"Наши места были предуготованы для создания иконы Святой Земли... Еще удивительнее, как икона стала довершаться с течением времени и после создания Истринского водохранилища - аналога Галилейского (Тивериадского) моря в Палестине древней".
Расположенный на западе Московской области, в 18 км от кольцевой дороги, на зеленых покрытых лесом холмах, пересеченный множеством рек, родников, ручейков с холодной ключевой водой, с древней богатой историей, в которой поразительным образом отразилась история России, Истринский край издавна вызывал восхищение и был воспет многими художниками в стихах, полотнах.
Истринский район на 2/3 покрыт хвойными лесами, это - легкие города Москвы и зона ее водоснабжения. Поэтому крупной промышленности здесь нет и в основном сохранились первозданные ландшафты, несмотря на близость мегаполиса. Даже воздух здесь целебный, потому что подземное море, состоящее из рапы морской воды, здесь сравнительно близко подходит к поверхности земной коры, и в воздухе содержатся ионы йода, натрия, калия, зачастую в большей концентрации, чем на морском берегу.Еще царь Алексей Михайлович в 1657 г. в душевном восторге при виде прекрасных пейзажей на берегу реки Истры воскликнул: "Воистину это место прекрасно, как Новый Иерусалим" (по Откровению Иоанна Богослова Царство Божие), и повелел строящийся Святейшим Патриархом Никоном монастырь именовать "Новым Иерусалимом".
Так на русской земле возникло это чудо, "икона на местности", повторение архитектурное и ландшафтное Храма Гроба Господня в Иерусалиме - великое творение великого Патриарха Никона -монастырь "Новый Иерусалим", гора Фавор, река Иордан, Силоамская купель.
Так со времен Патриарха Никона именуют аналогичные палестинским местные святые места.
Летом 2008 года Воскресенский Новоиерусалимский монастырь посетил Президент России Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высокие официальные лица. Этот визит имел исторические последствия для дальнейшей судьбы монастыря. Был создан попечительский совет, зарегистрирован Благотворительный фонд по восстановлению монастыря. Возглавил попечительский совет В.А. Зубков, первый вице-премьер Правительства РФ, а в состав его вошли министры и другие члены Правительства РФ. Высочайший, беспрецедентный уровень.
Все мы, не только православные жители города Истры и Истринского района, но, хочется верить, что и вообще православные люди нашей страны, восприняли все эти события с великой радостью. Хотелось бы надеяться, что десятилетия разрухи в монастыре, духовной и материальной, закончились.
Непросто складывалась судьба подмосковной Палестины.
Ее становление и признание происходили через трагедии, связанные с судьбой Святейшего Патриарха Никона и с Великим предназначением.
История Русской Палестины овеяна тайнами, мифами, легендами.
Самой непостижимой и сокровенной тайной подмосковной Русской Палестины является тайна ее создания и формирования.
Общепринятой является версия о том, что, проезжая по Волоцкой дороге в Иверский монастырь, Святейший Патриарх Никон увидел в красивых пейзажах окрестных мест ландшафтное сходство со Святой Землей и задумал воспроизвести здесь Храм Гроба Господня с окружающими его памятными местами. Затем царь Алексей Михайлович, присутствуя на освящении первого храма Воскресенского монастыря и обходя окрестности, в душевном восторге от красоты пейзажей воскликнул: "Воистину это место прекрасно, как Новый Иерусалим". Все это и так и не совсем так.
В своем докладе на юбилейной городской конференции в г. Истре в ознаменование 350-летия создания Воскресенского монастыря в 2007 году Г.М. Зеленская рассказала о своих исследованиях храмов дониконовского периода в окрестностях нынешнего города Истры. И оказалось, что и в веке окрестные храмы повторяли по своим наименованиям аналогичные в Святой Земле. Карта, автором которой является Г.М. Зеленская, приведена.
Таким образом, наши места были предуготованы для создания иконы Святой Земли. И все же еще удивительнее, как икона стала довершаться с течением времени и после создания Истринского водохранилища- аналога Галилейского (Тивериадского) моря в Палестине древней приобрела некоторую законченность.
