Уникальный материал подготовлен в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре специально для порталов «Православие.Ru» и «Русский Афон», где читатель может прочитать жизнеописание в полном объеме. Мы публикуем его с небольшими сокращениями.
+ + +
100 лет несет отец Иеремия возложенный на него Господом жизненный крест по начертанному Святым Евангелием пути в Горний Иерусалим. Около 40 лет держит он твердо пастырский жезл игуменства, которым уверенно пасет своих словесных овец, врученных ему Богом, на тучных и плодоносных пастбищах, которые сам прошел и изведал на собственном опыте.
Отецъ Иеремия обладает удивительным даром возжигать веру в Промысл Божий, ревность к подвижническому житию, желание измениться, бороться со своими страстями во имя стяжания благодати. Искушенный, «яко злато в горниле», он, по слову Священнаго Писания, может и «искушаемым помощи» (Евр. 2, 18).
Из 100 лет почти 20 провел он в лагерях, ссылках, скитаниях и каторжных трудах; 16 лет – заводским рабочим; 59 лет – в монашеском подвиге, 57 из которых – в священном служении; 41 год прожил на Святой Горе Афон; 36 лет является Игуменом русских святогорцев.
За неисчезающей с лица батюшки Иеремии любвеобильной и жизнерадостной улыбкой скрывается горечь страданий, пережитых им в ссылках, в тяжких испытаниях и лишениях, пройдя через которые не каждый способен остаться при здравом разсудке, не озлобиться, сохранить в своем сердце веру и любовь к ближним, светлое устроение души.
Житейскую мудрость, стяженную глубоким жизненным опытом через терпение выпавших на его долю страданий, отец Иеремия усугубил многолетним опытом духовной борьбы с грехом, страстями и дьяволом, став поистине духоносным старцем и опытным наставником.
+ + +
Отец Иеремия родился в казачьем хуторе Новорусском, находившемся на земле Всевеликого Войска Донского, в большой семье Алехиных 9 (22) октября 1915 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, в честь которого и был наречен в купели.
Кроме Якова у Филиппа и Татьяны Алехиных было еще три старших сына: Иван, Василий и Тихон.
Хутор Новорусский, в котором жили Алехины, после передела границ Российской империи в 1920-х годах оказался в Ростовской области РСФСР. Отец Иеремия рассказывал, что рядом находились украинский и татарский хутора. Жили мирно друг с другом, помогали, если случится нужда или беда.
Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. Семья была очень набожной и церковной. Особенно отличались благочестием дедушка Яков и бабушка Анна. Вся семья молилась и посещала богослужения. Под воскресенье собирались всей семьей, благодарили Бога за прожитую седмицу, а потом пели песню «Гора Афон, Гора Святая». А утром все шли на обедню. В хуторе была своя церковь. Воспитание Якова – самого младшего сына – было возложено на дедушку, с которым он и жил в одной комнате.
Дедушка очень любил молиться и читать Псалтирь ночью. У него был друг. Иногда придет – и они могли весь вечер и всю ночь разговаривать о Боге. Ни одного слова не было у них о мирском, только о любви Божией, о Промысле и о премудрости Божией. А потом читали вместе Псалтирь. По словам отца Иеремии, в их семье царили порядок, послушание и благоговейное настроение. Но в конце 1920-х годов в их дом пришла беда. Отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году, всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал.
В Прикамье было огромное количество лагерей для заключенных, ссыльных на поселении, а впоследствии – и военнопленных. Семья Алехиных была выслана в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска. В Соликамск с населением 5000 человек в 1920-е годы насильно привозили десятки тысяч политических заключенных, спецпереселенцев, ссыльных людей. Город стал одним из островов архипелага ГУЛАГ.
+ + +
Затем из Соликамска на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Вероятно, это произошло выше того места, где в Каму впадает речка Вишера, поскольку только там Кама действительно похожа на маленькую речушку, которую описывает отец Иеремия. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться: сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода, по прибытии на место ссылки, от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там её и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя.
Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтобы оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Яков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.
Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за всё Господу!»
В одном селе Яков подошел к окну и попросил хлеба. Жившая в этом доме вдова, у которой было двое детей, пожалела его и пригласила жить в свою семью. Она спросила, пойдет ли он к ней работать за хлеб? «Пойду», – отвечал Яков. Там прожил он почти год. Это было в Татарии, в селе Кармалы. Свое проживание в это нелегкое время благодарный Яков отрабатывал тем, что трудился на поле у вдовушки, как называет ее отецъ Иеремия. В селе был действующий православный храм и велась обычная приходская жизнь, как будто и не было гонений.
