Что осталось за кадром
В течение 20 лет документальный фильм «ЗА ДРУГИ СВОЯ» пользуется спросом не только среди верующего народа, но и в мiрской среде.
Так что же осталось за кадром, запечатлевшим: пикирующий бомбардировщик, рвущиеся снаряды, стон раненых, голод осаждённого города, танковые атаки, окопную оборону и т. д.?
Съ нимъ есмъ въ скорби
20 лет тому назад в фильме «ЗА ДРУГИ СВОЯ», посвящённом итогам Великой Отечественной войны, была сделана попытка увидеть духовную победу нашего народа в этой войне. «Военная победа была ещё впереди, а духовная победа уже свершилась», – так заявлено было в этом фильме. В чём же состояла эта духовная победа? Как она проявилась, как она выглядела? В фильме духовная победа была представлена через внешние её проявления: стали открываться храмы, народ просто повалил в них, духовенство облачилось в подобающие одежды, зазвонили колокола, Сталин принял иерархов, восстановлено патриаршество, открылась Троице-Сергиева лавра и так далее. Но слово «духовный» всегда обозначает явление внутреннее и мало кому видимое. В чём же состояла истинная духовная победа нашего нарда в этой войне, победа, которую мы в этом году отмечаем в шестьдесят пятый раз?
С первого мгновения войны русские люди вынуждены были зажить аскетической жизнью: война оставила им только работу, пост и молитву. Работали целыми сутками. Кроме пайки хлеба, мало чего ещё можно было поесть. А русской женщине, переставшей уповать на Бога, проводившей на фронт мужа и трёх сыновей, и начавшей получать похоронки, ничего не оставалось, как возопить: «Господи, спаси хоть Колю!» А уж на фронте такой возврат к взыванию Бога увеличивался всё более и более. За 65 лет свидетельств тому опубликовано великое множество. Обратимся к одному из них. Протоиерей Валентин Бирюков всю войну провёл в самом пекле сражений, и вот одно из его свидетельств о духовной жизни в этом пекле, которое-то и раскрывает суть духовной победы нашего народа:
– Много страшного пришлось повидать в войну – видел, как во время бомбёжки дома летели по воздуху, как пуховые подушки. А мы молодые были – нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчёта (все крещёные, у всех крестики на груди), решили: давайте, ребята, жить с Богом. Все мы договорились, чтобы во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять. Где бы мы ни были – всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» – кричали, как могли. А вокруг снаряды летят, и самолёты прямо над нами летят – истребители немецкие. Только и слышно: «Вжжж!» – не успели стрельнуть, он и пролетел. Слава Богу – Господь помиловал.
Я не боялся крестик носить, думаю: буду защищать Родину с крестиком. И даже если будут судить меня за то, что я богомолец, пусть кто мне укор сделает, что я обидел кого или кому плохо сделал...
Никто из нас никогда не лукавил. И у каждого горячая молитва и слёзы.
И Господь нас спасал в самых страшных ситуациях. Так было, когда в 1943 году нас перевели в Сестрорецк, в аккурат на Светлой седмице. Друг другу шепотом «Христос воскресе» сказали и начали копать окопы. И мне как бы голос слышится: «Спасайтесь, отбегайте в дом, сейчас сюда снаряд прилетит». Я кричу что есть силы, как сумасшедший: «Быстро бегите отсюда! Сейчас сюда снаряд прилетит...» Мы всем нарядом убежали в дом. Точно, минуты не прошло, как снаряд прилетел, и на том месте, где мы только что были, уже воронка... Мы тогда поняли, что Господь за нас заступился.
Вот как на одной страничке уместилось раскрытие главной победы в Великой Отечественной войне, победы духовной.
Война заставила многих людей заново, как 1000 лет назад, перед Крещением Руси, сделать выбор: Давайте, ребята, жить с Богом!
Война многих людей направила на исповеднический путь: Буду защищать Родину с крестиком.
Война сделала многих людей истинными православными: Никто из нас никогда не лукавил – первостепеннейшее и необходимейшее условие (Вотъ подлинно Израильтянинъ, въ которомъ нетъ лукавства. (Ин. 1.47))
И такого рода примеры были в изобилии. Другое дело, что большинство из них не стало достоянием, как теперь говорят, гласности. Но именно в возврате к взыванию Бога состояла самая главная составляющая духовной победы!
К 1940 году почти все Новомученики и Исповедники Российские, поднявшись на Небо, оставили Русскую землю в духовном сиротстве, оголили её духовное поле. «Советская власть опирается на приспособленческие элементы, страстно цепляющиеся за жизнь и готовые на всё». (Андрей Платонов. Дневник. 1932 год) И вот в это время приспособленчества милость Божiя к России проявилась началом войны. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Нужен был гром, чтобы вновь стали взывать к Богу русские люди. Война и стала этим громом, когда русский человек снова стал осенять себя крестом. Ужасы войны, смерть, подстерегающая каждого воина в каждую минуту его фронтовой жизни, сбросили с людей дурной страх приспособленца, не оставив им никакой защиты, кроме Бога.
