От освящения Царского храма в Рязани до Царских дней в Сасово
Длительные крестные ходы с непрерывной молитвой и возможно частым служением литургии, похоже, становятся центром современной живой религиозной жизни русского народа.
Нигде на совершается такого длительного погружения в напряженную духовную жизнь множества мирян, монахов, священников, представляющих многие регионы, епархии России и ближнего зарубежья.
Волны благодати, исходящие от такого летящего с иконами и молитвой духовного воинского строя, вызывают сильнейшее покаянное чувство во всяком отзывчивом сердце. На нецерковных, но окончательно не очерствевших людей они производят ошеломляющее впечатление, оставляя глубокий и, верится, благодатный след в душе – образ иного мира, иного способа жизни, надежду и даже желание подражать…
«Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух и самую землю как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати…» (Скрижали 245).
Если церковные, государственные структуры, СМИ и т.д. действительно желают возрождения России, они должны всячески содействовать организации, проведению, росту крестных ходов. Если кто-то ставит цель лишить нас сильнейшего средства возрождения, он должен мешать, отговаривать, выискивать поводы, проблемы, трудности, искушения (которые есть везде) и тормозить их проведение. Выбор остается за нами – и пусть каждый проявит здесь свое истинное лицо.
«Крестные ходы спасут Россию», – эта фраза становится ныне крылатой. Так спасем же Россию, соделаем ее «причастной Божественной Благодати»!
Предсказание старца исполнилось
На аналое благоухает икона Царя, она пришла сюда Крестным ходом Курск-Дивеево. Это мироточивый чудотворный образ, который обошел полмира. Из Царского Села доставлены дивные портреты Цесаревича Алексия, их раздадут верующим. Светлый русский отрок из глубины столетия смотрит на нас своими чистыми, проницательными глазами: «Где вы, что с вами, куда идете? Господь судил мне быть вашим Царем, а вы не дали мне…»
Но совершается покаяние, созидаются новые храмы, освящаются в честь Царственных мучеников, как и сегодня, здесь, в Рязани на Царско-Никольском предприятии.
«Святая Царская семья, – говорит отец Игорь, новый настоятель, – это образец верности Богу, небоязни искушений. Святой Царь Николай – венчание всех русских царей, в нем воплотилось все самое лучшее в них.
Многие чудеса сопровождали строительство храма, но самое яркое – это чудотворный образ Государя Николая Александровича. Именно отсюда он начал свое шествие по России и миру, облетел Крестным ходом нашу страну вдоль границ, был во многих горячих точках…»
Завершилась Божественная Литургия. Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел поздравляет всех с праздником. Подходим ко Кресту. Владыка каждого крестообразно благословляет и дарит иконку.
На празднике присутствовал, молился, причащался святых Христовых Таин советник губернатора Рязанской области Г.И. Шпака Александр Петрович Солуянов.
В этот памятный день исполнились сказанные несколько лет назад слова дорогого батюшки старца Кирилла Павлова о том, что ко дню освящения Храма чудотворная икона Царя, которая отсюда начала свой путь по всему миру, снова придет в Храм. Так оно и произошло.
Незабываемы были встречи на Рязанской земле: со священством и прихожанами других храмов, храма села Срезнево, где обитает и молится старица Мариамна. Сколько любви, тепла, родственных чувств подарили нам на Рязанской земле!
«Сто лет город не видел такого»
Собор. День первоверховных апостолов Петра и Павла. Настоятель Свято-Троицкого Собора города Моршанска отец Владимир приветствует администрацию города, участников Крестного хода, всех богомольцев. Речи, приветствия, пожелания были исполнены необыкновенной душевной теплоты. Видно, как ликовала душа настоятеля собора отца Владимира: «Милые мои собратья!» – то и дело обращался он к собравшимся.
Ровно месяц, с 11 июня, начала пути, по 11 июля провели крестоходцы в состоянии поста, и вот сегодня – «вторая Пасха», ликование, радость невиданная.
