Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви газете «Русь Державная»
Любые бедственные ситуации случаются по нашим грехам, и Господь через них призывает нас к покаянию. Для Бога ценна человеческая жизнь, но еще более ценна бессмертная душа каждого человека.
Мы хотим заставить человека верить в Бога, научить его молиться, но не учим любить Бога, а без любви ни жертвенной веры, ни покаянной молитвы не будет.
– Многоуважаемый Владыка, в посвященном Вам фильме Вы произносите запоминающиеся слова:
«Господь дает нам жизнь для того, чтобы мы делали добро, чтобы мы развивались в любви и вере. Важно нам любить Россию. Такой, какая она есть. Мы сами ее делаем. Кто Россия? Это мы».
Ваш родной брат иеромонах Пафнутий вспоминает: «Какая раньше молитва была. Сейчас бы ее вернуть!»
Читатели нашей газеты – это люди, для которых православная вера, Оте-чество, будущее России не пустые слова. Как укрепить их, Владыка, в этих чувствах?
– Чувство любви к Родине, стремление послужить ей, жить по-христиански – это высокие, достойные побуждения. Праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что земное отечество «есть преддверие Оте-чества небесного», поэтому мы должны его любить и быть готовыми положить душу свою за него.
Вспомним эпизод ветхозаветной истории, когда Господь произвел смешение языков. Бог видел, что люди учатся друг у друга злу, и потому разделил их на разные народы, дав каждому из них особую задачу. А патриотизм это, в первую очередь, исполнение заповеди о любви к ближним и исполнение замысла Божьего о народе. Посмотрите на разные народы – все они отличаются не только языком, культурой, но и верой. Нас Бог призвал быть православными, поэтому мы должны хранить нашу веру, нести свой жизненный крест, любить Родину, а плоды наших трудов и нашей жизни мы увидим, когда третье и четвертое поколение, то есть внуки и правнуки современных родителей, вырастут и будут с гордостью говорить: «Наша вера православная!».
Самыми яркими патриотами я бы назвал русских святых, в первую очередь, равноапостольного князя Владимира, которой понимал, что для создания крепкой страны необходим духовный стержень, стержень православной веры. Крещением Руси он на века предопределил путь развития государства. Другой пример – служение святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Угодник Божий стал миротворцем в эпоху братоубийственных распрей и частых набегов ордынцев. Он не побоялся поехать в Золотую Орду, чтобы свидетельствовать там о православной вере, и исцелил слепую супругу хана Узбека Тайдулу. Митрополит Алексий воспитал истинными христианами князей Димитрия Донского и Владимира Храброго, двоюродных братьев. Они уважали друг друга и стремились любые разногласия разрешать мирным путем, следуя евангельским заповедям. Таким образом, святитель уберег Русь от новой возможной междоусобицы и помог укреплению Москвы.
Еще пример – жизнь преподобного Сергия Радонежского. Святой жил в лесу, в уединении, однако столько сделал для нашего народа, что был назван «игуменом земли Русской». Преподобный стал преемником исихастской традиции. Он не только горячо молился за Русь, мы знаем, что его духовная поддержка во многом решила исход Куликовской битвы, но и научил умной молитве своих учеников. Из монашеской обители, основанной святым Сергием, вышли подвижники веры, которые основали монастыри по всей стране.
Я привел лишь несколько примеров, а их ведь очень много. Вспомним святителя Филарета Московского, праведного Феодора Ушакова, блаженную Матрону Московскую, святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и других святых. Эти люди не только совершали подвиг веры, но и немало сделали для России. Постараемся следовать примеру угодников Божиих – быть верными Господу и любить родную страну.
Как говорил святитель Филарет Московский, «худой гражданин земного отечества и небесного недостоин». Потому станем самоотверженно трудиться на благо Отечества и Русской Православной Церкви.
– У всех на устах эпидемия коронавируса. На наших глазах в течение двух месяцев кардинально изменилась наша жизнь во всех ее внешних проявлениях. Мы видим растерянность многих людей, страх перед будущим, перед тревожащей неизвестностью.
В своей проповеди 7 апреля на Благовещение в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес такие слова: «Очень важно, чтобы эта болезнь, этот страх смертный послужили всем нам во исправление».
Читателями «Руси Державной» являются как воцерковленные люди, так и те, кто далек еще от Церкви, но хотел бы найти в своей жизни точку опоры, понять причины происходящего.
