Добавлено:

«Восстани и ходи, Россия!»

И хоть пришла Русь к Океану Великому, а все же не свершилось еще во всей полноте пророчество русского гения Михаила Васильевича Ломоносова. Пророчество, начертанное им в рукописных и практических трудах, посвященных утверждению России по всему берегу «Сибирского океана», открытию «возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» – Северного морского пути.

Помним те крепкие слова великого помора, выходца из крестьян Архангельской губернии, родного русскому сердцу Ломоносова Михаила Васильевича: «Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке».

…Молитвами и подвижническими трудами русского народа сияют наши Север и Сибирь, Приамурье и Приморье. Только не всегда слышим мы молитвенный глас наших великих предков, собирателей земель русских. Не всегда видим свет Вифлеемской звезды, сияющей с востока. На этот радостный свет шли поколения наших предков, шли сквозь большие снега и скалистые горы, сквозь лютые морозы Севера и дебри уссурийской тайги.


Рождественская звезда в ночном небе над Океаном. Залив Петра Великого индевеет в январской стуже. Ледяные забереги и подмерзшие бухты. Вдали сияют огни кораблей. Красные вспышки маяка на острове Скрыплева…

Днем на заснеженном льду, недалеко от скалистого берега – тулупы, теплые куртки, унты и шапки - сидят рыбаки на своих рыбацких ящиках. Вся бухта Новик, и бухта Аякс рыбаками запружены. В Новике прямо на машинах на лед выкатываются. И Амурский залив весь до полуострова Песчаного и дальше - до самого Посьета – рыбаками по прибрежному льду усеян. Толкутся, взмахивают короткими удочками, таскают корюшку, навагу, камбалу из лунок с соленой водой океанской. Сколько поколений здесь у Океана живут – все рыбалкой промышляют. Из квартир и домов зимой – запах жареной наваги. Зимнее Приморье в морозах январских рождественских и крещенских.

Где-нибудь в стороне от города просторы дальнерусские в ароматах таежных елок, печного дыма с лиственничных поленьев. В соленом ветре океанском по сопкам заснеженным. По сей день среди этих сопок есть места глухие, лишь звериными тропами и редкими зимовьями отмеченные. Какому-нибудь гостю из Ростова или Владимира видится, наверное, что у нас тут кругом тайга. А нам так иногда кажется, что до настоящей тайги от Владивостока, Находки или Уссурийска еще долго добираться надо.

Ходили мы в школьные годы в походы. Как-то еще в 1980-х годах оказались в местах диких, переплетенных лианами винограда и лимонника, недалеко от китайской границы. Обнаружили там заброшенное зимовье. Зимовье – обыкновенная будка, КУНГ с армейского «Урала». На крыше восторженная надпись белой краской: «Мы в тайге, Глыба!» Кто такой Глыба – до сих пор неизвестно. Но восторг запомнился. Потому что вокруг была самая настоящая тайга уссурийская. Ночевали мы тогда у костра. С собой - пила двуручная, замотанная в плотное тряпье. На ночь готовили дрова. Какой-нибудь здоровенный кедр сухой подпиливали у основания. Подпиленный сухой великан медленно кренится. Потом все быстрее... И с грохотом, треском и мощным ударом о мерзлую землю рушится, увлекая за собой мелкий сухостой и сучья соседних деревьев. Одного-двух таких кедров хватает, чтобы всю ночь горел жаркий таежный костер из толстых бревен распиленного ствола. А как спать у такого костра на ледяной, занесенной снегом земле? Грели огнем сухих веток расчищенную от снега землю. На такой земле у пышущего жаром горящего кедра можно всю ночь дремать с перерывами. Дым костра, конечно, не даст сладко спать. Дежурили по очереди, следили, чтобы искрой какой одежду не прожгло у тех, кто дремлет… Ключи таежные бывает и в мороз не промерзают. Умывались ноябрьским утром из ключа ледяного…

Кому сейчас такая «экзотика экстремальная» нужна? Каким-нибудь школам по выживанию в тайге? А для нас в советское время это был нормальный походный опыт. Мы были простыми школьниками, семиклассниками-восьмиклассниками, ходили в походы. Чтобы быть готовыми к настоящей жизни. Без комфорта и приторной слащавости нынешней цивилизации. С нами много занимались люди старшего поколения, имевшие суровый армейский и полевой походный опыт.

