Добавлено: 13.02.2020

«Великая Победа: наследие и наследники»

27 января 2020 года состоялось торжественное открытие XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

На протяжении веков наш народ черпал духовные силы в православной вере, вдохновлялся идеалами евангельской святости, стремясь сделать их содержанием своей жизни. В этом стремлении он создал поистине великую культуру. Благодаря православной вере русский народ усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы.

Как писал в своих записках протоиерей Глеб Каледа, прошедший рядовым всю войну с августа 1941-го до самого Дня Победы, у каждого, кто переживал радость Победы, было сознание: «В победу я тоже вложил свой ратный труд; мы — дети своего народа. <…> Массовый героизм… осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа».

Этот голос совести, который во времена покоя и благоденствия нередко заглушается заботами о материальном, о личном комфорте и своих частных интересах, в годы испытаний и бед звучит со всей силой — «иначе нельзя»! Принадлежа к разным национальностям и религиозным традициям, мы вместе с тем сознаем свое единство. Это единство — в выбранном пути культурного развития: в нашей свободе жить в мире друг с другом, служить Отечеству теми талантами, которые дал нам Бог, хранить историческую память и наследие предков.

Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни. Послереволюционные гонения на Церковь в 1940-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую она заняла в самые первые дни войны. Перелом в Великой Отечественной войне совпал с открытием храмов по всей стране после исторической встречи Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Война пробудила в народе религиозные чувства. Есть такая поговорка: «На войне атеистов не бывает». Существует множество воспоминаний фронтовиков, которые свидетельствуют о том, что перед боем молились даже вчерашние богоборцы. После войны многие из оставшихся в живых крестились, а бывало, постригались в монашество.

Праздник Победы является одним из самых значимых событий для жителей России, Украины, Беларуси, на всем пространстве нашей общей исторической Родины. Он помогает осознать наше единство. Память о наследии Великой Отечественной войны – важная составляющая самосознания и наших соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья. Зримым свидетельством этого является акция «Бессмертный полк». Только в прошлом году народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, прошло с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма.

Празднование Дня Победы неизменно становится одним из центральных событий года в нашей стране. День Победы — это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем. Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить духовное и культурное наследие, оставленное нашими отцами и дедами<…>

Не перестанем говорить об особом внимании к воспитанию детей и молодежи. Передача наследия Великой Победы невозможна без единомыслия и консолидированных усилий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует всемерно поощрять такие эффективные инструменты патриотического воспитания, как волонтерское движение, организация патриотических подростковых и молодежных лагерей, просветительские поездки по местам боевой славы, музеям и т.д<…>

Убежден, что мы должны также обращать особое внимание на работу с детьми и молодежью на наших приходах. Здесь необходимо продолжать усилия по организации системы попечения о детях и молодежи, по созданию благоприятной среды для их духовного просвещения. От того, каким будет результат воспитания молодых людей, сегодня во многом зависит благополучие и процветание России.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего Отечества. Но стремление к Победе объединило народ, побудило вспомнить о Боге и православных духовных корнях. И милосердие Господне привело нас к победе в святые Пасхальные дни, когда торжествуется главная Победа – победа Христа над смертью.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения открывают в 2020 году череду государственных, церковных и общественных мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В работе Рождественского форума приняло участие более 15 тысяч человек из всех регионов России, а также из ближнего зарубежья, Соединенных Штатов Америки, Венгрии, Германии, Сербии, Швейцарии, Швеции.
Знакомим читателей «Руси Державной» с фрагментами выступлений участников Чтений как заключительного их этапа в Москве, так и регионального этапа, в котором участвовала, по сути, вся наша православная Россия.


Нарастают попытки переписать историю войны


Нынешний год проходит под знаком 75-летия разгрома нацизма. Наша страна ценой неимоверных жертв, колоссального, беспрецедентного в мировой истории напряжения сил сыграла решающую роль в уничтожении гитлеровской военной машины, освобождении народов Европы и мира в целом от «коричневой чумы» и идеологии нацизма.

Угроза, нависшая над Отечеством, потребовала полной мобилизации не только экономического, организационного, но и духовного потенциала. Народы бывшего СССР продемонстрировали исключительный пример сплоченности, мужества, стойкости, патриотизма, готовности отдать жизнь за правое дело.

