Добавлено:

Торжества на Воронежской земле: 225 лет памяти святителя Тихона

ПРИВЕТСТВИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

Собратья архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со знаменательным юбилеем в жизни Русской Православной Церкви!

Двести двадцать пять лет назад завершился земной путь одного из самых выдающихся церковных деятелей и подвижников благочестия нашей Церкви. Везде, где святитель Тихон Задонский нес свое служение, он явил себя "словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением" (1 Тим. 4, 12), образом любви ко Христу и ближним. Так было в годы его педагогического служения в Новгородской, Тверской и Воронежской семинариях. Будучи епископом Кексгольмским и Ладожским (1761-1763), а затем Воронежским и Елецким (1763-1768), святитель Тихон "весьма плодотворно воздействовал на весь быт и строй жизни людей того времени" (схиархимандрит Иоанн (Маслов)). Наконец, в годы его монашеского уединения в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре (1768- 1769), а в последние годы жизни в Задонской обители, он, как истинный подвижник и учитель духовной жизни, стал подлинным старцем, наставником монашествующих и мирян, благодатным молитвенником, ревностным предстателем пред Господом о каждом ищущем спасения. Свидетельством подлинной святости святителя Воронежского Тихона стали его блаженная кончина в 1783 году, торжественное обретение его честных мощей в 1846-м и общецерковное прославление в 1861 году. Знаменательно, что именно сегодня, в год Свято-Тихоновского юбилея, вся православная полнота Определением Архиерейского Собора торжественно канонизировала в лике общецерковных святых святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского, трудами и молитвами которого был прославлен святитель Тихон Задонский.

Как отмечают многочисленные исследователи жизни и трудов святителя Тихона Задонского, среди всеобщего падения нравов бурного и неоднозначного XVIII века он явился непоколебимым и строгим защитником божественной истины, оказавшим большое влияние и на простых мирян, и на монашествующих, и на пастырей, и на архиереев.

Так, святитель Феофан Затворник стремился всю свою жизнь выстраивать по примеру этого дивного угодника Божия. Святитель Антоний Воронежский считал епископа Тихона Задонского, своего предшественника по кафедре, одним из выдающихся учителей Церкви. Святитель Иоанн Шанхайский в своем служении сиротам и обездоленным черпал силы из примеров жития Тихона Задонского, а архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) находил в кротости святителя Тихона утешение в дни тяжелых испытаний.

Особое место в служении Тихона Задонского занимают написанные им многочисленные душеполезные творения, составляющие "золотой фонд" русской духовной литературы. Святитель Московский Филарет сравнивал его книги с рекой, исполненной золотого песка. Задонский затворник Георгий (Машурин) писал: "От прочитывания оных гордые смирились, развратно живущие уцеломудрились, не имевшие правого разума о Боге вразумились и пришли к познанию истины. Его книги можно так назвать: откровения духовного сокровища истинной христианской веры и дел, надежды и утверждения, любви и преданности всего себя Богу".

В наши дни "величавая, положительная, святая фигура Тихона Задонского"" по словам Ф.М. Достоевского, его служение, творения, подвиги приобретают совершенно особое значение. Его обличения языческой псевдодуховности и указание пути истинного богопознания и утверждения в нравственной жизни сохраняют ценность для каждого человека XXI века, стремящегося строить свою жизнь в соблюдении божественных заповедей. Именно к нам обращены его мудрые назидания, наставления, советы. Святитель Тихон Задонский, живший в годы, когда, как и ныне, общество стремилось соединить отеческое благочестие и западный образ жизни, показал "царский путь" следования за Христом через преодоление соблазнов и крайностей.

Дорогие архипастыри, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, молитвенно желаю всем вам благодатной помощи святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского, в ваших трудах и на всех путях жизни вашей. Пусть его слова, обращенные к каждому человеку, всегда будут словами утешения и надежды: "Верное сердце, веру как доброе семя в себе имеющее, плоды добрых дел творит; всякое бо семя подобный себе плод рождает. Того ради должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, якоже древо доброе от добрых плодов показуется".

Божие благословение и молитвенное предстательство святителя Тихона да пребывает со всеми вами.

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II


ПРИВЕТСТВИЕ МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО СЕРГИЯ

Досточтимые отцы, братья и сестры, участники торжественных мероприятий, посвященных 225-летию со дня преставления замечательного Воронежского архипастыря, сердечно приветствую всех вас в стенах Толшевской обители!

Мы собрались сегодня, чтобы с благоговейным трепетом поучиться у святителя Тихона его душеполезным назиданиям, которые не утратили своей значимости и в наше время, чтобы почувствовать ту молитвенную и духовную атмосферу монашеского делания, которая была при нем, и осознать необходимость уроков святителя Тихона Задонского для каждого из нас.