Сегодня приходится только удивляться некоторым как будто "совпадениям". Например, до XIX века рядом с храмом Иконы Казанской Божией Матери в Истринском районе с. Ламишино по местным преданиям был храм Равноапостольной Марии Магдалины. А после создания Истринского водохранилища это место практически совпало со своим аналогом в Святой Земле, где на берегу Галилейского моря было расположено небольшое селение с названием Магдала, там и родилась Святая Равноапостольная Мария Магдалина.
Таких "совпадений" поразительно много. А так как мы, православные, в случайности не верим, то считаем, что создано все промыслом Божиим. Поэтому нельзя сомневаться в том, что Господь довершит начатое, как бы ни сопротивлялись противники этой идеи.
Камень Гроба Господня
Одна из основных тайн, загадок монастыря Новый Иерусалим - это то, какая святыня была предуготована Святейшим Патриархом Никоном для поклонения в этой обители?
Известно, что для Иверского монастыря им была специально заказана и привезена с Афона Иверская икона Божией Матери (Вратарница), для Онежского Крестного монастыря на Кий острове - удивительная святыня - Кийский крест . Просто не могло быть такого, чтобы для своего любимого Воскресенского монастыря на реке Истре Святейший Патриарх Никон не предуготовил святыни.
В городе Истре рядом со скитом до 70-х годов прошлого века на небольшом возвышении лежал плоский камень, рядом всегда лежали цветы. Люди приходили к камню со своими болезнями, и они, по преданию, исцелились. В хрущевские времена камень сбросили в реку Истру. В то же время срубили Истринский Мамврийский дуб, а гору Фавор отдали под дачи, чтобы народ не поклонялся святыням. Примерное место на реке, куда сбросили камень, указала старушка, на квартире которой якобы жил тракторист, сбросивший камень в реку.
Однако, великая святыня, камень Гроба Господня, не могла не быть связана с Новым Иерусалимом, хотя бы потому, что в числе святынь, находившихся в монастыре в XIX веке, упомянута "часть камня от Гроба Господня, вделанная в икону, изображавшую Христа Спасителя во гробе".
Некоторые исследователи посвятили целую жизнь исследованию судьбы плиты камня Гроба Господня, на которой, по преданию, ангел начертал нерукотворный лик Спасителя.
Был ли это камень повития?... Камень помазания остался, сегодня ему поклоняются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, а камня повития нет, хотя известно, что в Константинополе до самого четвертого Крестового похода (1204 год) он был. Основные перипетии этих поисков, источники и основания полагать, что в реку Истру-Иордан, возможно, сбросили именно этот святой камень, содержатся в статье истринского священника Дмитрия Шмелева, опубликованной в газете "Завтра" №17 (701) в апреле 2007 года "Загадка Нового Иерусалима. От Добрыни Ядрейковича до Патриарха Никона", а также на сайте некоммерческой организации благотворительного фонда "Русская Палестина" www.ruspal.ru в сети Интернет. Однако это лишь одна из версий.
События в Византии в начале XIII века были известны и в России.
Наиболее осведомленными в византийских событиях оказались новгородцы. Самый подробный перечень святынь, находивщихся в храмах предпогромного Царьграда, оставлен нам новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем. Его "Хожение" с величайшим благоговением описывает святыни, украшения церквей, иконопись, предания, некоторые чинопоследования и даже церковное устроение (количество и организацию духовенства и его содержание). Описание Добрыни относится к 1200 г. Подробное описание Константинопольского разорения и того, что ему предшествовало, мы также находим в новгородских летописях. Есть мнение, что это описание тоже восходит к Добрыне Ядрейковичу, бывшему свидетелем трагедии 1204 года.
По возвращении в Новгород из Константинополя он принял монашество в Хутынском монастыре под именем Антония, а в 1211 г. был возведен на архиепископскую кафедру, которую занимал до 1218 г. Затем был изгнан и снова избран в 1225 г. Его второй период архиепископства сопровождался тяжелыми испытаниями для Новгорода: голодом и эпидемиями.