Вернувшись в 1935 году на Донбасс, Яков пытался найти братьев. Старший Иван, который сел в тюрьму вместо отца, отбыв заключение, жил недалеко от родных мест – в Луганске, где работал кузнецом. Василия и Тихона Яков нашел в Мариуполе. Они работали на Мариупольском заводе Ильича. Туда же устроился и Яков крановщиком. Юноша отказался вступить в партию, открыто говоря, что является верующим. Однако начальство ценило его за трудолюбие, ответственность, точность и аккуратность – качества, выработанные воспитанием в русской православной патриархальной семьи. Со временем он стал старшим в бригаде.
В 1937 году начались новые гонения за веру. По решению мариупольского горкома ВКП(б) были разобраны все церкви при участии насильственно пригнанных крестьян приазовских сел. На месте некоторых церквей из их кирпича были построены школы №11, 36, 37. Так были разрушены: Харлампиевский собор и Успенская церковь (в 1936 году), храм Рождества Богородицы (в 1937 году), Екатерининская (Греческая) церковь и другие. Но Промысел Божий сохранил Якова на этот раз от преследований.
Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Ушли добровольцами на защиту Отечества и старшие братья Якова. Иван участвовал в боях, был взят в плен и угнан в Германию. После войны остался в Бельгии, а потом переехал в Канаду. В 1990-х годах Иван приезжал на Афон повидать брата игумена. Василий пал смертью храбрых при форсировании Днестра в 1944 году. Тихон служил летчиком, был изрешечен осколками и пулями. Из-за полученных ран прожил недолго и скончался в 1954 году.
Рабочих Ильичевского завода, среди которых был Яков, не призывали на фронт, потому что завод имел оборонное значение. Ильичевские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2.
Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь. Эвакуировали и Ильичевский завод. Будучи бригадиром крановщиков, Яков Алехин непосредственно участвовал в переносе и погрузке демонтированного оборудования. Оставить город он мог только после окончания эвакуации, но Яков нисколько не думал о себе, положившись полностью на Промысел Божий. Эвакуация осуществлялась железнодорожным и морским путем. Груженые суда отходили из порта до самого взятия города. Один из последних кораблей был подбит залпом внезапно выкатившегося на пристань танка. Покинуть город Яков, как и многие другие, так и не успел.
8 октября 1941 года Мариуполь был взят немецкими захватчиками. 395-я стрелковая дивизия, несмотря на героизм красноармейцев, не смогла стабилизировать фронт и остановить врага на подступах к городу. Мариуполь был занят частями 3-го танкового корпуса 1-й танковой группы вермахта (группа армий «Юг»). 26-летний Яков Алехин был угнан в Германию.
В Германии их перевезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где они работали на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. И здесь Яков работал по своей специальности – крановщиком. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.
Несмотря на все пережитое, в сокровищнице своего сердца он сложил только добрые и светлые воспоминания.
Из пережитого в Германии он вспоминает немецких женщин, которые каждый день приходили и бросали им через колючую проволоку хлеб, чтобы они не умерли с голоду. «Их хлеб был таким вкусным, что до сих пор помню его вкус. Спасибо за всё Господу!»
Рассказывает он о тех трудных в его жизни событиях с улыбкой, как о чем-то приятном, потому что в терпении злостраданий познал милость Божию, которая подвигает душу к благодарению. По словам отца игумена, благодарность есть величайшая добродетель. Не случайно и самое главное таинство нашей Церкви называется Евхаристией, что означает благодарение. Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же.
+ + +
В 1945 году, когда он получил свободу, на вопрос советского офицера: чем планирует заниматься в дальнейшем, ответил, что хочет провести оставшуюся жизнь в служении Господу. Из сострадания офицер сделал вид, что не услышал ответа, понимая, чем это может грозить только что освободившемуся узнику, и написал в анкете, что он хочет быть рабочим. Поэтому сразу поступить в семинарию и монастырь ему не удалось. 11 лет он работал на хлебозаводе в Луганске. В 1956 году, в 41 год от рождения, с началом новой волны атеистического наступления на религию, Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом) и нынешним митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом. Одновременно будущий Игумен афонского монастыря поступил в послушники в Одесский Свято-Успенский монастырь, где 17 января 1957 года принял монашеский постриг с именем Иеремия в честь преподобномученика Иеремии (из собора преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных, память которых празднуется 14/27 января). В том же году 25 января он был рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году 27 января – в иеромонаха. В монастыре на него было возложено многопопечительное и ответственное послушание келаря.
В это время в Успенском монастыре проживал бывший насельник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне преподобный схиигумен Кукша (Величко, † 1964), которого и определило монастырское начальство быть духовным наставником будущего афонского Игумена. В последние полтора месяца жизни преподобный Кукша просит именно отца Иеремию причащать его Святых Христовых Таинств, что он и делал ежедневно до самой смерти старца. Однажды преподобный, как бы шутя, сказал ему: «Чем отблагодарить тебя, чадо?.. Будешь Игуменом на Афоне». Спустя 15 лет предсказание преподобного сбылось в точности: архимандрит Иеремия был избран братией афонского Пантелеимонова монастыря своим Игуменом. В духовной связи отца Иеремии с преподобным Кукшей нельзя не усмотреть действия Промысла Божия, сокровенными путями устрояющего исполнение Божией воли. Это событие имеет исключительное значение в жизни отца Иеремии. Напутствуя умирающего старца и получив последнее его благословение, он приобрел благодать духовной преемственности не только от самого преподобного Кукши, но и от тех афонских отцов, которые его воспитали.
