– Действительно, некоторые больные мне рассказывали, о трудностях, которые они испытывали на пути в храм. Есть люди, которые легко воцерковляются. Впечатление такое, как будто Господь Бог их призывает и Сам ведёт в храм. Они с желанием и надеждой приходят к вере и живут жизнью Церкви. Но я встречал других людей, которые рассказывали мне о весьма трудном, непрямом, с жизненными зигзагами пути к Богу. Наиболее поучительные истории я узнал от больных, которые мне рассказывали о болезненных состояниях, возникающих на пути в храм. Например, у одного больного, когда возникало желание пойти в храм у него появлялась головная боль. Причем на пути в храм возникала такой силы головная боль, что он вынужден был разворачиваться и идти домой, чтобы принять лекарство. Он задал мне вопрос: «Доктор, почему у меня головная боль возникает тогда, когда я хочу идти в храм?» Подобные вопросы мне задавали и другие больные, у которых возникали различные болезненные состояния на пути в храм или во время пребывания в нем. Эти вопросы побудили меня к подробному анализу подобных случаев. Со временем накопилась интересная и поучительная информация о том, каким бывает путь у людей в храм Божий.
У мужчины, о котором я только что рассказал, путь в храм оказался довольно длительный и тернистый. На этом пути большую роль сыграл его глубоко православный друг. Православные беседы и его духовное влияние со временем сыграли решающую роль: головные боли перестали беспокоить, а посещение храма стало желанным событием. В связи с этой историей, уместно вспомнить народную мудрость – «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Что-то произошло, как будто какой-то переключатель повернулся и включил совершенно другое состояние на пути в храм. И это случилось тогда, когда друг его ввел в храм, он стал воцерковляться, а главное – ощутил духовное влияние храма, он сам говорил: «Иду из храма так, как будто камень с плеч свалился». Перестала беспокоить головная боль и он уже ходил в храм с радостью и с желанием. Этот яркий пример говорит о том, что, действительно, есть какие-то силы, которые мешают человеку воцерковиться, мешают ему войти в храм.
Бывали и другие случаи. Например, одна женщина рассказала мне, как она приобщала своего мужа к храму. Это была целая эпопея. Муж был крещен в раннем детстве. Бабушка часто брала его с собой в храм. Когда он пошел в школу, в институт, тут он уже в храм перестал ходить и, таким образом, после младенчества он оказался вне храма, хоть и крещеный. Кстати, он часто говорил: «Зачем в храм идти? У меня Господь Бог в сердце». Ему жена говорила: «Но в храме же таинства существуют, это самое главное. На исповеди можно «отмолить» свои грехи, можно молиться за родственников, можно участвовать в других таинствах, которыми и сильна Церковь, поэтому батюшки говорят, что спастись вне храма невозможно, а ты считаешь, что это возможно». Конечно, он был в опасном заблуждении, с такими людьми требуется большая работа, которую батюшки осуществляют, духовно окормляя их.
Женщина, которая стала рассказывать мне о тернистом пути своего мужа, сказала: «На его пути в храм были почти все неприятности». Вот она идет в храм, старается его увлечь с собой: «Пойдем вместе помолимся». Сначала он категорически отказывался, но потом как-то стал смягчаться, может быть, потому что она все время молилась за него, чтобы Господь Бог призвал его в храм, и он стал делать такие попытки. Однако по пути в церковь его обязательно что-то начинало беспокоить: то какая-то ломота в теле, то суставы начинали болеть, то слабость и физическая немощь: «Не могу, мне нехорошо… возвращаюсь домой». Были случаи, когда вдруг начинала болеть голова. Возвращаемся домой, мерим артериальное давление – давление нормальное, да и головная боль вскоре сама собой проходила. Такие эпизоды повторялись, но самый яркие эпизоды произошли с ним в двух случаях. Первый случай произошел, когда они пошли в храм и уже подошли к нему и вдруг у мужа «загудело, закрутило в животе, спазмы» и он убежал домой. В кругу семьи стали анализировать, что он мог такое съесть, но он ел все то же, что и все члены семьи и ни у кого проблем с животом не возникло.
