Если человек правильно идет путем Господним, то на нем совершаются евангельские истины и ему дается благодать. А благодать дарует осознание покаяния и любви ко всем. Батюшка получал благодать за терпение страданий. Он выстраждывал эту благодать и делился ею с другими, как садовник, собирающий божественные плоды. И мы должны понимать, что в эти плоды вложен большой труд.
Милость Божия состоит в том, что из строптивого человека Господь обстоятельствами делает кроткого. И батюшка через это проходил. Благодать дается только кроткому и смиренному. Почему люди слетались на батюшкин свет? Потому что его свет был благодатен и реален. Не нужно было много слов. И батюшка много не говорил. Он просто сидел, как добрый дедушка, и излучал благодатный свет. От этого света согревались и растапливались самые заледенелые души. Иногда к батюшке было не попасть, иногда и словом с ним не перекинешься, но всегда летишь от него измененным: все камешки разбитой души снова собираются, и дом души опять выстраивается. Фундамент, который с любовью заложил батюшка, остается.
Любовь батюшка тоже стяжал. Стяжал теми же кротостью и смирением, согласно слову евангельскому: ...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Господь даровал батюшке много испытаний для стяжания мирного духа, кротости и любви. Батюшка рассказывал о лагерных мучениях, пройти которые ему помогла только молитва. Он вспоминал, как их гнали в стужу на работу, а у тропинки стоял на коленях замученный человек и тихо просил хлебушка. Когда их гнали обратно, этот человек был уже мертв... Рассказывая об этих испытаниях, батюшка всегда плакал.
Батюшка никогда никого не обличал, как и Господь. Он только показывал, какие могут быть плоды зла. Он знал все человеческие немощи, но любовь исчерпывала все. Обличение зла давит на рану, а любовь врачует. Любовь тоже давалась батюшке очень трудно, через те же страдания, которые он терпеливо и смиренно переживал. Он знал эту тайну выстраданной благодати любви. Он страдал и нашими скорбями, а мы уходили, уврачеванные его благодатью. Скорби он забирал себе.
Скромность батюшки была безгранична. Он всегда давал ход Христу: никогда не выделял себя, никогда не изрекал от себя. Как святой Иоанн Креститель, который говорил, что ему надо умаляться, а Идущему за ним – расти. Отец Николай смиренно просил Господа даровать человеку утешение, исцеление, благодать, а действовал уже Сам Господь.
Батюшка знал, что Господь есть Любовь, и помогал людям познавать эту Божественную любовь или хотя бы маленький кусочек любви. Батюшка не говорил о любви, а показывал ее всем своим существом, поступками. Поэтому к нему шли люди. Его душа горела от любви, даже глаза искрились, как у ребенка. Такое состояние описывал пророк Давид. Человек, получающий эту благодать, действительно становится просто ребенком. Много раз я сам уезжал от батюшки, наполненный детской, необъяснимой радостью.
Именно эту любовь ищут люди. Для нас ведь любовь всегда – на престоле жизни. Но нужно отличать ее от извращенного чувства – любви-страсти. Любовь настоящая – это движитель жизни. Если есть любовь, то движется жизнь, созидается бытие. А страсть – она все уничтожает, поглощает. Только Божественная любовь оживляет.
Старчество – особое дарование от Бога. Старцам дано понятие о Боге, о Божественных глубинах. Это – люди особой чистоты, они уже стали детьми Божиими. Это избранные (Мф. 20, 16; 22, 14; Лк. 14, 24).
Господь избрал отца Николая и, чтобы очистить его для подвига старчества, провел через страдания. Только страдания выжигают из души грязь и нечистоту. Когда человек полностью предается на волю Божию, полностью верит Ему, Господь его полностью освящает и просвещает. Он знает, как это делать. Сковородку и ту надо долго и терпеливо, до мозолей, чистить песком, чтобы она проявила блеск. А тут человек!
Человек должен возлюбить Бога и познать Его так, как ребенок свою мать. Ребенок знает ее молоко, тепло. Он с матерью связан единой ниточкой и полностью ей доверяется. Это детство должно быть и у нас. Мы должны сознавать себя Божиими детьми и всем существом тянуться к Богу, смотреть на Него, быть Ему послушными, брать от Него благодать и все полагать на Бога, вопить к Нему, понимать Его волю. Старчество – это когда человек полностью слушается Бога, а Бог слушает этого человека.
Видя отца Николая, понимаешь, что такое старчество и каков Господь. Видишь реально маленький кусочек Небес, видишь отражение Бога в маленькой капельке чистой реки – душе старца. Само солнце мы не можем объять. Но можно видеть отражение солнца в капельке росы. И не нужно тогда искать логического объяснения Бога через учение. Оно необъяснимо. Нужно просто принять и понять эту Божественную любовь всем существом, а не только одними чувствами. Отец Николай нес такую любовь. И любовь жертвенную. Через жертвенность человек тоже получает благодать. Сделал кому-то добро – уже получил капельку. В реальности так и есть. Человек разумный, делая что-то доброе другому, получает себе. Этим исполняется закон Божий. Батюшка познал и исполнял этот закон. Поэтому он познал Бога. Знание Бога – высшая сладость, которая ничем не заменима.
Но Господь живет только в чистом сердце. А нечистоту надо выжигать. Нечистота начинается с эгоизма, с любви к себе. Это предтеча гордости. Почему мы обижаемся? Потому что против нас пошли, нас не слушаются, нас не уважают, нас отвергают. Самолюбие, эгоизм мешают идти к Богу, а жертвенная любовь ведет к Богу. Эгоцентризм обращен на себя: как я думаю, как я говорю, как я смотрю. «Бог – это я. Вся вселенная движется вокруг меня».
А старцы любят только Бога и Его творение. Они – дети Божии и поэтому ловят каждое Его движение: как хочет Бог, так хочет Его дитя. Как думает Бог, так думает и старец. Поэтому и «преподобный» означает: «он уподоблен Богу». Хотя бы на полшага, но уподобился. Поэтому ни к чему метания. Уподобься Христу – и Господь все разметет, все сделает как должно. «Отдай Мне только сердце, а больше Мне ничего не надо: все ваше, все вам».
Но в сердце у нас – темнота и самолюбие: как я выгляжу, как я смотрюсь, как обо мне думают?..
А батюшка всегда радовался, что был с Богом. Но когда он совсем ушел к Нему, мы загрустили опять не о нем, а о себе: «Как же мы теперь будем?» Не радуемся, что, наконец-то, ему хорошо, а огорчаемся, что нам плохо. Вот он эгоизм! А батюшке-то действительно теперь радостно. Он воочию увидел ту правду, ту благодать, о которой мечтал для нас и которой всегда жил на земле. Теперь он участник этой правды на небесах. Он прошел свой путь и предстоит теперь пред Богом, видит Бога.
Иеромонах Вениамин