+ + +
В 1964 году, вскоре после смерти преподобного старца Кукши, Одесский Свято-Успенский монастырь впервые посетил Владимир Игнатенко, который в 1970 году захочет навсегда связать свою жизнь с этим монастырем. Это был будущий старец схиархимандрит Иона, которого связывала с отцом Иеремией духовная дружба. Сразу Владимира в монастырь не взяли, и он вырыл в глине на берегу моря пещерку, где и поселился. В монастырь же отец Иона попал благодаря навыкам тракториста. Жил в монастыре как простой рабочий. Трудился и жил на коровнике. Тогда он и познакомился с келарем обители архимандритом Иеремией, который часто одаривал Владимира какими-то продуктами с келарни. Они очень быстро сошлись, поскольку в судьбе обоих много было общего, да и в возрастном соотношении между ними было всего 10 лет разницы. С годами или, вернее, с десятилетиями, их взаимоотношения переросли в крепкую духовную дружбу. Уже будучи старцем, отец Иона часто, около 20 раз, приезжал на Афон и месяцами проживал в Пантелеимоновом монастыре, в котором его друг – отец Иеремия – стал Игуменом. Трогательно было видеть встречи и дружеское общение этих двух маститых старцев. Отец Иона рассказывал о доброте отца Иеремии в бытность его келарем Одесского Успенскаго монастыря и добавлял:
– Потому-то Господь и поставил его Игуменом, что братии нужен отец – заботливый и любвеобильный. Начальников, администраторов, хозяйственников нетрудно сыскать, а вот отца-молитвенника сложнее. Таких Сам Господь воздвигает.
В 1960 году, узнав, что из Псково-Печерскаго монастыря некоторые из монахов будут направлены на Святую Гору Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по благословению преподобного Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Целых 14 лет пришлось отцу Иеремии ждать разрешения. Наконец, в 1974 году Патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал троих, в числе которых оказался и отец Иеремия.
В Лазареву субботу 26 апреля 1975 года в Свято-Успенском храме Одесского мужского монастыря проходили торжественные проводы отца Иеремии на Святую Гору Афон. Архимандриту Иеремии была предоставлена честь возглавить в этот день Божественную Литургию, по окончании которой митрополит Херсонский и Одесский Сергий (Петров) с собором духовенства совершил напутственный молебен для отца Иеремии.
+ + +
К моменту прибытия отца Иеремии на Святую Гору украшение всего Афона, похвала Русской Земли, великая Русская Обитель на Святой Горе пребывала поистине в жалком состоянии. От былого величия не осталось и следа: обширная территория поросла диким кустарником, многочисленные корпуса и храмы ветшали и разрушались под действием неумолимого времени и непогоды, но еще более – из-за отсутствия своевременного ухода и ремонта, которыми заниматься было некому. В монастыре вместо былых 2000 тысяч насельников проживало лишь 14 человек братии, большинство из которых были немощные телом (но не духом) старцы. Да и средств на ремонт не было.
К довершению всех невзгод 23 октября 1968 года монастырь постигло еще более страшное бедствие: разрушительный пожар, уничтоживший 70% ветхих монастырских построек. Зловещие последствия этого пожара на десятилетия останутся на облике монастыря. На тот момент в обители находилось только 8 пожилых монахов. Не было ни паломников, ни рабочих, ни молодых послушников. Тем не менее с помощью Божией им и подоспевшим на помощь немногочисленным мирянам удалось остановить распространение огня и не допустить гибели главных соборов и библиотеки. Это событие братия монастыря восприняла как несомненный знак того, что Покров Божией Матери и молитвенное предстательство святого великомученика Пантелеимона не покинут их обитель. В то время в монастыре стала обычной фраза, выражающая веру и терпение святогорцев: «Угасаем по причине нехватки отцов, но верим, что Богоматерь убережет Свой дом».
+ + +
В возрасте почти 60 лет прибыл отец Иеремия на Святую Гору Афон. Первые его слова братии были следующие: «Простите, что прибыл к вам в таком возрасте».
По прибытии в монастырь и зачислении в братство отец Иеремия был назначен на послушание келаря, которое ему было хорошо знакомо еще с Одессы. Убедившись, что он человек благонадежный, Старцы назначили его ризничным и ввели в Собор Старцев монастыря. 10 апреля 1976 года он был избран общим духовником братии.
