23 октября – день памяти великого подвижника и святого русской православной церкви – преподобного Амвросия Оптинского.
Есть такие святые подвижники, значение, и память, и роль которых осознается со временем, даже порой спустя много лет. Но есть такие подвижники, которые еще при жизни в народе слывут святыми людьми. Одним из таких святых людей, еще при жизни почитаемым всем православным народом, был оптинский старец Амвросий.
Движимый любовью к Богу, он пришел в Введенскую Оптину Пустынь, когда в ней подвизались и жили оптинские старцы Макарий и Лев. Он стал их учеником. Жил в скиту, нес различные послушания, стал письмоводителем у оптинских старцев и уже напитывался их духовной мудростью, соприкасаясь ежедневно с ними, помогая им в переписке, в ответах на многочисленные вопросы, которые задавал им верующий православный народ.
В 1860 году, после смерти старца Макария, ему благословили стать духовником братии и духовником мирян.
23 октября – день памяти великого подвижника и святого русской православной церкви – преподобного Амвросия Оптинского.
Есть такие святые подвижники, значение, и память, и роль которых осознается со временем, даже порой спустя много лет. Но есть такие подвижники, которые еще при жизни в народе слывут святыми людьми. Одним из таких святых людей, еще при жизни почитаемым всем православным народом, был оптинский старец Амвросий.
Движимый любовью к Богу, он пришел в Введенскую Оптину Пустынь, когда в ней подвизались и жили оптинские старцы Макарий и Лев. Он стал их учеником. Жил в скиту, нес различные послушания, стал письмоводителем у оптинских старцев и уже напитывался их духовной мудростью, соприкасаясь ежедневно с ними, помогая им в переписке, в ответах на многочисленные вопросы, которые задавал им верующий православный народ.
В 1860 году, после смерти старца Макария, ему благословили стать духовником братии и духовником мирян.
День преподобного старца начинался очень рано, в четыре часа утра. Ему читали утренние молитвы, читали чин двенадцати псалмов – первый час. Потом был небольшой перерыв для Иисусовой молитвы. Потом был легкий завтрак, о котором говорили, что преподобный старец Амвросий по своей болезни желудка съедал меру еды, какую ест трехлетний ребенок.
А потом – с утра до вечера, приблизительно с десяти часов утра – бесконечный прием народа. Так что даже уставали келейники, которые приходили и сообщали, что «пришли такие-то, такие-то, такие-то, просят о таких-то проблемах». И старец ежедневно общался с народом, разбирая его нужды, исповедуя, благословляя на жизненном их пути.
И этот разговор с народом прерывался часто перепиской – старец от тридцати до сорока писем ежедневно получал и давал ответы на письма.
Один из его жизнеописателей говорит, что в его келье, можно сказать, перебывала вся православная Русь. И этот человек, почти ежедневно умирающий, еле дышащий и на одре лежащий старец принимал народ. Но он был крепок и жив духом.
И о нем один из его жизнеописателей сказал такие слова: «Этот человек сделал для православной России больше, чем все ее бытоулучшители», то есть те, кто хотел только накормить, напоить, провести какие-то социальные преобразования. Старец Амвросий знал, что, если не укрепить дух и душу человека, дай ему хоть горы денег, у него не будет ни радости, ни счастья до тех пор, пока человек не обретет правую, здравую и истинную веру. Потому что, если человек потеряет деньги, – это не беда. Если человек потеряет здоровье, – это полбеды. Если человек потеряет веру, – это настоящая беда. И, наоборот, если человек имеет истинную веру, как крепкий фундамент своей жизни, то, если даже он не имеет здоровья столько, сколько бы он хотел, и денег столько, сколько бы он хотел, он уже в своей жизни имеет все, потому что он имеет в душе Бога. Нам надо поступать так, как поступали древние святые отцы, у которых на веслах, когда они гребли, были такие слова: «Трудись и молись». Поэтому и в нашей жизни труд и молитва должны сопровождать и должны взаимно помогать друг другу.
Келейники приходили и докладывали старцу: «Батюшка, пришел народ». И он спрашивал: «Какой?» Отвечали: «Белевские, тульские, рязанские, костромские и прочие народы». Вот так сотни людей ежедневно ехали к старцу за советом.
Старец Амвросий обладал и даром видения, даром прозорливости. Однажды одна студентка приезжает в Оптину Пустынь и говорит: «Да мне кажется, что все его служение – это одно сплошное лицемерие». Старец Амвросий вышел в приемную, увидел эту девушку и мысленно прочитал ее сокровенные тайные мысли. Он подходит к ней, смотрит ей в глаза и говорит: «А-а, а это, по-моему, Вера, которая пришла посмотреть на лицемера». Девушка была потрясена, он назвал ее имя, он назвал ее сокровенные мысли.
Однажды к старцу Амвросию приходит один юноша и говорит: «Отче, у меня болит рука, и я уже обращался ко многим врачам, и ничего мне не помогает. Что мне делать?» И тогда старец Амвросий, прозревая его душу, его сокровенный грех, говорит: «А как же ей не болеть? Ты-то этой рукой тогда-то ударил мать свою. Как же не болеть такой руке?»
Юноша вспомнил об этом ужасном случае, покаялся перед старцем, и рука почти мгновенно прошла. Вот что значит – чтить своих родителей. Или, наоборот, не чтить своих родителей, за что, конечно же, наказание Божие неминуемо. А за почитание родителей, за помощь им благословение Божие пребывает всегда с таким человеком.
Известно, что старец Амвросий оказал духовное влияние на Федора Михайловича Достоевского, и беседы и общение со старцем послужили этому великому писателю вдохновением для написания романа «Братья Карамазовы», в котором старец Зосима, скорее всего, является портретом преподобного старца Амвросия Оптинского.
И Лев Толстой встречался с преподобным Амвросием Оптинским, и в дневниках Льва Николаевича есть такие записи, что «поговоришь с таким человеком и чувствуешь близость Бога». Вот такую оценку дал Толстой преподобному Амвросию Оптинскому.
Старец Амвросий помогал людям своим советом, духовным наставлением, своей молитвой, поддержкой. Порой это было даже на расстоянии. Это было не только в те времена, когда жил преподобный Амвросий. Оптина Пустынь открылась в 1988 году после времен небытия, после времен разорения. И первые оптинские насельники столкнулись с реальной духовной помощью преподобного старца Амвросия.
Завет, девиз, наставление преподобного Амвросия, старца Оптинского. Он говорит всем нам:
«Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце – высоко, а голову – низко».
Пусть молитвы, наставления и советы оптинского старца Амвросия помогают всем нам на нашем нелегком жизненном пути.
Добавлено: Великий старец Амвросий Оптинский | |
|
Всего комментариев: 0 | |