Мы, представители редакции «Руси Державной», подключаемся к началу второго, Царского этапа Крестного хода.
«Все эти дни город жил удивительно яркой духовной жизнью, – выражает свои чувства глава администрации Геннадий Викторович. – Наверно, более ста лет город не видел такого».
В Моршанске, как и во многих местах по пути следования Крестного хода, складывается симфония власти светской и духовной. Верим, что разрастется она в симфонию властей в масштабе всего государства Российского, если будет покаяние народа, труды и молитвы каждого в полную меру сил.
«Отрадно видеть, как после той пены, которая возникла на обломках нашего разрушенного государства, во власть опять приходят русские православные люди, – сказал организатор Крестного хода Юрий Иванович Шишков. – И пока во власти будут находиться русские православные люди, вместе с Церковью Россия будет непобедима!».
Удивительны встречи на Крестном ходе. В соборе мы познакомились с атаманом станицы Баклановской Боглачевым Александром Тихоновичем. Дед его, Трофим Иванович, рослый крепкий казак, состоял в личной охране Царя.
История таинственным образом повторяется. Дед охранял Царя, а внук охраняет чудотворную икону Царя. У казака чудная ясность в голове, коротко и понятно: «Мы – воины Иисуса Христа, Царя Небесного. Ему и служим». В соборе – порядок. Дай Бог, чтобы такой порядок был и во всей Русской земле!
Людская очередь к иконам Крестного хода начиналась у храмовой иконы Державной Матери Божией (именно здесь – не ближе и не дальше) и завершалась у нашей походной мироточивой Державной иконы, которую нес Юрий Иванович Шишков, и иконы Николая Чудотворца, покровителя путешествующих. Дольше обычно задерживались у нашей Державной иконы люди, особенно усердно молились перед ней.
Храмовый Державный образ Матери Божией в массивном киоте как бы направлял людей к походному Державному образу, носимому на груди, мимо плаката со словами Христа о Себе: «Я есть путь». Матерь Божия безмолвно говорила нам: «Хотите Державы – идите в крестные ходы, идите с иконами и молитвой по Русской земле…»
Крестный ход уходил из Моршанска, оставляя позади себя шлейф молитвы. Провожающие шли сзади, на некотором отдалении и уже сами пели: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Огонек Иисусовой молитвы возжигался в городе. Они пели, кланялись, плакали.
Некоторые старушки, забыв о своих летах, все еще бежали за крестоходцами. Многие продолжали стоять на обочине на коленях, глядя вслед Крестному ходу. Плакал пожилой мужчина, приложившись к нашей иконе Николы Великорецкого. «В добрый путь, счастья вам», – от сердца были его слова. С какой верой прикладывалась женщина с младенцем под сердцем, и больной, прося исцеления от недуга пьянства.
Нет, жива Русь! Скажите, где еще, в какой стране мира, несмотря на все бури предыдущего века и нынешний разгул сатанизма, сохранилась такая вера, такое благоговение перед святыней!
Вспомним, на Великорецкий крестный ход едут уже со всего мира: из Японии, Соединенных Штатов, Испании, Германии… Свидетельствуют святость нашей веры, принимают святое крещение.
На выходе из города дорогу устилали полевыми цветами, травушкой. Плыли в воздухе иконы, покачиваясь на носилках, на километры освящая во все стороны местность.
В Моршанске, как и во всех городах и селах России, продолжает идти духовный бой, как говорят, не на жизнь, а на смерть, бой за души людей.