Свою лепту в общие усилия внесла и Русская Православная Церковь, которая в самые первые дни войны призвала защитить Родину, организовала сбор средств на нужды обороны, оказывала моральную поддержку воинам и мирным жителям, в том числе и тем, кто оказался на территории, временно оккупированной врагом. Сурово осуждала предателей-коллаборационистов.

С сожалением приходится констатировать, что в последнее время нарастают попытки переписать историю войны, использовать ее в качестве инструмента для грязных геополитических игр. Особенно сильно эта «зараза» поразила некоторые государства Европы, где героизация нацистских прихвостней, по сути, возведена в ранг государственной идеологии и политики. Не прекращается позорная борьба с памятниками и захоронениями солдат-освободителей на Украине, в Прибалтике, Польше, Чехии, ряде других стран просвещенной Европы. Цель очевидна – разбередить историко-политические комплексы и фобии, подвергнуть кардинальному пересмотру международно-правовые итоги Второй мировой войны, результаты Победы, в том числе закрепленные в Уставе ООН фундаментальные принципы межгосударственного общения.

Прискорбно, что сегодня память о войне, ее уроки, ее наследие все чаще становятся объектом политической конъюнктуры. Это абсолютно недопустимо. А долг современных и будущих политиков, государственных и общественных деятелей – защищать доброе имя живых и павших героев, мирных жителей, жертв нацистов и их пособников. Об этом подробно и проникновенно говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин 23 января в Иерусалиме на церемонии открытия монумента в честь блокадников Ленинграда и на форуме памяти жертв Холокоста. На площадке ООН традиционно широкую поддержку получает ежегодная российская инициатива «О недопустимости героизации нацизма». 18 декабря 2019 г. на пленарном заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была одобрена резолюция, в которой осуждаются попытки оправдать участников нацистского движения, – организации, признанные преступными решением Нюрнбергского трибунала. Подчеркивается недопустимость разрушения или осквернения мемориалов в честь воинов-освободителей.

В рамках празднования юбилея Победы за рубежом проводятся мемориальные, информационно-просветительские, культурные мероприятия. Особую роль отводим взаимодействию с объединениями российских соотечественников, которые уже начали работу по организации общественно-политических акций, таких как «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», «Красная звезда Победы» и, разумеется, «Бессмертный полк». Принципиально важно растущее участие молодежи в патриотических акциях, которые зародились не по указанию «сверху», а по зову сердец.

Кульминацией юбилея призваны стать торжества 9 мая в Москве. Ожидаем участие многочисленных официальных делегаций иностранных государств, представителей зарубежных общественных кругов, проживающих за рубежом ветеранов.
Министр иностранных дел России С.В. Лавров


В войне побеждают не генералы, а учителя


В начале своего выступления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан отметил, что масштаб и высокий уровень представительства на Рождественских чтениях являются признаками духовного возрождения нашей страны.

Также, по мнению Его Высокопреосвященства, «Основы православной культуры не должны замыкаться в рамках чисто образовательной программы». «Именно через культуру мы многое можем сделать. Почему через культуру? Это четвертый класс и у детей развиты не столько логика и аппарат запоминания, сколько образное мышление. Через образы наиболее ярко могут быть усвоены истины Православия», — сказал митрополит.
Ярко и образно описывая преддверие битвы на Куликовом поле и само сражение, можно показать «роль Православной Церкви в деле спасения России, образец взаимодействия светской и духовной власти». Это также ответ людям, которые сегодня стараются вытеснить Церковь из общественного пространства, — заметил владыка Феофан. Ярким примером роли Православия в жизни нашего государства способна стать история Оптиной пустыни, влияния старцев на лучшую часть нашего общества. «Очень важно, чтобы дети через образы приобщались к пониманию красоты Православия, ведь нужно не просто дать сумму знаний, а привить любовь к вере наших отцов», — подчеркнул глава митрополии.

«Вы помните такую известную фразу, что в войне побеждают не генералы, а учителя, которые воспитали достойных граждан, — продолжил архиерей. — От учителя зависит закваска общества, то, каким оно будет формироваться. Духовное состояние нас, учащих, будет передаваться ученикам. Уча детей, очень важно самим учиться и совершенствоваться в духовной жизни».
Митрополит Казанский и
Татарстанский Феофан


Сохранить отеческое наследие


Человек, потерявший связь с предшествующими поколениями, - «Иван, не помнящий родства», манкурт, лишившийся памяти. Чингиз Айтматов в своем романе «И дольше века длится день» впервые ввел образ манкурта и дал ему исчерпывающую характеристику: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом».