5 июня 1979 года отец Иеремия утвержден Патриархом Константинопольским Димитрием в должности Игумена Русского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В интронизации принимали участие представители других монастырей Афона. По традиции Прот Святой Горы облачил игумена в архиерейскую мантию, а антипросоп Великой Лавры – главного монастыря Афона – возложил на него панагию и вручил ему игуменский жезл – символ пастырской власти.
После избрания отца Иеремии Игуменом духовником монастыря стал иеромонах Илиан(Ноздрин), ныне – схиархимандрит Илий, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отец Илий поступил в обитель годом позже отца Иеремии и прожил в ней 10 лет.
«Отецъ Иеремия не любит отдавать приказы, – разсказывает иеромонах Керион (Ольховик), благочинный и антипросоп монастыря, – но это отнюдь не значит, что он не управляет монастырем, как думают некоторые. Либо сам, либо взяв одного-двух человек, в исполнительности и послушании которых он уверен, отец Игумен просто сам берется за дело, показывая пример другим. Пилу, лопату, малярную кисть или кирпичи в его руках увидишь чаще, чем игуменский жезл. Однажды, еще в 1980-х годах, он вместе с отцом Ионой – смотрителем Старого Русика – вместе перекрасил крышу соборного храма скита. А ведь отцу Игумену было уже под 80».
Отецъ Игумен принял в 1979 году монастырь с 14 иноками. Уже через несколько лет их количество увеличилось до 20. Однако большинство из них были мало подготовлены к суровой афонской действительности. Этот печальный факт неоднократно отмечается в переписке схииеродиакона Давида (Цубера) с Московской Патриархией и архиепископом Василием (Кривошеиным). Старцы же в силу естественных немощей не могли уже показывать должного примера во всей полноте. По этой причине уставная жизнь начала постепенно расслабляться, несмотря на пополнение обители новыми насельниками. И в это время свою особую роль в поддержании преемственности иноческого подвижнического духа сыграл новоизбранный Игумен Иеремия. Батюшка Иеремия заступил на игуменское служение, пожалуй, в самое сложное и ответственное время, когда едва не пресеклось русское монашество на Афоне, едва не угасла русская лампада на Святой Горе.
При нем в монастыре происходила смена поколений. Пришли новые иноки из России, воспитанные в разных традициях, в разных монастырях, не знающие устава и традиций Афона. Многие возвращались назад. Отцу Иеремии предстояла сложнейшая задача: привести такую неоднородную братию к «общему знаменателю», поддержать богодухновенный устав монастыря, составленный старцами Иеронимом (Соломенцевым) и Макарием (Сушкиным), и воспитать новые поколения на святоотеческих традициях общежития. Став Игуменом, отец Иеремия никогда не выпускал из рук богослужебные и уставные дневники монастырских уставщиков, составленные еще во времена старцев Макария и Иеронима. Все стороны жизни монастыря – от уставных нюансов до разных бытовых ситуаций – он сверял с этими дневниками, благодаря чему монастырю удалось в короткое время возвратиться к добрым традициям и правилам великих старцев.
Он первым приходил в церковь, предваряя даже пономаря. Сам зажигал лампадки, свечи, нередко сам давал начальный возглас и тут же сам начинал читать полунощницу вместо опоздавшего чтеца. Несмотря на свои годы, он никогда не садился во время службы, даже в те моменты, когда это разрешалось уставом. Лишь разменяв десятый десяток лет, он начал иногда сидеть за богослужением. Всегда бодрый и внимательный, он никогда не дремал в храме, внимательно следил за последованием службы, поправляя вполголоса время от времени ошибки и неточности уставщиков и чтецов. Все поучения из святых отцов, чтение которых положено по уставу во время богослужения, неизменно читал сам отец Игумен, пока позволяли ему силы. «Не я вас призвал сюда, – говорил он иногда братии, побуждая к духовной ревности, – но Божия Матерь. Будьте достойны призвания, живите по совести».
Личный пример во всем: в молитве, в подвиге, в труде – вот на чем строил отец Иеремия свое управление монастырем. Не административными мерами и даже не словом, а личным добрым примером собирал и вдохновлял отец Иеремия свою паству. Веруя в Промысел Божий, в Покров Божией Матери и в предстательство святого великомученика Пантелеимона, отец Иеремия начал возрождение духовной жизни в обители.
За 36 лет игуменства архимандрита Иеремии Пантелеимонов монастырь, дошедший до степени самаго крайнего упадка, находившийся на грани полного запустения, буквально восстал из пепелища, обновился и засиял в былом величии и красоте.
