в Москву, которые куда многолюднее самых больших сходок на Болотной площади или проспекте Сахарова. 10 августа им там удалось собрать от силы 20 тысяч митингующих, а я вспомнил, как в прошлом году прошел крестным ходом от Храма на Крови в Екатеринбурге до монастыря Царских страстотерпцев на Ганиной Яме в составе 100 тысячного хода! Шли всю ночь и молились! Разве это сравнишь с кричалками на камеру и тусовкой на московских улицах? О чем тогда еще можно спорить?
Чего требовали манифестанты-демонстранты? Справедливости и реализации своих прав! Чего просили крестоходцы и паломиники? Прощения грехов и милости к ним. Кого услышит Бог? Ведь митингующие были возмущены, выведены из себя, а крестоходцы, наоборот, сосредоточены на молитве. Мы не просили тогда справедливости у Бога, ибо по справедливости нам всем, как злостным нарушителям Его заповедей нам всем уготован ад. Мы просили милости…
Примеры эффективности обратной связи и «скорой помощи» на обращения людей к Творцу многочисленны и описаны не только в книгах Ветхого и Нового завета, житийной литературе, но и в сетях электронных СМИ и аккаунтах. Думаю, у каждого верующего есть свои примеры в получении просимого через чудесных посредников и в самые сжатые сроки. Есть он и у меня, но об этом как-нибудь в следующий раз.
А сказать я хотел вот о чем. Спустя два дня после очередной акции протеста, 12 августа мне посчастливилось побывать на престольном празднике в храме Иоанна Воина, что на Большой Якиманке. Выпал он на понедельник, да еще в мертвый летний сезон, что, казалось бы, обрекало его на локальность, не выходящую, за церковную ограду, однако событие превзошло не только мои ожидания, но преодолело и свои географические границы.
Например, самыми первыми в храм пришла красивая, хотя и немолодая пара. Пока они в притворе писали записки, познакомились: Иван и Ольга приехали из Казани специально на этот праздник. Дело в том, что римский сотник Иоанн, прославленный за свою верность Богу страданиями, является небесным покровителем этого жителя. Ну а его супруга не посчитала нужным оставить мужа в такой радостный для него день одного! Узнали про такой храм, купили билет и приехали. Чего тут такого?
А к началу ранней Литургии, часам к 7 утра, в храме уже стало тесновато. Несмотря на все предусмотренные настоятелем моменты, включая две работающие свечные лавки, к ним образовались закручивающиеся к центру храма очереди. Если учесть, что была назначена еще и поздняя служба, на которой ожидался архиерей, то стало ясно, на ней яблоку будет негде упасть!
Украшенный силами добровольцев -прихожан старинный храм, построенный императором Петром в честь Полтавской виктории в стиле русского барокко, предстал во всем благолепии. Всё что должно было блестеть и сиять, сверкало и радовало глаз, ведь чудом сохранившийся в годы французской оккупации и большевистского лихолетия храм никогда не закрывался, став настоящей сокровищницей и хранилищем не только свозимых в советское время из закрываемых церквей святынь и мощей, но вполне древних раритетов.
По преданию, к освящению храма в 1717 году сам император прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи», а в книге для вкладов появилась надпись: «Вклад даю триста рублей. Петр».
К сохранившимся раритетам и сокровищам относится икона XVIII века праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и не менее древняя икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади; частичка мощей в виде пальчика с перстнем и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке. А иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.
Завораживал богомольцев, посетивших храм впервые, прекрасный резной золоченый иконостас, изготовленный в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот, где крестился Миша Лермонтов. Всего же в храме бережно хранятся более 40 частиц святых мощей и святынь, включая, конечно, мощи Иоанна Воина.
Великолепный хор, пасхальные облачения благообразных священников настраивали на покаянно-праздничный лад, как оказалось не меня одного. Много одухотворенных и от того родных лиц:
сосредоточенных и радостных, светлых и чистых. Больше всего их у причастников – людей, сделавшихся в момент принятия Святых даров кровными братьями Христу. Среди них не только гости из Казани, но, как оказалось, несколько десятков москвичей и жителей Подмосковья, которые ради того, чтобы успеть на работу, предпочли встать кто в 4 утра, а кто и раньше, чтоб успеть на раннее Богослужение.
Тронула ситуация, когда буквально в течение пятнадцати минут была до капельки разобрана святая вода с молебна святому, заполнившая два огромных эмалированных бака и шесть вёдер! Глядя, как быстро уходит агиасма, староста храма принял решение – доливать в ёмкости обычную воду, которая освящается уже при смешивании. У некоторых прихожан этот процесс часто вызывает вопросы, мол, разбавленная святая вода как бы теряет свою «силу»…
Но в этот раз никаких сомнений или протестов ни паломники, ни прихожане не выражали, и наполненные баки, словно галилейские водоносы, скоро опустели.
Ну и, пожалуй, последний момент, окончательно убедивший меня за что и почему Бог по молитвам своих святых хранит Россию от революционных потрясений произошел после службы. Пока прихожане и паломники чинно прикладывались к мощевику и иконе святого Иоанна, один из них попросил моего знакомого – сторожа храма отлить ему маслица от лампады иконы святого воина Иоанна. Человек этот верил, что оно поможет ему. Он ВЕРИЛ. Это ключевой значение!
Господь сказал, что мы получим от Него всё, что попросим, по нашей вере. Не это ли подсказка нам – православным, куда нам ходить, на Кого уповать и о чем просить?
Роман Илющенко, религиовед