Добавлено:

Вехи нашего времени

Беседа главного редактора газеты "Русь Державная" Андрея Николаевича Печерского с Председателем Союза писателей России, сопредседателем Всемирного Русского Народного Собора, известным писателем и общественным деятелем Валерием Николаевичем Ганичевым.

- В декабре прошлого года необъяснимое событие произошло у нас в редакции. За пять дней до нашей соборной встречи в Храме Христа Спасителя у нас в редакции замироточила "Державная" икона Божией Матери. Мы не знали, с чем это может быть связано, и как вскоре выяснилось, это произошло не случайно. Ровно через пять дней на соборной встрече в храме Христа Спасителя мы узнали печальную весть о кончине Патриарха Алексия.

Святейший Патриарх чтил эту икону и понимал, что с молитвой "Державной" иконе Божией Матери Храм Христа Спасителя был построен в предельно короткие сроки. Хотелось бы, вспоминая прошлый год и говоря о нынешнем, который даёт какой-то оптимизм для будущего, порассуждать о нашем житие-бытие.

Как мне кажется, с избранием на патриарший престол Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь вступила в новое время, в новую эпоху, которая, несмотря на кризис, откроет для многих и многих людей путь к Богу…

- Этот год, половина которого уже прошла, многослоен, многообразен и драматичен и возвышен одновременно. Всё произошедшее имеет свои причины и свой исток, и в то же время всё взаимосвязано. Мы собирались торжественно и высоко отметить 50-летие Союза писателей России не только как юбилейную дату, но и организовать серьёзный разговор, в котором была бы обозначена духовная высота силы слова.

В свое время Союз писателей стал соучредителем Всемирного Русского Народного Собора. Этим нам была оказана великая честь. Мы, русские писатели, не можем быть вне организации, в которой главенствующую роль играет Русская Православная Церковь.

ВРНС - это не чисто церковная организация, не просто собор священников. Конечно, в первую очередь - это собор православных людей: и которые в Церкви служат Господу, и светские люди, служащие Господу, пусть не до конца воцерковлённые, но понимающие смысл и значение православной веры. Собор стал для них ступенькой продвижения к православию. Мы ждали на этом Соборе приезда Патриарха. Но произошло событие, которое во многом определило судьбу и нашего Отечества, и нашего народа на ближайшее обозримое время.

Открываю Собор. Говорю, что он посвящён духовной высоте слова, что мы обязаны беречь эту высоту. Встаёт владыка Евгений и зачитывает приветствие Патриарха. Это обращение было завещанием в адрес отечественной культуры, отечественных писателей, литераторов. В нём была изложена такая программа, как будто Патриарх готовился сказать это в своём последнем слове. Это было одобрение того, что русская литература всегда, как говорил Святейший, являлась духом народа, что русские писатели всегда занимались освещением высоких духовных задач, которые стояли перед человеком, перед обществом. Русские писатели всегда отражали исторические события нашего Отечества и "простую жизнь простого человека".

Патриарх поставил главную задачу: защита русского языка, развернул целую программу его продвижения, утверждения. В заключение сказал, что праздник Союза писателей - это праздник всех русских людей, праздник всей страны. Я не знаю, кто бы из деятелей такого масштаба так выразился и такое место отвёл нам.

Закончилось чтение послания, и владыка Евгений произнёс: "Умер Патриарх". Все ахнули. Встали. Пропели срывающимися голосами: "Упокой, Господи, душу раба Твоего…". Продолжать работу дальше - дело нелёгкое. Патриарх дал такую программу, над которой надо думать всерьез и глубоко. Все далее выступающие деятели культуры говорили со скорбью и уже с обозначением непосредственных практических задач, которые стояли перед нами: Валентин Распутин, владыка Иоанн Белгородский и Старооскольский, Михаил Ножкин, Владимир Карпов. Это были своеобразные реквием и панихида по Патриарху, которые вывели нас уже на другую ступень служения.

Потом были тяжёлые дни ожидания выбора Святейшего Патриарха. Мы хотели точного и высокого выбора. Я, Владимир Крупин, Сергей Перевезенцев выступили на эту важнейшую тему в печати. Я написал о том, что Всемирный Русский Собор - детище Патриарха, о его миссии, о миссии митрополита Кирилла в Русском Народном Соборе, о нашей полнокровной деятельности, соучастии. Митрополит Кирилл - человек, близкий нам с точки зрения и участия в Соборе, и в делах Союза писателей. Мы вместе открывали центр святого праведного воина Фёдора Ушакова. При участии митрополита Кирилла проходило его прославление, вместе мы проводили встречу по исторической литературе. Обсуждали вместе и русскую доктрину.