– На фронте: ни света, ни воды, ни топлива, ни продуктов питания, ни соли, ни мыла. Правда, много было вшей и гноя, и грязи, и голода. Зато на войне самая горячая молитва – она прямо к небу летит: «Господи, спаси!». (Это тоже из о. Валентина Бирюкова).
Почему фронтовая молитва летела прямо к небу? Да потому, что фронтовая молитва была не простой молитвой, а молитвой сердечной. На Руси вновь возгорелся огонь сердечной молитвы. Вот она, главная-то победа! Сами условия войны призвали людей обратиться снова к Богу и не с обычной рассеянной молитвой, а молиться ко Христу Спасителю умиленною душою и сокрушенным сердцем, со слезами. То есть в России возобновилось хранение Русского Православия, которое совершается только единственным путём – сердечной молитвой. Богъ помилует Россию за Православие!, – такое обетование дано было России через преподобного Серафима Саровского. Помилует за Православие!? Да, за Православие, а не за видимость его. А Православие и есть сердечная молитва. Непрестанно молитесь. (1Фес.5.17) Где бы мы ни были – всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: «Господи, помоги! Господи помилуй! – кричали, как могли. За эту непрерывную молитву, возобновившуюся в России в годы войны, и помиловал Господь Россию. Непрестанная сердечная молитва! Не единственный ли это путь, ведущий к возрождению России и сегодня?
Сердечная молитва отрывала безсмертную душу от земли, и у молящихся начал накапливаться опыт личного обращения ко Христу (Мы тогда поняли, что Господь за нас заступился). А с этим опытом личного обращения ко Христу начиналась и сама жизнь во Христе. Испытав благодать от такой молитвы, многие из воинов, а также и из узников ГУЛАГА, расставаться с этой благодатью, ощутимой ими в период с 1941 по 1945 год, больше уже не захотели. Это и стало причиной того обильного превращения воинов – красноармейцев в воинов Христовых, принимавших после войны священство. С русскими людьми, находившимися в скорбях и на фронте, и в тылу и взывавшими к Богу, был Господь Богъ Iисусъ Христосъ. В этом состояла наша духовная победа.
Сегодняшняя Россия, как и перед войной в 1941 году, нуждается в новой духовной победе. Но способна ли сегодня Россия воззвать ко Господу так, как возопила она к Нему в 1941 – 1945 годах?
Какие бы свидетельства о войне необходимо бы собрать от свидетелей войны в первую очередь? А вот те, о которых поведала в фильме регент храма святителя Николая: о внутренней радости людей, которая никак не соответствовала их внешней, тяжкой жизни. Что же это была за радость и откуда она? С нами Богъ! – вот открытие молящегося воина. Ощущения душой близости Бога, вот лично ко мне, воину, всем сердцем взывающему: «Господи, спаси!». Это очень существенный момент: Богъ был не с государством, ведущим войну (по отношению к России, как мы видим, спустя 65 лет после победы у Бога был совсем иной замысел о России, совсем не тот, который может представиться, если «с нами Богъ» отнести ко всей России). «С нами Богъ! – это Богъ, для которого я не пушечное мясо. Богъ, которому я не безразличен!» Вот открытие, вселившее в душу радость. Через эту радость люди и потянулись к Богу, восполняя число представителей Малого Христова стада, сильно поредевшего на нашей земле отшествием из него Новомучеников и Исповедников Российских. Именно этим самым увеличением числа Малого русского стада русские люди и удостоились победы в той войне. Воззоветъ ко Мне, и услышу его: съ нимъ есмъ въ скорби, изму его, и прославлю его... и явлю ему спасенiе Мое. Яко на Мя упова! (Пс. 90)
Не этот ли единственный путь личного спасения ведёт и сегодня к Возрождению России? Не во вступлении ли русских людей в число Малого русского стада состоит борьба за воскрешение Святой Руси? Не этот ли итог войны через 65 лет после её победы должен вразумлять нас сегодня прежде всего?
Та же радость сердечная наполнила во время войны и представителей Малого Христова стада, находящихся в ГУЛАГЕ. «Кто в войну не сидел, тот и лагеря не отведал» – рассказывал архимандрит Павел (Груздев). Словно в первые христианские века, когда богослужение совершалось зачастую под открытым небом, православные молились ныне в лесу, в горах, в пустыне и у моря.
Когда удавалось договориться с начальником второй части, ведавшей пропусками, «лагерная епархия» выходила в лес и начинала богослужение на лесной поляне. Для причастной чаши готовили сок из разных ягод: черники, земляники, ежевики, брусники – что Богъ пошлёт; престолом был пень, полотенце служило как сакос, из консервной банки делали кадило. И архиерей, облачённый в арестантское тряпьё, – разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий... – предстоял лесному престолу как Господню, ему помогали все молящиеся.
– Тело Христово примите, источника безсмертного вкусите, – пел хор на лесной поляне... – Как молились все, как плакали – не от горя, а от радости молитвенной...
Что помогло России выстоять и сохранить веру православную – разве не молитвы и праведная кровь миллионов заключенных – лучших христиан России?»
И это тоже был не единичный случай.
Вадим Виноградов,
режиссёр фильма «За други своя»,
киностудия
«Святой великомученик Меркурий»