Задуман проект "Ближневосточная командировка" его автором - известным русским философом и политологом Эдуардом Федоровичем Володиным. Его идея обращена к наиболее актуальным темам взаимоотношений Запада и Востока, поиска путей взаимодействия между Восточно-православной и исламской цивилизацией в интересах будущего стран, исторически противостоящих планам неоглобализма и так называемого "нового мирового порядка".
Книга "К благодатному огню" - пятая и выходит, к прискорбию авторов, без участия в ней самого профессора Володина, скоропостижно скончавшегося в декабре 2001 года. Несмотря на это печальное обстоятельство, можно смело сказать, что наиболее важной и необходимой с точки зрения Э.Ф. Володина была и остается тематика именно этой книги. Именно в ней рассматриваются проблемы православного культурного опыта и политического противостояния христианства и Ислама экстремизму государства Израиль, захватившего обширные территории в области исторической Палестины, которые традиционно, и не только в России, принято называть Святой Землей.
Обращение к истории этого интереснейшего в духовном и всесозидательном смысле объекта мировой культуры, знакомство с условиями его нынешнего положения в обстановке израильской оккупации, познание природы чудес и трагедий, здесь происходящих, стало изначальной задачей сборника.
Решение же о его создании пришло неожиданно. В канун Пасхи Христовой деятельный участник проекта и руководитель "Русской инженерной компании" Сергей Исаков предложил отправиться в Иерусалим в составе группы поломников и написать серию очерков о праздновании православной пасхи в Иерусалиме и рассказать русскому читателю об одном из наиболее значительных событий Светлой Седмицы - схождении Благодатного Огня на гроб Господень.
Однако популярный и просветительский контекст такой книги был явно недостаточен, ибо судьба христианских памятников в Святой Земле прямо связана с судьбой исламской цивилизации, в значительной степени способствовавшей сохранению их в Палестине. Русское православное духовенство, наиболее заметные паломники XIX и XX веков не раз отмечали веротерпимость коренного, как православного, так и исламского, арабского населения Святой Земли и считали, что именно арабы, а не христофагически настроенные ортодоксальные евреи сохраняют и поддерживают присутствие христианской традиции в Иерусалиме и на берегах Иордана.
О достоинствах и недостатках книги судить читателю. Хотелось бы только отметить, что, кроме собственно исторических материалов и писательских очерков, в нее вошли как приложение необходимые материалы, красноречиво говорящие об остроте и накале геополитического противостояния в Палестине. На наш взгляд, судьба Святой Земли в эпоху эсхатологических предчувствий, переполняющих современный христианский мир, связана с агрессивной нацистской и провокационно-экспансионистской политикой государства Израиль. Обойти этот вопрос молчанием было бы большой ошибкой. Наша позиция и наш взгляд определились на месте, и мы полностью отвечаем за достоверность и подлинность описанных событий и явлений.
Просим отнестись к нашим трудам сочувственно и снисходительно. Рассказать о Святой Земле во всем колоссальном объеме ее чудес и откровений - задача человеку непосильная. При скоротечности нашего путешествия мы можем поделиться лишь основными и самыми яркими впечатлениями и на большее не претендуем…
С.А. Лыкошин