Православный Симбирск
Старинный город Симбирск (первоначально Синбирск) основан окольничим Богданом Хитрово по указу тишайшего царя Алексея Михайловича в 1648 году. Город тогда располагался на окраине России и основной его целью была защита восточных границ Русского царства от набега кочевых племён. В те годы Симбирск представлял из себя небольшую деревянную крепость, в центре которой находился Троицкий собор, а на западной окраине располагался Спасский женский монастырь.
Шло время. Границы России ушли дальше на восток, и город из небольшой крепости превратился в конце XVIII века в центр обширной симбирской губернии. А в 1832 году здесь была образована отдельная епархия. Город богател и вместо деревянных храмов возводили уже каменные. Росло и число городских святынь.
Так, например, в 1722 году проездом по Волге в Астрахань в Симбирске из-за шторма остановился император Пётр I и подарил городу икону «Богоматерь умягчение злых сердец», которая впоследствии хранилась в Троицком соборе. Восемнадцатый век ознаменован и появлением в городе собственного святого. В 1763 году в Симбирске в семье мещан родился Андрей Ильич Огородников, который впоследствии прославился как святой, блаженный, Христа ради юродивый.
Уже с 7 лет он стал юродствовать, спал на досках, ел самую простую пищу, всю милостыню, которую получал, раздавал нищим, был очень кроток, обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, преподобный Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич». По описанию очевидцев, при выносе и погребении блаженного «только тот из жителей города оставался в своём доме, кому не было возможности сделать ни одного шага. Даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в церкви во время литургии и с благоговением проводили гроб до места погребения». За шесть суток прощания с покойным тление не коснулось его останков, от которых исходило благоухание.
Несмотря на широкое народное почитание, Блаженный Андрей не был прославлен в синодальную эпоху. Лишь в 1998 году, после обретения его мощей, он был канонизирован как местночтимый святой, а в 2004 году уже состоялось его всероссийское прославление в лике святых Русской православной церкви. Сегодня святые мощи блаженного Андрея, Христа ради юродивого, покоятся в специальной раке справа от алтаря в востановленном Спасо-Вознесенском кафедральном соборе в Ульяновске (Симбирск).
Как и во всех русских городах в Симбирске было множество храмов. Однако в 1920-30 е гг. на родине вождя мирового пролетариата, чье имя и носит сейчас город, борьба с религией велась последовательно, и практически все они были разрушены. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, 15 приходских и 20 домовых церквей здесь сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. Когда во время Великой Отечественной войны в Ульяновск прибыло в эвакуацию руководство Московской Патриархии и Синод РПЦ во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием, пришлось освятить в честь Казанской иконы Божьей Матери здание бывшего католического костёла. Но и этот храм был разрушен в 1959 году, в период последних массовых гонений на Церковь в СССР.
Поэтому, когда в 90-е гг. началось постепенное воссоздание Святой Руси, в Симбирске пришлось возводить храмы заново. Процесс этот не прост. Ведь на месте многих храмов уже стоят другие постройки. Да и пустыри, точнее скверы, уже не охотно отдают свое пространство обратно храмам.
Так, несколько лет назад в городе отказались, по крайней мере пока, от возрождения Троицкого собора, который когда-то был главным кафедральным собором города. Это был огромный величественный собор, построенный в стиле классицизм. Заложен он был в присутствии императора Александра I в 1824 году, а освящен в 1841 году. Во время строительства этого храма его посетил император Николай I, давший целый ряд советов по строительству. Этот храм, как и Спасский монастырь, образовывал удивительный неповторимый облик старого Симбирска.
Не восстановлен и Спасо-Вознесенский собор, построенный в 1869 году в неорусском стиле на месте более древнего собора, существовавшего с момента основания города. Это был один из самых красивых храмов Симбирска. Сейчас на его месте сквер. Новый городской Спасо-Вознесенский храм, хотя и недавно возведенный, но ставший уже одним из символов города, сейчас стоит в другом месте.