Почему Союз писателей столь близок к Православной Церкви? Потому что это - традиция русской литературы. Николай Васильевич Гоголь сказал, что на Руси ни одно деяние, которое не получило благословение от Церкви, не будет иметь утверждения в обществе. Я думаю, что и Русский Народный Собор (ведь были попытки его "приватизировать", изменить), если бы не был деянием Церкви, не был благословлён, если бы Святейший Патриарх не возглавлял этот Собор, он бы тоже не состоялся. Думаю, что и Союз писателей в этом качестве, в качестве собирателя духа, всегда действует в системе координат нравственных, духовных.

Когда провожали в последний путь Владимира Алексеевича Солоухина, то это была первая панихида в Храме Христа Спасителя. (Именно писатели явились инициаторами возрождения Храма, при газете "Литературная Россия" был создан фонд восстановления Храма Христа Спасителя). Святейший Патриарх Алексий после панихиды сказал, что русская классическая литература - это литература, которой мы жили в период жестокого атеизма и безбожия и находили духовные основы и корни, потому что именно там проявлялись все христианские заповеди. Это для нас некий завет. Ведь речь шла не только о заслугах Владимира Солоухина или о той роли, которую сыграли писатели в возрождении Храма Христа Спасителя.

У Союза писателей есть много инициатив, которыми мы можем гордиться. Дни славянской письменности и культуры, которые недавно широко и мощно отметили, возродились по инициативе писателей в Мурманске. И тогда Маслов, Крупин, Медведев собрались и поставили там крест. Это был 1986 год, когда кресты ставить нельзя было. Министерство культуры ещё в этом не участвовало. В 1988 году в Новгороде мы провели празднование тысячелетия Крещения Руси. Это было пусть не государственное, но уже всенародное празднество. В Новгороде собрались деятели культуры со всей России: писатели, композиторы, певцы, учёные. К Волхову шла процессия. Впереди шёл митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, шёл митрополит Питирим, шли заместитель председателя Совета Министров, министр культуры. Это было символично: впервые власть и культура соединились в праздновании такого торжества.

Участие в восстановлении Храма Христа Спасителя, празднование в Новгороде, движение ушаковцев… Я тридцать лет работал над материалами о выдающемся флотоводце Ушакове. Епархиальная комиссия рассматривала все чудеса, явления, я получал епархиальные отзывы. Большую роль играет народное почитание святого воина. Дело не в том, что я хочу похвалиться, а в том, что мы стараемся выявлять глубинные процессы, происходящие в нашем обществе, стараемся их обозначить как литературно-общественные процессы.

XIII Всемирный Русский Народный Собор стал особенным, потому что работу Собора возглавил новый Патриарх. Как Глава Собора он сказал своё высокое слово и обсудил три самые важные проблемы. Экология, борьба с алкоголизмом и проблема молодёжи. Экология сейчас выходит на одно из первых мест в мире по влиянию на всё будущее, потому что если дальше будут такие выбросы в атмосферу, загрязнение лесов и рек, то никому не нужны станут все реформы и программы. Один учёный, лауреат Ленинской премии сказал, что раньше две вещи правили миром: экономика и культура, а сейчас третьим фактором, от которого зависит мир, является экология, состояние природы. Если мы сейчас не встрепенёмся, не поймём, что нужно бережно относиться к природе, конец человеческой цивилизации не за горами.

Второе, что является российским бичом и болью, это, конечно, пьянство. Неудачны были меры борьбы с алкоголизмом в восьмидесятые годы. Мы "возвысились" до 18 литров потребления алкоголя на душу населения. Это разрушительно. Возраст подростков, потребляющих алкоголь, понизился с 16-18 лет до 13. Только у нас и на Украине пиво не причисляется к алкогольным напиткам, не говоря уже о всех суррогатах в красивых баночках. Архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, писатель Валентин Распутин, главный санитарный врач Геннадий Онищенко раскрыли эту ужасную картину перед участниками Собора. Борьбу с этим бичом только Церковь может довести до конца, больше никому это не под силу. Великие алкогольные магнаты сильны и будут продолжать давить, но снисходительное отношение к этому преступно.

