О паломнической поездке к южнорусским святым местам
«Духовное исцеление» – так назвала цель этой поездки возглавившая нашу группу Алла Александровна Казакова, руководитель московской паломнической службы «Воскресение».
Когда воочию видишь эти светлоукрашенные чудеса русские – Задонщину, где вершил свой подвиг святитель Тихон, Дивногорье, этот изумительный комплекс монастырей с пещерными церквами: Иоанна Предтечи в Малых Дивах, в честь иконы Сицилийской Богоматери в Дивах Больших, с иконой Богородицы «Валаамской» при женской обители в Костомарове – то невольно упрекнешь себя. Да как же раньше не сподобился, не вдохновился, не поступился суетой обывательской, не вострепетал сердцем, чтобы узреть эти свидетельства величия православного духа, чтобы именно здесь запела твоя душа, вознося благодарные молитвы Господу, великим подвижникам нашим, которые деяниями своими жертвенными укрепляли в народе веру, помогали уберегать страну от врагов.
Впрочем, такие упреки уже были. «Мы ленивы и нелюбопытны», – с болью писал Пушкин. А вот что горестно изрек в своем «Дневнике писателя» Достоевский: «Многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи…» Вот почему через нашу православную народную газету «Русь Державная» мы хотим воззвать всех нас, читающих, отодвинуть однажды все дела текущие и собраться, как сможете, не в такой уж и дальний путь: все эти места дивные – в Липецкой и Воронежской областях, в живописнейших местах слияний Дона, Воронежа, реки Тихой Сосны.
И красоты эти – не только край поклонения православным святыням, веками намоленные храмы и монастыри, откуда молитвы усердные быстрее возносятся к нашим небесным заступникам. Это еще и в полном смысле Порубежье русской боевой славы. Вырубленные в меловых горах церкви, кельи, т.н. «крестные ходы» издревле были опорой Державы от набегов хазар и половцев, крымцев и татаро-монголов. Так сложилась историческая Белгородская оборонительная черта, оградившая от Руси «дикое поле» и столь красочно описанная в 1389 году обозревшим места сии митрополитом Пименом.
Здесь во время Великой Отечественной стойко держался, украсив историю Родины, не дрогнувший перед противником Воронежский фронт. В суровом 1942 году, отражая наступление гитлеровских войск, он сковал огромные силы вермахта, не позволяя ему усиливать свои группировки, рвущиеся к Дону, Волге, к Кавказу. В Белгородско-Харьковской операции 1943 года Воронежский фронт окончательно разгромил крупную группировку немецких войск и, получив затем, в ходе дальнейшего наступления, название 1-го Украинского, как бы передал ему эстафету побед. Кстати говоря, память об этом хранят и прибывшие сюда вместе с нами паломники с Украины, из Харьковской области, равно как и о том, что самую большую Победу, 60-летие которой отмечается в грядущем году, совместно завоевывали наши братья-народы. И осеняли их одни и те же знамена, а небесными заступниками были наши общие православные покровители. В связи с этим здесь у нас произошел прямо-таки забавный случай. Наши две группы, московская и харьковская, посещали святые места то параллельно, то сходясь вместе. Соединились в них люди, как это зачастую бывает, совсем не знакомые друг с другом. Поэтому и получилось, что одна пожилая женщина, уже порядочно походившая с нашей группой, однажды, оказавшись на площадке перед храмом, вдруг всплеснула руками: «Да я же не в своей группе!» Оказалось, что харьковчанка, очутившись среди москвичей, так и не заметила, что они – из «другой страны». «И не диво: мы же все одинаковые», – объяснила она нам, когда в нашей группе дружески заулыбались. А позже уже другая харьковчанка, Раиса Д., как бы продолжая тот разговор с автором этих строк, заметила: «В Киеве и на Западной Украине нас и так уже «москалями» кличут, мол, вы к русским тянетесь. А чего нам тянуться: мы и так все – русские. Какие же еще? Вот и пусть нас Кучма отрезает к России», – то ли всерьез, то ли в шутку добавила она. Потом протянула свой паспорт: «Смотрите, здесь пока и национальность указана, и есть приписка, что «мол, могу не пользоваться ИНН», но у нас говорят другое: будто президент наш столковался с Бушем и уже обязался на два года раньше предложенного ему срока завести для нас какие-то «электронные паспорта» – чтобы нас легче было подсчитывать да учитывать, кто чем дышит». Таковы вот дела мирские, попутные…
В нынешнем году эти святые места снова подверглись жестокому испытанию. Из-за многодневных ливней почти повсеместно затоплены поля, с близлежащих холмов на храмы и монастыри хлынули потоки глинисто-мелового селя; ущерб нанесен урожаю, церковно-восстановительным работам, уже отреставрированным храмовым сооружениям.
