Чуть более года назад Миссионерское братство во имя преподобного Германа Аляскинского поставило перед собой цель – по возможности каждое воскресенье нести Слово Божие незнакомым людям на улице. В современной православной действительности – это называется «уличная миссия», с точки зрения Нового Завета – проповедь тем, кому по каким-то причинам непонятно или не ведомо Святое Благовестие.
Заговорить с незнакомым человеком о самом сокровенном – это личный подвиг, пойти на который может только тот, кто искренне уверовал в Истину и старается жить по Ее святой воле. А если ты не уверен в своем спасении или живешь не так как благовествуешь, то найдутся тысячи слов и отговорок, как бы от этого богоугодного дела поскорее увильнуть. И слушать не желают такие христиане, что Бог уготовил любящим Его дело благовестия: «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Понять то, о чем говорит апостол Иаков, может только возжелавший спасти свою душу от смерти больше всего на свете.
Воскресенье – благодатный день для уличной проповеди. Беседу с прохожим можно начать со слов: «С праздником!». «А какой сегодня праздник?» – спросит неискушенный собеседник и, сам того не подозревая, создаст миссионеру плодотворную почву для рассказа о Евангелии. «Начиная разговор, мы обычно говорим, что мы из Русской Православной Церкви, спрашиваем: желает ли человек поговорить о Боге, – рассказывает руководитель Миссионерского братства во имя преподобного Германа Аляскинского Дмитрий Захаркин. – Если наш оппонент согласен, то наводящими вопросами, определяем уровень его воцерковленности. Самое большое и ответственное дело впереди – возвестить Благую Весть, пытаясь преодолеть стереотипы собеседника. Здесь важно понимать, на что необходимо сделать упор: если человек не верит в Бога – привести доказательства, если считает Библию небогодухновенной книгой – объяснить признаки Слова Божия, если его смущают церковная дисциплина или какие-то правила – дать четкий и обоснованный ответ на основании Священного Писания. Вариантов может быть много, и к наиболее популярным миссионер должен быть готов. Таким образом, мы всегда отталкиваемся от запроса нашего собеседника. Наше дело – засвидетельствовать Истину, все остальное сделает Господь, если Ему будет угодно».
Члены Миссионерского братства выходят на уличную проповедь по двое, как и учил апостолов Христос (Мк. 6:7). Перед проповедью – обязательная молитва миссионера «Господи, Господи! Положивый душу Свою…». Пока один разговаривает с собеседником, другой про себя повторяет Иисусову молитву. Молитва сопровождает миссионера всегда – до, во время и после проповеди. Это – залог духовных сил и щит против козней дьявола. Если миссионер не молится (не только во время миссии, но и в целом, в своей жизни), Господь перестает действовать через него, и он бывает поруган бесами. «К сожалению, мне в своей практике приходилось видеть горе-миссионеров, которые не стараются вести духовную жизнь и пребывают в различных заблуждениях, – продолжает Дмитрий Захаркин. – Над такими дьявол издевается особенно изощренно, ведь любой миссионер – личный враг люцефера. Бывает, что человек начинается панически бояться проповедовать, не может ничего произнести, находит всяческие отговорки не выходить на миссию, ведет себя неадекватно перед или во время проповеди. Многие думают, что уличная миссия – это дело не особо важное и серьезное, здесь можно себя повести и так и эдак, можно пойти или не пойти и так далее… Как же сильно заблуждаются эти люди, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29)».
В свое время известный проповедник, убиенный священник Даниил Сысоев, сказал, что любой миссионер не достоин быть миссионером, каким бы успешным не было его слово. «Не достоин, но иду, потому что Господь призвал меня», – говорил батюшка, как бы оппонируя противникам миссионерского служения. Члены Миссионерского братства, будучи людьми грешными, откликаются на призыв Христа и Церкви, прекрасно понимая свое недостоинство служить делу Благовестия. «Думаю, что если человек каким-то образом попал в миссионерский кружок, общество, братство – это явный призыв Бога следовать великому делу православной миссии, – предполагает Дмитрий Захаркин. – Важно этот призыв услышать и последовать за Христом, какие бы сомнения при этом не возникали. Оставить дело проповеди, если ты на него призван самим Богом – преступно».
Сегодня мало миссионерских групп, которые регулярно выходят на уличную проповедь в Москве. На более чем двенадцатимиллионный город всего каких-то 15-20 человек. Среди них есть и священники, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. О проблемах, сопутствующих миссии, говорил еще святитель Николай Японский: «У нас недостает миссионерского сознания. А связано это во многом с душевредной мыслью, вернее – ощущением, что Православие – это нечто, существующее только для меня». Нам, православным христианам, живущим в XXI веке, остается только с сожалением согласиться с этими словами.
Надежду вселяет пока лишь робкое, но вполне оформившееся движение молодых проповедников, готовых нести Слово Божие вопреки всем трудностям. Крепнут миссионерские общины, укрепляется сотрудничество между миссионерскими центрами, в том числе и на ниве практической проповеди. Это прекрасно понимают и в Миссионерском братстве, которое все чаще и чаще заявляет о себе организацией различных миссионерских инициатив и мероприятий, влияющих на понимание целей и задач современной миссии.
Наступает время миссии. С чего же начать? Выйти навстречу ищущему Истину. Вслушаемся в слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Нужно выйти за ограду храма и самому идти… Куда идти? На улицу. Скажу сейчас вещь, которая многих поколеблет – на завод, в колхоз, на вокзал, в электричку, на перекрестки дорог... Идти так, как апостолы шли. Потому что миссия - это есть проповедь, связанная с движением навстречу».
Московское подворье
Валаамского монастыря
Валаамского монастыря