Суеверные новгородцы еще раз сместили Антония, а затем опять избрали в 1227 г. Скончался Антоний в Хутынском монастыре, удалившись туда на покой, в 1231 г. Он был погребен с почестями в Мартирьевской паперти Софийского собора и вначале почитался местно, а в XVII в. был канонизирован как общечтимый святой. Удивительно в этой биографии не только то, что Добрыня сразу после пострижения стал Архиепископом, а также и то, что канонизирован он был в XVII веке в бытность Патриархом Всероссийским Святейшего Никона.
Именно плиту (трансенну) вез Добрыня Ядрейкович (Андрейкович), как это представлялось создателям "Лицевого Летописного свода" Миниатюра "Лицевого Летописного Свода" представляет именно перемещение плиты. Именно Добрыня Ядрейкович и привез из Константинополя камень Гроба Господня, который разместили в храме Святой Софии в Новгороде. Известно, что затем, с начала XVII века, как великая святыня камень хранился в Московском Кремле. Попал ли он в Воскресенский монастырь и тот ли камень сбрасывали в реку Истру - Господь ведает…
Интересно, что на иконе Святого Варлаама Хутынского в клеймах есть сюжеты, весьма напоминающие момент благословения Добрыни Ядрейковича на "хожение" в Царьград. Требуются исследования. Может быть, доживем до момента, когда достанут камень из реки из-под слоя ила и окажется, что по описанию он совпадёт с подробным описанием Добрыни камня Гроба Господня.
Мера Гроба Господня?
Обнаруженное Святой Равноапостолькой царицей Еленой погребальное ложе Спасителя, мгновенно стало местом особого поклонения. Сразу после открытия мест страстей Христовых в IV веке паломники стали разными способами уносить с собой части Святого Ложа. И вскоре вся плита стала в трещинах и кавернах. Для того, чтобы уберечь святое ложе от паломников, каждый из которых пытался отбить часть камня и увезти с собой, ложе было закрыто плитой (трансенной).
Первая трансенна, лежавшая на погребальной "лавице" при Константине и Елене (к 337 г.), могла оказаться в собрании реликвий Фаросской церкви Константинополя, еще в результате реконструкции? предпринятой при Константине Мономахе, с 1042 года. Дальнейшая, после начала XIII в., судьба этой каменной плиты-реликвии остается неизвестной.
Игумен Даниил, первым из русских людей посетивший Святую Землю, оставил такое описание Кувуклии Храма Гроба Господня в своей книге "Хожение игумена Даниила":
"Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане".
По известным описаниям в камне, который был привезен в Софию Новгородскую, было три отверстия (плита-трансенна). Возможно, именно этот камень, покрывавший ложе Спасителя в Кувуклии Храма Гроба Господня, и был привезен вначале в Константинополь, а затем в Новгород Добрыней Ядрейковичем?
Это означает, что первая плита трансенны, положенная на "лавицу", являлась своеобразным эталоном для "мер Гроба Господня" и соответствовала росту Спасителя.
"Три отверстия трансенны, выполненные изначально при постройке иерусалимского Святогробского храма, не случайность, а были прорезаны в плите в соответствии с семантикой Триединства, утвержденного Никейским собором, как своеобразные "окна" к поверхности камня, соприкасавшегося с земной Плотью Иисуса Христа. Значит, места их размещения на поверхности, хранящей "отпечаток Божественного Тела", регламентированы требованиями, предъявляемыми к иконе (Образу Божьему)".
Большинство исследователей полагают, что Добрыня Ядрейкович вез "меру Гроба Господня". В связи с этим кажется вполне возможным, чтобы Добрыня Ядрейкович вез из Царьграда не копию плиты (камня в Новгороде Великом было достаточно и везти каменную копию особого смысла не было), что кажется нелогичным, а первую плиту- трансенну. Эта плита- трансенна называлась также "мера Гроба Господня".