Возможно, Господь попустил, чтобы мы с вами внесли свою посильную лепту в восстановление этих дорогих нашему сердцу святынь.
Побывайте у преподобного Тихона!
Знакомясь с описанием земной жизни этого духовника и подвижника благочестия, поражаешься тому, что его деяния, творимые чудеса были пронизаны попечением о «горнем», вечном и нетленном. С 1754 года, окончив школу богословия, он, названный в миру Тимофеем, начинает преподавать риторику, а затем ему было явление. «Я учителем был и тогда любил ночное время без сна проводить, а занимался либо чтением душеполезных книг, либо душеспасительными размышлениями. Я вышел из кельи на крыльцо и размышлял о вечном блаженстве. Вдруг небеса разверзлись, и там такое сияние и светлость, что бренным языком и умом понять никак не возможно; и я от этого чудного явления более горячее желание возымел к уединенной жизни…» Таково было начало подвижнического пути. А уже в 1762 году по благоволению Екатерины II Сенат начертал ему свою волю: «Быть викарию Тихону епископом Воронежским». Так в святителе увидели не только ученого-богослова, но и умелого деятеля Церкви. Вот что писал исследователь жизни и духовного наследия св. Тихона схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Вследствие обширности территории, разнородности национального и социального состава населения, малообразованности духовенства и народа, скудости средств… Воронежская епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления».
И святому Тихону предстояло внести в дела молитвенного служения народу свой поистине неизмеримый земными мерами вклад.
Поклонитесь же мощам Задонского чудотворца, кои неотлучно пребывают ныне во Владимирском соборе Богородицкого монастыря!
Дивы Малые и Дивы Большие
Это явление наши предки действительно воспринимали, как «диво дивное». На высоких, покрытых травами холмах Придонья там и сям вознеслись к небу причудливой формы меловые скалы. По ракушечным останкам определили, что здесь было когда-то море, а меловая порода оказалась весьма подходящей для строения убежищ, катакомб, скрытых переходов и даже пещерных храмов. Теперь эта находящаяся при Свято-Успенском мужском монастыре, опекаемом игуменом Парфением, вырубленная в стародавние времена церковь Иоанна Предтечи в Малых Дивах и храм в честь иконы Сицилийской Богоматери – в Больших Дивах.
По преданию, основали его еще в XII веке два византийских монаха. Они-то и принесли с собой икону из Сицилии. Потом, когда прославилась она чудесами неописуемыми, в народе стали ее называть «Исцелийской» – потому как многие молящиеся ей исцеляются от недугов, обретают здоровье духовное и телесное. Священнослужители их даже не поправляют потому что это действительно так.
Чудеса Свято-Спасского храма
По имени этой церкви носит свое название женский монастырь в Костомарове – со своей историей, со своей чудотворной иконой Божией Матери Валаамской, подаренной обители Александром I, который привез ее с Валаама от насельников северного собрата. И поныне эта возглавляемая игуменьей Серафимой обитель славится чудесами вокруг знаменитой иконы.
Здесь вам расскажут о матери пропавшего в Чечне сына, соседка которой, видя ее неверие в помощь святынь, прибыла в монастырь и стала горячо молиться за воина у чудотворной иконы. И была услышана! На третий день после ее паломничества сын, живой и невредимый, вернулся домой из трехлетнего небытия. А его мать и он сам, пройдя путь воцерковления, стали людьми верующими, истинно православными.
Вы узнаете о юноше, который был привезен сюда недвижимым, а ушел на своих ногах, о парализованном летчике, который излечился, приложившись к святыне, о наркомане, избавившемся от тяжкого своего порока и возвернувшемся в мир добрых людей. Вы увидите здесь Крестный ход с иконой «Взыскание Погибших», побываете в пещерной двухпрестольной церкви с кровоточащей иконой Валаамской Богородицы, которую называют еще и «Расстрельной», т.к., изощряясь в жестокости, чекистские богоборцы стреляли в облик Матери и Младенца, но так и не смогли попасть в их светлые лики.
Здесь в одной из келий церкви Веры, Надежды, Любови враги Православия расстреливали иноков, и до сих пор на белоснежных меловых стенах еще видятся следы их безвинно пролитой крови…
Но жизнь продолжается, и святая обитель несет людям так нужное им сегодня проникновенное Слово Божие.
* * *
А завершилась эта паломническая поездка в Воронеже, в Покровском соборе, где каждый смог приложиться к святым мощам преподобного Митрофана, великого подвижника Церкви во времена многомудрых, но ломких реформ Петра I – в его державных борениях с патриаршеством, строительстве в Воронеже русского флота, в трудных для России «Азовских походах»…
К себе мы возвратились духовно окрепшими, охваченными благодатью от приобщения к Великим Дивам великой земли. Все это предстоит испытать и вам, наши дорогие читатели, если совершите паломническую поездку в эти поистине целительные места.
Наш. корр.