По сути, в одно и то же время вошел в город Крестный ход с Божественными иконами и въехали аттракционы с изображением мерзких чудовищ и надписью «демоны» на английском языке. Чудовище держало в лапах принесенного им в жертву ребенка. Все обнажено до предела, и зло уже не маскирует себя. В храме Божием – иконы Крестного хода, и в двух-трех сотнях метров от него – бесовские аттракционы. Между ними – детская площадка с песочницей, взрослые и дети. С одной стороны, колокольные звоны, с другой – тяжелые, глухие удары ритма, звукосфера и шумосфера, Бог и диавол, колокола очищают пространство, а бесовская «музыка» засевает бациллами зла. Куда пойдут дети, куда поведут их взрослые? Идет духовный бой за души людей, за детей наших, за спасение. Проиграем его – будем обречены на гибель вечную.
«Крестные ходы – школа православия»
Среди встречающих в селе Давыдово пожилой человек Юрий Семенович: «Мои дедушка и бабушка Тарас Николаевич и Дарья Яковлевна Еремеевы ходили пешком, как и вы, ходили в Киев поклониться святыням, – рассказывает он. – Я вставал, вижу, дедушка молится, засыпал – дедушка молится. И великий труженик был». Старожилы села помнят рассказы о том, как ходили с молитвой их земляки и во Святую Землю. Вот и соприкоснулось наше крестное хождение с теми давними походами русских паломников к святыням православия, выстроилась нить традиции.
Всю свою жизнь на земле как непрерывный Крестный ход воспринимает раба Божия Римма, ей 75 лет. «Встаю с молитвой, ложусь с молитвой, иду куда-нибудь и молитву читаю, – говорит она. Вот и дал ей Господь девять дочерей, все институты пооканчивали, 38 внуков, 9 правнуков. Берегут Господь и Матерь Божия ее большую семью. Перед недавним взрывом в московском метро уговаривала попутчица одну из ее дочерей сесть в тот самый вагон, но она отклонила предложение…
Полине Ивановне - 86 лет, ее стараниями поставлен крест на месте разрушенного храма, сейчас она хлопочет о часовне.
На следующем привале мы познакомимся с монахиней Михаилой. Ее отец, иерей Иоанн Сидорин, был расстрелян. Новомучеником стал и моршанский епископ Павел, посвятивший о. Иоанна в диаконы. Люди, судьбы. Русь в ее исторической глубине, связи времен, сокровенности раскрывается перед нами.
Мужчина за рулем – встречная машина остановилась на обочине, и другие зрители, они буквально впивались в лица крестоходцев, пытаясь что-то понять, что-то в душе их происходило. Крестный ход приносил совершенно другой образ православия, к которому они не привыкли: православие – это не некие немощные старушки, не дома престарелых, не удел отживающих свой век людей. Нет, православие может и должно быть другим – активным, энергичным: колонна, в основном молодых людей, движется стремительно, иконы во всю грудь крестоходцев. По лицу ручьем течет пот, но упругий и бодрый у них шаг, на лицах многих – радость…
И вот для зрителя идет восприятие безценной духовной информации, осознание того, что русский человек может находиться в ином состоянии, и вот он, в этом состоянии, проходит сейчас мимо них.
Рассказывали, значительную часть пути прошел с крестоходцами полковник с сыном. Опытный, повидавший и испытавший многое на своем веку человек, убежденно сказал: «Крестные ходы – это школа православия, школа мужества».
Волны благодати
Березы аркой склонились над нами перед входом в лесной храм. Далее поле. Идем по зеленому ковру, сотканному из полевых цветов. Цветы – остатки рая на Земле. Полевой ковер – это напоминание об утраченном рае, к которому мы все должны стремиться. Адам вместе с Евой были изгнаны из рая, начали взывать к Богу, молиться о помиловании. Так и мы вторим этому Адамову взыванию: «Господи, помилуй нас, грешных!». И начинаем ощущать, что находимся в ряду десятков поколений людей, объединенных тем, что все мы – братья во Христе, братья во Адаме, что у нас общая доля, общая земная судьба – каяться во грехах, душу свою спасать, ближних спасать, стремиться к Царству Небесному.