Спасский женский монастырь в Симбирске
Спасский женский монастырь расположен почти в самом центре Симбирска. Исторических сведений о нем сохранилось немного. Основан он одновременно с городом в 1648 году или даже еще раньше. Первоначально в монастыре была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, вместо которой в 1691-1696 годах была построена и украшена новая уже каменная церковь с деревянной колокольней. В 1696-1698 годах была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 годах к этой церкви пристроили каменную колокольню, а в 1787-1789 годах на средства местных купцов вокруг монастыря возвели каменную ограду и несколько каменных корпусов келий для монахинь.
В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий в том числе и для открывшегося тогда же при монастыре училища для девиц-сирот из духовного звания. Это училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек.
В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. Когда в 1864 году монастырь сильно пострадал от пожара, большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал сам Святитель Московский Филарет.
В 1870-х годах в монастыре построили храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который симбирский историк Павел Мартынов охарактеризовал так: «Прекрасный пятиглавый храм в византийском стиле с высокою колокольней и тремя алтарями в ряд… Особенно замечателен в новом храме великолепный, устроенный в Москве иконостас, почти весь позолоченный, иконы также писаны в Москве».
Кроме храмов при монастыре имелась богадельня и кладбище «именитейших симбирян».
Особо почитались в монастыре две иконы – древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая упоминается еще в 1709 году. Известно, что во время эпидемии холеры в 1847 г. ее носили крестным ходом вокруг города и по домам жителей; и икона Нерукотворенного Образа Спасителя, написаная в 1801 году. В книге «Симбирская Церковная старина» 1914 года сказано о ней следующее: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня».
В 1920 г. монастырь был закрыт. Постановлением президиума губисполкома насельницам монастыря было предписано освободить занимаемые помещения в 3-х дневный срок. Все смиренные просьбы монахинь (они писали даже Ленину) дать им возможность дожить свои дни в стенах родного монастыря остались без ответа.
В их кельях разместились рабочие патронного завода. Церкви стали использоваться как клуб. В 1932-1936 гг. обе церкви монастыря просто разобрали на строительный материал. После войны были снесены и другие здания монастыря, кроме двух корпусов келий. Улицу Спасскую переименовали в Советскую, а на территории монастыря поставили Дворец Профсоюзов (теперь «Губернаторский») и торговый комплекс. Так что теперь о том, каким монастырь был еще сто лет назад мы можем судить теперь только по фотографии.
Многих последних монахинь женского монастыря постигла трагическая участь. Часть из них, включая настоятельницу – игуменью Анфию, – были сосланы на разные сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1937 году. Среди других была расстреляна преподобномученица Екатерина Декалина. На допросе она сказала, что она «убеждена в существовании Бога и будет говорить об этом до самой смерти».
В Книгу Памяти жертв политических репрессий Ульяновской области, выпущенную Ульяновской прокуратурой, вошли имена 72 бывших монахинь, репрессированных на территории области. Судьбы многих отправленных в ссылки и лагеря остаются неизвестными.
Возрождение обители
Практически через сто лет после закрытия обители произошло чудо, время повернулось вспять – начался процесс ее возрождения. В 2017 году обители официально вернули статус монастыря. Восстановление началось практически с нуля. От великолепного некогда комплекса в самом центре Ульяновска уцелело только два корпуса.
На богослужении во время «второго рождения обители» владыка Анастасий, митрополит симбирский и новоспасский, воскликнул: «Мы верим, что сердце монашеской жизни вновь забьётся на нашей Симбирской земле. Дай Бог, чтобы в этом монастыре теплилась настоящая монашеская жизнь. Монастыри являются единственными хранителями традиций, которыми жили предшествующие нам поколения. Дай Бог, чтобы традиции, которые присутствовали в Спасском монастыре в дореволюционный период, возродились, чтобы верующие люди с любовью сюда приходили и молились пред пречистым образом Царицы Небесной».
Процесс воскрешения монастыря идет удивительно быстро. 4 ноября 2017 года только заложили колокольню, а 5 января 2019 года на нее уже подняли главный, так называемый губернский колокол. Всего их будет 11.
22 июня 2019 года, в день отдания праздника Пятидесятницы, в возрождающейся обители произошло знаменательное событие: надвратный храм колокольню увенчал купол и крест. В присутствии губернатора Сергея Морозова, епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора, игуменьи Сергии (Вотриной) с сестрами, благотворителя Игоря Любченкова и большого количества верующих купол освятил митрополит симбирский и новоспасский Анастасий.
