Добавлено:

Воин Христов

Шестьдесят пять лет для большинства людей – это почти весь их жизненный срок. А некоторые и его не всегда проживают. Именно столько лет протопресвитер Матфей Стаднюк прослужил и сейчас продолжает служить нашей Матери Церкви в священническом сане.

В общей сложности на службе в Церкви отец Матфей уже более 70 лет. Двенадцатилетним подростком он начинает алтарничать в храме своего родного села Залесцы Тернопольской области, что в восьми километрах от знаменитой Почаевской Успенской лавры. Мама будущего пастыря Анна Демьяновна постоянно водила мальчика на богослужение в обитель, славную своими духоносными подвижниками и великими святынями. Благодатная молитвенная атмосфера Почаевской Лавры взрастила не одного пастыря Церкви Христовой. Так, более ста пятидесяти односельчан о. Матфея стали священнослужителями. Стали священниками и два его брата – Игнатий и Алексий, третий, Илья, погиб на фронте.

«Несмотря на трудные богоборческие времена, отношение народа к Церкви у нас было замечательное, – вспоминает отец Матфей. – Волнения, которые были вне Церкви, не оказывали на нас никакого влияния. Сказывалась близость Почаевской Лавры, от которой народ питался духовно. Хотя на Лавру были большие гонения в разные годы…»
В шестнадцать лет Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской Лавре. «Это было трудное время, которое закалило нас, возрастала в душах наших любовь к Церкви Христовой. Я всегда с любовью вспоминаю те далекие годы», – говорит отец Матфей.

«Украина находилась под немецкой оккупацией, и положение верующих было очень непростым. Демонстрируя внешнюю лояльность к Православной Церкви, немцы на деле, не стесняясь в средствах, активно вмешивались в ее дела. Они убили митрополита Алексия (Громадского), который являлся сторонником сохранения канонического единства Православной Церкви на Украине с Московским Патриархатом.

Мы, учащиеся пастырских курсов, жили в голоде и холоде, ютились в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, но учились с большим энтузиазмом и усердием».

Подошла к концу учеба в Почаевской Лавре, приближалась к концу и война. Немцы хотели забрать в Германию выпускников пастырских курсов, но, к счастью, всем удалось вовремя скрыться. Матфей Стаднюк становится псаломщиком. А в 1945 году он был рукоположен в диаконы епископом Кременецким Иовом (Кресовичем). Ему было тогда всего девятнадцать лет. А через год становится иереем и начинает служить в Черновицкой епархии в сельском храме Рождества Пресвятой Богородицы, где была большая нужда в священстве.

К месту своего служения шел он от железной дороги пешком около шестидесяти километров. Шел целый день, пришлось даже ночевать в пути. «Я был молод, и расстояния меня не пугали, казалось, что это не очень далеко, – вспоминает батюшка. – Помимо моего прихода нужно было служить в храмах еще четырех сел, где не было священников. Помню, что эти села были расположены в очень красивых, живописных местах Карпат. Поскольку я был один, то приходилось служить буквально день и ночь. Бывало, уйдешь в храм ранним утром, а придешь часа в четыре дня. На Пасху каждое село я посещал по очереди: в одном храме отслужишь заутреню, в другом – литургию, а в третьем можно только повторить Светлую заутреню и освятить куличи и пасхи. Транспорта никакого не было, добирался кое-как, на лошадках. Первые годы священнического служения, конечно, были трудными, но для меня воспоминания о них очень радостные, потому что я с любовью и радостью совершал свое служение. Прихожане меня любили, и с ними у меня были очень хорошие отношения. До сих пор в моей памяти картина: люди у храма терпеливо ждут, расстелили на траве вышитые полотенца, выложили на них куличи, пасхи, яйца. Это были незабываемые годы – годы радости, что ты служишь Господу и людям…»

Через несколько лет о. Матфей подает прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. Правда, приняли его не сразу, но зато в третий класс.

Среди семинарских соучеников и преподавателей отца Матфея были люди, чьи имена по достоинству могут быть вписаны в историю нашей Церкви: будущие профессора К.Е.Скурат, К.М.Комаров, протоиерей Алексий Остапов. «Курс наш был замечательный, – вспоминает батюшка. – Мы помним друг друга, до сих пор встречаемся – правда, теперь это удается редко. С особой любовью и уважением воспитанники Духовных школ относились к Святейшему Патриарху Алексию I. Уже во время учебы в академии отец Матфей Стаднюк был хорошо знаком со Святейшим Патриархом. По первосвятительскому благословению молодой священник, окончив учебу, был направлен в московский храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Лефортове, где ему впоследствии довелось прослужить четверть века.
Более 30 лет отец Матфей является настоятелем кафедрального Богоявленского храма Москвы, в котором находятся многие святыни первопрестольной и где часто служит Святейший Патриарх Кирилл. Любил служить здесь и нашел место упокоения Святейший Патриарх Алексий II.

