Памяти выдающегося русского режиссёра-документалиста Виктора Егоровича Рыжко
Молитвенник и защитник
Виктора Рыжко я знал еще с 90-х годов, когда создавалась одна из первых православных общественных организаций — «Троицкий православный собор».
Газета «Русь Державная» делала тогда еще только первые шаги и, конечно, нуждалась в поддержке единомышленников. И Виктор, вне всякого сомнения, был одним из них. Его фильм о разрушении Храма Христа Спасителя был созвучен выстраивающейся идеологии нашей газеты. Тем более, что прообразом ее был специальный выпуск газеты «Правда» — «Храм Христа Спасителя», который я с моим коллегой Владимиром Потаповым подготовил в 1992 году.
Девяностые годы для многих из нас были временем надежд и созидания. Пробуждение в нашем народе православного самосознания наполняло дела каждого из нас смыслом и энергией.
И каждый трудился на своем месте. Я выпускал «Русь Державную», Виктор Рыжко создавал православные фильмы. И он шел прямым, тернистым путем, подчас не обращая внимания на то, можно или нельзя трогать самые трудные темы.
И его фильмы потрясали своей искренностью, открывали затронутые темы с неожиданных, порой запрещенных широким общественным мнением сторон. Чего стоит только его фильм о Григории Распутине, в котором Виктор обсуждает его личность с известным старцем Николаем Гурьяновым.
Нашей памятной встречей с Виктором стал крестный ход из Казанского храма в Коломенском от иконы Божией Матери «Державная» на псковскую станцию Дно, на девяностолетие явления чудотворной иконы, в день лишения нашего Государя Николая II престола. Когда мы приехали на станцию Дно, Виктор внезапно сказал мне: «Мы могли бы установить на месте стоянки царского поезда поклонный крест. Его могут привезти за несколько часов!» Сначала я возразил: «Это же потребует согласований с местной администрацией и церковным священноначалием». Но уже через несколько минут я сказал ему: «Давай попробуем». И действительно, пока шел молебен в храме, крест привезли. Его несли дети и многие вокруг недоумевали: тяжелый четырехметровый крест они несли, как будто он ничего не весил.
Во время установки креста произошло реальное чудо — две иконы Божией Матери «Державной» обильно замироточили, а на иконе Государя из глаз струей полились слезы. Этому чуду были свидетелями сотни людей. А одну из мироточащих икон я вручил Святейшему Патриарху Алексию на Божественной литургии в Коломенском. Икона Божией Матери «Державная» вся была покрыта капельками миро. И это чудо произошло благодаря молитвам и стараниям Виктора Рыжко.
С тех пор мы с ним виделись только накоротке в подмосковном храме Святых Царственных страстотерпцев в селе Аляухово. Когда у «Руси Державной» открылся ютуб-канал, я думал пригласить Виктора на беседу, но сделать этого я уже не смог. Неожиданно пришла горькая весть: Виктор скончался. Его отпевали в том самом храме Царственных страстотерпцев, и на девятый день я поехал туда помянуть Виктора. Шла Божественная литургия, и мне вдруг отчетливо показалось, что наши святые Царственные мученики молятся вместе с нами. А вечером его друг прислал мне видео с похорон Виктора. Над могилкой широкой яркой полосой стояла радуга.
Это редчайшее знамение красноречиво свидетельствовало: у нас в Царстве Божием появился еще один молитвенник и защитник.
Андрей Печерский
Неправда поможет найти правду.