Стройную версию переноса одной из наиболее значимых святынь христианского мира под названием "Гроб Господень", которой следует и священник Дмитрий Шмелев, предложил историк Дмитрий Зенин, связав наличие такой святыни в Новгороде Великом с контекстом "крестового похода на Русь", объявленного энцикликой папы Григория IX(1239 г.), и со шведским походом 1240 года. Версия эта весьма вероятна. Иначе как объяснить, что было делать именно крестоносцам на севере России?
Еще одним подтверждением исключительно большого значения, которое придавали современники победе в Невской битве, является прижизненная канонизация Святого благоверного князя Александра Невского. А, как известно, Александр Невский разбил именно крестоносцев и на Неве, и на Чудском озере. А благословил его на эти битвы Святой Антоний Новгородский.
Наличие такой реликвии, привезенной владыкой Антонием Новгородским из Константинополя, логически объясняет и особый новгородский чин богослужения в канун Светлого Христова Воскресенья с использованием реликвии с тем же названием: Гроб Господень. Косвенно подтверждает наличие реликвии невероятного по масштабам значения из самого Иерусалима существование в Софии Новгородской раннесредневековой иконы Иерусалимской Богородиц.
Добрыня вполне мог привезти в Великий Новгород первую, или одну из первых трансенн-плит с тремя отверстиями, покрывавшей "лавицу" в пещере Гроба Господня, еще со времен равноапостольных императора Константина Великого и Елены, лежавшую на месте, где три дня пребывало Тело. Такую версию подтверждают новгородские каменные иконки, где изображена именно трансенна с тремя отверстиями, правда, установленная вертикально, на боковой стороне "лавицы", как это стало после реконструкции в иерусалимском храме Гроба Господня при крестоносцах.
Добрыня Ядрейкович привез из Царьграда дофег?
"Первосвященники и книжники, придя к Пилату вечером в пятницу после распятия Господа Иисуса Христа, сказали ему:
"Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мертвых, и будет последний обман хуже первого" (Мф.27,64).
"Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать" (Мф.27,66). За повреждение печати синедриона полагалось суровое наказание.
Вход в главную пещеру был закрыт большим и тяжелым камнем, который историки называют "голел", а для поддержки прислонили к выходу и камень поменьше, так называемый "дофег". Именно в месте соприкосновения этих двух камней еврейские правители на следующий день, несмотря на субботу, поставили печать, чтобы был виден их малейший сдвиг с места.
Не дофег ли покоится под слоем ила на дне быстрой реки Истры (Иордана)?
Какие святыни еще могли храниться в монастыре (либо в музее, куда, что вполне вероятно, могли свозиться святыни из многих мест)?
И действительно, что делала немецкая дивизия "Дас Рейх" в монастыре две недели в декабре 1941 года, когда весь фронт ушел вперед?
Эта дивизия как раз специализировалась на изыскании ценностей.
При устройстве Онежского Крестного монастыря Патриарх Никон уготовил для него Кийский крест-мощевик.
Вот что пишут о святынях, вложенных в Кийский крест:
"Крест поставлен был на месте храмового образа, "подле образа Спасителева", слева от Царских врат. Крест, "сотворенный от честнаго древа кипариса, осмиконечный, мерою в длину 4 аршина с четвертью, пречестное древо 3 аршина без трех верхов, верхнее древо аршин без верха, подножие аршин, ширина пять верхов, толщина два верха, обложен сребряным чеканеным золоченым окладом. В средине того Честнаго Креста утвержден Ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть млека Пресвятыя Богородицы, часть крове Иоанна Предтечи, часть крове Апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня. Над тем Ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего Ковчег и Херувим весом три фунта. В том же Кресте шесть крестов кипарисных небольших, привезенных с Афона в середине XVII в., в которых вырезаны дванадесять праздников. В привес Крест серебряной небольшой, на нем вырезан образ Распятия Господня. В том же Кресте повыше подножия вторый Ковчег сребряной золоченой, в нем часть самого же Древа Креста Господня весом 65 золотников, к которой и ныне прикладываются богомольцы. ...Пред Крестом лампада вверху, небольшой величины, сребропозлащенная... При оном Кресте писанные на досках образа. Первый, по правую сторону, образ святаго Равноапостольнаго Царя Константина, на нем венец с короной и цатою, по левую сторону - святая Равноапостольная Царица Елена. Внизу тех образов: по правую сторону Креста в молении Царь Алексей Михайлович и коленопреклоненный Святейший Патриарх Никон, а по левую - Царица Мария Ильинична.