Символично, что одним из главных центров празднования стал Спасо-Преображенский Толшевский монастырь, где святитель Тихон провел первое время после своего ухода на покой и о котором он сам, по свидетельству своего келейника Василия Ивановича Чеботарева, говорил, что здесь "самая монашеская и уединенная жизнь". В этой обители он хотел жить до конца своих дней и, хотя дальнейшие его подвиги были связаны с Задонским Богородицким монастырем, в Толшево свято сохранялись его духовное наследие и подвижнические советы. Об этом красноречиво говорит и тот факт, что в этом году в Соборе святых Святогорской Лавры был прославлен духовник этой обители иеромонах Иоанникий (Аверкиев; +10/23 февраля 1882 года), подвижнический путь которого начинался в Толшевском монастыре в те годы, когда были живы ученики святителя Тихона.

Знаменательно, что в год Свято-Тихоновского юбилея в нашей Церкви произошло замечательное событие, указывающее на то, что наследие Воронежского святителя и ныне является подлинным "сокровищем духовным", насыщающим всех ищущих духовной опоры и живущих подвигом веры. На Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года было совершено общецерковное прославление двух святителей, которых мы с полным правом можем назвать духовными чадами, учениками и наследниками святителя Тихона, - архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) и архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). Святитель Антоний Воронежский, говоривший, что <писания преосвященного Тихона - елей благотворный на всякую душу>, неизменно советовал: "Прошу вас хоть однажды вкусить от сладкого сего брашна духовного (творений святителя Тихона)". Именно архиепископа Антония сподобил Господь обрести честные мощи святого задонского подвижника и подготовить всероссийское прославление святителя Тихона.

Святитель же Иоанн Шанхайский, глубоко почитая святителя Тихона, всю свою жизнь стремился подражать ему в милосердии и любви к ближним, воистину исполнив апостольские слова: "Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов" (Гал. 6, 2). Видимым выражением его подвига стали многочисленные приюты святителя Тихона Задонского, основанные архиепископом Иоанном (Максимовичем) по всему миру.

Сегодня мы призваны заново осмыслить значение личности и трудов святителя Тихона Задонского как архипастыря, педагога и духовного наставника для современного православного христианина. Для этого у нас есть два неотделимых друг от друга средства искренняя молитва к святителю Тихону и благоговейное изучение его духовного наследия. Как писал он сам: "Книги святыя читай всегда, и оттуду учися христианского благочестиваго жития, и ни единаго дне не пропусти без чтения; и молися Богу, чтобы дал тебе разуметь тое, что читаешь".

Искренне желаю вам, дорогие отцы, братия и сестры, стать достойными учениками святителя Тихона, а он не оставит нас, свою паству, своим молитвенным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы!

СЕРГИЙ, митрополит Воронежский и Борисоглебский

+ + + + + + + + +

В центральной части Восточно-Европейской равнины находится Воронежская земля, протекает батюшка Дон, красивы названия его притоков: правые - Ведуга, Тихая Сосна, Чёрная Калитва; и левые - Воронеж, Битюг, Хопёр.

В XI-XII вв. по территории области проходила юго-восточная граница Древнерусского государства, в это же время созидалась и духовная оборона Руси: основывались здесь знаменитые пещерные монастыри - Дивногорский и Костомаровский...

Город трех великих святителей

Воронеж - столица Российского Черноземья, это город-воин, охранявший южные рубежи государства Российского, колыбель русского Военно-морского флота. Это и крупнейший промышленный, деловой и образовательный центр Европейской части России. Воронежская земля возвращает себе и статус продовольственной базы страны: ныне здесь собран рекордный урожай зерна, установлен рекорд именно абсолютный.

В Воронеже Император Петр под влиянием своего духовника епископа Митрофана принимал решение о строительстве новой Российской столицы, и Воронежского святителя можно поэтому назвать духовным основателем Петербурга.

Воронежцы любят свой город, свой край. Это очень русская область. Сразу вслед за объединением Церквей, нашей и зарубежной - а это основа единения русского и славянского мира - здесь с июня 2007 года начал выходить замечательный журнал "Весь славянский мир".

Историческую, земную славу Воронежа венчает его слава как центра духовного. Велики материальные богатства Воронежского края, но еще значительнее его духовные богатства.

В свое время Воронежский Митрофаниев монастырь был одним из важнейших религиозных центров нашего Отечества.

Ныне близится к завершению грандиозное строительство крупнейшего храма в истории современной России - Благовещенского кафедрального собора. По своим размерам Благовещенский собор уступает лишь двум храмам: Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору.

Уникальный монастырь в меловых пещерах Дивногорья, это жемчужина центра России.

Подлинным украшение Воронежской земли являются ее святые, в центре которых три великих святителя: Митрофан, Тихон и Антоний. Это главное духовное богатство этого замечательного края, принадлежащее и всей России, всему православному миру.

Творцу угодно было, чтобы даты, связанные с почитанием великих воронежских святителей, Митрофана и Тихона, расположились недалеко друг от друга - 20 и 26 августа, образуя седмицу дивных празднований:

- свт. Митрофан, Воронеж (20 авг.);

- крестный ход Воронеж - Задонск (20-25 авг.);

- крестный ход православной молодежи в Толшевский монастырь (20-24 авг.);

- свт. Тихон, Толшевский монастырь (24 авг.);

- свт. Тихон, Задонск (26 авг.).