Мы жили на наших дальневосточных просторах, любили их всем сердцем и знали, что это особые места нашей великой Родины. Мы знали, что наша Родина на самом деле – великая. Знаем это и сейчас. И помним, какой подвиг совершил наш народ, утверждая Русь на северных, сибирских и дальневосточных просторах. Как шли по тайге и по тундре наши русские люди. Как ставили кресты православные там, куда ступала их нога.
А как предки наши родимые осваивали места дальневосточные и сибирские? Как ходили походами по Шилке и Амуру? Как к Океану Великому вышли? Не ждали первопроходцев ни зимовья обжитые, ни дороги проторенные. По глухой тайге шли казаки и промысловики. Сначала шли северными землями. И до Америки добрались. Еще в детстве, когда в походах посреди глухой тайги у костра ночевали, задумывались, как же здесь русские люди обживались. Как им не страшно было, когда никаких городов и сел вокруг, никакого электричества. Тайга на тысячи километров…

Как-то в одном из походов к нашей стоянке подошел тигр. Это недалеко от китайской границы, среди заросших кедром распадков. Ночью вышел хозяин тайги на ключ. Дым костра ему, видно, не понравился. Тигр лишь мяукнул протяжно. Мощное эхо разнеслось по распадку. От этого мяукания «мороз по коже до печени добрался».

А как же прадеды по тайге ходили и в тайге жили? Откуда в нашем народе такая сила и мужество, что тайгу тигриную преодолели и пред Океаном могучим твердо встали?

Да ведь Сам Христос и Пресвятая Богородица вели наш народ на восток, к океанским берегам. Но что тогда наши слабые детские мысли о русских первопроходцах? Когда нам советским школьникам неведомо было Слово Бог в сущностном православном смысле. Что могло открыться тогда детской душе, переживавшей страхи и восторженное веселье в дебрях Уссурийской тайги? Что могло быть известно человеку юному или даже взрослому, не имевшему живой Православной Веры? Лишь отблески имен и силуэтов… Кто говорил нам тогда, что великие мужи русские, проложившие через тайгу путь России к Океану, имели глубокую веру Православную, в любви ко Христу жаждали великой славы своему Отечеству? Кто мог поведать нам о том, как эти кедровые склоны сихотэ-алиньских сопок и даже студеные берега Северного Ледовитого океана, облагораживаемые рукой Господа, становились землей христианской? И во всю ширь этой земли суровой, необжитой строились церкви православные, возносились купола и кресты в небо.

Вышли русские на Амур под водительством Ерофея Павловича Хабарова. Вышли и немного времени прошло, а уже монастырь возник на берегах Амура-батюшки. Сам Ерофей Павлович Хабаров родом из-под города Великого Устюга, из Сольвычегодска. Там в 1603 году он родился. А уже в 1650 году основал Албазино – русскую крепость на Амуре.

Наши дети сегодня чаще о Великом Устюге, где теперь стоит памятник Ерофею Павловичу, знают лишь, как о «родине Деда Мороза». Конечно, Дед Мороз все-таки лучше, чем Санта-Клаус…

Праздник Рождества, Новый год и благоухающая рождественская елка в нашем народе прочно связаны с Севером и большими снегами. И Дед Мороз, прообраз которого сам Никола-Чудотворец, Угодничек Божий, у нас всегда как будто бы с Севера едет на санях, запряженных оленями. А в санях, с крепкими полозьями деревянными, мешки с подарками. Подарки с Русского Севера.

На Севере подарков много. Если Россия вновь всем сердцем обратится к Богу, наши северные земли еще щедро одарят народ русский. Как и в стародавние времена одаривали. Север всегда одаривал Русь добрыми людьми, которых называют солью земли Русской. Ведь это наши первопроходцы с Севера открыли Амур и поставили церкви в Северной Америке. Семен Иванович Дежнев, что в Америку путь проложил – родом с Севера, как и Ерофей Павлович Хабаров - с тех же велико-устюжских и пинежских просторов.