Есть упоминание и о части камня Гроба Господня в серебряных звездах, украшавших Кийский крест.
В числе святынь упомянута Кровь Господня. Патриарх Никон где ее взял?
Имел доступ к Граалю? Все это тайна, которая требует внимательного изучения.
Вскрывали ли гробницу Святейшего Патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре?
Официальная точка зрения изложена, например, в многочисленных публикациях на эту тему. Есть и фотография вскрытой гробницы. Однако фотография не соответствует описанию всего процесса захоронения в изложении Иоанна Шушерина Отнесение к якобы найденным в захоронении панагии и четок, в частности, основано на их отсутствии в музее Патриарха Никона, организованном архимандритом Леонидом (Кавелиным) в самом Воскресенском монастыре. Но известно, что на соборе 1918-1919 годов Святейший Патриарх Тихон был в облачении Патриарха Никона, которое было взято из Кремлевского музея, т.е. совсем не обязательно, что все вещи Святейшего Патриарха Никона должны были храниться в монастыре. Кроме того, панагия в отдельных источниках называется изготовленной из яшмы, а в других - из оникса. Если основываться на устных высказываниях покойного директора музея В.Ф. Нижегородова, то никакого вскрытия не было. Требовалось прекратить паломничество к гробнице Святейшего Патриарха Никона, на которой постоянно совершались и совершаются чудеса. Изготовили фотографию, распространили слухи. На это тогда было много мастаков. Так это или нет, даст Господь ,- узнаем.
Есть ли непустые подземелья под территорией монастыря?
Любой, кто в 60-70-х годах прошлого века был подростком и жил в Истре, расскажет о своих приключениях в подземельях монастыря. Автор видела снимок - подросток стоит в провале на фоне скита Патриарха Никона на некоем громадном предмете, похожем на книгу. Так ведь где эта фотография сделана и что на ней- это не вполне достоверно.
Останавливается ли Истра (Иордан) в крещенскую ночь?
В ночь с 18 на 19 января в 1час 30 минут (это время примерно соответствует 12 часам ночи в Иерусалиме) течение в реке Истре - бурной, ключевой, останавливается. Вода стоит 5-7 минут. Таково истринское предание. Проверить и легко, и сложно. Как узнать, что течение остановилось - это субъективное восприятие.
Обновляется каменная летопись.
Каменная летопись, надписи, высеченные в камне, обновляются очевидно, явно, заметно. Также и эпитафия на гробнице Святейшего Патриарха Никона стала гораздо ярче.
Взорвали ли немцы шатер, иконостас, Кувуклию в 1941 году?
В статье "Загадки через 50 лет", напечатанной в районной газете ("Истринские вести" в сентябре 1992 г.), утверждается, что на эти вопросы нельзя дать однозначных ответов.
"Оказывается, еще до того, как монастырь был разрушен, уже что-то произошло, по-видимому, потому, что тех следов шатра под обломками, которых можно было ожидать, не было, хотя до сих пор считается, что собор был взорван и шатер упал и сгорел. Следы пожара небольшие есть, но если бы сгорел весь шатер, то следы были бы не такие. Иконостас... Он не лежит под обломками, углей от иконостаса тоже нет, тем более что на месте кирпичных частей уже в феврале 1947 года был обнаружен портрет Никона.
Макс Борисович Чернышев, архитектор-исследователь, пытливо смотрит на собеседницу, в который раз задавая вопрос самому себе: Что это значит? - повторяет он мои наивные слова? -Это значит, что пожара не было. Тогда куда девались иконостас и кувуклия, резная, деревянная, золоченая?
- Вы полагаете, ее куда-то дели?
То ли ее демонтировали перед приходом немцев, то ли ее демонтировали сами немцы.., - М.Б. Чернышев качает головой... Главное, что нет совершенно никаких следов. Бесследно пропали. И, быть может, хранятся где-то и ждут своего часа.