Открывается долина, неоглядные дали, внизу село. Это старинное село Рысли Моршанского района. Дорогу нам устилают цветами, жители опускаются на колени, крестятся: «Господи, помилуй нас!» Плачут, некоторые рыдают. Волна благодати Крестного хода вызвала в них такое сильное покаянное чувство.
Покаяние, которое несет с собой Крестный ход, волной окатило этих женщин, стоящих на коленях, и они зарыдали, и обратная волна покаяния охватила крестоходцев, и слезы выступили у них на глазах.
«Это что-то фантастическое», – сказал о нашем Крестном ходе опытный, много повидавший за годы своей профессиональной работы, трудившийся еще с митрополитом Питиримом фотохудожник Владимир Николаевич Семин.
Дорога круто идет в гору, печет солнце, невыносимая жара, 35 градусов в тени, пот заливает лицо, заливает глаза, дорога неровная, размытая дождями, глубокие рытвины. Особенно трудно тем, кто несет носилки. А нужно еще и петь молитву, сохранять строй, многим выполнять дополнительные послушания. Одному из братьев, он просил не называть его имени, очень непросто, семь операций на глазах, временами он практически ничего не видит, идет наугад.
Проблем хватает, не нужно их только усугублять. К сожалению, первым лицом Крестного хода, его духовником, вызваны были тяжелые искушения в среде паломников на всем протяжении пути: этот человек не признавал чудес, являемых милостью Божией к нам, грешным, через святые иконы, в частности, через икону Царя, называя их «лжечудесами». И трудности, с которыми столкнулся Крестный ход, резко усилились. Как бы хотелось верить, что духовные проблемы будут этим священником разрешены и не станут препятствиями на пути спасения.
Царские дни
Перед днем памяти св. Царя-Великомученика Николая Александровича и всей Царской Семьи объявлен пост – хлеб и вода. Постятся крестоходцы, молятся. А молятся они всегда: в пути, во время богослужения; просыпаешься в пять утра – многие уже на коленях перед иконами, с молитвословами в руках; ночью зайдешь в храм – молятся, кладут неспешно земные поклоны; вернешься на ночлег в здание школы в половине третьего ночи – читают акафист.
И вот самый день памяти Царя, всей Царской Семьи. Город Сасово Рязанской области. Совершается Божественная Литургия. Слезы на глазах крестоходцев, скупые мужские слезы.
Хранитель иконы Царя врач Олег Иванович Бельченко рассказывает жителям города об этой иконе, о благоухании, мироточении, чудесном исцелении людей от нее… Великую благодать явил нам Господь через эту икону на Сретенье Господне 15 февраля 2000 года. Тогда икона была в Одессе, и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел причислял Государя и его благочестивую семью к лику местночтимых святых. В это время на престол сошел благодатный огонь – вне Иерусалима, вне Пасхи. И вот эта удивительная икона сейчас в Сасово, и рязанцы могут молиться перед ней. В эти Царские дни город Сасово посетил губернатор Рязанской области Г.И.Шпак, приложился к чудотворным, мироточивым образам.
В 2003 году на Крестном ходе Курск – Дивеево после Божественной Литургии, панихиды на Куликовом поле по погибшим защитникам Отечества, после проникновенного концерта духовных и патриотических песнопений одного из паломников охватило радостное чувство неколебимой уверенности в пробуждение России. Оно не было похоже на состояние, которое может вызвать у православного человека настороженность, и он поделился этим с другими.
В нынешнем Крестном ходе чувство это, мысль эта получают новые подтверждения. Покаянные слезы людей. Слова «единство», «объединимся в молитве» и т.п. становятся ключевыми в общении людей, и это невозможно не заметить. Единство проявляется и во взаимодействии светских и церковных властей - на местном уровне.
Как бы нам уберечь эти, пусть робкие пока ростки новой России от бурей века сего? Потрудимся, православные, чтобы пасхальная радость вновь посетила всю нашу Русскую землю.
Владимир ТАНАКОВ