Добавлено: 29.06.2016

В русском человеке – Господь с любовью

О праздновании 1000-летия русских на Афоне рассказывает Генеральный директор Института Русского Афона Валерий Иванович Пирогов


Для греков, особенно греков-афонцев, такие визиты, как визит на Афон Святейшего Патриарха Кирилла, причем Предстоятеля самой большой в мире православной страны – это особая радость и торжество, поскольку они всегда стремились принимать участие в этих торжествах, в службе, которую Патриарх проводил. Наши русские богослужения очень торжественны, красивы, мощны. В данном случае Патриарх привез с собой хор Троице-Сергиевой Лавры, и он звучал на службе. Это была могучая молитва, которая звучала в новом храме и, конечно, в старом храме св. Пантелеимона. Эта красота и сила богослужения потрясает греков.

В ночь с 27 на 28 мая в храме святого Пантелеимона Свято-Пантелеимонова монастыря было совершено торжественное Всенощное бдение, которое продолжалось шесть часов. Я человек уже немолодой, но для меня эти шесть часов пролетели мгновенно, как одна минута. Всенощное бдение было посвящено преподобным русским святогорцам. Для меня как для директора Института Русского Афона это особенно близко, потому что рядом с чудотворной иконой святого Пантелеимона в храме стояла икона русских афонитов. Так в свое время Патриарх назвал эту икону. Пятьдесят русских, которые просияли над Афоном и над Россией, стали святыми. Патриарх подарил эту икону Собора преподобных русских святогорцев братии три года назад во время пребывания на Афоне.

Образ этой иконы был разработан нашим институтом. Вначале мы провели мощное историческое исследование, поскольку мало было известно о количестве святых. Мы нашли документальные подтверждения на тридцать афонитов, потом на сорок восемь, а позже и на пятьдесят. После того, как мы составили список, был составлен патерик с возможными описаниями образов этих святых. И родилась, наверное, дерзкая идея написать икону.
Ввести в оборот новый облик святых, просиявших как в России, так и на Афоне. После долгих трудов мы написали две иконы. Писали два разных художника. Одну написали в красивом иконописном художественном стиле, вторую – в более строгом греческом стиле. Эти иконы владыка Климент освятил, и с ними в 2013 году мы поехали на Афон в надежде, что и монастырь, и Патриарх примут эти иконы у нас в дар. Так получилось, что когда мы приехали и представили эти иконы отцу Макарию – духовнику монастыря, – они обе понравились. Мы долго решали, какую из икон будем дарить монастырю, а какую –Патриарху. В итоге решили более строгий образ подарить монастырю, а более живописный, в русском стиле типа палехского, подарить Патриарху. Эту икону мы ему и вручили.

У русских со времен принятия христианства было вполне определенное стремление уважать монашескую жизнь.
Поэтому для русского народа Афон имел всегда очень большое духовное значение. Об этом говорит и то, что в старину в некоторых епархиях при избрании епископа предпочтение отдавалось священнослужителям, служившим на Святой Горе Афон. В качестве примера можно привести избрание святогорца в епископы Владимирской епархии. Поэтому продвижение монашества, по моему мнению и по мнению наших ученых, шло через Афон. Как мне кажется, это нервные нити православия, Церкви, монашества. Если монашество затухает, жизнь Церкви становится не такой насыщенной. Монашество привносит духовность, вырабатывает духовный кислород, если так можно сказать. А гора Афон – тем более. Это такой мощный генератор духовного кислорода, которым мы все дышим.

Мы много работаем в архиве Пантелеимонова монастыря. Там масса записных книжек и записей насельников. В частности, очень интересны записные книжки А.В. Болотова. Он был губернатором Пермского края, возглавлял громадные территории от Севера до Юга. После событий 1914 года он уехал за рубеж, но в итоге нашел приют в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе. В костнице Пантелеимонова монастыря находится его череп, и на нем написано: «Губернатор».

Я как-то разговаривал с одним старослужащим монахом. Он уже сорок лет служит на Святой Горе. Тогда из России приехали три или четыре монаха для подкрепления Пантелеимонова монастыря. Он рассказывал, что вначале в его области, где он служил, его долго проверяли. Потом, когда он приехал в Москву, их поселили в гостиницу, чуть ли не в «Москву». Их очень хорошо приняли. Он говорил: «Валерий Иванович, мне такой вопрос задали: сколько стоит колбаса? А я не знаю. Я колбасу не ем». Их очень долго проверяли, и из десяти человек прошло трое или четверо. Было очень сложно, со всей России набирали.

В прошлом году торжественно отмечалось столетие игумена монастыря схиархимандрита Иеремии. Я был на этом торжественном мероприятии. Конечно, вся братия собралась, представители греческих монастырей, был отец Ефрем – ватопедский игумен, еще несколько игуменов монастырей. Александр Дмитриевич Беглов поздравлял о. Иеремию от имени Президента. Я смотрю на игумена – человек прожил век, и в нем такая сила. С виду он вроде бы слабый, но почти на всех службах присутствует, служит. Очень мудрый человек. У него лейтмотив жизни, о котором он всем говорит – «Любите друг друга, только любовь нас всех поддержит и спасет. Любите».