Семь дней с 20 по 26 августа, начинающиеся сразу после Преображения и завершающиеся Отданием праздника Преображения, это радость и ликование земли Воронежской, а вместе с ней и всего Черноземья, и всей России, это поистине преображение русской земли. Эти дни вобрали в себя праздники великих святых русской Церкви: святителя Митрофана (20 августа в кафедральном Покровском соборе Воронежа) и святителя Тихона (24 августа в Спасо-Преображенском Толшевском женском монастыре, а также 26 августа в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре). В Задонский монастырь, завершив предыдущие празднования, прибудут митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и сотни и сотни воронежских паломников.

20 августа в Воронеже совершается еще одно очень важное событие: из Покровского собора торжественно выходит крестный ход, который разделяется затем на два луча - в Задонск и в Толшевский монастырь - в места молитвенных подвигов святителя Тихона.

И центром празднований в России по праву становится Воронежская земля. Святой, прославивший этих великих святых, святитель Антоний Воронежский, также молитвенно вспоминается в эти праздничные дни.

Земля, богатая плодородием почв, становится богатой и плодородием духовным. Три великих святителя, новомученики Алексиево-Акатова монастыря и все новомученики и исповедники Воронежские и все святые, в земле сей просиявшие, составляют Собор Воронежских святых. Это безценное духовное богатство края и всей России.

Второй год подряд юбилеи на Воронежской земле: в 2007 году праздновалось 325-летие Воронежской епархии и 175-летие прославления святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, а ныне мы отмечаем 225-летие со дня преставления святителя Тихона.

"Ангел Воронежской земли"

Свт. Митрофан, первый епископ Воронежский - продолжатель традиций московских святителей.

Он был не только умелым церковным управителем, пастырем и благодетелем. Сам пламеневший верой, он зажигал в пастырях огонь святой ревности о спасении вверенных им душ, благоговейно и ревностно совершал службы в кафедральном соборе. Был подвижником и молитвенником: носил власяницу, неотступно выполнял все монашеские правила.

20 августа - день прославления и обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

Открытие св. мощей было назначено на 6 (19) августа 1832 г. - Праздник Преображения Господня. Для участия в торжествах собралось тогда 50 тыс. богомольцев со всех концов Российской империи.

Повсюду в России звучало имя свт. Митрофана, в честь его строились монастыри, храмы и часовни - в Москве, Воронеже, Ярославле, на Тверской земле, в Севастополе и даже на Афоне.

И ныне мы продолжаем эти традиции почитания. Ежегодно в праздничные дни в столицу края приезжает множество паломников из различных городов России, чтобы помолиться у мощей этого великого угодника Божиего и испросить его ходатайства пред Престолом Господним.

Воронеж торжественно праздновал ныне день прославления и обретения мощей святителя Митрофана. Праздник совершился с участием многих архиереев, представителей власти, священства и мирян из Москвы, Курска, Липецка, Екатеринбурга, Иваново-Вознесенска, многих городов и весей нашего Отечества. В Покровском кафедральном соборе, где настоятель архимандрит Андрей (Тарасов), служились три литургии, и первая из них - в 4 часа утра.

20 августа, в самый день праздника, Божественную литургию в главном храме епархии совершили 6 архиереев нашей Церкви: митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, епископ Липецкий и Елецкий Никон, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, епископ Святогорский Арсений.

"Мы сегодня переживаем радостное событие, нас с вами собрала любовь к святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому, одному их столпов нашей Церкви, - говорит митрополит Сергий. - Почитание святителя Митрофана было так глубоко до революции 17-го года, что 1 августа (по н.ст.) отмечался праздник трех святителей Российских. Это была память святителей Митрофана, Димитрия Ростовского и Тихона, Воронежского и Задонского чудотворца… Мы не должны забывать наших учителей благочестия, наших молитвенников, наших патриотов земли Российской…"

"Свт. Митрофан - наследник и соработник великих св. отцов Церкви… Невозможно перечислить все труды, которые совершил он здесь на благо народа Божия, ради устроения Воронежской земли, ради укрепления государства Российского… Мы называем свт. Митрофана Ангелом Воронежской земли. Мы с вами должны не просто почитать святителя Митрофана и молиться ему, но нести весть о его благой жизни, исполненной духовной борьбы и доброделания, людям, окружающим нас. Мы должны стремиться быть достойными чадами святителя. Тогда и страна наша сможет противостоять всем нестроениям и бедам", - сказал в своем слове монах Сергий.

К гостям праздничных торжеств обратился председатель Воронежской областной думы В.И. Ключников: "Дух святителя Митрофана и память о нем помогают жителям Воронежской области, всем нам плодотворно трудиться на нашей родной земле, выполнять заветы этого великого человека".