Третья наша проблема - молодёжь. Молодёжь, которую хотят переиначить, переделать, переформатировать, оторвать её от нравственных, духовных корней, от наших глубоких исторических традиций. Впервые на Соборе так откровенно и так обстоятельно говорили с молодёжью. Пятитысячная аудитория сама по себе поражала. А сколько вопросов было разумных и интересных!

- Валерий Николаевич, Союз писателей России - единственная, с моей точки зрения, организация, которой удалось объединить и "красных", и "белых", и верующих, и неверующих - всех патриотов России. Этого ни одной из ныне существующих организаций не удаётся. Все разделились на лагеря: одни - пролиберальные, или, как они говорят, мы с православием, но против большевиков и против нашей советской истории, а другие поднимают белые знамёна и вспоминают то, о чём никто не ведает и не знает, и призывают нас предать память наших отцов и дедов, которые воевали в Великую Отечественную войну, защищая нашу страну. Союз писателей - это та организация, которая смогла объединить всех людей доброй воли.

- Очень важный вопрос. Эта проблема может превратиться в ту мину, которая может вновь взорвать наше общество. Второй десяток лет и Всемирный Русский Собор, и Союз писателей России соединяют всех людей, кто любит Отечество. Русский тот, кто любит Россию. Одна часть общества имеет свою социальную правду, историческую, но есть и вторая, которая тоже имеет свою правду, историческую или сословную, и появилось племя новых людей, которым и на левых, и на правых наплевать, они просто глубоко космополитические люди. Очень легко настроить друг против друга ту или иную часть общества.

- Мне это хорошо известно и понятно. "Русь Державная" освещала все тринадцать Всемирных Соборов.

- "Россия вышла из моды", - пишет критик Лев Данилкин. Последним хитом стал "Доктор Живаго" Бориса Пастернака. На этой книге заканчивается успех русских писателей на Западе. Главное сейчас - в раскрутке книги, умении правильно подать, а от содержания зависит немного. Главное для авторов, пишущих для издательства "Лабиринты", не принадлежность к какой бы то ни было национальности, а умение увлечь читателя в ту историю, которую они рассказывают. Таким образом, русским писателям предстоит стать литературными космополитами, играющими на том же поле и по тем же правилам, что и западные, - делает вывод автор статьи.

Вот на том поле и по их правилам мы не будем играть. Можно раскручивать В. Сорокина с его матом, В. Ерофеева с его абсолютной пустотой и делать вид, что это, действительно, является классикой. Они - последователи, даже последыши той литературы, которая продаётся на потребу. Наша литература должна выражать мнение народа, рассказ о народе, глубину восприятия, сохранять язык, нравственные показатели. У нас много членов Союза писателей, но не все таковыми являются. Надо иметь высокую ответственность и осознание своего предназначения, чтобы называться писателем.

Есть, к счастью, другие книги. "Великий князь" Юрия Сбитнева - о киевском князе Игоре, его эпохе и проблемах, которые тогда возникали. Убиенный князь Игорь - один из первых русских святых наряду с Борисом и Глебом и печерскими старцами. Всем известно, что из-за княжеских распрей Русь пала перед лицом татаро-монгольского нашествия и на триста лет лишилась своей самостоятельности. Своей добротой, любовью, своим отношением к долгу, своим уходом от распрей и призывом объёдиниться князь Игорь послужил Отечеству. Юрий Сбитнев написал, я думаю, даже выдающийся роман. Это роман глубоких философских размышлений, роман высокой веры.

Великий Георгий Свиридов прекрасно сказал: "Вся истина и вся правда просты. Христос прост, а Иуда сложен". А наша простота в том, что мы обязаны, мы должны, мы будем любить Россию, народ наш и его историю, и всё это на основе веры.

В нашем Союзе присутствуют мусульмане в немалом количестве. Равиль Бикбаев, председатель Союза башкирских писателей, выступая на XIII Соборе, сказал о том, что наша страна всегда была - Русь Святая. И для нас она - святая. В творчестве Бикбаева кладезь языка, тех слов старорусских, на которые сейчас претендуют только одни нынешние галицийские украинцы. Мы забываем, что древнерусский язык объединял все наши народы. Старорусские слова естественны и органичны в тексте, и это есть большая забота о русском языке. Это и отличает русскую литературу от того космополитического поля, на которое нас загоняют.

Вот ещё книга поэтическая, автор которой Валентин Устинов - тоже человек высоко нравственный. Его "Поэтическое пятикнижие" - поэмы, высвечивающие жизнь автора, в них есть и повествование о военном детстве, и некие космологические размышления. Я думаю, Валентин Устинов - большой поэт нашего времени. Полное ощущение поэтической высоты приходит у всех в разное время. Мне кажется, он достиг этой высоты.