Отечественная история «обнажается». Посмеяться над очередным фактом нашего прошлого стало «хорошим тоном». Интересно, что первым бунтом против отеческой традиции в истории был поступок Хама, сына Ноя, посмеявшимся над наготой отца. Мы с вами наблюдаем современный феномен хамства, который проявляется по отношению к наследию Отечества. Если в работе с молодежью мы не сможем решить проблему исторического сознания и бережного отношения к отеческому наследию, достойного гражданина мы не воспитаем.

Личность начинается с решения фундаментальных проблем бытия. Если я не отвечу себе на важнейшие смыслообразующие вопросы «Кто я?», «Зачем я существую?», «В чем состоит моя ответственность перед собой и другими людьми?», я никогда не стану хорошим врачом, учителем, математиком, строителем и т.д. Следовательно, чтобы обучить и воспитать ответственного гражданина, нравственно развитую личность, нам нужно побудить подрастающее поколение задуматься над важнейшими вопросами бытия.

В настоящее время в большом числе семей существует «разорванность» поколений – исчезает преемственность, передача опыта от родителей к детям. Опыт личной жизни и профессионального становления взрослых членов семьи мало интересен детям, подрастающим в иных социально-экономических, информационных условиях. Так, например, за пять лет (с 1997 г. по 2002 г.) человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. В современном мире объем информации возрастает ежегодно на 30 %. Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь, а в сети Facebook ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 млрд. новых источников информации. По прогнозам ученых, количество данных на планете будет, как минимум удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года. Результат информационного бума – отсутствие авторитета родителей как носителей знаний для своих детей. Важнейшая функция семьи по передачи наследия и воспитанию наследников утрачивается.

Что же делать в этих условиях, чтобы сохранить отеческое наследие и сформировать поколение достойных наследников? Как достойно ответить на вызовы современного мира? Нужны программы воспитания человеческого в человеке. Прежде всего, важно формировать внутренний мир личности с высоким чувством ответственности: за себя, за другого человека, который находится рядом с тобой, за детей, за родителей, за Отечество.
Митрополит Воронежский
и Лискинский Сергий


Сделать нашу память живой, сердечной, молитвенной


Призывая к сохранению памяти о предках-победителях, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отметил, что «самое главное, нам нужно сделать эту память живой, сердечной, благодарной, молитвенной».

«И точно также, как во время Великой Отечественной войны в фильмах и в наградах были возвращены имена русских героев Александра Невского, Дмитрия Донского, сегодня обществу важно вернуть осознание того, что нашему государству не 29 лет, что день рождения нашей Родины не 12 июня 1990 года, но 21 сентября 1380 года – день Куликовской битвы.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Корнилов, Нахимов, Федор Ушаков, Георгий Жуков и другие герои, сколько бы мы их ни произносили сегодня и завтра, вчера и дальше, - сотни тысяч судеб, которые своими именами скрепляют годы и века в единую могучую державу, - сказал архипастырь. - Наши предки оставили нам великое наследие, великую замечательную прекрасную Родину. Какие мы наследники? Давайте сами сделаем вывод. Дай Бог нам все-таки вернуться к этому наследию и стать достойными гражданами нашего русского государства и чадами святой Руси.
Митрополит Екатеринбургский
и Верхотурский Кирилл


У каждого поколения своя война, свой крест


Новые битвы происходят не на политых кровью полях сражений, а внутри каждого из нас. Мы ежедневно выбираем, любить или ненавидеть, довериться или предать, мы ищем повод не исполнить долг или добровольно его перевыполнить. Своими ежедневными поступками человек показывает, патриот он или нет, есть ли в его душе место для близких, друзей, сограждан. Любить свою жизнь - значит дорожить тем, что просто так, лишь по любви дает нам и Бог, и родители, и страна. Искренний патриот своей жизни неизбежно станет патриотом своей Родины.