Самый печальный случай был, когда жена уже привела его к храму, но поднимаясь по ступенькам он вдруг поскальзывается, падает и ломает голень. Вместо литургии пришлось его везти в травматологический пункт и накладывать гипс. Женщина призналась: «Я долгое время рассматривала все эти события как случайные, не имеющие между собой какой-либо связи». Наконец, в очередной случай она уговорила его пойти на службу. Уже пришли к храму, поднялись по ступенькам. Она ему говорит: «Теперь надо перекреститься и войти». Муж как будто остолбенел, ни туда, ни сюда: не может руки поднять. Она уже не знала, что с ним делать. Тут выходит из храма один мужчина, а другой, который стоял сзади говорит ему властно: «Чего стоишь, входи!», и я с мужем вошла в храм. Оказавшись в храме муж преобразился: он стал ходить по храму, начал проявлять интерес к иконам, у каждой иконы останавливался и крестился. После этого случая никаких проблем больше не было на пути в храм, все проходило с большим желанием, с хорошим настроением, с какой-то душевной радостью, он воцерковился, стал участвовать в различных таинствах. Вот такой был тернистый путь в храм у ее мужа.
Были и другие случаи, когда больные мне говорили: «Да я с удовольствием и пошел бы в церковь, но там я начинаю плохо себя чувствовать». Я спрашиваю в чем дело. Ответы разные: то голова начинает болеть, то становится нехорошо, тяжело стоять, то чувствуют, что в обморок могут упасть, появляется страх и когда выходят из храма – все быстро проходит. Мне как доктору задают вопросы: «В чем причина? Почему возникают болезненные состояния в храме, но проходят вне его?». Я как доктор пытаюсь найти причину: гипертонической болезни нет, других болезней также нет, в большинстве случаев так и не нахожу заболеваний, которые могли бы быть проявлениями болезненных состояний, возникающих в храме, но проходящих за его стенами. С другой стороны, многие из нас наблюдают в храме таких больных, которые вызывают восхищение своей выносливостью. И когда я задавал таким прихожанам вопрос: «Как им удается выдерживать многочасовые службы?». Смысл ответа, как правило, один: «Мне в храме легче. По милости своей Господь Бог меня укрепляет и лечит».
Возникает вопрос: что это такое, что за сила, которая или не пускает в храм или гонит из храма? И что следует делать, чтобы преодолеть такие препятствия? В этой связи интересной и поучительной может быть история одного пациента, который и дал ответ на эти вопросы. Он не переносил запаха ладана, и когда дьякон осуществлял каждение, вынужден был выходить из храма, а в некоторых случаях вовсе уходить домой. Но, когда больной бросил курить, а он курил с подросткового возраста, чувство неприятия ладана прошло. Более того, возникло отвращение к папиросному дыму. Когда я его спросил: Какая причина такой перемены?». Он ответил: «Я очень тянулся к храму, но, когда появлялся запах ладана, чтобы удержаться в храме, начинал креститься и творить Иисусову молитву. Я тоже самое стал делать, когда появлялось желание курить – и проблема разрешилась сама собой».
Последний случай свидетельствует о том, что многие эпизоды, возникающие на пути к вере Христовой, да и в самом храме, но которые препятствуют воцерковлению людей – отражают борьбу духовного мира сатаны с Православием, с Православной Церковью, с людьми, которые пытаются приобщиться к Церкви. Полем этой битвы, как говорил Федор Михайлович Достоевский, является сердце человека. Главным орудием защиты сердца от воздействия мира сатаны, как свидетельствуют рассказанные истории приобщения к церкви и воцерковлению служат Крестное знамение, Иисусова молитва и само Воцерковление, то есть жизнь в Церкви, жизнь по Евангелию.
– Я тоже вспомнил один случай, о котором мне рассказывал один мой хороший знакомый. Поехал он в Троице-Сергиеву Лавру со своим шофером, и они решили приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Сам он приложился, а водитель его что-то замешкался, взгрустнул и когда мой знакомый спросил его, почему он не приложился, он не смог ответить. Потом они поехали в Черниговский скит и там за чаепитием у наместника монастыря этот водитель поделился: «Я, батюшка, хотел приложиться к мощам, но какая-то невидимая сила не давала мне это сделать». Настоятель монастыря вдруг изменился в лице и сказал на полном серьезе: «Ты, видно, парень в своей жизни очень много и серьезно нагрешил. Тебя святыня не допустила». Вот такая грустная история.
