"Всех нас ведет Вера Православная. И как благодарность за наши малые труды – Божественная литургия в с. Великорецком на берегу реки Великой и святое причастие.
Когда сегодня вспоминаю длинную, растянувшуюся по холмам на несколько километров цепочку людей, мне почему-то кажется, что это вся Россия вышла в один огромный Крестный ход и идет с молитвой к своему прекрасному благословенному будущему…"
Мне всегда казалось, что я знаю, что такое Крестный ход. И когда несколько лет тому назад мой хороший знакомый Владимир пригласил меня приехать на его родину в г. Вятку, чтобы поучаствовать в Великорецком крестном ходе, признаюсь откровенно, я отнесся к этому скептически. Зачем ехать на край земли, ведь Крестные ходы проходят и у нас, в Москве.
Так случилось, что в начале июня этого года поехать на Великорецкий крестный ход мне все же пришлось, притом даже не совсем по своей воле…
Не буду сейчас вдаваться в те печальные события, которые привели меня к этому внезапному решению…
Мой двенадцатилетний сын поддержал меня, и вот мы уже идем в составе участников Крестного хода по улицам Вятки. Впереди в окружении икон и хоругвий несут список чудотворного образа Николы Великорецкого… Движение транспорта на всей протяженности Крестного хода, а это более 100 километров перекрыто. Всматриваюсь в лица людей, которые стоят вдоль улиц.
Самая разная гамма чувств. От изумления – до окаменевшего, застывшего нечувствия, реже улыбающиеся, приветливые взгляды…
Из местного пивного бара вышли на обочину Красиво одетые официантки. С любопытством наблюдают людской поток, растянувшийся чуть ли не на километр. Потом узнаю, что в Крестном ходе приняло участие около семи тысяч человек! Вспомнил почему-то документальный фильм, снятый на телевидении о Великорецком ходе. Свое непонимание и отсутствие духовных ориентиров журналисты попытались выразить в ироничном, иногда даже карикатурном показе недоступного для них действа.
И действительно, зачем более шестисот лет тысячи верующих идут за сотню с лишним километров по грязи и бездорожью, мокнут под дождем и изнывают от жары?.. Ведь можно куда меньшими усилиями отстоять Литургию в храме и почтить память Святителя Николая…
Идти мне было трудно, каждый шаг правой ноги отдавал резкой болью в пятке. Помогала молитва. Когда читали Акафист Святителю Николаю, откуда-то появились новые силы. Так от привала к привалу незаметно пролетели три дня Крестного хода.
Среди нас шли к реке Великой самые разные люди. Глубоко верующие, воцерковленные люди, которые, попав однажды в Крестный ход, мечтают уже о следующем духовном единении, когда трудности похода покрываются особой благодатью совместной молитвы.
На инвалидной коляске друзья везут больного парня в надежде исцеления по молитвам Святителя Николая. Идут маленькие дети, которым хватает энергии не только шагать по маршруту, но и успевать обежать окрестные леса и поляны.
Кто-то тихо читает молитвы, кто-то беседует с попутчиками или друзьями на самую, может быть, важную для себя тему: кто я, с кем, зачем живу на этом свете? Духовное осмысление многих вопросов в Крестном ходе проходит быстрее и ярче. Уходят куда-то прочь, исчезают насовсем былые сомнения и страхи. С каждым шагом, с каждым преодоленном холмом или болотом появляется глубокая уверенность, что все это во имя Господа, во имя Святителя Николая. Пожилые женщины, которым по виду и за кефиром в соседний магазин трудно сходить, идут на равных с молодежью.
Всех нас ведет Вера Православная. И как благодарность за наши малые труды – Божественная литургия в с. Великорецком на берегу реки Великой и святое причастие.
Когда сегодня вспоминаю длинную, растянувшуюся по холмам на несколько километров цепочку людей, мне почему-то кажется, что это вся Россия вышла в один огромный Крестный ход и идет с молитвой к своему прекрасному благословенному будущему…
Андрей Печерский,
Вятка – Великорецкое – Москва