Только что прочитал несколько сборников Владимира Исаичева. Работающий человек, в возрасте, но поэтическое ощущение такое, как будто он вступает снова в жизнь. Он создал движение "Истоки" в своей деревне Сортаково в Нижегородской области. Вначале провел исторические изыскания, восстановил источники, затем часовню, храм. В деревню стали возвращаться люди, была проведена дорога. Ежегодно в июле он проводит там праздник и фестиваль, приезжают заслуженные люди, артисты. Он - известный юрист, но это не мешает ему реализовать поэтический дар и возглавлять такое движение. В прошлом году Исаичев с одним испытателем совершил подвиг: впервые в истории на воздушном шаре перелетел через Байкал. Он написал замечательную книгу - восхищение Байкалом. Живёт в Нижегородской губернии, а Байкал его тревожит, как любого русского человека: размах, природа, смысл этого всего. Вы видите завалы книг за моей спиной - на самом деле это золотой запас, потому что там столько интересных и значимых книг. Не хватает сил, чтобы всё прочесть и систематизировать, но что-то нам удаётся в Союзе писателей.

- Валерий Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, заявление наших ведущих писателей в отношении дома Союза писателей в связи с судом над книгами Севастьянова.

- Суд города Иванова осудил публикации Севастьянова Александра Никитича. Его книга "Азбучные истины национализма" и другие, он осудил за "прорусскую направленность". Есть письмо писателей в его защиту, подписали его и Валентин Распутин, и Белов, и Лихоносов, и Владимир Крупин, и Егор Исаев, и Эмиль Мустафин. Книги сочли экстремистскими, прорусскими. Два года назад в стране была развязана кампания против русского фашизма. (Не против немецкого фашизма, арабского или мусульманского!). Потом она, конечно, захлебнулось, потому что никакого русского фашизма нет. Это явление космополитическое, социальное, явление буржуазных выпадов того или иного народа. Эта кампания уводит от главнейших вопросов русского народа.

Русский человек - чуткий и отзывчивый, он сердечнее всех людей воспринимает происходящее, чужое горе - это его горе. Не надо придумывать, что мы кого-то бьём. В советское время я работал в студенческом отделе ЦК ВЛКСМ, и мне не раз приходилось ходить в Университет дружбы народов. Тогда тоже были случаи избиения африканских, азиатских студентов. Причины были разные: иногда хулиганьё наше шалило, иногда представители мафии надеялись на свой кошелёк и считали, что им всё позволено, иногда невоспитанность проявлялась. Кого-то судили, наказывали, кому-то разъясняли. Тем не менее Советский Союз всё время считался страной дружбы народов.

За последние годы наши средства массовой информации стали выдавать Россию за страну некоего геноцида, отпугивая от нашей страны людей, которые искренне хотят здесь жить, работать. Это целый социальный заказ. Создают ли такой образ для того, чтобы скрывать собственные грехи?.. Французы жестоко подавляют арабские выступления, но Франция не считается страной ксенофобии, а Россию почему-то представляют такой. Помните знаменитый бренд, который придумал Рейган: "Россия - империя зла"? Они хотели из путинской России создать облик империи геноцида, расизма, ксенофобии. Народ наш не глупый, и это всё отлетело, но последствия идут. Поэтому решение ивановского суда - это недовоспитанность, небрежность. Хорошо, если недовоспитанность, а не что-то более серьёзное.

Появление на страницах некоторых изданий сравнений Сталина с Гитлером не может не возмущать. Тем более что полностью не соответствует действительности. В 1930-е годы в нашей стране стали искать опору на собственную силу, на собственную историю. Тогда кризис касался и Советского Союза. Покупали оборудование, технику, индустриализировалась страна самыми высокими темпами. С другой стороны, правительство СССР принимает решение о том, что нужно опереться на внутренние силы, не пустить кризис в общество, не пустить растерянность в общество. И тогда начинается поворот к глубинным культурным и историческим ценностям. Это был колоссальный переворот, когда в начале 30-х годов, после того как произошла культурная революция, которая совершилась не в китайском варианте, а в нашем. Весь народ страдал. И тогда народу дали не американские комиксы, не фэнтези дали читать, не порнографию. Если всем этим кормить народ, он станет идиотом и дебилом.

