Добавлено:

Утраченные иллюзии

Известно, что гитлеровская Германия, главным образом ее ударная, таранная сила – вермахт, готовилась к нападению на Советский Союз по-немецки основательно, скрупулезно. В 1941-42 гг. на оккупированной Смоленщине мы видели у них законсервированный в целлофане хлеб производства 1939 года, с красноречивой надписью «Для Восточной кампании» . Уж не из нашего ли экспортного зерна готовился тот хлеб? В изобилии были снабжены солдаты фюрера и «колониальной продукцией» из уже разгромленных стран – Франции, Голландии, Бельгии: всевозможными сортами кофе, шоколадных изделий, вяленых экзотических фруктов. Особенно запомнились красивые цветные коробки с изображением на них черной рабыни, смиренно держащей на подносе пестрый набор невиданных сладостей. Должно быть в таком образе рисовался уже нацистам весь ими покоренный мир.

Для бытовых удобств воинов «рейха» они были снабжены объемистым, обшитым телячьей кожей ранцем, фляжкой в чехле из войлока с колпаком-кружкой с делениями – чтоб знать, сколько и чего наливать, а также склепанной из двух частей и складывающейся вилкой-ложкой. Необременительны были для пехотинца компактный, ловко прилегающий к бедру противогаз в почти невесомой гофрированной коробке, спецтермос для кофе, комплекты всяких плошек, спиртовок, порошка против вшей, которым они, вместо банного мытья, щедро осыпали себя с головы до ног.

За всем этим следовали «документальные наборы»: Инструкция о поведении вермахта в России («не вступать в дискуссии с русскими – они понимают лишь язык силы»), Памятка германскому солдату в Восточной кампании («убивайте как можно больше; за всё отвечаю я, фюрер!»), Немецко-русский разговорник (с полным собранием фраз, связанных с поисками «комиссаров и политруков» , грабежами, расстрелами за все виды нарушений «нового орднунга».

Это байки, что гитлеровцы ничего не знали о погоде в России.

На всякий случай их снабдили теплым шерстяным бельем (наши обходились «х/б»), подшлемниками и наушниками, соломенными чоботами для часовых, чтоб не мерзли они, воины фюрера, на боевых постах в заснеженной России; даже каски матерчатыми чехлами снабжали – чтобы не холодно было рукам при надевании их зимой. А уж образцы печурок для обогрева своих доблестных солдат в окопах осматривал сам Гитлер, и кинохроника этот важный момент трогательно запечатлела. Словом, для «дранга нах остен» завоеватели мира были обеспечены вполне основательно – от плащ-палаток и набивных матрасов до спецтаблеток для обеззараживания воды, станочков с рогатинками для удобного снятия штатных вермахтовских сапог. А если учесть, что они были щедро обеспечены трофейными французскими коньяками, и германская кинохроника показывала в «фатерлянде» , как весело его голые по пояс солдаты барахтаются в русском снегу, то все рассуждения о наших морозах становятся смехотворными: гитлеровцы стали мерзнуть лишь после того, как их начали бить Именно в такой последовательности, а не наоборот.

Но вдохновители и организаторы вторжения главную ставку делали на обработку умов. Своих и наших, «неарийских». В «фронтовых былях» уже немало рассказывалось об этом, но чтобы не повторяться, вспомним о немецкой еженедельной обзорной кинохронике «Вохеншау», которая развертывалась на экранах под бравурную музыку на фоне разлапистого фашистского орла со свастикой. Эти агитки на оккупированной территории демонстрировались у нас на Смоленщине. В частности, в Дорогобуже их показывали для населения в бывшей бане лагсбора, которую за ненадобностью (!) цивилизованные варвары не стали использовать по прямому ее назначению. Согласно хвастливой демонстрации «германских побед» и соответствующему крикливому переводу дикторских текстов устремлениям «тысячелетнего рейха» противостоять ничто уж не может. Куда миру тягаться с этими бравыми немецкими парнями. Они, конечно, не на прогулке, а на войне, но доблестным воинам фюрера все нипочем – запросто крушат тех, кто не сдается, ну а тем, кто попал в плен, очень повезло: они в замечательных условиях будут пребывать в комфортабельных германских лагерях – чтобы после победы, до которой рукой подать, возвратиться к родным и близким...

В своем усердии геббельсовские пропагандисты не брезговали самыми грубыми фальсификациями. Даже в наших сегодняшних злопыхательских, «переоценочных» передачах о войне нет-нет да и мелькнет кадр: на нем типично «славянского облика» старушка с иконкой в руках и светлым выражением лица осеняет крестным знамением только что пересекших границу нашу… немецких мотоциклистов. Они мчатся меж высоких хлебов, на дворе 22 июня 1941 года. Но ведь жито-то не июньское – вдали виднеются уже сжатые, составленные в «бабки» снопы! На самом же деле это был широко демонстрировшийся с сентября 1939 года факт вступления советских войск на территорию освобожденной от поляков Западной Украины. Немецких мотоциклистов здесь просто «примонтировали». Помню каким дружным смехом реагировали на этот «ляп» мои земляки.