В первый раз я побывал на Афоне 15 лет назад.

Остались очень яркие впечатления. Во-первых, я приехал один. В аэропорту в Салониках встретил группу с Рязани, примкнул к ним. Приехав в Пантелеимонов монастырь, мы сразу отправились в Ксилургу. Ксилургу – это первый монастырь, первый скит, первая келья, которая тысячу лет назад была освоена русскими монахами, которая упоминается во всех списках и документах. Приехали туда. Он был в таком разрушенном виде, в жутком состоянии. Тогда был апрель: сыро, холодно. Мы спали там на покосившейся печке, на деревянных нарах. Мы попросили благословения на следующий день подняться на Гору. И сил нет, и тяжело без привычки. Пришлось подниматься по снегу. Я уже по колено и выше в снегу. Мои спутники ушли быстрее, были уже наверху. Решил молиться Пресвятой Богородице. Поднялся. Мои спутники уже ушли. Иду – ночь, луна, деревья черные, шакалы подвывают, воды нет.

Обезвоживание. Вода журчит где-то в ущелье, а попить нечего. Куда идти? Дошел до креста на развилке и пошел налево – там был какой-то скит. Иду, иду, иду. Пить хочется, сил нет. Вдруг слышу, где-то генератор работает. Я на звук генератора. Там колючая проволока, я через нее. Смотрю, свет горит, захожу, там ужинают рабочие-строители. Я языка не понимаю, пытаюсь на руках показать: дайте попить. Для них я был, наверное, чудищем, которое в час или в два ночи вышло из леса. Они шарахнулись от меня. Потом отвели меня в скит Святого Георгия, спать положили. Я на всю жизнь запомнил это. Утром меня монахи разбудили на службу, на службе два часа отстоял и решил идти. Говорю: «Куда идти?» Они сказали: «Иди туда». И я пошел.

Когда солнце светит, с вершины Горы Афон весь полуостров виден. А поворачиваешься в другую сторону – даже Турцию, говорят, видно. Такая высота и простор. Стоит там громадный чугунный крест, который русские монахи в 1893 году на своих плечах туда затащили и закрепили. Стоит он уже сто с лишним лет и не колеблется.

У Нагорного Русика вообще очень сложная судьба. Его возобновили в середине XIX – начале XX века. Купец Окороков деньги давал. Их не хватило. Приостановили строительство в 1914 году, началась война. В 1920-м году его освятил владыка Антоний (Храповицкий) – глава Русской Зарубежной Церкви. После этого там службы шли, но довольно редко. Когда я туда приехал 15 лет назад, там жил только один монах, отец Иона. На каждом этаже в братском корпусе были небольшие церкви, и он там служил. Благодаря деятельности фонда, который был организован нашим правительством, деньгам, которые этот фонд собрал, был принципиально обновлен братский корпус и храм Пантелеимона, центральный храм Русика, и ряд келий. Иконостас остался прежним, стены были расписаны за год народным художником России Василием Нестеренко сотоварищи: всего около 12 человек. Они работали круглосуточно. Очень большая работа. Я приезжал туда зимой. У них руки в перчатках, а на перчатках кончики пальцев обрезаны: не так холодно, как очень сыро. Когда я был там на богослужении, службу и малое освящение возглавил Патриарх Кирилл. Русские святогорцы с честью сохранили этот храм, нашу духовную ценность. Молитва здесь не прекращалась. Завершилась служба крестным ходом вокруг храма. Хор из 80 человек звучал, как встарь, под обновленными стенами монастыря. Наш Патриарх тоже это все воспринимал очень радостно, чувствовалось, что у него было особенно приподнятое настроение. Я запомню этот день навсегда, поскольку я видел, в каком состоянии был наш храм и сколько там было сделано.

13 мая премьер-министр Греции Алексис Ципрас посетил Афон. Встретился со старцами Священного Кинота. Они обсуждали разные проблемы. Кинот просил Ципраса поддержать их в том, чтобы не допускать продвижения европейского давления на Афон.

Да, но там действительно без России тяжело. Существует такое предсказание, об этом, кажется, говорил о. Паисий Святогорец, что русские поддержат Грецию и русские вернут Греции Константинополь. Наш институт год назад выпустил принципиально новый путеводитель. Путеводитель не по Стамбулу, а по Константинополю и только по православным святыням, а не так, как в эти смешанных путеводителях: слева – мусульмане, справа – еще кто-то, а между делом христиане. Мы четко вычленили христианские святыни.

