Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.
К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.
Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.
Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.
Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.
Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.
Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви.
Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осенённого и благословлённого древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.
И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.
Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.
Неожиданно даже последовательные и непримиримые критики Церкви выразили искреннее удивление происходящим. Позволю себе краткую, но красноречивую цитату из репортажа корреспондента московской радиостанции, известной своей жёсткой критической позицией по отношению к Церкви:
«Находясь в городе Сендае, рядом со взорвавшейся Фукусимой, я получал меньше тревожных звонков от родных и близких, чем когда провёл 14 часов, стоя в очереди к Храму Христа Спасителя… Лучше этой очереди я в своей жизни не встречал. Люди разные, но большинство – молодые женщины лет 25 и немного больше. Много мужчин с фотографиями любимых женщин… Очень много молодёжи, которой это важно и интересно. Это очень дружелюбные, приветливые, интересные, приятные в большинстве своём люди… 20 лет назад мы по 5-6 часов стояли в «Макдоналдс» за гамбургерами, а теперь стоим в храм… Это совсем другая очередь. Я не очень дружу с Господом, - продолжает молодой репортер, - я некрещёный. Оказавшись в храме, я испытал не религиозный восторг и не религиозное счастье, а мне было искренне радостно за тех людей, которым было радостно. Потому что такой честной радости в глазах верующих людей я ещё не видел».
Это свидетельство, тем более ценное, что оно поступило из круга, надеюсь, уже бывших недоброжелателей нашей Церкви.
Итак, эти параллельные России, Россия либерального фундаментализма и Россия исторической православной традиции, неожиданно для себя встретились в Храме Христа Спасителя у ковчега с афонской святыней, благословляющей на новую, выстраданную и зрелую, соборность. Дай Бог, чтобы, пройдя через храм, эти две России вышли обратно в мир вместе.
Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя.
Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.
Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений?
Во времена испытаний и повреждённых межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра.
Из доклада Святейшего Патриарха
Кирилла на Епархиальном собрании
г. Москвы