- "…Помолимся", - звучит мощный призыв протодьякона.

- "Святителю отче наш Митрофане, моли Бога о нас!"

Покровский собор. 20 августа. Молебен перед началом крестного хода. Как в истории великие светильники нашей Церкви и Отечества, по сути, передавали духовную эстафету друг другу: свт. Митрофан - свт. Тихон - свт. Антоний, так возобновленный десять лет назад традиционный крестный ход из Воронежа в Задонск и новый молодежный ход воспроизводят (своим движением, маршрутом, географией начальной и конечной точек, телесными и молитвенными подвигами идущих) совершенную в прошлых веках духовную, историческую эстафету: Воронеж - Толшевский монастырь - Задонск (от свт. Митрофана к свт. Тихону), с молитвенным воспоминанием третьего великого Воронежского светильника веры, свт. Антония, прославившего их.

И вот выходит из Покровского собора торжественная процессия - традиционный крестный ход к Воскресенскому храму, где прочитывается молитва святителю Митрофану и молитва о мире на Кавказе.

По славной традиции в день летней памяти святителя Митрофана по окончании богослужения отправляется крестный ход в Задонск ко второму светильнику земли Воронежской - святителю Тихону.

Крестный ход Воронеж - Задонск торжественно проносит иконы трех Воронежских святителей. Традиции Московских святителей продолжили святители Воронежские, великие светильники всей Русской Церкви.

Ныне из Воронежа впервые вышел крестный ход и в Спасо-Преображенский Толшевский монастырь, к месту первоначального пребывания святителя Тихона после его ухода на покой. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия организатором этого крестного хода стал молодежный отдел Воронежской епархии...

И в молитвах, в настрое людей, в словах выступающих чувствуются забота о судьбах Церкви и Отечества, твердое намерение послужить их благу.

"Проповедник покаяния"

Крестный ход в Задонск. Идем по самому центру Воронежа, жители приветливо реагируют на происходящее. Такое увидишь, увы, не во всех городах России. Молодежь снимает нас на мобильники и, судя по их лицам, идею молитвенного шествия вполне одобряет. Старушка улыбается, крестится: "Подкрепи вас, Господи!"

Батюшка несет на руках младенца, родители катят в колясках детей, ведут за руку. И если бы так поступали многие, за будущее России можно было бы не безпокоиться, ибо велика сила крестных ходов.

Возникают разговоры, поделиться радостью с соседями так и подмывает, но нельзя, мы же в крестном ходе. Одна сестра несколько раз обращается к окружающим: "Братья и сестры, вы что, на прогулке? Пойте, молитесь!"

Выходим за город. По трассе, может быть, и тяжелее идти, но зато водители разнесут по всей России весть о крестном ходе.

Крестные ходы, как и люди: у каждого - свое лицо. Здесь поют покаянную молитву, как, скажем, и в почаевском ходе или вятском шествии "К пламенным младенцам", но по иному. На Иринарховском крестном ходе кропят участников то и дело святой водой, а здесь дьяконы с любовью кадят идущих, с обеих сторон хода: "Бог в помощь", "Укрепи, Господи!"

Завтра мы пойдем по лесу, и дьяконы в золотистом облачении вновь будут кадить. Сосны, березы, дубы, тронуты уже желтизной. Будут сверкать золотом хоругви. Воронежский крестный ход идет по русской земле…

Литургия каждое утро, и очень много причащающихся. Крестный ход идет к месту последних подвигов и упокоения святителя Тихона, именуемого "проповедником покаяния", и звучит в пути непрестанно покаянная молитва.

"В словах молитвы "Господи, помилуй", - говорит о. Николай Бабич, руководитель хода, - заключен очень большой смысл: излить на нас Божию благодать, чтобы покрыла она наши грехи, сомнения, страстные помышления, страсти, недостатки. У каждого из нас своя буря в душе - "буря помышлений сумнительных". Мы хотим своими средствами угасить бурю в душе у другого человека, но так не бывает. Вначале у себя угаси, человек, свою бурю. И мы просим: "Господи, помилуй". Такая практика родилась у аскетов, затем добавили имя "Иисусе Христе" и еще значимые слова: "Сыне Божий".

И звучит эта молитва в крестном ходе, - заканчивает свою проповедь о. Николай. - Человек возвращается с него, а молитва, по милости Божией, продолжает идти в душе человека, чтобы не согрешал, не потерял мир… Она продолжает бить животворящим ключом в сердце каждого из нас: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

"Невместимая наука жизни"

Эстафета праздничных торжеств посредством крестного хода передается все новым городам и весям Воронежской, а затем Липецкой земли: Воронеж - Чертовицы - Рамонь - Князево - Хлевное - Задонск.