Ему дали русскую классику. Борцов против этого было много. Даже Н.К. Крупская была против того, чтобы давать классику творцов дворянских усадеб, Пушкина и так далее. Но государственными силами принимается решение, и многомиллионными тиражами к нам пришла классика. Это детгизовские серии: "Библиотека школьника", "Библиотека пионера". Перед войной стали выходить исторические романы, они потрясли сознание некоторых борцов Третьего интернационала. Выходят фильмы об Александре Невском, о Богдане Хмельницком, появляются книги о Суворове. Суворов, который был представителем царской интеллигенции, вдруг становится героем нашей литературы. Публикуются книги об Ушакове, о русских полководцах. Страна готовилась к схватке с мировым фашизмом. Накапливались экономические силы. Важнее оказалась подготовка моральная, нравственная. Ведь вся Европа воевала против России, Советского Союза. Нам ещё надо бы предъявить претензии этим странам. Из Испании "голубая дивизия", из Франции целые дивизионы, были вооруженные формирования из Бельгии, Голландии, Словакии, в войне против нас участвовали итальянцы, венгры, финны. Швеция руду давала немцам. А сейчас ещё спрашивают, кто чего больше потерял. Так вы же и привели к этому. На соборной встрече замечательно выступил Фомичёв. Он сказал: "Ну что же мы не можем помянуть погибшие русские деревни с уничтоженными жителями?". Мы сейчас создаём комитет, писатель Александр Арцибашев будет его возглавлять, и мы хотим найти названия этих деревень. В одной Смоленской области погибли 500 тысяч мирных жителей, сожжёно множество деревень. Это же 15 Бухенвальдов. Бухенвальд - это беда, а русская деревня Ивановка - не беда? Тысячи, миллионы русских людей уничтожены. И при чём тут сталинизм. Это - нацизм, это - Европа. Было восстановлено патриаршество, и Церковь молилась за Победу. Она не могла не молиться, потому что она наша Русская Православная Церковь. И когда кто-то становится против - это удивительно и непонятно.

Мы - Союз державников, государственников, писателей не для поля западного, а для поля нашего читателя. В отборе писателей мы художественно требовательны. Комиссия принимает в Союз только одну треть претендующих на звание писателя, а есть союзы и группы, которые принимают всех, кто подаёт заявления. Мы принимаем только тех, кто по-настоящему отдаёт отчёт в том, что он становится писателем России, пишущим на русском или на любом другом языке, соблюдающим нравственные принципы, художественные, патриотические.

Попытки отобрать у Союза писателей здание, лишить нас какой-то площади тоже связано с этим. Мы благодарим "Русь Державную" и другие издания, которые напечатали письмо писателей в защиту здания. Хотелось бы через газету просто поблагодарить людей, которые присылают какую-то помощь Союзу писателей. Мы управимся с оплатой коммунальных платежей, но как важно, когда 500-700 рублей присылают люди не обязательно русские, которые уважают Отечество наше и русское слово, это важнее, если бы нам кто-то миллион прислал. Одна женщина принесла 10 тысяч рублей и попросила не указывать, что это пожертвование от неё. Это показывает, что народ наш полон сочувствия, доброжелательности, уважения к русской литературе. Таких людей значительно большее чем предполагают те, кто совершает против нас ту или иную атаку.

С 1970 года дом находится в ведении Союза писателей, мы сделали ремонт, Ельцин подписывал документ, в котором говорится, что есть здания, которые могут передаваться религиозным организациям и творческим союзам. За два дня до смерти Святейший Патриарх подписал обращение к правительству с просьбой оставить Союзу писателей, соучредителю ВРНС, соучредителю центра Ушакова, это здание, это же письмо подписал митрополит Кирилл. Люди, которые против этого, - это враги русской литературы. Даже если мы будем работать в подвале, у нас есть благословение. В любом случае мы сохраним присутствие духа и надёжную опору в лице наших читателей. Мы рады, что всегда присутствуем в вашей газете, ощущаем постоянную поддержку. Выступление Крупина на Соборе, напечатанное в "Руси Державной", было замечательным, когда он выступал, народ не переставал аплодировать, настолько близко людям сказанное им. Так что мы себя причисляем к Союзу писателей России, к писателям державным.

- Думаю, что с Божьей помощью, победа будет за нами. Спасибо Вам большое.

- Только на Божью помощь и поддержку русского народа мы и надеемся.

от 10.12.2024 Раздел: Июль-август 2009 Просмотров: 647
Всего комментариев: 0
avatar