За это время реконструированы ветхие корпуса, заново отстроены все разрушившиеся строения, возстановлены двадцать храмов и два собора, построено шесть новых храмов, ранее не существовавших в обители: Светописанного образа Божией Матери, всех святых Русских государей, преподобного Силуана Афонского, всех святых, праведной Еввулы и священномученика Ермолая. Восстановлены пять пустынных келий близ монастыря: Благовещенская, Евфимиевская, Стефановская, Димитриевская и Почаевская. Обновлена обитель Богородицы Ксилургу – колыбель Русского монашества, в которой принял постриг преподобный Антоний Киево-Печерский. Практически завершена реставрация Старого Русика.
+ + +
Учреждены новые монастырские праздники: в честь новопрославленного преподобного Силуана Афонскоаго; праведной Еввулы и священномученика Ермолая; Светописанного образа Божией Матери; в честь Собора всех святых Русских Государей.
Именно при Игумене Иеремии началось в обители почитание преподобного Силуана. Его святая глава, пребывавшая до этого времени в алтаре одного из пределов в деревянном ковчеге, впервые была принесена в Покровский собор и поставлена для всеобщего поклонения. В ризнице был найден свободный старый позолоченный ковчег от других мощей. Занимавший тогда должность портного иеромонах Керион (Ольховик), нынешний антипросоп монастыря в Карее, пошил облачение для главы старца Силуана. В этой ризе святые мощи были помещены в новый достойный ковчег, в котором пребывали более 10 лет. Отец Иеремия, сам почитавший старца Силуана, иногда давал частицы его мощей для монастырей и храмов.
Особо необходимо отметить и празднование в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы. Праздник этот окружен таким почитанием среди братии, что за 10 лет со времени своего учреждения в 2003 году возрос до степени полноценного монастырского панигира. По благословению отца Иеремии в монастыре написаны иконы, составлена служба, освящен храм в честь Светописанного образа и построена часовня на месте явления Божией Матери. В самый день праздника по окончании Литургии сюда совершается торжественный крестный ход и служится водосвятный молебен.
В 2014 году произошло чудо: был обретен сам подлинный негатив Светописанного образа – фотографии, зафиксировавшей в 1903 году явление Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре во время раздачи милостыни. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения, можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких десятилетий упадка не было даже надежды. По словам Игумена Иеремии, «обретениіе негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников».
О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы к Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.
В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа/3 сентября) был также внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви. Образ внесен в официальный список чудотворных икон Афона, а день его памяти является одним из святогорских панигиров. Исключительно важное значение чуда явления Божией Матери, зафиксированного фотографией, отмечал Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, посетивший Пантелеимонов монастырь в 2013 году.
В нынешнем 2015 году принято решение об учреждении празднования Собора святых Отцов Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, цель которого – подвести итог 1000-летнего пребывания русских иноков на Афоне.
По благословению архимандрита Иеремии монастырь возродил духовно-просветительскую и издательскую деятельность. В настоящее время осуществляется большое 25-томное издание, посвященное 1000-летию русского монашеского присутствия на Афоне.
+ + +
В нынешнем расцвете Русского монастыря несомненная заслуга молитв и личных трудов батюшки Иеремии, который принимает личное участие во всех делах: знакомится с документами, регулярно посещает строительные объекты внутри и за пределами монастыря, иногда сам, иногда в сопровождении экономов обители; делает указания, поправки и замечания. Несмотря на свой глубокий возраст и естественные старческие недомогания, он продолжает оставаться вдохновителем и руководителем всей деятельности монастыря, как хозяйственной, так и духовной. Он и не думает о покое. 100-летний старец-игумен неопустительно посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для покупки необходимого продовольствия, желая таким образом оградить братию от выездов в мирскую среду. Отец игумен как словом, так и личным примером не устает напоминать братии о духовной бодрости и внимательном исполнении своих иноческих обязанностей. До сих пор отец Иеремия читает Псалтирь, акафисты и молитвы служебника без очков. Несмотря на немощи 100-летней плоти, дух его полон подвижнической бодрости. «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 103, 33; Пс. 145, 2), – говорит он обычно в ответ на напоминания о возрасте и необходимости поберечь себя.
В настоящее время отец Иеремия является старейшим Игуменом Святой Горы. Будучи столько лет Игуменом такой крупной обители (около 100 насельниковъ), батюшка всегда остается прост в общении и быту, нестяжателен, аскетичен, строг и требователен к себе и в то же время очень добродушен и любвеобилен как по отношению к братии, так и к паломникам. И главное – он за все в жизни благодарит Бога и постоянно молится за всех людей. Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он воистину является подлинным духоносным старцем, через которого и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.
Притягательность отца Игумена связана не только с его благообразным старческим видом, но, прежде всего, с его глубокой духовной рассудительностью, светлым умом, отеческим участием и заботой о всяком человеке, простотой и доступностью в общении.
