Добавлено:

Великие святыни Абхазии

Дивны дела Твои, Господи!

Наша группа московских паломников, а мы лет десять уже из месяца в месяц, из года в год колесим по просторам России и многое повидали, стала неожиданно сопричастна таким событиям, которые буквально ошеломили нас и побудили написать о них в газету.

Целый год мы готовились к летнему паломничеству Москва–Киев–Чернигов–Почаев–Одесса–Крым–Москва. Группа собрана, заранее взяты отпуска. Накануне отъезда руководитель группы узнает, что верный водитель, с которым проехали не один десяток тысяч километров, поехать не сможет – все срывается. Находятся другие водители, соглашаются на непривычно долгое путешествие, но только в пределах России. В срочном порядке намечается новый маршрут...
 В конце первой недели пути, прибыв в Джубгу – курорт на Черном море, группа получает неожиданное и ошеломляющее благословение местного батюшки: «Поезжайте в Абхазию».
 Так свершилась Воля Божья. Мы оказались в Абхазии, в местах, связанных с первыми веками христианства. Посудите: Новый Афон – это место, где подвизался один из Апостолов, брат Господень Симон Зилот, или, как его там называют, Симон Кананит. Это на его свадьбе в Каннах Галилейских Спаситель совершает свое первое чудо, а Симон, пораженный случившимся, становится учеником Иисуса Христа и потом вместе с Андреем Первозванным идет в наши края, остается там, где сейчас Новый Афон. Здесь Симон Кананит ведет проповедь христианства, здесь он живет в пещере, которая до сих пор сохранилась и в которой мы побывали. Недалеко от нее находится место, где он был казнен. На этом месте забил святой источник, и в нем тоже можно искупаться. Вот что такое Новый Афон!
 А недалеко от Сухуми стоит храм Георгия Победоносца Х века, и во дворе – святой колодец. Вода в нем появилась по молитвам св. Георгия. Он был здесь со своим войском. И бьет этот ключ живой воды до сих пор. А в церкви, освященной в честь этого великого святого, сейчас мироточат если не все, то большинство икон!
 В Каманах под Сухуми пострадал за веру мученик Василиск в IV веке, его вели сюда в железных сапогах с шипами, здесь было решено его мучительно убить. Во время его предсмертных страданий мимо проходило стадо волов, и эти «бездушные» животные вдруг все воедино встали перед мучеником на колени! На месте его смерти забил источник, а на камнях остались капельки крови святого Василиска.
 Примерно через 100 лет этими же местами вели в ссылку Иоанна Златоуста. Он облачился в церкви св. Василиска и отслужил свою последнюю литургию на земле. После этого он перешел в горний мир. Мы были на месте смерти св. Иоанна Златоуста, видели и прикладывались к его гробнице.
 Если пройти еще выше в горы, то окажешься на месте 3-го обретения главы Иоанна Предтечи! Там на скале, в которой в годы очередных гонений прятали голову святого, нерукотворно возник «рисунок» Иоанна Предтечи. И мы стояли на этом святом месте, молились и не могли до конца осознать, к чему мы прикасаемся, к какой святыне, и что это действительно происходит с нами, мы не переставали дивиться Промыслу Божию. Каждый сознавал, что если бы ему кто-нибудь в Москве предложил поехать в Абхазию с ее сегодняшними проблемами, то он бы не согласился. Но Господь устроил так, что наша воля была под видом различных неожиданных обстоятельств отсечена и свершилось то, что должно было произойти.
 В нашем сознании события первых веков христианства – это Иерусалим, Святая земля, Греция, Рим,… а тут вот совсем рядом, в Абхазии, такие удивительные святыни первых веков! Чудо Божие, великий подарок нам! И второе, что не уставало поражать нас в Абхазии, – это отношение местного населения к православным паломникам. Наш автобус пропускали беспрепятственно на всех постах ГАИ (известно, и это не скрывают и сами абхазцы, что с водителей машин с чужими номерами взимается немалая мзда на дорогах) только потому, что в лобовом стекле автобуса они видели иконы Богородицы. На одном посту нас остановил милиционер, я уже потянулась к сумочке, но слова постового были неожиданны: «А у вас маленькой иконочки для меня не будет? У меня вот уже есть одна» – он показал маленький складень с изображением св. Ксении Петербургской и добавил, показывая на карман своей форменной рубашки: «Я ее вот тут ношу».
 Сколько раз мы встречали на нашем пути людей, которые, не будучи христианами, с таким неподдельным уважением относились к нам и нашей вере и пытались всеми им доступными средствами помочь нам. Одни приютили нашу группу в 21 человек у себя в доме совершенно бесплатно. Другой, показав нам дорогу в Пицунду и узнав, что у нас не решен вопрос с ночлегом, изменил свои планы и целый день посвятил поиску пристанища для нас.