По завершении чина освящения митрополит Анастасий обратился к верующим с архипастырским словом:
– Всех вас я поздравляю с отданием праздника Святой Пятидесятницы! В день, когда Господь Дух Святой благословляет каждого человека, мне хотелось бы пожелать, чтобы это святое место было сердцем города Симбирска; чтобы люди, взирая на Животворящий Крест, который через несколько минут будет установлен над этой колокольней, задумывались о вечности. Силой Креста Животворящего все темное будет уходить из нашей жизни. Спасибо всем, кто трудился и продолжает трудиться над восстановлением нашей святой обители. Храни вас Господь! Совершая церковный праздник, мы помним о скорбной дате, которую сегодня отмечает наша страна. Сегодня – день начала Войны. Дай Бог, чтобы на нашей земле никогда не повторилась трагедия, которая унесла жизни миллионов людей. Боль утраты до сих пор не исчезла, эти раны не заживают в сердце нашего народа, в сознании всех тех, кто любит Россию, – сказал владыка.
По окончании торжеств губернатор Ульяновской области Сергей Морозов провел совещание, посвященное предстоящему 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Сергей Морозов, в частности, сказал:
– Многоуважаемый владыка митрополит Анастасий, глубокоуважаемый владыка Диодор, уважаемые коллеги, мы с вами собрались в день особый для нашего государства, в день, когда 78 лет назад началась Великая Отечественная война. И, несмотря на прошествие огромного количества времени, наша страна продолжает залечивать раны, нанесенные фашистской Германией, ее союзниками. И поэтому все, что связано с этой трагической страницей нашей истории, является для нас очень важным и значимым. Мы с вами свято храним память о тех событиях, о людях, которые защищали нашу страну, которые освобождали не только наше государство, но и весь мир от коричневой чумы, и имя каждого из них золотыми буквами по-настоящему (это я повторяю) золотыми буквами внесено в нашу Книгу памяти. В этой Книге памяти они находятся наряду с великими защитниками и освободителями России: Александром Невским и Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым и Константином Рокоссовским. Мы помним всех своих героев: и рядовых, и маршалов, и простых граждан, и великих князей. И все, что эти святые люди совершили для России, для каждого из нас, безусловно, не имеет срока давности. Яркий пример тому – великие деяния Александра Ярославовича Невского, выдающегося военачальника, выдающегося государственного деятеля, поборника православия. Буквально через два года – в 2021 году – вместе со всей Россией, вместе со всем огромным православным миром мы готовимся отметить славное 800-летие со Дня его рождения. И сегодня здесь с разрешения владыки митрополита на территории Спасского женского монастыря мы проводим заседание оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.
Я напомню, что 5 лет назад 24 июня 2014 года президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о праздновании 800-летия со Дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, определяющий порядок подготовки и порядок проведения этого знаменательного события. Дословно написано в указе, для чего это сделано: «В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Вот главная цель нашей с вами работы по выполнению указа президента. Мы, безусловно, должны руководствоваться в своей работе этим документом.
В начале нашего совещания позволю себе сказать несколько слов о замечательном событии, которое происходит сегодня здесь, на этой Богом оберегаемой территории.
Полтора года назад, 4 ноября 2017 года, мы многие принимали участие в освящении Креста при основании колокольни надвратного храма этой древнейшей Симбирской монашеской обители. И вот сегодня мы торжественно с вами устанавливаем купол и крест на построенной колокольне, а также примем участие в подъеме купола и колокола.
Пользуясь случаем, хочу сердечно поблагодарить всех людей, которые так или иначе принимают участие в возрождении Спасского женского монастыря. В лице Игоря Владимировича Любченкова хочу выразить признательность всем нашим благотворителям. У нас их много. Ульяновская область традиционно, как и некогда Симбирская губерния, гордилась и славилась своей добротой и щедростью. Здесь присутствует один из крупнейших бизнесменов Ульяновской области Дмитрий Рябов, который очень много помогает в совершении добрых дел на территории нашего региона. И, конечно же, от имени всех своих земляков выражаю глубочайшую благодарность митрополиту Анастасию, владыке Диодору, владыке Филарету, всем православным священнослужителям за деятельность, молитвенную заботу о своей благодарной пастве.
Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь
Об Алатыре раньше слышал только то, что Самару основал алатырский воевода. Следовательно, этот город древнее Самары. Уже потом я узнал, что годом «рождения» Алатыря значится 1552-й. Именно в это время здесь был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Проходя мимо сих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что если победит татар, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
Обитель я распознал по сиявшему в небе золотому кресту. Тогда я воспринял это как должное и уже потом удивился: откуда среди совершенно серого неба этот солнечный отсвет? Обитель встала передо мной, словно невеста в белом подвенечном платье, во всей своей чистоте и скромной величественности. Контраст с окружающей действительностью был разительный.
В этот момент я еще не знал, что всего четыре года назад на месте монастыря была разруха еще большая, чем в округе. Здания были полуразрушены, как после артобстрела. Горы строительного мусора и хлама. Ржавые столбы с покосившейся перекладиной вместо ворот. Повсюду разлит мазут. Положение изменилось, когда наместником монастыря назначили отца Иеронима (Шурыгина), прибывшего сюда со Святой Земли. Со всех уголков России потянулись в Алатырь боголюбцы, собралась братия. Откуда-то в этом нищем городке появились средства, и немалые, для восстановления, вернее, строительства обители. То, что здесь сделал за четыре с небольшим года отец Иероним с братией, – настоящее чудо! Подобное мне приходилось видеть только в поселке Саракташ Оренбургской епархии, в семейной обители отца Николая Стремского, который усыновил 50 детей-сирот.
– При желании можно было бы построить и больше, – заметил отец Иероним во время нашей беседы, состоявшейся позже. – Но дело ведь не столько в восстановлении этих внешних стен, сколько в созидании своего внутреннего храма, чтобы через это созидание потом как можно больше помочь скорбящим и нуждающимся – не только телесно, но и, самое главное, духовно.
Меня приятно удивила та внимательность и чуткость, с которой монахи относятся к посетителям монастыря – будь то паломник, прихожанин или случайно заглянувший человек. Увы, во многих наших «титульных» монастырях порой отмахиваются от простого человека как от надоевшей мухи. А ведь Сын Божий совершенно определенно сказал: имейте любовь друг ко другу, и по этой любви узнают люди, что вы Мои ученики.
Любовь, которую отец Иероним излучает к каждому приходящему к нему, передается братии монастыря. Чрезвычайно редкий в монастырской практике случай: батюшка не только настоятельствует, занимаясь весьма хлопотной хозяйственной и финансовой деятельностью, не только служит многочасовые богослужения, но и принимает в своей келье как духовник десятки людей ежедневно – с утра до вечера. И это – несмотря на тяжелую болезнь, которая в последнее время особенно прихватила его. Бывало, полдня батюшка лежит под капельницей, а другое полдня, сжалившись над людьми, приезжающими к нему со всей России, принимает посетителей, сострадая каждому и при этом преодолевая собственные недомогания и боль.
История жизни архимандрита Иеронима, как мне рассказали насельники монастыря, удивительна. Постриженик Псково-Печерского монастыря, духовное чадо старца Иоанна Крестьянкина, отец Иероним долгие годы подвизался на Афоне. Потом был отшельником в Иудейской пустыне, в Палестине, питался только пустынной травой. Со Святой Земли в Россию он был привезен владыкой Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским (он же – настоятель Свято-Троицкого монастыря). Шесть раз батюшка обращался с просьбой к Священному Синоду и неисчислимое количество раз – к владыке Варнаве, с тем, чтобы его отпустили обратно в пустыню. Но каждый раз ему было отказано. И каждый раз, когда он пытался сойти с этого послушания, как признавался сам отец Иероним, его постигали скорби и неудачи. Однажды он даже попал в автокатастрофу и получил тяжелые травмы. А после того как Господь ему открыл во время молитвы, что, если он останется здесь, то сподобится пострадать за Христа, отец Иероним решил, что на то Божия воля: «Буду здесь до конца. Никогда не оставлю обитель».