Но главное качество старца Иеремии – благодатная сила его молитвы и слова. Хотя многие молятся и молятся часто, но не все бывают услышаны. Отец Игумен – один из тех немногих, чьи молитвы слышит Господь и отвечает на них. Он не оратор, не проповедник, но слово его исполнено такой необычайной духовной силы, что сокрушает любое черствое сердце и делает его вместительным для благодати, которую он черпает из сокровищницы своей души, закаленной многолетним подвигом самоотвержения, смирения и послушания.
В наставлениях братии отец Иеремия всегда делает акцент на благодарности Богу, на Евангельской любви друг к другу, на самопринуждении к постоянству в подвиге. По словам отца Игумена, благодарность – есть величайшая добродетель. «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь к стяжению смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же», – говорит отец Иеремия.
Благодаря подвигу старца Иеремии Русская обитель на Афоне, выполняя свое предназначение и совершая непрестанную молитву ко Господу, остается нетронутым уголком Святой Руси как залог ее возрождения.
Наверное, нет такого православнаго христианина, кто не мечтает на своем жизненном пути повстречать подлинного духоносного и опытного наставника и старца. Однако в современном мире таких носителей и учителей живого святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше. Живя в миру, пребывая в постоянной материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы Святых Отцов и нести подвиг внутренней молитвы. Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них одно из ведущих мест продолжает занимать Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где стараниями 100-летнего Игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и молитвенное делание.
Об отце Иеремии говорят:
Схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 1976 по 1989 г. подвизался на Афоне, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, где под началом игумена Иеремии (Алехина) исполнял обязанности духовника обители. Двух выдающихся пастырей связывают узы многолетней дружбы. В связи со 100-летием схиархимандрита Иеремии отец Илий поделился с читателями своими воспоминаниями о нем.
«Для человеческой жизни 100 лет – немалый срок. Вся жизнь человека должна быть в Боге – источнике спасения, вечной радости, вечного покоя души и бессмертия. Христос победил смерть и ад, поэтому для души, пребывающей в Боге, нет смерти. Когда же человек отходит от Бога, он постепенно умирает душой. Каждый человек, сколько бы он ни прожил, имеет только два пути: приближение или удаление от Бога.
Отец Иеремия был всегда с Богом. Многое Господь попустил ему пережить. Промысл Божий закалял его веру. Несколько раз в одночасье рушился окружавший его мир и порядок жизни, гибли близкие и дорогие люди, но он, как Иов, остался верен Богу, не отступил от него. Как Авраам, всю жизнь он скитался с места на место, но не возроптал, а смиренно покорялся Промыслу Божию, и благодарил Бога. И вот он достиг наконец Святой Горы, как Авраам Земли обетованной, и здесь стал отцом множества чад.
Став игуменом Пантелеимонова монастыря, он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя как простой монах, и за это его все любили и уважали. Он никогда не повышает голоса, не кричит на монахов, но хочет, чтобы все было по совести, по любви, по страху Божию. Много служил и служит до последних дней, трудясь, не жалея нисколько своих сил. Никогда не было у него, да и сейчас нет, упадка духа или уныния, несмотря на физическое состояние. И это потому, что ум его и сердце в Боге.
Вся жизнь отца Иеремии всегда с Богом. Он прошел жизненный путь достойно, по-христиански, и достиг высокого духовного уровня».
Архиепископ Берлинский Марк:
Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем связывают 50-летние тесные духовные связи. Здесь он впервые близко познакомился с живым монашеским наследием и мистическим опытом, здесь он получил благословение и на свой монашеский путь. Ему довелось быть свидетелем прибытия 40 лет назад о. Иеремии (Алехина) на Афон. С тех пор между ними завязались добрые и близкие отношения.
«Помню приезд отца Иеремии на Афон в середине 70-х годов. В Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда подвизалась маленькая горстка монахов. Были старые монахи, поселившиеся в начале века, а были и новые, недавно прибывшие из плененной России. Отец Иеремия своим тихим нравом сумел найти правильный, равночестный подход как к тем, так и к другим. Всех он обнял своей отеческой любовью. Когда мы утром перед полунощницей подходили к нему под благословение, мы не могли не чувствовать ту внутреннюю радость, с которой он каждого включал в свою молитву».
Протоиерей Димитрий Смирнов:
«100-летний юбилей отца Иеремии – это огромная веха и для всего монастыря, и для целого исторического этапа нашей церковной действительности. Потому что отец игумен родился еще до революции, начал свой путь из той далекой эпохи, во многом нами не познанной; через свое сердце и ум он пропустил очень много страданий вместе с Церковью и народом.
Я даже не нахожу себя достойным, чтобы выразить ему свою любовь и почтение в связи с этим славным юбилеем, потому что это событие – общероссийского, общецерковного масштаба.
Он окружен любовью, окружен людьми, которые очень его почитают, он всех привечает с такой нежностью и остается главным руководящим звеном в духовной жизни монастыря...»