Как им помочь в этом? Что каждый на своем месте мог бы и должен сделать, чтобы совокупными усилиями сдвинуть ситуацию, если это возможно, в положительном направлении?
– Думаю, что непростые обстоятельства не случайно были ниспосланы нам в период Великого поста. В каноне преподобного Андрея Критского есть строки, ярко характеризующие и сегодняшнюю ситуацию: «Ты слышала, душе, о ниневитянах, покаявшихся Богу в рубище и в пепле. Но ты не подражала им». Речь идет об ассирийцах, жителях Ниневии. Господь послал к ним пророка Иону, чтобы тот указал народу на совершение им великих грехов и предупредил о бедствиях, которые должны будут постигнуть людей за их неправедную жизнь. И слова пророчества тронули сердца людей. Они поверили в грядущее наказание и начали оплакивать грехи, оделись в рубища, стали посыпать голову пеплом в знак покаяния. Не только сами люди стали поститься, но и некоторое время не кормили скот, чтобы и животные вместе с ними возопили к Богу. Видя искреннее раскаяние ниневитян, Господь помиловал их.
Любые бедственные ситуации случаются по нашим грехам, и Господь через них призывает нас к покаянию. Для Бога ценна человеческая жизнь, но еще более ценна бессмертная душа каждого человека. Творец делает все, чтобы мы наследовали вечность. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 33, 11), – так обращается к каждому человеку Господь.
Образцы христианского поведения показывают люди разных времен. В самые сложные исторические моменты они молились и просили Бога простить их прегрешения. В переводе с греческого слово «покаяние» значит «перемена ума». Поэтому христиане всегда старались не только исповедовать грехи словесно, но изменить образ жизни, образ мыслей, направить свою волю на борьбу с грехом.
В «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина есть подробное описание того, как русские православные люди вели себя, узнав о приближении к Москве Тамерлана. Известно, что он отличался особой жестокостью, а Москва в то время была истощена постоянными разорительными набегами ордынцев. Историк пишет: «Все церкви Московские были отверсты с утра до глубокой ночи. Народ лил слезы пред алтарями и постился. Митрополит учил его и вельмож христианским добродетелям, торжествующим в бедствиях». Угроза была настолько велика, что многие люди трепетали перед грядущими бедствиями. Тогда по просьбе великого князя из Владимира была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Люди становились перед ней на колени и просили Матерь Божию спасти их от смерти.
Митрополит Киприан, священнослужители, княжеская семья, бояре, простые люди приняли святыню «с восхищением, как залог мира и благоденствия». Впоследствии стало известно, что Тамерлан отступил именно в тот день и час, когда жители Москвы с молитвой встретили икону Пресвятой Богородицы.
Это лишь один из примеров, показывающих, что каждый человек может повлиять на ситуацию молитвой и покаянием. Господь готов защитить «избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь», однако в Евангелии говорится и о том, что Иисус Христос, «придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 7, 8). Для нас настало время проявить твердость, уповать на Бога. Имеющему твердую веру в Него все будет возможно (Мф. 17, 20).
– Одной из волнующих и горячо обсуждаемых в православной среде проблем является вопрос об электронной идентификации личности.
«Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни – человеческой свободой, – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна».
Как бы Вы, Владыка, пояснили нашим читателям смысл этих слов?
– Святые подвижники Церкви говорили, что Всещедрый Бог одарил человека свободой, дал ему возможность делать нравственный выбор, совершенствоваться в добре. Все это находится в воле человека. Благодаря дару свободы человек может, созерцая мир, познавать Самого Творца.
Но ум человека связан заблуждениями и сомнениями, воля его окована страстями, сердце наполнено тревогой. Однако «прилепись к Господу – и Он успокоит тебя», – призывает святитель Феофан Затворник. Только Господь может просветить ум, освободить волю от уз неправды и сделать человека истинно свободным (см. 2 Кор. 3, 17).
Если же православный христианин следует евангельским заповедям, постоянно понуждает себя к добру, верит, что Господь может воскресить, обновить его душу, то такой человек еще на земле может стать причастником небесного блаженства (ср. Лк. 17, 21). Поэтому свобода это дар, который необходимо оберегать от посягательств, предпочитая его всем земным сокровищам и благам (ср. Мф. 6, 19–21). Иначе есть опасность уподобиться Исаву, который променял благодать первородства, свой Божественный дар, на чечевичную похлебку.
