К 70-летию со дня рождения Главного военного дирижера России (2002–2016) Валерия Халилова
«Музыка удваивает,
утраивает армию!»
Суворов
утраивает армию!»
Суворов
«В российской кампании
у моего войска было два главных врага:
морозы и русская военная музыка».
Наполеон
у моего войска было два главных врага:
морозы и русская военная музыка».
Наполеон
30 января 2022 года, в день рождения Валерия Михайловича Халилова, в России завершился II Международный музыкальный фестиваль его имени. В нём приняли участие более 40 городов, и среди них Тамбов — родина безсмертного марша «Прощание славянки».
«Валерий Михайлович — явление абсолютно космическое. Музыкант выдающийся, обладающий идеальным вкусом… А еще он умел потрясающе радоваться, воспринимать жизнь, как мальчишка. Только гений и ребенок могут так себя вести, так жить. И потрясающая улыбка, которую можно сравнить только с гагаринской. Улыбка, которая завоевывает тебя сразу, которая завоевала мир. Они и лежат сегодня почти в одной земле, под Киржачом, рядом с местом крушения Гагарина. Это тоже символично», — говорил глава города Тамбова (2017–2019) С. А. Чеботарёв.
О Валерии Халилове, руководителе Ансамбля имени А. В. Александрова, неизменно в первую очередь говорили: «Великий человек». Министр обороны России Сергей Шойгу называл его «человеком-легендой». Знаменитый коллектив Валерий Михайлович возглавил в апреле 2016-го, незадолго до трагической гибели в авиакатастрофе. А до этого он — с 2002-го — бессменный начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых сил России, главный военный дирижёр страны. И, помимо этого, генерал-лейтенант, член Союза композиторов и народный артист.
В. М. Халилов известен и как основатель и художественный руководитель международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Владимир Снегирев, российский журналист-международник, писатель, военный журналист, вспоминает:
«Я много раз видел, как самые главные военные музыканты из разных стран, дирижеры, начальники оркестров, люди с большими звездами на погонах в струнку вытягивались перед нашим Валерием Михайловичем Халиловым. «Вольно», — говорил им Халилов, но они всё равно сохраняли перед ним явное почтение, а иные — трепет. И понятно почему. Наш генерал был для них абсолютным непререкаемым авторитетом. Как люди служивые, они понимали: Халилов и есть главнокомандующий всеми военными музыкантами Земли».
Военно-оркестровую службу он возглавил в тяжелые для всей Российской армии времена. Был период, когда на самом высоком уровне стоял вопрос о ликвидации Службы. В этот драматично-сложный момент Валерий Михайлович путем невероятных усилий обосновал и доказал необходимость сохранения Службы в Российской армии.
Валерий Михайлович был невероятно разносторонним человеком, проявил себя не только как организатор армейской музыкальной жизни. Он был общественным деятелем, композитором, обеспечивал музыкальное сопровождение торжественных приемов глав зарубежных государств и правительств, руководил сводным военным оркестром на Парадах Победы 9 мая, дирижировал тысячеголосными сводными духовыми оркестрами и хорами, принимал самое деятельное участие во многих значимых музыкальных проектах и при этом неустанно работал над созданием собственных музыкальных произведений.
Валерий Михайлович был искренне верующим человеком, в его родовой деревне Новинках под Киржачом во Владимирской области он установил молельный столб на въезде в деревню. Внутрь креста положили список жителей деревни. Он очень любил эти места, вспоминал, что, когда был маленьким, по праздникам все бабушки деревни ходили в соседнее село в монастырскую церковь, его тоже брали с собой. Эти детские воспоминания, красота русской природы, его родная деревушка, такая небольшая, такая патриархальная, такая живописная, что не верить во что-то небесное, по его словам, было бы просто невозможно — всё это от Бога. Валерий Халилов завещал похоронить его на малой родине, и его воля была исполнена: захоронили близ родной деревни Новинки на погосте храма Михаила Архангела, в восстановлении которого он принимал деятельное участие.
Невзирая на свой высокий пост и то, что по роду своей деятельности Валерию Михайловичу приходилось общаться с высшим руководством страны, он всегда оставался чутким, отзывчивым, искренним и простым в общении человеком, очень добрым.
В своем служении Валерий Михайлович Халилов неизменно задавал высочайшую планку:
«Оркестр в армии на первом месте, — говорил Халилов. — Когда я провожу репетицию с оркестром, то всегда говорю музыкантам: мы репетируем для того, чтобы выйти на сцену и сыграть. И хорошо сыграть! Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни».