Когда уже в середине XIX века началось освоение Дальней России – Приморья и Приамурья – самый крепкий люд шел с Русского Севера. Эти люди северные составили духовное и нравственное ядро на востоке Руси.
Через века тянется связь наших дальневосточных краев с Русским Севером. Загляните в Великий Устюг и в наши северные города и села, помяните Ерофея Павловича Хабарова! И помолитесь великому русскому святому – просветителю Севера и Урала – Стефану Великопермскому!

О святителе Стефане говорят, что он земли коми-пермяцкие, предуральские словом Божиим к России присоединил. В Великом Устюге примерно в 1340 году этот великий святой родился. И когда вырос, получил духовное образование, отправился по благословению в языческие земли зырян. Святитель Стефан один выходил в диких таежных землях против полчищ бесовских и молитвою сокрушал языческих идолов. Он даровал язычникам грамоту христианскую, построил церкви и школы, насадил семена веры православной и культуры русской.

Так и продвигалась Русь на восток. Молитвою, трудами православных миссионеров и подвижников, таких как святитель Стефан Великопермский. Подвигами первопроходцев, таких как казачий атаман Ермак Тимофеевич или Ерофей Хабаров и Семен Дежнев.

И хоть пришла Русь к Океану Великому, а все же не свершилось еще во всей полноте пророчество русского гения Михаила Васильевича Ломоносова. Пророчество, начертанное им в рукописных и практических трудах, посвященных утверждению России по всему берегу «Сибирского океана», открытию «возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» - Северного морского пути.

Помним те крепкие слова великого помора, выходца из крестьян Архангельской губернии, родного русскому сердцу Ломоносова Михаила Васильевича: «Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке».

Словно о сегодняшнем дне сказано! Чужие так и лезут в Сибирь и Северный океан. Но ведь это просторы Христовы и Богородичны, русским духом пропитанные. Чужим здесь делать нечего. А нам, русским, к Северу и Сибири вновь обратиться надобно. Чтобы духом русским напитаться, чтобы в себя прийти на морозе сибирском. И вспомнить, кто мы есть, и зачем Господь создал Россию! Вспомнить слова великого архангелогородца Михайло Ломоносова! Слова в XVIII веке, в Екатерининской России сказанные, к нынешней Руси, болящей и расслабленной, обращенные: «Восстании и ходи, восстании и ходи Россия. Отряси сомнения и страхи, и радости и надежды исполненная, красуйся, ликуй, возвышайся».

…Молитвами и подвижническими трудами русского народа сияют наши Север и Сибирь, Приамурье и Приморье. Только не всегда слышим мы молитвенный глас наших великих предков, собирателей земель русских. Не всегда видим свет Вифлеемской звезды, сияющей с востока. На этот радостный свет шли поколения наших предков, шли сквозь большие снега и скалистые горы, сквозь лютые морозы Севера и дебри уссурийской тайги.

Начертите на карте множество маршрутов, по которых народ наш двигался на восток. Но что увидите вы за этими чертежами? Что почувствуете?

Из века в век, из рода в род. По океанским волнам и речным водам на кораблях, лодках и плотах. Пешком по сырой земле - стертыми, натруженными ногами. Верхом на лошадях и в телегах… Шел народ на восток, расширяя горизонты земли Русской. Трудный и долгий путь к Океану. К Вечности, из которой сияет Рождественская звезда.

Встанем на этот путь, отрясем с души прах и пепел уныния греховного. И пойдем вместе с поколениями наших благочестивых предков по родным просторам! Яркое пламя молитвы согреет обледенелые души, прольет свет в ночи неверия и забвения. И вновь примет Господь Русь заблудшую, покаянную в объятия Отчи.

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 19.03.2024 Раздел: Январь 2019 Просмотров: 1813
Всего комментариев: 0
avatar