+ + +
В Покровском соборе русской святогорской обители 21 октября 2015 г. состоялось торжественное праздничное Всенощное бдение св. апостолу Иакову Алфееву по случаю векового юбилея старца-игумена.
Всенощное бдение возглавили митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев). Почтить старца-игумена собралось более 400 паломников из разных уголков Святой Руси, благословенной Эллады и других богоспасаемых мест. Выразить поздравления юбиляру прибыли Игумен афонского монастыря Ватопед схиархимандрит Ефрем и Игумен монастыря Хиландар схиархимандрит Мефодий с сопутствующими братиями, а также представители других монастырей Афона.
Помолиться со всей братией обители за своего Настоятеля прибыли насельники Пантелеимонова монастыря, несущие послушания на его скитах и подворьях. В этот памятный день в стенах монастыря собралась вся братия обители, количество которой в этом году достигло 100 человек. В богослужении приняли участие настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон, настоятель Афонского подворья в Киеве иеромонах Алексий, скитоначальник древнейшей русской обители Пресвятой Богородицы «Ксилургу» иеромонах Симон, служащий иеромонах скита Пантелеимонова монастыря на Крумнице о. Николай, гости в священном сане и служащая братия обители.
Для участия в торжествах прибыли представители дипломатической службы и государственной власти России.
Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий зачитал Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игумену Иеремии и братии обители.
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла
«Его Высокопреподобию архимандриту Иеремии, игумену Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон.
Ваше Высокопреподобие, всечестной отец архимандрит!
Сердечно поздравляю Вас со 100-летним юбилеем.
Господь судил Вам прожить долгую, насыщенную различными событиями жизнь, в которой Вам довелось испытать множество скорбей и лишений. Однако в самых тяжелых обстоятельствах Вы помнили слова Псалмопевца, призывающего: «Возверзи печаль твою на Господа и Той тя препитает» (Пс. 54, 32). Ваше твердое упование на помощь и заступничество Бога Крепкого не было посрамлено.
В этом году исполняется также 40 лет с того памятного момента, как премудрым Промыслом Вседержителя Вам был вручен игуменский жезл и на Ваши рамена был возложен нелегкий крест настоятельского служения в древней афонской обители в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. За минувшие годы немало было сделано во славу Живоначальной и Нераздельной Троицы: ради укрепления традиций иноческого делания, благоукрашения обители, организации приема многочисленных паломников, притекающих к целебной главе дивного угодника Божия.
В грядущем 2016 году исполняется 1000 лет русского присутствия на Афонской Горе. Отрадно, что этот знаменательный юбилей монастырь готовится встретить достойно, являя не только благолепие зданий, но и преемство традиций, ревностно заботясь об их сохранении и приумножении.
Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святого равноапостольного и великого князя Владимира I степени.
Предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и молитвами святого великомученика и целителя Пантелеимона да укрепит милостивый Господь Ваши душевные и телесные силы, продлит Ваши годы и ниспошлет все потребное для дальнейшего непреткновенного шествования по пути спасения.
Призываю на Вас Божие благословение.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ
МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»
МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»
После Божественной Литургии был совершен соборный благодарственный молебен Господу Богу по случаю 100-летнего юбилея Игумена русских святогорцев, по окончании которого было возглашено старцу многолетие.
После общей праздничной братской трапезы, в которой приняли участие более 400 человек, были зачитаны поздравления и вручены награды юбиляру. От имени Президента России Владимира Путина полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Беглов за большой вклад в сохранение и развитие духовных ценностей и православных традиций вручил схиархимандриту Иеремии орден Александра Невского.
Будучи знакомым с о. Иеремией много лет, Александр Беглов присовокупил также личные поздравления и, обратившись к собравшимся на торжества, возгласил многолетие старцу-игумену, которое единодушно подхватил «хор» из 400 человек.
Высокопреосвященнейший митрополит Евлогий от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вручил архимандриту Иеремии высокую награду РПЦ – орден Святого равноапостольного князя Владимира I-й степени.
Орден преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских от имени Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, вручил схиархимандриту Иеремии митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий.
Митрополит Сергий также преподнес отцу-игумену переданную лично от вл. Онуфрия большую просфору, вынутую о его здравии.
Генеральный консул Российской Федерации в Салониках Алексей Попов от имени консульства подарил батюшке Иеремии икону святого пророка Божия Иеремии.
Поздравил игумена Иеремию со 100-летним юбилеем и специально прибывший на Афон консул – руководитель Консульства Украины в Салониках Александр Воронин. В поздравительном слове он отметил тесную историческую связь многих иноков Пантелеимонова монастыря с Украиной, где долгие годы жил и работал о. Иеремия, а также подчеркнул, что «духовная связь Святой Горы Афон с Украиной имеет более чем тысячелетнюю традицию, связанную с Киево-Печерской Лаврой, запорожским казачеством, духовными пустынями Карпатских гор». Кроме того, консул передал официальное поздравление схиархимандриту Иеремии от Министерства культуры Украины.