Мы собираемся такие разные, из разных мест нашего Отечества, все грешные, и вот на второй-третий день пути начинает уже складываться единая семья крестного хода. Люди начинают уже забывать о себе, своем "эго", начинают с душевной теплотой, готовностью и любовью помогать друг другу. "Потому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь друг к другу", - сказал Христос, и крестный ход являет миру этот удивительный образ христианской семьи. И этот дух любви и единения, дух молитвенный явят они Воронежской земле и Задонску, где завершится празднование памяти святителя Тихона, Воронежского и Задонского чудотворца.

Один день крестного хода равен порой месяцам обычной жизни, обычного воцерковления.

Рамонь, третий день пути. Завершилась литургия в Никольском храме, и наставляет нас батюшка, о. Иоанн:

"Крестный ход для нас - это духовная десятина. У каждого свои заботы, дела, послушания. И вот мы вырвались из мирской суеты и пошли прославлять Бога. Апостол Павел говорит: "Прославьте Бога в душах ваших и в телесах ваших". Действительно, мы идем. Впереди что? Крест. Мы проповедуем Христа распятого, проповедуем своим шествием, проповедуем молитвой, и хорошо бы, чтобы мы проповедовали Его своим отношением к миру и своим отношением друг к другу. Во время крестного хода каждый может исполнить заповедь любви к Богу и к ближним: привал - не первому бежать за чаем, водой или бутербродом для себя, а подать это ближнему, немощному. Замечательно для спасения души.

Когда тяжело, посмотрел на крест, к иконе приложился - и Господь дает силы.

Скажу про себя, для меня крестный ход имеет три цели:

- покаяние; мы идем, каемся, осмысливаем, анализируем прожитую нами жизнь, собираем камни наших грехов и несем их в обитель, чтоб там в них покаяться;

- славословие, благодарение Богу за все его благодеяния, которые он на нас излил в течение этого года;

- насущное прошение; у каждого есть какая-то насущная проблема, связанная с семьей, с детьми, со здоровьем, поисками работы…"

Богатства православия неизмеримы, дивные слова сказал далее батюшка: "Православие - это невместимая наука жизни". Действительно, двигаться в этом направлении можно и нужно безостановочно, всю свою жизнь, до самого конца. И, в пределе, путь этот безконечен…

Снова и снова вспоминаются слова апостола Павла о прославлении Бога душою и телом, насколько же они глубоки. Может быть, именно в этих словах мы прикасаемся к удивительной тайне: почему так любит русский народ крестные ходы?

Может быть, потому, что в крестных ходах мы участвуем в прославлении Господа, в покаянии, в своем сугубом личном прошении к Нему не только душою, но и телом (соединенные с телесным постом нагрузки ходьбы, тяготы пути, стертые ноги, зной, холод, ветер, дождь и град, суровые условия ночлега и т.д.), то есть участвуем всем существом своим. И это очень отвечает душе русского человека - отдавать себя вере, Богу и близким всего себя, без остатка; вкладывать в молитвенное прошение, молитвенный вопль ко Господу всего себя, самозабвенно, без остатка. И Господь ответно изливает на крестный ход особенную, невиданную порой благодать. Участники крестных ходов знают это, каждый на своем личном опыте хождения.

Удивительны слова старца с острова Залит протоиерея Николая Гурьянова: "Крестными ходами будет спасаться Святая Русь".

Как хорошо, что дал нам Господь священнослужителей - архиереев и священников, - дал благодать проникать их слову в наши души, производить там целительную работу, смягчать их, вселять в них теплоту, мир, тишину, любовь к людям, тихую Христову радость. В нынешней языковой среде, атмосфере неискренности и наигранности (особенно в СМИ), пока еще не преодоленной, такое слово - это редкость, увы. Но это истинная радость.

Молитва идет и о властях, воинстве, о мире на Кавказе. Совершители крестных ходов тоже миротворцы, только духовные.

Очищение русской земли

С крестного хода Воронеж - Задонск мы переезжаем на крестный ход православной молодежи Воронежа. И увиделась редкая пока еще картина: дорожные службы очищали от мусора прилегающую к трассе территорию, вдали от населенных пунктов.

И вспомнились слова: "Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников" (Скрижали, 245).

Воронежские дорожные службы очищали нашу землю от физического мусора, а идущие в эти же минуты воронежские крестные ходы очищали землю от духовного мусора, греховной ее загрязненности.

Как бы хотелось, чтоб вся наша русская земля очищена была от мусора и видимого и невидимого и чтоб нам не загрязнять ее ни в каком отношении. Чтобы другие народы вновь сказали: "Как у них чисто, красиво, ухоженно. Народ русский - аккуратный, трудолюбивый и боголюбивый, непьющий, детей в утробе не убивает, слово "мать" в этом народе не бранное, пойдемте под его крыло".

То, как любят воронежцы свою землю, украшают ее, трудятся на ней неленостно, вселяет надежду, что у всего народа нашего вновь откроются духовные очи, и совершатся в нем благодатные перемены, вновь он вспомнит свое великое предназначение.

"Идеалом человеческой красоты" называл Федор Михайлович Достоевский русский народ, имея в виду времена, когда народ наш соответствовал ожиданиям Творца.

