Гениальный изобретатель-самоучка Иван Петрович КУЛИБИН (10.04.1735, с. Подновье Нижегородского у. — 30.07.1818, Н. Новгород) служил механиком при Академии наук в Петербурге. За представленный проект на объявленный англичанами конкурс на «лучшую модель такого моста, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки», Кулибин в 1776 г. был награжден большой золотой медалью Академии наук. При помощи обыкновенных зеркал Кулибин осветил темные переходы Царскосельского дворца, устроил электрофоры карманные, огромное зажигательное стекло, водяные мельницы особой системы, первый в мире винтовой лифт (1795) с паровым приводом (широко известно, что якобы «первый пассажирский подъемник установлен был в Нью-Йорке в 1854 г. Э. Отисом»), уникальный деревянный однопролетный мост через Неву. «Реестр-перечень изобретений Кулибина», сделанный им лично, был представлен в 1801 г. императору Александру I на предмет материальной помощи для продолжения изобретательской деятельности. В материальной помощи Кулибину было отказано.
В 1814 г. Кулибин представил проект железного трехарочного моста через Неву, модель которого хранится в музее Института инженеров путей сообщения. На деньги купца Костромина сделал для Екатерины II часы в формате гусиного яйца с крошечным театром-автоматом и музыкальной шкатулкой. Изобрёл «самобеглую коляску» (автомобиль), первый в мире прожектор, семафорный телеграф, арочные мосты, «для водоходства машинные суда» (пароход, 1782): «Судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы…». Граф Нарышкин привёз из Германии автомат — робот, изображающий человека. Робот сломался, выписали из Италии механика Бригонция. Тот не смог починить автомат и заявил, что отдаст голову на отсечение, если кто его починит. Нарышкин позвал Кулибина, тот починил и настроил заново автомат. Вызвали итальянца, робот поднял руку и воскликнул голосом спрятавшегося Кулибина: «Рубите ему голову».
Атомный ледокол
Первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный на Адмиралтейском заводе, спущен на воду 5 декабря 1957 г. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953-1955 гг. после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 г. Советом министров СССР (главный конструктор — В. И. Неганов). Атомная установка (44 тыс. л. с.) проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов. Главный строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины — Кировского завода, главные турбогенераторы — Харьковского электромеханического завода, гребные электродвигатели — Ленинградского завода «Электросила». Первое плавание — 15 сентября 1959 г. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол провёл через льды более 400 судов. Ледокол проработал 30 лет и в 1989 г. был поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.
Аэродинамика
Русский ученый-аэродинамик, основоположник современной аэродинамики, открыватель формулы подъёмной силы крыла, автор вихревой теории винтового крыла, отец русской авиации Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847, Владимирская губ. — 1921, Москва). Ему принадлежат труды по теории авиации, многие исследования по механике твёрдого тела, астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике, прикладной механике, теории регулирования машин и механизмов и др. Под его руководством создан первый в Европе Аэродинамический институт в Кучино под Москвой (1904). Организатор и первый руководитель (с 1 декабря 1918 г.) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Именем Жуковского назван город в Подмосковье, улицы во многих русских городах, институты.
Сказано Н. Жуковским: «Самолёт — величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих лётные законы»; «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
Баян
Гармонист, педагог, дирижер, аранжировщик, основатель первого в мире оркестра гармонистов Николай Иванович Белобородов (15.02.1828, Тула — 28.12.1912, там же) изобрел хроматическую гармонику (баян). За основу новой гармоники была взята тульская диатоническая однорядка. К первому ряду Белобородов добавил второй — с недостающими полутонами. Осенью 1875 г. по чертежам Белобородова мастер гармони Леонтий Алексеевич Чулков изготовил первый инструмент. В Туле в 1995 г. открылся мемориальный музей Н. И. Белобородова.