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, как председатель Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, вручил от имени православного казачества архимандриту Иеремии икону святителя Тихона исповедника, Патриарха Всероссийского.
Игумен Афонского монастыря Ватопед схиархимандрит Ефрем выразил Игумену Русской обители благопожелания от имени братства Ватопедского монастыря и преподнес в дар о. Иеремии напрестольное Евангелие в окладе.
Поздравления и благопожелания юбиляру высказал народный художник России Василий Нестеренко. В дар Игумену он преподнес портрет самого о. Иеремии, названный художником «Афонское благословение».
От имени Благотворительного фонда восстановления Пантелеимонова монастыря всем присутствующим были розданы памятные медали в честь 100-летнего юбилея Игумена русской обители на Афоне о. Иеремии.
По материалам портала
«Русский Афон»
«Русский Афон»
Спасаться надо путем трудным – любовью
В этом году мне посчастливилось дважды побеседовать с отцом Иеремией. В пасхальные дни он передал через меня пасхальные пожелания всем православным людям и кратко ответил на мои вопросы:
– Желаю нашей России и всем православным людям терпения, смирения, и все мысли надо обратить к Богу, чтобы мысль человеческая была в Боге. В этом наше спасение. Иначе нет спасения. Мы отстали от Бога, забыли многое. Вот наша мысль: надо сейчас повернуть свои мысли к Богу. В этом наше спасение.
О войне на Украине:
– Без воли Господа ничего не бывает. Господь посылает, и, значит, есть за что. У человека иногда есть гордость забыть. За это Господь иногда посылает.
– Я помню, мой духовный отец архимандрит Кирилл говорил, что Великая Отечественная война была послана за наши грехи, за отход от Бога.
– Да, за грехи, за нашу гордость. Возгордились, присвоили себе какую-то власть. Это все пропало. А надо на волю Божию положиться. Без воли Божией ничего не бывает. Господь держит все до времени. А может так же в один момент все пропасть.
– Что бы Вы пожелали молодым людям, которые еще не пришли к Богу?
– Молодым я желаю, чтобы они свою мысль, такую молодую, не вовлекали в разные игрушки, потому что сами увлекаются, а надо держать мысль в Боге. В этом спасение.
Пожелаю вам всем здоровья, спасения. Дай Бог, чтобы Господь Вас управил на всех путях жизни на путь праведный. Храни Вас Господь. Без Бога никуда…
Накануне знаменательного юбилея отца Иеремии я вновь удостоился краткой беседы с ним.
– Молодежь у нас разная. Одни молятся в храмах, стараются жить по заповедям Божиим, а другие... даже говорить об этом не хочется.
– Нельзя совместить молитву и нехристианский образ жизни, если мы идем по пути Божьему. Мы должны молиться. Как Господь предупредил: это – Кесарево, а это – Божие. Так и надо идти по жизни. Когда же хватаемся за все... Этого не надо делать. Надо одним путем идти. Иначе спасения не будет. Спасаться надо путем трудным – любовью. Чтобы люди друг друга любили, помогали друг другу, наставляли на путь Божий.
Желаю этого всем русским людям, потому что Россия держится, пока держится. И, слава Богу! Господь укрепляет ее.
Желаю Вам и всем православным христианам хранить любовь друг к другу.
Я спросил отца Иеремию, какое качество он более всего ценит в людях. Он почему-то не ответил на мой вопрос и перевел разговор на моего отца, которому в этом году тоже исполнилось бы 100 лет.
– Как звали его? – спросил батюшка.
– Николаем, – ответил я и подумал, что, наверное, не случайно он перевел разговор на совсем другую тему. И я понял, что он будет молиться за моего отца.
– Желаю вам здоровья, Ангела-хранителя, всегда поминайте его, потому что без Ангела-хранителя жизнь плохая. Он охраняет и наставляет на путь праведный. Дан каждому человеку Ангел-хранитель, и по его пути мы должны идти. Бог в помощь вам!
– И такой путь каждому человеку? – спросил я.
– Да, именно так... – сказал, прощаясь со мной, отец Иеремия.
Ответ на свой вопрос я получил в словах батюшки в день празднования его юбилея. Обращаясь к собравшимся, он произнес простые и самые важные слова: «Сказал Господь: да любите друг друга, и да будет между вами любовь – это самая главная заповедь. Без любви нет спасения. Но любовь невозможна без самопожертвования и креста, а крест – без смирения и терпения. Терпение, любовь и смирение – вот путь христианина, ведущий в Царство Небесное...»
Всех этих качеств нам всем крайне недостает. И своим 100-летним живым примером схиархимандрит Иеремия указывает людям путь к спасению.
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