Необыкновенные слова и очень обязывающие…

Молодежный крестный ход

Совершался он впервые, по маршруту: Воронеж (Покровский кафедральный собор) - Отрадное - Орлово - Углянец - Толшевский Свято-Преображенский женский монастырь.

По пути следования крестного хода воронежская молодежь знакомилась с жизнью российской глубинки, в населенных пунктах проходили встречи, концерты духовных песнопений.

Крестное шествие убедительно показывало: православие - молодое и радостное.

Шли по полям и просёлочным дорогам, с солнцем и ласковым ветром.

Звучали молодые, свежие, радостные голоса: "Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас". Покаянную молитву "…помилуй нас" пропевали плавно, мягко.

Встречали идущих встречными крестными ходами, колокольным звоном, с нескрываемой радостью.

С идущими - мощи святителя Тихона, с ними, верилось, и он сам. И множество людей, которые встретились на пути, имели возможность приложиться к великой святыне.

Вот селение Углянец. Кладбище с трех сторон обступило храм, в который вошел крестный ход, вошли святые мощи свт. Тихона Чудотворца. Остановка, время отдыха, можно осмотреться. Кругом могилки и могилки. И поучительная картина. Фото на памятниках почти везде, и как разительно меняются лица от десятилетия к десятилетию. Угасала в народе вера и, появлялись все более безблагодатные поколения. Люди рождения конца XIX - самого начала XX века: удивительно сильные, духовные, прекрасные русские лица, сияющие духовной и физической красотой и крепостью, смирением и внутренней силой. Отошла эта Русь, верим: ушла на Небо. Рядом лежат их дети, внуки рождения 30-х годов. Лица уже совершенно другие, как будто другой народ. Родившиеся в 20-е годы жили меньше, родившиеся в 30-е годы еще меньше, они начали уходить 50-летними (это начало 80-х годов, преддверие перестройки).

А на новом кладбище, сказали жители селения, одна молодежь лежит. И показали жестом: пьют и колются. И секты.

То же самое и в селе Чертовицы, месте первого ночлега крестного хода Воронеж - Задонск. И так по всей России.

Россия, что с тобой произошло?

Нам, православным, хоть вера в народе и идет вновь в рост, нельзя успокаиваться.

Лежит Россия, народ русский, в земле…Где ты? Неужели там, куда попадать не следует? Почему не исполнила на Земле то, что человеку положено исполнить? Почему не доделала, не достроила, не довоспитала детей, внуков, не молилась Богу?

Покоятся монахи, блаженные. Вот схимонахиня Афанасия (1900-1980 гг.). Невдалеке покоится Чернышева Любовь Митрофановна (1906-2006 гг.). Сто лет жизни земной дал ей Господь. Отошла на Владимирскую, 8 сентября, всего два года назад, светлое лицо. Зачем ты, Россия, в массе своей не пошла путем этих людей?

Зовет Господь, видом храма, колокольным звоном, теперь и крестным ходом - в храм, на службу, на молитву. Очнись, русский народ, не уходи прежде времени с этой земли, есть у нас еще на земле дела. Молись Богу, расти детей, живи по заповедям.

И идущая крестным ходом воронежская молодежь - это серьезное духовное противостояние злу.

В Воронежском молодежном крестном ходе молятся все - с воодушевлением и радостью, в пути непрерывно, вечернее и утреннее правило непременно полностью, молебны с акафистом святителю Тихону, исповеди подробные, обстоятельные.

И это были современные молодые люди, они купались, играли в волейбол, пели под гитару.

Руководитель Молодежного отдела епархии священник Димитрий Шишкин в беседе с представителем редакции "Руси Державной" не скрывал своей радости и удивления: "Молодежь свою я видел везде: и в палатках, и на байдарках, и в походах…, но впервые в жизни я увидел молящуюся молодежь. Оказывается, эти ребята могут молиться по-настоящему, потому что каждый день, пока мы шли десятки километров, не умолкали молодые голоса: они прославляли Бога, молились Божией Матери, у нас постоянно были молитвы и духовные песнопения… Я вижу плоды крестного хода".

Получается, что молодежный крестный ход - это не вспомогательное мероприятие для заполнения досуга молодежи, а важнейшее дело - сопровождение святых мощей великого угодника Божия свт. Тихона и молитва, чистая молитва молодых людей, вплетенная в общую молитву Воронежской и всей Российской земли.

Прекрасная особенность крестного хода православной воронежской молодежи - его молитвенность. Такого не доводилось видеть и на многих "взрослых" известных в России ходах. И не исключено, что он мог бы стать одной из самых важных основ всей молодежной работы в нашей стране. В нем не видно какой-либо модернизации, обновленческого подлаживания под молодежь.

Верится, что Воронежский молодежный крестный ход в честь святителя Тихона станет всероссийским, и мощи всероссийского святого будут сопровождать молодые люди из многих городов и весей нашего Отечества и в первую очередь, видимо, юные представители Иваново-Вознесенской земли, родины первого епископа Воронежского святителя Митрофана. На празднованиях 20 августа в Покровском сборе Владыка Сергий уже приглашал иваново-вознесенских паломников, обращаясь к епископу Иосифу, посещать воронежский край.