Отец Матфей вспоминает:
«Как-то раз перед праздником было издано распоряжение властей о том, что куличи и пасхи нельзя освящать на улице, в церковной ограде, а можно только в самом храме. Я никогда раньше такого не видел, чтобы в храме стоял народ с куличами. Священнику предписывалось окроплять их, находясь на солее. Нельзя было даже поставить для этого отдельного столика. В результате начался беспорядок, куличи у многих начали падать на пол. Сейчас горько об этом вспоминать. Народ сильно негодовал на эти нововведения, и на следующий год власти опять разрешили освящать куличи на улице.
Вокруг нашего храма расположены высотные дома, и на крышах этих домов поставили фотокамеры, чтобы фиксировать на пленку всех, кто приходит освящать куличи. В Великую Субботу в храм приехал уполномоченный Совета по делам религий. Он в этот день, видимо, ездил по многим храмам и смотрел, как все происходит. У нас все было в порядке, никаких нарушений, народ не волновался и не замечал этих фотокамер. Я тогда попросил уполномоченного, чтобы он разрешил служить на Пасху вместе со мной одному из наших старых священников – протоиерею Вонифатию Соколову, которого очень почитали православные москвичи как подвижника высокой духовной жизни.

Уполномоченный позволил. В то время считалось, что он сделал нам большое одолжение. Надо отдать должное нашим прихожанам – народ понимал и положение Церкви, и положение духовенства и всегда шел нам навстречу. Даже служа за границей, я в большие праздники часто приезжал к себе в храм. Богослужение, общение с паствой давали мне силы и мужество нести свое служение».

Отец Матфей прошел трудный, насыщенный событиями жизненный путь. Был настоятелем в русском храме Александра Невского в Александрии, секретарем Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана. В 1973 г. он был назначен секретарем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена. После кончины Святейшего Патриарха Пимена протопресвитер Матфей Стаднюк продолжал нести послушание секретаря при Святейшем Патриархе Алексии II. О своей работе рядом с Предстоятелем Русской Православной Церкви отец Матфей вспоминает с особой сердечной теплотой: «Находиться рядом с Его Святейшеством – это была, конечно, большая ответственность, но и большая радость…»

Протопресвитер Матфей Стаднюк не раз был удостоен наград Русской Православной Церкви, а также братских поместных православных церквей. Ему довелось стать непосредственным свидетелем многих памятных и значимых для истории нашей Церкви событий.

В своем поздравлении в связи с 65-летием служения о. Матфея в священном сане Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Вы всегда являли пример крепкой веры, верности Церкви и своему призванию».
Каждый год приезжает отец Матфей в родное село. В прошлом году освятили там новый кирпичный храм взамен старого деревянного. На это торжество съехалось множество народа со всей Украины и России. Более пятидесяти священников участвовали в праздничном богослужении.

Мы беседовали с отцом Матфеем накануне Лазаревой субботы, за неделю до Пасхи Христовой. Уже прощаясь, он высказал несколько добрых пожеланий читателям нашей газеты:

«Я всегда нахожу утешение в сознании того, что люди с удовольствием читают «Русь Державную», из которой они узнают о самых важных понятиях нашей православной веры, в которой постоянно говорится о нашем русском народе. Дай Боже, чтобы все больше читателей проникались через «Русь Державную» любовью к Родине, любовью к Святой нашей Церкви Православной, потому что без веры в Бога, без правды, без сознания, что мы являемся русскими людьми, нельзя жить на Земле. Многие люди сегодня гордятся этим.
Православная вера помогает нам жить в эти трудные годы. Я бы не называл их очень трудными, потому что мы жили в годы куда более трудные, но никогда на трудности не жаловались. Надо жить с Богом и трудиться. Помню, Патриарх Алексий I говорил нам, семинаристам: «Вы ждете от Церкви каких-то материальных благ? А спроси каждый с себя, что бы сам дал Церкви?»

Дай Боже, чтобы люди не просто читали «Русь Державную», но и утверждали делами свою веру. Чтобы наш русский народ относился с глубокой верой к Церкви Христовой, любил нашего Патриарха, любил архиереев и духовенство нашей Матери Церкви…»

На прощание батюшка подарил мне икону Воскресения Христова. Я спускался с верхнего этажа Богоявленского собора, где находится келья отца Матфея, и подумал, что сегодня мне несказанно повезло хотя бы на краткие минуты соприкоснуться с настоящим воином Христовым, неутомимым подвижником и защитником нашей православной веры. Храни Вас Господь, дорогой батюшка. Христос Воскресе!

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

от 26.04.2024 Раздел: Апрель 2010 Просмотров: 704
Всего комментариев: 0
avatar