– Мы знаем, что Вы, многоуважаемый Владыка, с ранней молодости были знакомы с архимандритом Кириллом (Павловым). Как повлияли на Вас встречи со старцем Кириллом?
– Находиться рядом с человеком, который по-настоящему молится, – это особое состояние, ведь молитва возделывает почву души нашей к восприятию благодати Святого Духа. Она приближает человека к Богу. Через молитву мы чувствуем любовь Бога к нам, и в наших сердцах зарождается ответная любовь к Нему. Отца Кирилла я знал с дней моей юности. Помню, когда мне было лет 15-16, он подарил мне Служебник и сказал: «Изучай, пригодится». Тогда богослужебные книги не издавались, и Служебник помог мне изучить богослужение.
К батюшке приезжало много людей, чтобы духовно укрепиться, почувствовать тепло Христовой любви. В суровое время гонений его пример, как и пример других монашествующих из братии Троице-Сергиевой лавры, укреплял нас, молодых людей.
Отец Кирилл был духоносным старцем, внимательным к каждому человеку, сострадающим. Удивляло его великое терпение. Даже в дни, когда он плохо себя чувствовал, его келья всегда была открыта для студентов.
Думаю, для современных священников его жизнь – высокий образец жертвенного служения ближним. Он отдавал ради любви к Богу и людям всего себя, все свои силы и здоровье. Постепенно сердце у архимандрита Кирилла начало отказывать. Воистину он положил душу за други своя (см. Ин. 15, 13).
– В свое время в газете «Русь Державная» было опубликовано мое воспоминание об одной из встреч с архимандритом Кириллом (Павловым) «Вернуть Бога в сердца людей». Он говорил: «Что надо делать сегодня человеку? Надо очистить себя изнутри. С этого начни каждый. Главная задача – посеять Бога у каждого в душе. Будет Бог в душе, и Он будет премудро все устраивать, хранить и помогать.
У нас пусто в душе. Бога вытравили из наших сердец. Вернем в сердца людей Бога – вернем достойную и праведную жизнь…».
Как бы Вы, Владыка, прокомментировали эти его слова?
– Бог – Свет. В Нем нет никакой тьмы (см. 1 Ин. 1, 5). Человек может очиститься от страстей и всякой скверны, когда умолит Господа освятить его сердце. Апостол Павел потому и говорит, что ради познания Иисуса Христа отказался от всего и все стал почитать за сор.
Если даже первоверховный Апостол, а так Церковь именует апостола Павла наряду с апостолом Петром, надеялся не на свою добродетельную жизнь, человеческую праведность, но только на праведность «через веру во Христа», «праведность от Бога по вере» (Фил. 3, 7–9), то тем более нам в духовной жизни не стоит рассчитывать на собственные силы, а надо всем сердцем устремиться к Богу, искать Его. В каком же сердце может поселиться Христос? Только в сокрушенном и смиренном (см. Пс. 50, 19).
Еще скажу, что у нас сейчас допускается одна дидактическая ошибка. Мы хотим заставить человека верить в Бога, научить его молиться, но не учим любить Бога, а без любви ни жертвенной веры, ни покаянной молитвы не будет. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и Он познается через любовь. Поэтому первая заповедь говорит о любви к Богу и о том, как мы должны его возлюбить, – «всем сердцем... всею душею... и всем разумением» (Мф. 22, 37). Имеем ли мы такую любовь и учим ли ей других? Вот это очень важно для сегодняшних христиан. Не просто говорить, что я в Бога верю, а любить Бога всем сердцем (это наше тело), душою (это чувства) и разумом. Приведу пример. Перед Великим постом, в Прощеное воскресенье, мы умом попросили у всех прощения и на словах ответили: «Бог простит, и я прощаю». Но действительно ли мы в своих чувствах простили ближнего, переменили ненависть на любовь, или, как был он для нас негодяем, так таким в чувствах и остался? Мы должны научиться управлять и чувствами, чтобы они были послушны разуму и направлены к Богу. Святитель Феофан Затворник в одном из писем на Афон монаху Денасию говорит, что он не только умом, но чувствами должен научиться ходить перед Богом. Вот и мы сегодня не только на словах, но и чувствами должны научиться любить Бога.