Берег Маклая
Берег Маклая в Новой Гвинее назван в честь выдающегося естествоиспытателя, этнографа, расолога Николая Николаевича Миклухо-Маклая (05.07.1846, с. Рождественское Новгородской губ. — 02.04.1888, С.-Петербург). Он исследовал Индонезию и Малайзию, Филиппины, Австралию, Меланезию, Микронезию. Классифицировал негритосов как папуасов, а не негров. Привез в Россию из экспедиций богатейшие этнографические и антропологические коллекции, хранящиеся ныне в Музее антропологии и этнографии в Петербурге. В его честь названы Институт этнографии Академии наук, улицы в Москве, Маданге (Папуа-Новая Гвинея), Малине (Украина), городской парк в Малине, музеи в Малинском лесотехникуме, в с. Калитянское (Черниговская обл.). Памятники ученому установлены около Университета Сиднея (Австралия), в г. Окуловка (Новгородская обл.), в Севастополе, Джакарте (Индонезия). В 1996 г., в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира. Этнографы отмечают в этот день (17 июля) свой праздник — День этнографа.
Берингова пролива переоткрытие
Экспедицией на корабле «Св. Гавриил» под командой офицера русского флота командора Витуса Беринга 10 августа 1728 г. открыт о. Св. Лаврентия между Аляской и Чукоткой. Беринг заявил об открытии пролива между Азией и Америкой, который теперь называется Берингов пролив, хотя за 80 лет до того его открыл в 1648 г. Семен Дежнёв. Отчет Дежнёва пролежал у бюрократов под сукном до 1736 г. Позже именем командора было названо Берингово море. В 1741 г. экспедиция Беринга открыла Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, видимо, соединялись ранее сушей) часто называют общим термином Берингия.
Бесшумная подводная лодка
В состав военно-морского флота СССР 2 декабря 1951 г. вошла первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 (по классификации НАТО «Whiskey») разработки ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), главный конструктор — Зосима Александрович Дерибин (1901–1986). По техническим показателям это была лучшая лодка среднего водоизмещения своего времени: самая глубоководная (до 200 м), могла находиться под водой до 10 дней, небывалая дальность хода — почти 9 тыс. км. Впервые в мире корпус лодки был покрыт резиной, за счет чего лодки проекта стали самыми бесшумными. С этих лодок были совершены первые в мире пуски ракет. До 1970-х гг. они составляли ядро советских подводных сил.
Более года в космосе
Космический корабль «Союз ТМ-4» был запущен 21 декабря 1987 г. Командир корабля Владимир Титов вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко состыковались со станцией «Мир» и ее экипажем. После короткого периода совместной работы Юрий Романенко, Александр Александров и Анатолий Левченко вернулись на Землю. Титов и Манаров начали большую программу научных экспериментов и наблюдений и принимали экспедиции посещения, прибывшие на кораблях «Союз ТМ-5» и «Союз ТМ-6».
Космонавты совершили выход в открытый космос, приняли грузовой корабль «Прогресс-34», установили приборы для научных экспериментов, сняли образцы материалов, которые находились в открытом космосе, отремонтировали рентгеновский телескоп «Рентген», установили коротковолновую антенну, выполнили программы экспериментов и наблюдений. В ноябре 1988 г. они приняли экипаж совместной советско-французской экспедиции. После трех недель совместной работы Владимир Титов и Муса Манаров вместе с французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном вернулись на Землю. Титов и Манаров вернулись на Землю после полета, длившегося 365 дней 22 ч. 39 мин., установив новый рекорд и впервые пробыв в космосе более года.
Владимир Титов удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя Орденами Ленина, удостоен титула командора ордена Почетного легиона (Франция). Титов и Манаров награждены медалью U.S. Harmon Prize. Они стали первыми советскими гражданами, получившими такую награду в честь признания их мирового рекорда по продолжительности полета.
Бронированный морской истребитель
Первый в мире бронированный морской истребитель — летающая лодка М-11 Дмитрия Павловича Григоровича испытана 9 августа 1916 г. До второй половины 1916 г. летающая лодка М-11 была наиболее скоростной в мире. В начале 1917 г. М-11, особенно броня, были по достоинству оценены морскими летчиками. Последовал заказ на 100 экземпляров. 6?апреля началась серийная постройка, и до 16 августа было сдано 25 экземпляров. На этих самолетах выполнялись главным образом задания по разведке.
Выборки из книги Александра Пецко «Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народа»
(«Институт русской цивилизации», М., 2012)
(«Институт русской цивилизации», М., 2012)