 Много было подобных встреч. И все они убеждали нас, что в Абхазию нужно ездить нашим паломникам. Мы откроем здесь для себя удивительные святыни, а кроме того, мы должны помочь существующим на этой исстрадавшейся земле церквам и монастырям и этому народу, так искренно тянущемуся к нам – русским.
 Господь совершенно неожиданно свел нас с двумя молодыми людьми, которые начинают работу по налаживанию паломничества в Абхазию, по миссионерству. Здесь основано братство во имя Иоанна Шанхайского, и они будут очень рады сотрудничеству с нами. Им очень нужна помощь! В Абхазии совершенно нет духовной литературы. Есть лишь небольшая библиотека в Новоафонском монастыре, которая доступна лишь семинаристам. Почти нет иконок, к которым мы привыкли и которые продаются в большем или меньшем ассортименте почти в любом храме России. А нужда в этом большая. Сейчас очень многие крестятся, приходят к вере. Им нужно очень многое объяснять, учить, воцерковлять. А средств нет. Народ сейчас живет в бедности. Нам рассказали, что после войны, т.е. 12 лет назад, пенсия была равна 3 руб., потом стала 5 руб., теперь – 100. Промышленности там практически нет. Испокон веков народ здесь жил за счет отдыхающих, от продажи фруктов. А теперь через СМИ идет информация о том, что там опасно, неспокойно. Люди верят этому, не приезжают, а отсюда и все вытекающие последствия.
 Мы все, участники незапланированного паломничества в Абхазию, хотим обратиться к многочисленным читателям газеты «Русь Державная» с такими словами:
 «Абхазия несколько веков входила в Державу Русскую, самые глубокие корни роднят наши народы, и поэтому нам, православным христианам, надо, не дожидаясь решения вопроса о помощи братскому народу в верхах, самим в меру наших сил помочь православным в Абхазии. Что сейчас видится возможным? Это собрать и передать братству св. Иоанна Шанхайского православную литературу и иконочки, а также собирать группы паломников в Абхазию. Там готовы встретить, разместить, накормить и провести экскурсии по всем святым местам этой земли. Дорогие братья и сестры, дело - за нами! А дело это угодно Богу, иначе не оказалась бы наша группа так неожиданно у абхазских святынь».
 И еще не могу умолчать о двух поразительных встречах в церкви Х века в Лыхнах и в часовне IV века в Пицунде. В Лыхнах служит старый протоиерей о. Петр, ему помогает тоже уже старая монашенка. Прихода почти нет. Батюшка служит в храме один. Мы приехали, он беседовал с нами и указал на икону Б.М. Знамение – Понетаевскую и сказал, что это подарок их храму от царя Николая II, когда он был там. Мы подошли к иконе и пропели величание Пресвятой Богородице. Когда мы уже выходили из храма, монахиня сказала: «Спасибо вам, как же вы хорошо пели! Я плакала. Спасибо вам. Я здесь каждый день молюсь за Россию. Она – самая страдающая, и все-таки в ней наша вера и есть. Господи, помоги нашей бедной России!». Я не забуду добрые глаза этой матушки, наполненные слезами умиления оттого, что она услышала молитвенное пение людей с ее для нее теперь ставшей географически далекой, но не менее любимой и духовно близкой родины.
 А в Пицунде в крохотной часовенке IV века мы встретились со старушкой, которая 10 лет одна боролась за открытие этой часовни. У нее есть переписка с двумя патриархами – Русским и Грузинским, с другими инстанциями. 10 лет она получала отказы или советы обратиться к кому-нибудь другому, но вот наконец, с Божьей помощью, добилась своего. Но опять не все ладно. Некому служить, да и народ не приходит. Вот и находится она на своем «боевом посту» в открытой часовне, продает свечки заходящим сюда туристам. Тяжело у нее на душе, и сурова она с виду. Но вот пропели мы перед иконой величание, повернулись к ней, а перед нами стоял уже другой человек – со смягченным лицом, слезами на глазах. Нет, она не сказала, что она плакала (характер не тот), но она плакала! И вот ради этих двух воительниц Христовых хочется вернуться еще раз в их храмы и пропеть тропари и величания, чтобы порадовались они тому, что они не одни, что еще есть люди, которые ради веры, ради Бога отправляются в далекие путешествия не за южным загаром и заморской экзотикой, а за духовной пищей. Так давайте же еще много раз будем радовать и их, и местных батюшек, которые незаметно совершают подвиг веры и служения Богу.

По вопросам организации помощи и паломнических поездок можно обращаться к Анне Яковлевне Савинкиной по телефону в Москве: 671-12-47.

Анна САВИНКИНА

от 22.12.2024 Раздел: Сентябрь 2005 Просмотров: 936
Всего комментариев: 0
avatar