– На однажды заданный вопрос: «Какая Ваша любимая книга из Священного Писания?» – Вы ответили: «Я постоянно читаю Евангелие. Когда я был школьником, мне сказали, что до 14 лет я должен 4 раза прочитать всех четырех евангелистов. Я стремился это воплотить и с тех пор привык ежедневно читать Евангелие.
Сколько удастся прочитать в день, зависит от времени и возможностей. Читаю текст по порядку и минимум сюжет или притчу прочитываю полностью. Бывает, и две главы могу прочитать. И каждый раз нахожу в тексте новое. Вроде бы знакомые слова раскрываются по-новому, так что сам удивляюсь, почему раньше я чего-то не видел, не понимал, не почувствовал, не воспринял. Евангелие – это кислород для души».
Архимандрит Кирилл постоянно напоминал мне о необходимости чтения Евангелия.
Как можно объяснить это неискушенному в православии человеку?
– Что такое Евангелие для православного христианина? Это книга жизни, и, по замечанию cвятителя Игнатия (Брянчанинова), ее надо читать постоянно и читать жизнью. Оно дано нам для нашей веры, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин. 20, 31) и через Него мы обретаем вечную жизнь. Главный лейтмотив Евангелия – мы призваны для вечной жизни, и ее мы обретаем во Христе, через Его страдания, Крестную смерть и Воскресение. Это не только книга духовной мудрости, но практическое руководство для тех, кто хочет обрести спасение.
О чем говорит нам Евангелие? Кем мы становимся во Христе и как это реализовать. Я уже говорил, что необходимо иметь любовь к Богу. А что значит любить Бога? Евангелие доносит до нас, как говорил об этом Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).
Эта Богодухновенная книга учит нас следовать примеру Господа, руководствоваться примером Его земной жизни, Его поступками и словами. По этой причине каждый раз, когда открываешь Евангелие, находишь там что-то новое. Возрастая духовно, человек начинает глубже понимать прочитанное, открывать для себя все больше в этом мире и в этой жизни.
Главное, мы должны помнить, что Евангелие написано святыми мужами по вдохновению от Святого Духа. Автором этой книги является не человек, а Дух Святой, и поэтому, читая эту Книгу, человек беседует с Самим Богом. Душа человека через слово Евангелия напитывается кислородом вечности и постепенно приучается пребывать в добре, она начинает любить добро и тянется к высокому, святому. Как свидетельствуют святые отцы, чтение Евангелия приносит добрые плоды. Святитель Иоанн Златоуст приравнивает чтение Евангелия к наслаждению благоуханием райских цветов, эфир которых питает душу.
– Для «Руси Державной», всех наших читателей особенно значимо 15 марта – день явления великой святыни, Державной иконы Божией Матери. А предшествующая дата, 14 марта, в нашем церковно-государственном календаре также связана с выдающимся событием в нашей истории – изданием русским первопечатником Иваном Федоровым первой русской печатной книги «Апостол». И вот уже десять лет в нашей стране отмечается связанный с этим событием День православной книги, проводятся многочисленные мероприятия в предпасхальные и пасхальные дни. Мы знаем, что речь идет не только о православной книге в ее узком понимании, но и о хорошей художественной литературе в целом. Когда-то мы были самой читающей страной, самым читающим народом в мире. Как Вы считаете, Владыка, можно ли вернуть нашим людям, особенно молодежи, любовь к чтению, к книгам?
– Думаю, утверждение, что современные люди перестали читать, – это поспешный вывод. Конечно, за последнее время очень изменился ритм жизни. Человеку нужно многое успевать, и порой на чтение, просто сидя на диване, как раньше, у него не хватает времени. Несмотря на это, есть люди, в том числе юноши и девушки, которые стремятся читать книги и в формате бумажного издания, и на электронном носителе, в том числе с мобильного телефона. Все более популярным становится формат аудиокниг.
Несколько десятилетий назад для ребенка, подростка, молодого человека книга была важнейшим источником информации и в то же время средством проведения досуга. Сегодня значимую роль в жизни молодого, да и не только молодого поколения, играет интернет. Означает ли это, что печатные книги людей не интересуют? Конечно, нет. Изменилось время – изменился формат: сегодня издательства выпускают книги небольшими тиражами, адресно работают с целевой аудиторией, но ассортимент выпускаемых книг многократно вырос.
