Однажды ученики спросили своего Учителя:
– Скажи нам, каковы признаки последних времен?
Господь ответил:
– Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос» и многих прельстят (Мф. 24, 4-5).
Этот признак Спаситель выделил и поставил на первое место из очень многих, потому что он несет в себе главную опасность. Действительно, обольстителей разных мастей в наши дни развелось столько, что их и не перечислить: это и сектанты, и лжепророки, и «ясновидящие», и колдуны, и т. д., и т. п.
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 15), – поучает нас Апостол Павел. Если в его времена дни были лукавы, то сейчас и подавно. «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (2 Петр. 5, 8). Добыча его обильна, особенно на Украине, где образовались четыре ложных юрисдикции: два Киевских «патриархата», Греко-каталическая «церковь» и католичество, не считая многочисленных сект.
Однако подавляющее большинство украинских христиан осталось верно Православию, находясь в лоне Московского Патриархата. И среди них – насельницы Корецкого женского монастыря в честь Пресвятой Троицы.
Въезжаешь ли в Корец с востока, входишь ли с запада – монастыря не минуешь. Он стоит в центре города, украшая и освящая его. Купола величественного Троицкого собора видны издалека; освещенные солнцем, они ярко сияют, веселя сердце верующего человека. Даже если ты и спешишь, все равно остановишься у монастыря и, осенив себя крестным знамением, сотворишь про себя молитву во славу Пресвятой Троицы, а потом уже продолжишь свой путь.
Много нападок врага рода человеческого претерпел Корецкий монастырь за девять веков своего существования. Достаточно сказать, что он дважды был разрушен татаро-монгольскими ордами.
Один из самых драматичных эпизодов его истории выпал на тридцатые годы девятнадцатого столетия. Именно в это время Польша усиленно стремилась насадить католичество на Украине, прибирая к своим рукам как храмы, так и обители. Особенно «лакомым кусочком» она считала Корецкий монастырь, который уже давно волновал ее аппетиты. «Скушать», однако, этот «кусочек» было не так-то просто. Православный народ горой встал на защиту древней обители. Митрополит Дионисий и архиепископ Алексий указывали полякам на полную несостоятельность их притязаний на нее.
Завязалась судебная тяжба.
Не имея успеха в польских судах, православные архиереи возбудили ходатайство о проведении судебного заседания на нейтральной территории – в Париже. И та, и другая стороны привели в ходе разбирательства веские доводы в защиту того, что Корецкий монастырь принадлежит именно ей, а не кому-то другому. Наконец судья спросил:
– Куда смотрит алтарь Троицкого собора?
– На восток, - последовал ответ.
– Значит, монастырь православный! - провозгласил судья.
Проиграв суд, поляки решили (используя время, пока не пришли судебные документы из Парижа) завладеть монастырем силой. Повод для этого они выбрали самый банальный: в пятидесяти метрах от обители они поставили памятник диктатору Польши Юзефу Пилсудскому; день открытия памятника, рассуждали они, самый удобный момент для ее захвата.
Узнав о предстоящем насилии, игумения Феофания наложила на всех насельниц монастыря строгий пост; в еде был ограничен и скот. Утром и вечером совершались богослужения; сестры со слезами на глазах молили Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Деву и святых угодников Божиих о помощи; ежедневно читалось до сорока акафистов.
И вот наступил день открытия памятника. Вся городская полиция была стянута к монастырю. Из города Острога прибыли двадцать монахов-капуцинов, чтобы занять обитель. С минуты на минуту ожидался взвод конницы из Ровно. Вот всадники показались на дороге. Но что это? На знамени, которое держал один из всадников, все увидели… траурную ленту.
-Что случилось? – тревожно вопросил начальник полиции.
Вместо ответа всадники указали на бездыханное тело своего командира – поручика Адамкевича. Еще полчаса назад он был жив и здоров, уверенно управлял каурым жеребцом и насвистывал веселый мотивчик. Вдруг мотивчик прервался на полуноте, а всадник, выпустив поводья, мешком повалился вниз. Подчиненные едва успели подхватить его на руки.
-Что с вами? – спросили они.
Вместо ответа поручик Адамкевич прислонил руку к кровавой ране на груди.
– Мы мигом доставим врача! – один из всадников вскочил на коня.
–Врач тут бессилен – меня поразил Ангел Господень, - слабеющим голосом произнес поручик. – Монастырь не трогайте.
С этими словами он умер.
Именно в эти минуты в обители читался акафист перед иконой Архангела Михаила…
Монахини, инокини, послушницы. Слабый женский пол. Кажется, один удар грома – и они в страхе разбегутся. Но не тут-то было! Монастырь и в прошлом стоял непоколебимо, стоит нерушимо и теперь! В чем же сила христовых невест? Может, в том, что они живут за высокими каменными стенами? А может, в том, что на воротах и входных дверях обители большие крепкие замки? А может, в том, что с севера монастырь защищает река, а сам он стоит на высоком берегу?
Нет и еще раз нет!
Сила сестер в том. что они живут во Христе! Именно в нем, нашем Спасителе, они видят свою защиту, опору и крепость! Царица Небесная и святые угодники Божии тоже с ними, и они никогда не оставят их!
Николай Кокухин
Фото автора
Фото автора