– Интересно, этот парень как-то изменился после разговора с наместником?
– К сожалению, не изменился. И моему знакомому с ним пришлось расстаться.
– В отношении водителей я наблюдал другую картину: к нашему храму, в который мы ходим семьёй, подъезжает много машин. Часто семьями приезжают и все идут в храм. Но я заметил, что в некоторых машинах водители остаются, то есть он привез кого-то, а сам в храм не идет и сидит всю службу в машине. Причем узнаю, что среди таких водителей есть и крещеные люди. Видимо тоже какая-то сила не пускает их в храм. Нечто подобное наблюдаю среди нищих, которые стоят на подходе к храму и принимают милостыню. Одного из них я спрашиваю: «Вот Вам сейчас творят милостыню ради Христа, подают деньги, идут в храм, а сами-то почему в храм не ходите? Я Вас там ни разу не видел». Я ему говорю: «Перед службой и после службы принимайте милостыню, а во время службы сами идите в храм, постойте службу, помолитесь Господу Богу, попросите помощи». Он мне отвечает: «Я собираю деньги, мне жить на что-то надо. Мне помогают, я знаю, что православные люди – добрые. Зачем мне в храм идти? Мне там денег не дадут». Вот и весь разговор. Тоже какая-то сила таких людей не пускает, хотя стоят рядом с храмом.
– Я еще один случай вспомнил, который произошел с тем же самым человеком, о котором я только что говорил. Во время службы в Богоявленском соборе, когда там служил покойный патриарх Алексий, это было как раз в октябре 1993 года, когда происходили серьезные события в нашей стране и, в частности, в столице и, несмотря на то, что в храме было очень много людей, именно к этому водителю подошла охрана Патриарха и начали интересоваться: кто ты такой? То есть даже на таком уровне, бытовом, охрана определила, что он здесь посторонний, что он чужой.
Я сейчас вспомнил одного процветающего предпринимателя. Мы с ним тоже на эту тему разговаривали. Он мне тогда возразил: «Мне посредники между мной и Богом не нужны». Он хоть и живет недалеко от храма, до сих пор в него не ходит, хотя разговор этот был несколько лет назад, но, видимо, сила какая-то не пускает.
Есть даже такая притча: пришел один человек в храм на исповедь, и батюшка его спрашивает: «сын мой, рассказывай о своих грехах». Этот человек помолчал, помолчал, и говорит: «Вы знаете, батюшка, я всю жизнь честно прожил, не знаю за собой никаких грехов». «Ладно, сын мой, а ты в храм-то ходишь?»
– Нет, и в храм я не хожу, и на исповеди в первый раз.
– И ты, естественно, не причащаешься.
– Нет.
– Хотя бы Богу ты молишься?
– Нет.
– Как же ты?
– У меня Бог в душе.
Батюшка вздохнул и сказал:
– Сын мой, в храм ты не ходишь, Богу не молишься, святых тайн не причащаешься. Бог понятия не имеет о твоем существовании.
На этом их разговор был закончен.
Я хотел бы, чтобы эту историю запомнили те люди, у кого «Бог в душе».
– Да, очень много поучительных историй. Они и для нас и наших родственников тоже поучительны. Я рассказываю истории, которыми делились больные о своем тернистом пути в храм тем православным людям, которые не ходят в храм. Есть люди, которые говорят: «У меня Бог в сердце, зачем ходить в храм. Мне не нужен посредник-батюшка или Церковь». Такие люди жестоко ошибаются. Святые Отцы, основываясь на богатом духовном опыте, говорят, что у таких людей как раз и нет Бога в сердце. Напротив, оно занято духом сатаны, который создает человеку внутреннее ложное и губительное убеждение «Бог у них в сердце» и лишает их спасительного пути через Церковь.
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