Такие вот загадки загадал архитектор Чернышев в день пятидесятилетия трагической даты Нового Иерусалима, святыни Русской Православной Церкви".
Ровно 50 лет назад русская культура понесла, пожалуй, самую значительную потерю в первый период войны (в этом убежден научный руководитель музея Валерий Леонидович Раппопорт), когда саперы дивизии СС осуществили - очень педантично и планомерно, по-немецки - 10 декабря, за день до вступления советских войск в Истру, взрыв величайшего памятника. Потери, которые понес город и сам ансамбль, подчеркивает Валерий Леонидович, невосполнимы. И невольно, говорит он, возникнет ассоциация с судьбой библейского Иерусалима, который также разрушался и отстраивался.
Вот и Новый Иерусалим в течение 50 лет восстанавливается с максимальным трудом, поднимается из руин".
Где находятся экспонаты, вывезенные из музея перед войной?
Сергей и Евгения Кожуховы - сотрудники Бородинского музея, героическими усилиями во время войны спасли реликвии из этого музея.
Если бы не их самоотверженные усилия, наш народ лишился бы своей национальной сокровищницы.
"3 ноября 1941 года Сергея и Евгению Кожуховых направили на спасение музея, располагавшегося в Новоиерусалимском монастыре под Истрой. Там в 30 ящиках были оставлены упакованные экспонаты. На место приехали вечером следующего дня. Ожесточенные бои шли в 50 километрах от города. Гитлеровские танки могли вот-вот появиться у Истры. Ночь в тревожном ожидании тянулась мучительно долго. Было очень холодно. Утром в райкоме партии удалось получить два грузовика. Поехали к монастырю.
Но дальше случилось нечто совершенно непредвиденное, что могло кончиться трагедией. У сторожа, которому доверили охранить ящики с экспонатами, почему-то не оказалось ключей от кладовых, в которых хранились экспонаты.
- Нет, и все тут, - утверждал сторож с тупой настойчивостью, - мне их никто не оставлял.
Однако он говорил неправду: когда в город пришли немцы, этот сторож активно с ними сотрудничал. Тут же стали спешно разыскивать слесаря. С трудом нашли его, много времени ушло на то, чтобы распилить старые замки кладовых Воскресенского собора.
Лишь к 11 часам вечера 5 ноября вывезли ящики с экспонатами на железнодорожную станцию. Погрузили в пульмановский вагон и выехали в Москву. Этот состав был последним, проследовавшим в Москву от станции Истра.
Среди вывезенных экспонатов была в основном живописные коллекции. Был здесь также редкий портрет царевны Софьи, написанный А.П. Антроповым. Портрет В.Ф. Шереметева, созданный И.П. Аргуновым в 1768 году, живописные полотна И. Левитана, акварели А.М. Васнецова, картины западных художников XVI-XVIII веков, иконы. Среди них - "Спас Вседержитель", созданный, по преданиям, знаменитым Симоном Ушаковым в 1657 году по заказу Патриарха Никона.
Экспонаты двух спасенных музеев погрузили в обыкновенный товарный вагон и отправили в долгий путь - в Алма-Ату. При отправлении поезда попали под сильную бомбежку. Но все обошлось.
В столице Казахстана некоторые экспонаты Новоиерусалимского музея обрели вторую жизнь. Кое-что из них -- церковные рясы, иконы, подсвечники, книги - использовались при съемках кинофильма "Иван Грозный", проходивших в Алма-Ате.
В августе 1943 года реликвии двух музеев возвратились в родные места. С. И. Кожухов с семьей вновь поселился в Бородино".
Часть сокровищ музея спрятали в колонну и заделали ее. В какую именно? На этот вопрос можно ответить, сравнив фотографии интерьеров монастыря до революции с сегодняшними.
Все тайны Русской Палестины ждут своих заинтересованных православных, любящих это место исследователей.
Н.А. КОЛОТИЙ, директор Благотворительного фонда "Русская Палестина"