Войны и все пережитое и выстраданное нашими близкими, предками дано нам в аванс, чтобы в нашем Отечестве сохранялся мир, чтобы люди могли спокойно трудиться на своей земле. Истории подвига, побед, нравственного выбора должны укреплять нашу волю, научить выбирать добро даже тогда, когда зло притягательнее, выгоднее и соблазнительнее. У каждого поколения своя война, свой крест. Опыт предков, их одухотворенный идейный подвиг способен вдохновить нас не только на поиск человеческих благ, не только на поддержку достойных начинаний нашего Отечества, но и созидание в каждом наследства Царствия Небесного.
Ректор СПбДА
епископ
Петергофский Силуан


Пасха – победа Христа над смертью


Что для нас преддверие Победы, 6 мая 1945 года? Этот день пришёлся на праздник святой Пасхи, совпавший с праздником памяти великомученика Георгия Победоносца. Какие два глубоких события, какая символика присутствует! Пасха – победа Христа над смертью. А великомученику Георгию Победоносцу молятся те люди, которые защищают наше Отечество. Всё совпало, заканчивается война, наш народ выходит победителем.
Немцы – народ был не безбожный, на своей технике они изображали кресты, а на ремнях у гитлеровцев было начертано «Бог с нами». А наша страна? 1917 год, политика резко меняется, она направлена на то, чтобы всякого рода религиозные веяния в народе были искоренены. Народ наш, казалось бы, стал безбожным, и к 1941 году он подошёл полностью духовно израненным, церковь полностью была разрушена. Немецкий народ, который формально был с Богом, наступает и завоёвывает. Наш народ, который отошёл от Бога, и тоже формально, в итоге оказался избранным.

Мы даже себе представить не можем, что было бы, если бы нас действительно поработили, если бы мы проиграли войну. Газовые камеры, полное уничтожение народа, и лишь малая горстка осталась бы прислуживать, как мечтало руководство рейха. Но наш народ побеждает. На этом парадоксе я бы и хотел заострить ваше внимание. Правда Божия явилась нам в том, что Господь любит тех, кто искренен по отношению к нему. А народ наш на подсознательном уровне понимал, что значит любить. Народ наш шёл не побеждать, а защищать свои пределы. И Господь оказался на стороне тех, кто не желал поработить другие народы, кто желал только защитить пределы своего Отечества, свою веру.

А кем мы с вами являемся, наследники XXI века, сможем ли мы с вами сохранить то, что нам передали отцы и деды, и сможем ли передать это тем, кто будет после нас?
Протоирей Борис Бароев,
Каменская епархия


Монастырская школа русского народа


Архидьякон Павел Алеппский, посетивший Москву в 60-х годах XVII века вместе с Патриархом Антиохийским Макарием, писал о том, что в жизни русского народа в то время все время чувствовался молитвенный, монастырский уклад. И этот строй жизни не был чем-то внешне навязанным, не переживался как иго и тяжесть, но вытекал из глубинной сердечной, внутренней потребности русских людей. Строгость внешняя выступала как проявление сосредоточенности на внутреннем, на борьбе со страстями и грехом – для очищения себя от всякой нечистоты. Целью было единение с Богом, и строгий уклад жизни был средством его достижения. Все это являлось результатом многовековой работы Церкви, православных монастырей по созданию духовного стержня нашего народа, нравственного воспитания русских людей – с «младых ногтей» до старости.

По словам И.В. Киреевского, русская земля была связана «как бы единой сетью», множеством уединенных монастырей, находящихся между собою в незримой связи и духовном общении. Монахи выступали первыми учителями на Руси, монастыри были первыми нашими университетами. Значительную роль играли русские обители в государственном строительстве нашего Отечества, в духовном укреплении и объединении русских людей в годину бедствий, нашествий иноплеменников, гражданских смут. При этом сами монастыри нередко становились объектами нападения врагов, подвергались сожжению и разрушению. Мужественное исповедание православной веры монахами, их свидетельство о Христе всей своей жизнью давало пример русским людям, помогало им сохранить самих себя перед лицом врагов видимых и невидимых…