В этом крестном ходе могла бы принять участие и молодежь Русского Зарубежья, которая уже начала посещать соседнюю Курскую Коренную пустынь.

В жизни каждого из нас есть не только личное, но и гораздо более высокое и важное, духовно-государственное измерение. Важно, чтобы мы становились сознательными участниками общего большого и радостного духовно-государственного творчества, возобновляющегося в России, и радостный молодежный крестный ход из града Воронежа - это наш обнадеживающий вектор устремленности в будущее.

Святитель Тихон, по словам современников, "имел взгляд веселый", "в летах мужества всегда румянец был на щеках его". И митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, возглавляя юбилейные празднования в честь святителя Тихона в Центральной России - а это и Всероссийские торжества - подчеркивал: "Мы призваны быть людьми счастливыми в этой жизни, потому что к радости призвал нас Христос".

И эту радость принадлежности к православию возвещает всем Воронежский молодежный крестный ход.

"Не разрушающий природу
стиль жизни человечества"

Выйдя 20 августа из Покровского собора Воронежа, крестный ход разделился на две части, на два луча в северном (Воронеж - Задонск) и северо-восточном (Воронеж - Толшевский монастырь) направлениях, охватывая с двух сторон Усманский бор, Воронежский биосферный заповедник.

Как оповещает посетителей заповедник, 15 февраля 1985 года решением Бюро Международного координационного совета программы "Человек и биосфера" Воронежскому заповеднику был присвоен статус биосферного, а одна из основных задач биосферных заповедников - " разработка не разрушающего природу стиля жизни человечества".

Растеряв сокровища христианской веры, тем самым и правильные ответы на все вопросы, включающие и наиважнейший - "как жить", западная цивилизация начала искать "стиль жизни".

Буквально в те же февральские дни 1985 года в "Нашем современнике" вышла блестящая статья русского ученого и мыслителя Ф. Шипунова "Докучаевские бастионы" - о воронежских черноземах, "царе почв", главном богатстве России; о полезащитном лесоразведении; о духовных началах земледелия. Статья, по сути, задавала направление поиска искомого "стиля жизни человечества", который связан с нравственностью, с патриотической заботой о своей земле. Это уже было преддверием православия. Статья произвела тогда сильное впечатление на читающую Россию, вызвала множество откликов, прилив созидательного энтузиазма.

Удивительно и то, что Международный совет принял решение о статусе Воронежского заповедника именно 15 февраля, не ведая того, что это дата Сретения Господня! То есть заповедник официально включался в поиск "стиля жизни" в самый праздник встречи с Господом.

Этим удивительным совпадением Господь ясно указывал, на каких путях искать "стиль жизни" - на путях встречи с Ним, возвращения в Нему, жизни по Его заповедям.

Толшевский монастырь вскоре стал возрождаться.

И ныне, в год 225-летия памяти святителя Тихона, воронежские крестные ходы охватили заповедник с двух сторон. И небо над обоими крестными ходами, по свидетельству очевидцев, было в белых крестах (21 августа, вторая половина дня). И те молодые люди, кто родился в упомянутом 1985 году или вскоре после этого, вошли со святыми мощами в биосферный заповедник, в его духовный и смысловой центр - Толшевский монастырь, явив зримо своими действиями искомый "стиль жизни".

После прорывного выступления нашего Святейшего Патриарха в Совете Европы, других международных инициатив Русской Церкви, помня о наставлении Владыки Сергия "осознавать мессианское значение России для всего человечества", мы можем попытаться реанимировать угасающее европейское религиозное самосознание в том числе и через практику биосферных исследований - на примере Воронежского биосферного заповедника, счастливо сочетающего православный монастырь и природоохранный комплекс.

Толшевский монастырь есть духовный центр всего комплекса заповедника, "духовно-нравственный излучатель" по словам Ф. Шипунова. Через возрождение таких центров мы можем возродить все остальное.

В государственные программы заповедников хорошо бы включить пункт о восстановлении монастырей, храмов, часовен на их территории или о постройке новых, как центров, от которых пойдут лучи возрождения всех направлений деятельности заповедников.

Хорошо бы добиться вписания в международную программу "Человек и биосфера" строки о возвращении к христианской вере как определяющей искомый "стиль жизни человечества".

Создание монастырей - этих храмов, цветников и садов вокруг них - есть эталон человеческой деятельности на Земле. Это означает землю превратить в сад, означает преобразовывать землю в направлении исходного, райского ее состояния, насколько это, конечно, возможно, с Божией помощью. Это высшее, что можно найти на пути поиска "не разрушающего природу стиля жизни человечества".

Празднования в Толшевском монастыре

24 августа торжества в обители начались Божественной литургией, которую совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении воронежского духовенства.