Вы спрашиваете, можно ли вернуть молодому поколению желание читать? Уверен, что можно, ведь любовь или нелюбовь к книге – результат личного примера взрослых. Так было и десятки, и сотни лет назад, так происходит и сейчас. Современный молодой человек более развит, чем его сверстник 30 лет назад. Да, молодежь в основном получает информацию из интернета, но, задумываясь о более глубоких вопросах, берет в руки книгу.
Издательский совет реализует ряд программ по развитию интереса к чтению у школьников. Например, мы ежегодно проводим литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господе». В нем принимают участие школьники старших классов из всех регионов России и из-за рубежа. Широко отмечается церковно-государственный праздник День православной книги. Тысячи мероприятий, посвященных популяризации книги и чтению, проходят по стране. Большой интерес вызывает выставка-форум «Радость Слова» в регионах. Там представляются новинки книжной продукции и проводятся различные мероприятия, в том числе встречи с лауреатами Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия. Все эти и другие мероприятия, проводимые Издательским советом, вызывают в регионах большой интерес, а они все связаны с книгой.
– 3 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил объезд нашей столицы с чудотворной иконой Матери Божией «Умиление». Во многих епархиях совершаются сейчас воздушные и автомобильные крестные ходы со святыми иконами. 30 марта наша редакция также приняла участие в объезде города Москвы с мироточивыми иконами Матери Божией «Умиление» Локотской и святого царя Николая II.
5 апреля Вы, Владыка, совершили объезд Калуги с чудотворным списком Калужской иконы Божией Матери, покровительницы Калужской земли, избавительницы от смертоносных болезней, и ковчегом с мощами преподобных Оптинских старцев.
Как объяснить людям важность этих церковных священнодействий?
– Для чего необходимы такие крестные ходы? Существует множество примеров, когда во время бедствий, войн, эпидемий люди шли крестным ходом с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, соборно молились, священники окропляли людей и дома святой водой.
Случаев благодатной помощи Божией и милости Царицы Небесной очень много. Такие события связаны с Казанской, Смоленской, Владимирской, Донской и многими другими иконами Матери Божией.
Через Калужский образ Пресвятой Богородицы Заступница Русской земли не раз спасала людей от напастей: все эти случаи описаны в истории иконы. В сентябре 1771 года по совместным молитвам перед этой иконой и горячей вере людей Пресвятая Богородица избавила наш край от чудовищной эпидемии чумы. Люди тогда вымирали домами, семьями. После общего крестного хода с пением молитв и общенародного молебна бедствие прекратилось.
Думаю, такие исторические события должны послужить нам добрым уроком. Не всякую беду под силу остановить человеческими усилиями. Конечно, мы должны делать все возможное в нынешней ситуации, соблюдать предписанные меры предосторожности, но должны и помнить, что христианин главным образом возлагает надежду на Бога и Его Пречистую Матерь.
– В 1996 году Святейший Патриарх Алексий II и нынешний Патриарх, в то время митрополит Кирилл, совершили прославление Оптинских старцев. Владыка, Вы были участником этого исторического события. Что для Вас лично значит Оптина?
– Оптина пустынь – это школа молитвы, центр православной духовности. Именно в этой святой обители общежительный монастырский уклад, аскетические подвиги и молитвенное делание стали основой для зарождения в XIX веке такого явления духовной жизни, как старчество.
Оптинские старцы различались характером, возрастом, жизненным путем, который привел их в монастырь, но их объединяло общее желание возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением своим (ср. Мф. 22, 37).
Святые подвижники несли подвиг окормления не только монашествующих и духовенства. Они помогали укрепляться в вере и жить по заповедям многим мирским людям. Такое многотрудное служение монастырь несет и сегодня. Говоря словами старца Иосифа Оптинского, «верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией».
– Многоуважаемый Владыка, будем признательны Вам за Ваши пожелания читателям нашей газеты и православным верующим.
– Уважаемые читатели газеты «Русь Державная», в дни празднования Светлого Воскресения Христова желаю вам в любых обстоятельствах жизни сохранять веру и верность Господу нашему Иисусу Христу. Мы должны помнить, что в человеке важнее всего его дух. Будем молиться и просить Бога, чтобы он укрепил нас в испытаниях земной жизни и сделал наследниками Воскресения, сподобил вместе с праведными предстоять перед Богом в великой радости.
Христос воскресе!
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