Старец Николай Гурьянов
Всё творчество этого воистину необыкновенного человека и сама жизнь его — словно знамя, на котором начертаны эти слова старца. Каждый фильм его — подвиг стояния за эту правду…
Вот уже двадцать два года как прославлены Царственные мученики, а их до сих пор ненавидят и… боятся. А ведь Виктор Егорович был верным слугою Государя, или, как сказал бы блаженный Николай Александрович Мотовилов, служкой, ставшим открытым борцом за Самодержавие, за Матерь Церковь, за Родину нашу. И борьба эта всегда, до последнего часа, была не на жизнь, а на смерть. Ибо даже сегодня, во время Великой Отечественной войны 2022 года, храм на месте зверского убиения Царственных Мучеников стоит на улице Карла Либкнехта. А неподалёку процветает Ельцин-центр. А ещё рядом — лицей, где проходят детские ЛГБТ-балы, и всё это в Екатеринбурге, который окружён Свердловской областью... А в городе Вятка — улица Урицкого, а неподалёку, в селе Кай, — музей и памятник Дзержинского, и даже вертолётная площадка для высоких чинов, приезжающих отметить дни памяти одного из прямых убийц Романовых. В этом Кае был прежде этнографический музей, но теперь это музей Феликса Эдмундовича. Это наше с вами зазеркалье. Это та кислотная среда, в которой Рыжко жил и творил вопреки всему. «Пятая колонна» хотела бы не просто ему мешать, а стереть его ластиком, чтобы следа не осталось. Но нет, невозможно — его эпические полотна уже видели сотни тысяч людей и забыть не смогут. И будут они «проступать» перед глазами, как проступал Лик Государя на стене Боголюбского монастыря.
Виктор Егорович Рыжко — это Воин с трогательной, стеснительной, евангельски детской душой, что отражено даже в его почерке… Не биография, а Путь его начался с того дня, как он пришёл на развалины стёртого Ельциным Ипатьевского Дома, с того, что увидел своими глазами, собирал своими руками и вместил в своё огромное сердце. Это от него, от Виктора Егоровича, ещё до выхода замечательной книги А. В. Дьяковой «Не прикасайтесь Помазанным Моим» я впервые услышала о постоянно проступающих там каплях крови, о двадцати трёх ступенях, ведущих в подвал, по числу лет Царствования Николая Александровича…
Мы оба были с ним не окопными, а амбразурными бойцами, поэтому уже в первой части моего Цикла «Возвращение на Родину» потрясённые зрители увидели великий фильм Рыжко «Русская Голгофа». И все 20 лет жизни Цикла он оставался неизменным героем его Царских и исторических вечеров. Выступления Виктора Егоровича всегда были событием, как и фильмы, которые я показывала в киноэпиграфах к этим вечерам: «Возвращение пророка» — на вечере, посвящённом Фёдору Михайловичу Достоевскому; «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» — об оклеветанном Молитвеннике и Друге Царственных Мучеников, Григории Ефимовиче Распутине, и уже упомянутый фильм «Русская Голгофа».
В 90-е годы он был единственным человеком, который, увидев позорную и лживую ленту «Маленькая Вера», вышел из состава Союза кинематографистов. «Куда и зачем ты идёшь?» — спрашивали его лилипуты, сжигавшие свои партийные билеты, но у Рыжко снова хватило и мужества, и воли, и сил, по молитвам к Царственным Мученикам, создать свою студию и назвать её «Троица». И это был ещё один его подвиг во славу Русской Культуры и Матери Церкви. Ибо один за другим, по милости Божией, стали рождаться такие фильмы, как «Зову живых», «Долина грёз», «Ангел над городом», «Возвращение пророка», «Кремль — икона Державы Небесной», «Русская Голгофа», «Святые Пётр и Феврония», «Чти отца своего», «Побеждайте зло добром», «Романовы: Великая Княгиня Елисавета Феодоровна», «Храм Христа Спасителя», «Небесный Ангел», «Слово Истины» (светлой памяти старца Николая Гурьянова), «Россия верных», «Оружие невидимой брани», «Живый в помощи» и «Из рода в род» (уникальный опыт увековечения подвига, запечатлённого в книгах Виктора Николаевича Николаева и воплощённого благодаря великому русскому воину, народному артисту России Владимиру Петровичу Заманскому), «Царь грядет» — о таинстве Венчания Царственных особ грузинского Престола, совершённого Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II в Тбилиси в 2009 году в храме Святой Живоначальной Троицы. Патриарх Илия так глубоко проникся личностью и творчеством Виктора Егоровича, так молится о нём, что 40-й день промыслительно выпал на память святых грузинских мучеников — Царей Арчила Иверского и Луарсаба Карталинского!..