Сегодня нередко можно слышать слова о «распаде связи времен», утрате преемственной связи поколений. Однако духовно-патриотическая деятельность Свято-Духова монастыря, ее реальные и живоносные плоды представляют собой наглядное опровержение этого унылого утверждения. Преодоление беспамятства, пробуждение в наших детях и юношестве чувства кровного и духовного родства с теми, кто населял эту древнюю землю, возделывал и украшал ее, защищал от врагов, чтобы передать ее потомкам, прикосновение к реальной, живой истории, которой дышит каждый камень, каждая дорога, близкое знакомство с жизнью подвижников, благоукрасителей и строителей храмов, тружеников на ниве отечественного просвещения, науки и культуры - это путь к укреплению, процветанию, могуществу нашего Отечества, путь к небесной славе и Святой Руси!
Наместник Свято-Духова
монастыря Ливенской епархии игумен Александр
(Маслов) и монах Нафанаил (Бобылев)


Духовный смысл Великой Победы


Победа в войне – это реальность выживания, продолжения жизни, ощущение возможности продолжения рода, готовности распространять свои духовные и нравственные ценности и гордиться своим духовным могуществом.

Победа в Великой Отечественной войне – есть смыслообразующее сакральное продолжение жизни цивилизации по нравственным законам бытия вопреки человеконенавистнической идеологии избранности одной нации над всеми другими народами. Это событие, которое не имеет срока давности по своему духовному и историческому значению. Сохранение жизни на земле – вот реальный итог Великой Победы. В противном случае, не было бы ничего. Бог не попустил бы продолжения безумия в развитии человеческой природы.

Здесь главное понять, что не может человек, рожденный для познания Бога, продолжать существование, ненавидя творение Божие – самого Человека (Чело-век «Чело в вечности – разум в вечности). Разум, который дошел до уничтожения себе подобных, не может обладать вечностью и созерцать Бога.

Духовный смысл Великой Победы – в том, что наш народ, много согрешивший пред Богом, все-таки остался верным высшему закону бытия, внутренним горением совести встал на защиту своей Родины, своей самобытной культуры и духовного наследия. Люди, преодолевая страх за свою жизнь и жизни своих близких, стяжали внутри своего сердца готовность к самопожертвованию. И это не пустые слова, это тысячи и тысячи подвигов и судеб конкретных людей, таких же, как и мы с вами, желавших жить, любить, творить. Но главным предназначением для них стало – выйти на борьбу с озверевшим фашизмом, с бесчеловечным миром зла.

Самое страшное – начать, трудно сделать первый шаг к убийству себе подобных, а потом срабатывает огрубение сердца и помутнение рассудка, который не слышит закона совести в сердце.

Наш народ выстоял благодаря своему надмирному предназначению как народ-богоносец, еще готовый искать смысл жизни в познании Бога и совершать дела любви, независимо от всех наваждений и идеологем мира сего.

Что дает нам, сегодняшним гражданам России, осознание, что именно наши деды и прадеды совершили духовный подвиг и ценой своей жизни продлили возможность жизни всего человечества? Какое отношение мы имеем к этой Великой Победе?

Ответ прост – мы потомки победителей, духовных исполинов или исполинов духа, героев, которые смогли преодолеть себя и поставить идеалы любви выше даже своей собственной жизни. Они, воины Великой Отечественной, как праведники, отдавшие жизни свои «за други своя», сейчас молятся за всех нас и дают нам силы сопротивляться любой агрессии и нападкам на наши святыни.

Нет ни одной страны, кроме нашей, в которой было бы восстановлено за несколько лет столько храмов, часовен и монастырей, в которых люди обращают свои духовные взоры к Богу, прося о мире всего мира. Нашими молитвами, заступничеством святых угодников Божиих продолжается жизнь на Земле.

Сакральные даты: начала Великой Отечественной войны – в день празднования памяти всех святых в земле российской просиявших и окончания – в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя воинства российского, не просто напоминания, что все в руках Божиих. Главное, чтобы нашлись продолжатели подвига…

Без сильной и правой веры невозможно победить грех, невозможно совладать с преступностью, невозможно охранять беззащитных. Князь мира сего всевает в души людей идею, что надо уничтожать всех, кто мешает твоему благополучию, а миссия воина правопорядка – придавать людям уверенность, что они находятся под защитой правды, истины и любви.

Будем же достойны памяти павших героев, защитников нашего Богохранимого Отечества, станем непобедимым форпостом для сил зла, ненависти и лжи.

Председатель Синодального
Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами
и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан
от 20.02.2020 Раздел: Февраль 2020 Просмотров: 120
Всего комментариев: 0
avatar