Часть празднования тысячелетия присутствия русских на Афоне будет происходить в России. После 11 августа в Россию будет привезена глава преподобного Силуана Афонского. Она будет в Санкт-Петербурге, потом в Москве, затем в Липецке, на его родине. В сентябре там будет проведена большая конференция, выставки. Мы совместно с Министерством культуры провели конференцию в Афинах 7 июня, затем 9 июня конференцию в Никосии на Кипре, посвященную Афону, уделу Пресвятой Богородицы. Перед этим была организована большая книжная выставка в Салониках в рамках перекрестного года Греция – Россия. Участвовал в этих мероприятиях и Пантелеимонов монастырь, который ведет очень активную работу по исследованию архивов. Руководитель архива – монах Ермолай. Он просто титаническую работу провел, собрав и систематизировав архивные материалы. Основу, конечно, положило правительство Москвы еще во времена Лужкова, когда был отправлен десант архивистов, которые помогли и научили монахов заниматься архивным делом. Москва купила большое количество оборудования, систем микроклимата, ксероксов, компьютеров.

Сейчас планируется выпуск двадцати томов по истории монастыря. Пятнадцать уже выпущено. Мы принимали участие в выпуске двух томов, написали историю до 1735 года. У нас будет выпущен том по Арсению Минину, который наравне со старцами духовником Иеронимом и игуменом Макарием является выдающимся старцем Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1862-1866 гг. он совершил путешествие по России с афонскими святынями. В архиве монастыря сохранилось большое количество его писем к духовным чадам. Работаем мы и над наследием А.В. Болотова (иеромонаха Амвросия).

В нашем монастыре в 1864 году была основана вторая в Европе фотомастерская. Уникальная фотомастерская. В музее монастыря сохранился фотоаппарат того времени. Съемки велись на стеклянных пластинах. Очень качественные были фотографии. Но за эти столетия они во многом пришли в негодность. Тем не менее, часть из фотографий восстановили, и сейчас мы выпустили вместе с монастырем и издательством «Индрик» уникальный альбом. Там около 350 фотографий монастыря, монахов и паломников.

Не так давно был обнаружен в архиве оригинал знаменитой фотографии, являющей чудо: 21 августа 1903 года фотограф запечатлел странников, получающих хлеб в монастыре, а впереди них в сполохах нетварного огня стоит, склонившись, Матерь Божия.

1 февраля 2016 года собором старцев русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря был учрежден орден святого Пантелеимона в честь тысячелетия русского святогорского монашества. Одними из первых были награждены этим орденом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Для того, чтобы разделить радость юбилея, прибыли в Пантелеимонов монастырь игумены монастырей: Ватопедского, Григориата, Дионисиата, Симонопетра, Пантократора. Приехал представитель Хиландарского монастыря, представитель монастыря Ксенофонт.

Православная религия сплачивает людей, собирает, делает их едиными, родственными, братьями. Потому что наша религия проповедует любовь, любовь друг к другу, любовь к Богу. Этим мы и сильны. Поэтому и не понимают на Западе: как так, кто такие русские люди? Они не понимают, что в нас Господь с любовью.

Никакого расчета в действиях русского человека нет. Любое действие идет от души, а душа – от Бога. Когда мы причащаемся, в нас входит Кровь и Плоть Спасителя, и мы становимся между собой все родственниками. Ближе не бывает, потому что через Него мы становимся ближе к Господу и ближе друг к другу.

На Западе храмы закрываются, мощи распродаются. Целый бизнес появился по продаже мощей и храмов, которые закрываются.

Сами эти реликварии, куда мощи складываются, на аукционах продаются за 5, 10, 12 тысяч евро, и кости (так они называют мощи) тоже продают некоторые дельцы. Храмы переделывают в казино.

Сама обстановка, сама атмосфера на Святой Горе совсем другая. Когда ступаешь на нее, чувствуешь себя в другом мире. Другое ощущение радости, особенно когда идешь пешком, а не на машинах, как сейчас модно. Многие сейчас ходят пешком с палкой от монастыря к монастырю, ощущение такой духовности, такой чистоты. Идешь и думаешь: слава Тебе, Господи, спасибо Тебе, Пресвятая Богородица. Сейчас там весна, цветут маки, поют соловьи. Я думал, только в России соловьи поют. Там такие соловьи поют в оврагах, такие цветы цветут! Выходишь окрыленный. Но когда возвращаешься сюда, погружаешься, к сожалению, в наш суетный мир.

Мощи с Афона есть и в Москве, к ним можно приложиться в храме Воскресения в Сокольниках. Там хранятся многие мощи, которые привезли с Афона.

В завершение я хочу прочитать стихотворение Николая Сербского про Афон:

Что такое Святая Гора?
Это царство без короны,
Держава без войска,
Земля без женщин,
Богатство без денег,
Мудрость без школы,
Кухня без мяса,
Молитва без умолка,
Слава Господу без устали,
Смерть без сожаления.


Потому что на Афоне чувствуется преддверие Царства Небесного. Там никто не умирает.

Валерий ПИРОГОВ,
Генеральный директор Института Русского Афона
Из прямого эфира радиостанции
«Радонеж» от 01.06.2016


(В сокращении)
от 22.10.2017 Раздел: Июль 2016 Просмотров: 492
Всего комментариев: 0
avatar