В 1987 году любительский «Театр-студия на Чеховской» под руководством Михаила Щепенко и Тамары Басниной, носивший с 1982 года звание «Народный театр», получил статус профессионального и стал называться Московским театром русской драмы «Камерная сцена».
В репертуаре театра - пьесы по произведениям Гоголя, Шмелёва, Чехова, А.Н.Толстого, Чарской, Одоевского, Вл. Соллогуба, Вампилова, Твардовского… Это - спектакли «Царь Фёдор Иоаннович», «Куликово поле», «Муромское чудо», постановки для детей «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Фантазёры»… За художественные достижения театр отмечен многими правительственными и церковными наградами. Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» удостоился премии Москвы в области литературы и искусства, а создатель и художественный руководитель театра - Михаил Щепенко был отмечен как лучший исполнитель мужской роли на Международном фестивале «Славянские встречи».
В спектаклях театра русской драмы соединились традиции русской классической литературы и духовной культуры России. В работе режиссёра и артистов театра чувствуется внимательное отношение к простому народу. В стремлении их восстановить историческую правду прослеживается поиск духовной составляющей народной жизни.
«Наш народ является великим не только потому, что он велик числом, но и потому, прежде всего, что у него великая культура и великая литература, которую Томас Манн назвал святой», - говорит создатель и руководитель театра заслуженный деятель искусств России М.Г. Щепенко.
С 1999 года театр русской драмы является учредителем и организатором Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма», который охватил в последние годы территорию от Камчатки до Калининграда, от Белого моря до Средней Азии. В ноябре 2009 г. театр провёл XI Московский всероссийский фестиваль, посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Его участниками стали детские и молодёжные театральные коллективы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, вузов. Их спектакли поставлены на основе русской классической и современной драматургии. Основной целью фестивалей является воспитание в подрастающем поколении стремления служить своему народу и Отечеству средствами театрального искусства, утверждение в творчестве духовно-нравственных идеалов, лежащих в основе всей русской культуры.
Театр активно занимается воспитательной работой в детской и юношеской театральной студии. Профессор М.Г. Щепенко ведёт актёрский и режиссёрский курсы Ярославского Государственного Театрального Института и читает лекции в Московском Государственном Педагогическом Институте. При театре работает всероссийская творческая лаборатория для режиссёров России и ближнего зарубежья и постоянно действующий семинар для руководителей театральных коллективов Москвы и Московской области, в котором принимают участие священники, учителя, педагоги, журналисты.
1 декабря 2009 г. в театре русской драмы состоялась премьера спектакля по произведению Александра Николаевича Островского «Сердце не камень». В этом спектакле противопоставляются два образа: женщина удалая и разгульная и женщина, обратившая свои душевные силы на мирную заботу о семье и помощь нуждающимся. Одна говорит: «Бери от жизни всё!», «Живи в своё удовольствие, красуйся!», а другая мыслит иначе: «Что мне в этом богатстве да красовании?».
Во времена Островского этот спектакль не пользовался успехом, но сейчас становится актуальной тема женщины, которая не пошла путём эмансипации. И что же оказывается? Героиня спектакля, которая казалась простоватой и закрепощённой, проявляет в сложнейшей жизненной ситуации непоколебимое мужество и стойкость в своих нравственных христианских идеалах. Она умело распознаёт, что против неё затевается подлость. Её племянник, борясь за дядюшкино наследство, ищет путей «убрать с дороги» тётушку и получить всё целиком. Он подговаривает дружка, чтобы тот закрутил любовную интригу с доверчивой женщиной и ревнивец-дядька прогнал супругу со двора. Но оборачивается всё совсем наоборот: интриганы попадаются в сплетённые ими самими сети и терпят позорное разоблачение. А наша героиня с подобающим ей спокойствием принимает трепетное уважение и доверие некогда сурового мужа и его богатое наследство. А деньгами распорядится она умела: из их дома никто не уходил голодным и необласканным тёплым словом. А своей помощью бывшим недругом героиня показывает истинную любовь к ближнему.
А.Н. Островский, знаток человеческих характеров, тонко чувствовавший внутренние течения своей эпохи, показывает в этом произведении человека, способного своей простой жизнью преображать вокруг себя всё. Благодаря скромной женщине высвечиваются человеческие пороки и злые помыслы, а неправда, пытавшаяся укорениться в людском сознании, трепещет и отступает. Возможно, кто-то обвинит авторов спектакля в идеализации образа, но тут же история выводит реальных людей, живших в свою эпоху подобно героине Островского. Это княгиня Маргарита Тучкова-Нарышкина, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, поэтесса Елизавета Кузьмина-Караваева…
Работа театра русской драмы «Камерная сцена» и православных театральных коллективов вовсе не камерная, она уже становится значимой составляющей духовного воспитания детей и молодежи. Возможно, это один из путей для современного общества, который ведёт к познанию и утверждению в человеческих душах православной веры, нашему укреплению в любви к ближнему, справедливой гордости своей национальной культурой.
Ирина УШАКОВА