Добавлено:

Урок этики

 Граф Румянцев однажды рано утром расхаживал по своему лагерю. Какой-то майор в шлафорке и колпаке стоял перед своею палаткою, и в утренней темноте не узнал приближающегося фельдмаршала, пока не увидел его перед собою лицом к лицу. Майор хотел было скрыться, но Румянцев взял его под руку, и, делая ему разные вопросы, повел за собою по лагерю, который меж тем проснулся. Бедный майор был в отчаянии. Фельдмаршал, разгуливая таким образом, возвратился в свою ставку, где уже вся свита ожидала его. Майор, умирая от стыда, очутился посреди генералов, одетых по всей форме. Румянцев, тем еще недовольный, имел жестокость напоить его чаем, и потом уже отпустил, не сделав никакого замечания.

Отвага

 Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: «Главнокомандующий приказал доложить Вашему сиятельству, что неприятель у нас на носу, и просит Вас немедленно отступить». Багратион отвечал: «Неприятель у нас на носу? На чьем? Если на Вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать».

История с тремя рублями

 Известно, что Александр Суворов не проиграл ни одного сражения. Потому что всем военным наукам предпочитал маневр, натиск и… постоянную заботу о солдате. Подчас, видя во время походов, что тот недоедает, отдавал в общий котел даже свое фельдмаршальское жалованье.
 Так вот однажды после очередной оглушительной победы знаменитого полководца над турками императрица в присутствии многочисленной свиты так прямо ему и заявила: проси, мол, Александр Васильевич, за подвиг свой любую награду! Придворные при этом так и застыли – небось ордена да поместья затребует, что с ним и не сравнишься теперь…
 А Суворов – он еще любил крепко разыгрывать «стоящих у трона» – скромно потупился и, ко всеобщему изумлению, изрек: «Ой, матушка, так поиздержался, что помилуй Бог! Пришлось у целовальника за три рубля свой плащ заложить. Вели, государыня, выдать ему, а то поди уж обиделся…» При этом Екатерина II, отлично зная нрав своего полководца, милостиво ему улыбнулась и тут же распорядилась выдать нужную сумму.
 Таким был Суворов.

О Жукове рассказывают

 …Георгий Константинович, проезжая на своей фронтовой легковушке колонну пехотинцев, иногда останавливал машину, вызывал из строя первого попавшегося бойца и приказывал ему снять сапоги – чтобы проверить, правильно ли у него намотаны портянки. Тот, кто служил в армии, знает, что наука эта куда как непроста: в считанные секунды, по подъему-тревоге обмотать ногу. Чтоб складки лежали ровно, все были на нужных местах – тогда нога и мерзнуть не будет и не сотрется до крови. А признак «правильности намотки» куда как прост: при снятии сапога портянка должна не тащиться за ним с ноги, а остаться нетронутой, все так же плотно облегая ногу. Кстати, во время войны по этому признаку легко можно было отличить старослужащего бойца от новобранца.
 Чаще всего с портянками были почти у всех нелады: шагали ведь на фронт в основном вчерашние, наспех обученные призывники. Жуков тут же велел делать привал и в присутствии комполка проводил тренировку. «Отрабатывать на каждом привале, в каждую свободную минуту! – приказывал он на прощанье. – Иначе еще до встречи с немцами полк окажется небоеготовен!»
 Многие потом говорили, что уроки полководца запомнили накрепко.

от 29.03.2024 Раздел: Январь 2003 Просмотров: 609
Всего комментариев: 0
avatar