Добавлено:

Времени медлить практически нет

Вновь на рассмотрение крупнейшего общественного форума вносится вопрос, требующий совместной работы органов государственной власти, институтов гражданского общества, деятелей науки и культуры.

Объявленный в Российской Федерации Год учителя привлёк внимание к вопросам совершенствования всей системы просвещения, а также определения миссии современного Учителя в нравственном воспитании подрастающего поколения. Не потеряли своей актуальности слова, сказанные 136 лет назад в Высочайшем манифесте, подписанном Александром II: «цель нравственного воспитания «состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанника, в правильном образовании его представлений и понятий о мире, Боге и человеке, в пробуждении и закреплении в нем чувств чести, добра и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремлений и действий с нравственною нормой».

Только при условии, если сам учитель будет обладать всеми необходимыми нравственными качествами, отличаться чистотой стремлений и помыслов, возможно последовательное продвижение к этой цели в процессе обучения и воспитания, она станет посильной для выполнения.

Один из величайших просветителей XIX века святитель Феофан Затворник писал о том, что «главное в наставнике - благочестие». Почему это важно? Святитель отвечает на этот вопрос так: «Какой бы науке ни обучал учитель, он, прежде всего, будет влиять на воспитанников своим духом и передавать им свое состояние».
Поиску таких педагогов, стремящихся к сочетанию многовековых традиций российской педагогики и инновационного мышления, во многом способствует и проведение Всероссийского конкурса на соискание Премии в области педагогики и работы с детьми «За нравственный подвиг Учителя», лауреатов которого я рад приветствовать в этом зале.

Сегодня, к сожалению, как в обществе, так и в сознании отдельных людей различными силами насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека. В основе такого мировоззрения лежит забвение традиционных нравственных ценностей, поклонение инстинктам, поэтому оно несёт в себе не созидание, а разрушение человеческой души, происходит деградация личности, разрушение семейных и общественных устоев, самоуничтожение народа.
В современном русском языке многие слова, отражающие нравственное состояние человека (такие, как смирение, кротость, благодушие, благодать, благоговение и другие), стали редко употребляться. А при переводе «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» обнаружилось, что в других языках нет слов «милосердие», «добродетель», «духовность», «благодать», «кротость», «благодеяние». Нет слова, а значит, нет у народа и внутреннего состояния, которое выражено этим словом.

Решению вопросов, связанных с формированием целостной личности, призвано служить включение сферы «духовно-нравственная культура» в федеральные образовательные стандарты и введение - пусть пока в порядке эксперимента - преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе. Защита духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни - главная парадигма этих новаций в образовании.

Уверен, что нравственное воспитание учащихся должно осуществляться при преподавании всех учебных дисциплин. На уроках истории - знакомство с яркими примерами нравственного идеала, проявляющегося в разные исторические времена, но имеющего единую нравственную основу. Образы А. Невского, А. В. Суворова, М.И. Кутузова и многих других воинов-освободителей, духовно-нравственная основа их патриотизма несут в себе огромный воспитательный потенциал.
В преподавании истории, на мой взгляд, необходимо осветить в соответствии с исторической правдой вопрос о роли Русской Православной Церкви в истории нашего Отечества.

Произведения классической литературы дают нам прекрасную возможность обеспечить чёткие представления у учеников о таких важнейших для каждого человека понятиях, как цель и смысл существования, назначение человека, добро и зло, счастье, любовь, семья и многих других. Ясность представлений о фундаментальных аспектах человеческой жизни помогает детям не только нравственно окрепнуть, но и будет служить залогом их благополучной жизни.
Культурные, национальные и религиозные особенности нашей страны дают подтверждение тому, что ключ к решению многих наших проблем лежит в области духовно-нравственного воспитания.

Поэтому осознание необходимости определенных усилий, и реальное их приложение в процессе образования и воспитания, подготовка специалистов для данной работы становятся всё более актуальными. Если мы не займемся этой работой, то данная сфера не будет пустовать. Её обязательно заполнят, - только вопрос в том, кто это сделает и с какой целью. Времени медлить уже практически нет, воспитание должно быть непрерывным, охватывать не только детей, но и их родителей, для того, чтобы не упускать важнейших возможностей и контролировать те процессы, которые оказывают влияние на формирование личности, ее жизнь, судьбу.

Желаю Вам, Ваше Святейшество, милости Божией в Ваших Первосвятительских трудах, а участникам Всемирного Русского Народного Собора - успешной и плодотворной работы.


Полномочный представитель
Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Г.С. Полтавченко

от 22.12.2024 Раздел: Июнь 2010 Просмотров: 674
Всего комментариев: 0
avatar