«Спасай взятых на смерть» — ещё один фильм-подвиг Виктора Егоровича Рыжко. На сей раз — о преступлении, совершаемом матерью, убивающей своё чадо во чреве, и врачами, получающими зарплату за убийства в государственных больницах. Сатанист Хрущёв легализовал аборты. И этот фильм — крик о помощи, который забыть невозможно. Вопль о спасении Русского народа! Но и этого было мало: в 2016 году талантом, жертвенными трудами и воистину чудом Божиим Виктор Егорович издал грандиозный календарь «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Ничего подобного до него не было и, в условиях узурпации русской истории и русской культуры «пятой колонной», вряд ли предвидится в обозримом будущем.
И снова подвиг амбразурного бойца: Рыжко становится одним из первых, кто открыто выступил против показа кощунственного фильма режиссёра А. Учителя «Матильда». Все, кто хоть сколько-нибудь интересуются отечественной историей, знают, что М. Кшесинской не было на Коронации. Её допустили только до Кремлёвской набережной! Однако в этой «утке» она — среди Царственных особ в Успенском соборе Кремля!.. Русские люди, ничего не забыли, и выступления и интервью Виктора Егоровича были в эпицентре этого противостояния. Приведу лишь несколько строк из одного из его интервью: «Такие «учители» декаданса в искусстве — как раковая опухоль. Где они приложили усилия — там вырождение, разложение, смерть всего живого. Навязывание лжи и мерзости в прельстительной упаковке существует столетиями. Такие мёртвые духом люди действовали в качестве рассадников заразы, распространителей своего смертельного яда всегда и везде, во всех странах. И цель их всегда одна: ошельмовать, унизить высокое в сознании одураченных людей…».
Как человек высокого духа и огромного опыта, Виктор Егорович понимал всю глубину падения и масштаб последствий, и потому его ответом этой пошлой и преступной лжи стала ещё одна сага о Святых Царственных Мучениках — двадцатисерийный фильм «Тайну Цареву храни». В день Державной иконы Божией Матери в исконно Русском городе Орле состоялся премьерный показ первых трёх серий этого уникального фильма. Потрясённые зрители увидели правду о событиях, предшествовавших Русской трагедии XX века, — из серий «Венчание на Царство», «Цусимская Голгофа», «Святая Русь». Николай Васильевич Гоголь называл подобное «слышанием вперёд».
Родившийся 15 ноября 1955 года, Виктор Егорович Рыжко прожил неполных 67 лет! Для такого воина, как Рыжко, это самый расцвет, самая зрелость, самая мощь! И в эту Войну 2022 года он ушёл от нас во время боя, то есть во время съёмок очередной серии своего последнего фильма.
На рабочем столе его всегда были книги двух сербских златоустов — святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича). Фильм о Достоевском «Возвращение пророка» мистически связан с преподобным Иустином, защитившим богословскую диссертацию, посвящённую великому русскому пророку Фёдору Михайловичу Достоевскому.
В дневниках Рыжко мы находим цитаты и изречения любимых им людей:
«Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке», — святой благоверный князь Александр Невский.
Георгий Константинович Жуков — Константину Константиновичу Рокоссовскому: «Мы их освободили, и они нам этого никогда не простят».
«Ты настолько русский, насколько ты православный, и настолько православный, насколько ты монархист», — Ф. М. Достоевский.
«Верная служба Родине ценнее в дни её падения, чем в дни её величия», — Царь-мученик Николай II.
«Самый опасный враг — это не колонизатор и оккупант, а слабоумный соотечественник, прикормленный оккупантом», — Махатма Ганди.
«Мечты должны быть либо безумными, либо нереальными, иначе это просто планы на завтра».
Вот и я, подобно герою «Белых ночей» Достоевского, стану мечтать о том времени, когда фильмы Виктора Егоровича Рыжко и его великую судьбу будут изучать в школьных программах наряду с лучшими фильмами Артавазда Пелешяна, Романа Кармена, Бориса Карпова и многих других классиков великого русского-советского кинематографа. А ещё я верю, верю, Господи, что по святым молитвам к Царственным мученикам верный соратник, светлая другиня, супруга благоверная — Елена Рыжко завершит его великий труд, и мы увидим вершину-венец пути Виктора Егоровича Рыжко — фильм «Тайну Цареву храни»! Я верю, верую в это так же, как верую в нашу Святую Победу!
Лина Мкртчян, русская певица.