И невдомек было фашистским обработчикам трезвых русских умов, что все их пропагандистские потуги оказывали на наших людей действие как раз противоположное желаемому. К тому времени все успели увидеть и оценить «немецкий порядок» в действии – как истязали они в колоннах и за проволокой наших военнопленных, расстреливали в противотанковом рву «активистов» советской власти, как жгли деревни вместе с их жителями ...

Во всем здесь была нестыковка. Если замыслы «фюрера» столь благонамеренны, то зачем было нападать на нас коварно и подло? Если в Германии не жизнь, а рай, то зачем было устраивать облавы на наших девушек для насильственной туда отправки? Если они такие хорошие, а мы плохие, то зачем понадобилось лезть «в наш монастырь со своим уставом»?

Попытки утвердить свое расовое превосходство, психологически воздействовать на наших бойцов на фронте носили подчас парадоксальный характер. Этот факт хорошо известен нашим окопникам. Идет, скажем. интенсивный артобстрел наших позиций, и вдруг тишина, можно часы проверять: это они перерыв на кофе сделали. Подчас строго по расписанию наносили бомбовые удары и «асы Геринга» . Вот, мол, как у нас всё планово, размеренно, неотвратимо.

Но на каждого мудреца довольно простоты. После сокрушительного разгрома под Москвой, Сталинградской катастрофы, Курского побоища гитлеровцы утратили показную свою скрупулезность. Мощные, без всякого «расписания» удары нашей артиллерии, «катюш», легендарных штурмовиков ИЛ-2 быстро отрезвили «покорителей мира», что было преддверием конца иллюзий. Но надежды у Гитлера еще оставались: то ли отсидеться за «Днепровским валом» , то ли поссорить союзников, то ли опереться на внутренних врагов в самом Советском Союзе. На последнем обстоятельстве следует, пожалуй, остановиться.

Абвер, ведомство Канариса, уже давно вынашивало планы использования ОУН (Организации украинских националистов) для борьбы против Польши и «Советов». Еще до войны по соглашению с Мельником и Коновальцем, активистами этого движения, были созданы организация «Нахтигаль» («Соловей») и диверсионный полк «Бранденбург». Армия «Великой Украины» на первых порах должна была составить 12 тыс. бойцов. Но нападение Гитлера на Польшу и передача СССР Западной Украины спутало все карты националистов, хотя они были по-прежнему убеждены, что Германия остается их верной и надежной союзницей. Поэтому-то и «полезли поперей батьки в пекло» .

Для большей убедительности предоставим слово самим немцам. Книга германского историка Хайнца Хёне «Канарис». Издательство «Бертельсманн» . Стр. 441:
«30 июня 1941 года наши батальоны вступили в Лемберг (Львов – В.Н.), бурно приветствуемые местными националистами. Внезапно открывшаяся возможность образования украинского независимого государства воодушевила леваков-революционеров во главе с их вождем Степаном Бандерой. Они – без консультаций с Абвером и организацией «Нахтигаль» – провозгласили создание «Украинского государства» и образовали «правительство» под председательством заместителя Бандеры Ярослава Стецко. Напрасно пытались Хайнц-Альбрехт Херцнер и другие офицеры Абвера заставить Бандеру отказаться этой нелепой затеи... 2 июля было арестовано это «правительство» , а 12-го – и Стецко вместе с Бандерой. Фюрер не желал никакой «независимой Украины». Добавим к этому, что всех их Гитлер до 1944 года продержал в концлагере и призвал лишь тогда, когда потребовались палачи и каратели – для расправы с собственным борющимся против фашистов народом.

Но «самостийцы» всё забыли и ничему не научились. Как сообщили СМИ, 14 октября 2006 года при попустительстве президента Ющенко в Киеве состоялась демонстрация недобитых «бойцов УПА» (украинской повстанческой армии), которые, не боясь гнева вышедших на улицы нормальных своих соотечественников, хвастались тем, как «в то доброе время» расстреливали и вешали подлинных патриотов земли своей. Было заявлено, что президент вот-вот подпишет Указ о полной реабилитации преступных ОУН и УПА. Дожили мы и до того, что уходящий в политическое небытие Ющенко провозглашает Бандеру «Героем Украины»!

…Слишком яркими и оглушительными, подобно бенгальским огням, были победы Гитлера в первые недели войны, чтобы этот фейерверк стал, как говорится, «величиной постоянной». Не помогли ни «тотальные и сверхтотальные мобилизации в «фатерлянде», ни опора на бандеровцев, власовцев, погрязших в ультранационализме прибалтов. «Путем в поражение», «успехами, которые не стали победой», «крушением иллюзий» назовут потом германские генералы в своих книгах-воспоминаниях этот гибельный для фашизма «Дранг нах Остен» .

Это ли не урок для всех времен и народов?

Валентин НИКОЛАЕВ

от 27.04.2024 Раздел: Февраль 2010 Просмотров: 742
Всего комментариев: 0
avatar