Литургия под открытым небом; так любимые русским богомольным народом святые иконы на елях; устланные цветами дорожки к храму, молитвенное пение, множество причастников - все производило неизгладимое впечатление.

"Сегодня мы призваны заново осмыслить значение личности и трудов святителя Тихона… Для этого у нас есть два неотделимых друг от друга средства: искренняя молитва к святителю Тихону и благоговейное изучение его духовного наследия", - сказал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Продолжились праздничные мероприятия выступлением преподавателя Воронежской Духовной семинарии М.А. Прасолова на столь важную, обозначенную Владыкой Сергием тему: "Личность и труды святителя Тихона Задонского - архипастыря, педагога и духовного наставника в жизни современного православного христианина".

Семинар с участием Владыки Сергия вышел за пределы обыкновенных академических мероприятий и стал яркой духовной публицистикой, вдохновенным проповедническим призывом к следованию в нашей жизни за святителем Тихоном.

Подумать только, мы находимся на месте, где произошло великое историческое и вселенское событие. Прямо здесь, перед воротами этого храма "святитель Тихон увидел то, чего удостаиваются только самые великие святые в истории Церкви: ему открылась вся полнота Славы Божией, открылось то, что увидел пророк Исайя в свое время; святитель Тихон увидел Царство Небесное, уготованное всем нам; и нетварный свет осиял его и весь мир" (М.А. Прасолов).

И в который раз убеждаешься, насколько важно не приехать, а именно прийти во святое место - своими ногами, потрудиться, совершить свой малый духовный подвиг, так, как поступила ныне воронежская молодежь.

Какие дивные святые на Воронежской земле! Может быть, настанет день, когда в Церковный и Государственный календарь России войдет единый торжественный праздник всех трех воронежских святителей, трех столпов нашего православия и духовных опор государства.

Похожий праздник был уже в прежней России, и все нам напомнил об этом Владыка Сергий 20 августа в Покровском соборе.

С концертом духовных песнопений выступили в Толшево мужской хор Воронежской Православной Духовной семинарии, сестринский хор Алексиево-Акатова женского монастыря города Воронежа, хор молодежного крестного хода.

В эти же часы в Воронеже по инициативе митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия была проведена акция "Поздравление в самый счастливый день": все женщины из родильного дома № 3, родившие накануне малыша, получили поздравления от имени Владыки Сергия и праздничные букеты.

Толшевские торжества продолжились 26 августа в Задонске, где святитель пребывал все последние годы своих подвигов. Сюда пришли крестные ходы из Воронежа и Липецка. Несколько дней совершители их находились в посте и молитве, чтобы достойно почтить память великого светильника русской земли.

"Мы ответственны за время,
которое дал нам Бог"

Завершались многодневные торжества, посвященные памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Их итоги подвел в своем проникновенном слове в Задонском монастыре митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий:

"С чем уйдем отсюда? Сохраним ли эту атмосферу, эту незабываемую и непередаваемую связь со святителем Тихоном, эту связь с Духом Святым, который питает каждого из нас? Вернемся домой, приступим к работе, будем встречаться с людьми, которые составляют круг наших знакомых, родных, наше общество, - какими мы будем среди них?..

Мы ответственны за время, которое дал нам Бог. В наших силах сделать все возможное для того, чтобы на наших православных традициях созидалось будущее нашей великой страны…

Мы должны быть исполнены благодарности Богу за то, что являемся наследниками такого великого духовного богатства, как российская история, российская культура, которая в свое время указывала людям, живущим в других странах, путь развития".

Закончился праздник, разъезжались по городам и весям страны его участники. В поезде Воронеж - Москва простая русская женщина поучала своих внуков: "Мы огромны и богаты своими природными запасами, и нам завидуют…"

Слова ее обращены, по сути, ко всем нам. Наша территория и наши природные кладовые имеют не только географическое, геополитическое и хозяйственное измерение. В первую очередь они имеют духовное измерение: землю и недра дал нам Господь для выполнения нашего исторического, духовного задания - указывать миру, как сказал Владыка Сергий, "путь развития".

Суровый смысл сегодняшних миграционных потоков, нынешние испытания на прочность нашей Церкви и государства обязывают каждого из нас - от руководителей государства до простых тружеников, - обязывают и молодых людей, и даже тех, кто на заслуженном отдыхе, соответствовать в своей жизни высокому смыслу Божественного задания для России.

И единение власти, Церкви и народа, явленные в эти дни в Центре Российского Черноземья, молитвенное горение нашей молодежи, устремляющейся в крестные ходы по русской земле, вселяет надежду…

Будем же трудиться, не покладая рук, во имя нашего Отечества, нашей православной веры.

Святители Христовы Митрофане, Тихоне и Антоние, молите Бога о нас!

Владимир ТАНАКОВ.
Фоторепортаж священника
АЛЕКСИЯ Воронко


от 19.11.2017 Раздел: Сентябрь 2008 Просмотров: 135
Всего комментариев: 0
avatar