Необходимо отметить, что мало кому известный алатырский монастырь за историю своего существования впитал в себя самые драгоценные и великие течения внутри русского Православия. В древности монастырь начинался и долгое время был составной частью Троице-Сергиевой Лавры, когда в ней был особенно силен дух преподобного Сергия. В начале XIX века настоятелем обители стал сподвижник преподобного Серафима архимандрит Авраамий, перенесший в Алатырь изумительную атмосферу Саровской пустыни того времени. Начало XX века – вновь мощный духовный поток, на этот раз с Русского Севера, обусловливает очередной расцвет обители: один из самых замечательных игуменов за всю историю Валаамского монастыря отец Гавриил становится архимандритом Свято-Троицкой обители. И, наконец, наше время – отец Иероним, привнесший сюда традиции Святой Горы Афон.
Иеромонах Антоний рассказывает, что во время восстановительных работ в конце 90-х годов братия наткнулась на массовые захоронения людей практически на всей территории монастыря. Выяснилось, что в 30-х годах красноармейцами свозились сюда православные христиане – священнослужители и миряне с детьми – со всей губернии. Здесь их некоторое время содержали, издевались над ними, а потом расстреливали. Каждая пядь монастырской земли пропитана их кровью. Монахи свидетельствуют, что, когда обретали мощи Новомучеников, от них исходило дивное благоухание. К мощам прикладывались множество паломников, а одержимые злым духом при этом кричали, словно их резали.
В обители сейчас – около 100 насельников, половина из которых – монахи. Люди разные, порой самой необычной судьбы. Много интеллигенции, особенно из Питера. Один из схимников в недавнем прошлом – гендиректор крупного предприятия города Новороссийска. А один из иеромонахов монастыря – бывший наркоман, очистивший свою душу от этого тяжкого греха глубочайшим покаянием. А к покаянию и вере он пришел через испытанное им состояние клинической смерти. После того как он с другом изрядно «ширнулся», вдруг видит, что идут они рядом по раскаленным углям, а впереди – пламя, как в огненной печи. И на фоне этого пламени стоит отвратительный бес и, указывая пальцем на друга, говорит: «Иди сюда... А ты останься». Он тут же приходит в чувство и видит, что находится в реанимации. И узнает, что друг его умер от передозировки. Этот случай так потряс молодого человека, что после того, как он выписался из больницы, тут же уехал в монастырь...
С отцом Иеронимом я сподобился побеседовать лишь к концу дня.
– Батюшка, вы долгое время прожили на Святой Земле. Сейчас там льется кровь. Предвещает ли это нам грядущие грозные события? – задал я свой первый вопрос.
– Вся суть происходящего сегодня в мире, в том числе и в Палестине, заключается в том, что многие закулисные правители пытаются развязать Третью мировую войну. Для чего и ищут козлов отпущения – в лице ли Бен Ладена или кого-бы то ни было. Но для нас не это должно быть главное. Главное – Господь нас еще терпит, любит и ждет от нас покаяния. Но, увы... Мне приходится часто ездить по России. И я вижу, что народ все больше и больше падает духовно и нравственно. Разгул преступности и растления. Полнейшая безнаказанность по отношению к тем, кого нужно сурово наказывать. Ну, а к Богу по-настоящему обращаются только единицы.
– То есть, с одной стороны, храмы восстанавливаются и строятся, а с другой...
– Восстановление храмов – это еще не показатель. Показатель – наше духовное состояние, которое мы проявляем и в обществе, и в своей семье.
– А как же пророчества святых отцов о том, что перед концом света Россия возродится?
– Бог может пророчества и упразднить за беззакония народа. В нашей воле – или упразднить существование этого мира, или продлить. И в этой связи очень важный вопрос – единство Церкви, епископата. К сожалению, сейчас порой доходит до того, что каждый озабочен своими региональными проблемами и не поддерживает своего соседа. Соборный разум и единство Церкви сейчас важны как никогда. И не нужно идти на поводу у разного рода крикунов и истериков...
Получив благословение от отца Иеронима, наутро я причастился Святых Христовых Тайн и, распрощавшись с обителью, вышел за ворота.
– Какая благодать вокруг, – подумал я, обозревая с холма вокруг этот тихий, уютный городок с лесом и речкой неподалеку. – Как должно быть здесь замечательно летом!
И с этими мыслями – вот ведь удивительно! – я покинул Алатырь.
Из воспоминаний паломника