В качестве музыкального руководителя и дирижера генерал-лейтенант В. М. Халилов проводил парады на Красной площади. Дирижировал тысячеголосными сводными духовыми оркестрами. И впечатляющее звучание патриотической духоподъемной музыки, само это грандиозное зрелище, вкупе с движением боевой техники, многократно увеличивало ощущение мощи и могущества России и ее армии.
Вспомним слова непобедимого Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию». И без преувеличения можем сказать, что вклад начальника Военно-оркестровой службы Вооружённых сил
России генерал-лейтенанта Валерия Михайловича Халилова в культуру и укрепление обороноспособности нашей страны выдающийся.
Из наследия Валерия Халилова
Духовая музыка — это пласт великой русской культуры и искусства, она обязана быть в центре внимания.
У духовой музыки и души один корень — «дух». Потому что сама природа духовой музыки, само дыхание ее — чистое, светлое.
Главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.
Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным.
Я всё помню… леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!
Без веры просто невозможно — это однозначно!
Военный оркестр — это связующее звено между армией и народом, а сама духовая музыка — экологически чистый жанр и музыкальный символ страны наряду с гимном и гербом. Звуки не подлежат модернизации, это классика, причем оркестр играет ее при любых метеорологических условиях... Я считаю, что мы, военные музыканты, своим искусством очень много делаем для того, чтобы и воодушевлять, и одухотворять...
Военная музыка... прекрасна, она делает людей чище, возрождая в них лучшие качества, возбуждая чувство патриотизма.
Когда люди слышат бравурные звуки марша, они сразу подтягиваются, внутри появляется оптимистический стержень.
Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры — проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями филармонии, игра на балах, в садах и парках… Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.
Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И?вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в?другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о?родине, о Боге.
В марше, в нашем российском и советском, это впервые — внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал: я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша.
Военная музыка — это не просто красиво. Она требует самоотдачи, высочайшей дисциплины, знаний и навыков. Если цель достигнута лёгким путём — будьте осторожны, что-то здесь не так.
Основная наша работа — не в теплых и комфортабельных концертных залах, а?на плацу, в лагерях, в строю на улицах и площадях, на ветру и под палящим солнцем, под дождем и в морозы.
Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров... Во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и?красоте исполнения.
К личной славе не стремлюсь. Для меня важно, чтобы соотечественники знали духовую музыку, слушали её, любили.
Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал.
Через музыку мы не только эстетически воспитываем. Через музыку мы еще даем понять человеку о том, что он живет в?потрясающе красивой стране, с ее широкими просторами, с ее могучими Вооруженными Силами.
Мы очень любим гастролировать именно по России. Это особенная миссия. Как можно не посетить места, где тебя не просто ждут — где нуждаются в подобных концертах, выступлениях?
И сами музыканты по-особенному чувствуют места, которые называются российской глубинкой. Ты приобщаешь людей к своему музыкальному миру и одновременно приобщаешься к большому миру всех людей на земле. Видишь, как они живут, чувствуешь так же, как они, и начинаешь лучше понимать то государство, объединёнными которым мы живём.
Представьте, какая красота выступать на краю земли, когда впереди тебя только океан, и рокот его волн, вплетаясь в звуки военных мелодий, делает их особенными. У нас было такое выступление на Камчатке, и это было настоящее счастье.
+ + +
Валерий Михайлович Халилов завещал нам: «Духовая музыка — это пласт великой русской культуры и искусства, она обязана быть в центре внимания». И лучшей памятью ему будет воплощение масштабных программ музыкального, патриотического воспитания в стране, которые он задумывал, начиная с программ школьного воспитания, чтобы дети и молодежь росли на чистой, возвышенной духоподъемной музыке.
И мы должны твердо противостоять тем деструктивным процессам в культуре и жизни, которые ныне происходят. «Технологическая и информационная революции принесла не только благо. Она заменила человеческое общение экраном монитора. Даже музыка разъединяет, перемещаясь из залов и скверов в стерео-наушники. Россия — одна из тех стран, где эти последствия наиболее сильно разрушают историческую память, ментальность народа. Того самого, для которого общинность была одной из основ жизни, основ патриотизма, — говорит заслуженный работник культуры России, профессор А. Л. Дудин. — Когда-то император Наполеон, проигравший войну 1812 года, сказал: «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка». А настоящая военная музыка — это именно духовые оркестры.
Духовые оркестры могут и должны играть в парках и скверах, на улицах и площадях городов… и в небольших поселках. Чтобы мы чувствовали прекрасное, чувствовали плечо друг друга.
Духовая музыка лечит. В буквальном смысле… Духовая и духовная музыка — это совсем близкие понятия. России нужна культура, нужно образование, нужна нравственность, нужен патриотизм».
По материалам сайта
«Благотворительный фонд Валерия Халилова»
и других СМИ
«Благотворительный фонд Валерия Халилова»
и других СМИ