Крестный ход по Енисею начинается в этот святой и великий для России день. Мы становимся свидетелями и участниками третьего крестного хода "Славянского ковчега" по водам Енисея (два предыдущих были в 2000 и 2005 годах); просвещения енисейских краев молитвой, словом, культурой; апостольского служения в апостольский пост.
"Нам нельзя не странствовать по России… потому что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее, и ее чудеса, и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик, ее органическую цельность; и более того: чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога - и в природе, и в ее истории…" Это слова русского мыслителя, писателя Ивана Ильина, и лучше, наверно, не скажешь.
Тем более "нельзя не странствовать по России", когда речь идет об апостольской миссии, о втором крещении Руси.
Красноярск, 21 июня 2009 года, празднование всех святых, в земле Российской просиявших (а через день будет праздник и всех сибирских святых). Теплоход "Александр Матросов" отходит от берега под волнующие звуки марша "Прощание славянки":
И снова в поход труба нас зовет.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская земля!
Земная Церковь воинствует, но и небесная, торжествующая Церковь - родные нам сибирские святые и все русские святые - молит Господа вместе с Пречистой о спасении России. Как "священный бой" Великой Отечественной начался в день всех русских святых и увенчался великой Победой, так и ныне духовный бой - крестный ход по Енисею начинается в этот святой и великий для России день. Мы становимся свидетелями и участниками третьего крестного хода "Славянского ковчега" по водам Енисея (два предыдущих были в 2000 и 2005 годах); просвещения енисейских краев молитвой, словом, культурой; апостольского служения в апостольский пост.
Святые Кирилл и Мефодий дали нам азбуку, чтобы познавать Слово Божие, равноапостольный Владимир крестил Русь. Православные воины, наследники Ермака, прошли по Енисею, поставили первые храмы. Века и тысячелетия дремавшая земля озарилась светом веры. Семидесятилетие безбожия и годы гонений, казалось, испепелили все вокруг, но вот совершается второе крещение Руси, и на крови новомучеников созидаются новые храмы, и святые косточки невинных страдальцев, которые хранит в себе земля, становятся прочнейшим основанием нового возрождения Руси, России.
И ныне "наследники святых Кирилла и Мефодия на земле Сибирской" (так именуются участники плавания) продолжают традиции славянских просветителей в новых условиях и на новых пространствах.
Каждый даже самый малый грех одного человека влияет на судьбу всего мира. И каждое доброе дело, мысль, молитва влияют на его судьбу - уже в положительном направлении.
Такое же масштабное предприятие, как крестное шествие по Енисею, по центральной реке России, благословленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и возглавляемое двумя святителями воссоединенной Русской Церкви - архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом, с благочинными округов, множеством священства, церковнослужителей, представителями администрации, с двумястами паломниками из городов России и дальнего Зарубежья имеет неоценимое, историческое значение для Красноярского края и всей Сибири, для России, всего православного мира и всего мира.
Это был возглавляемый святителями православный десант, который совершил путь от Красноярска и Енисейска, "отца городов Сибирских", до северных наших земель, омываемых водами Ледовитого океана, а затем и обратный путь и провел исключительно важную многообразную созидательную работу.
Совершилось двухнедельное плавание по великой сибирской реке (там, где расположен географический центр России) с крестными ходами в городах и селениях, Богослужениями, молебнами, панихидами, крещением (на корабле, в храмах и под куполом неба), освящением крестов, часовен, источников, мест для строительства церквей. Духовным трудам сопутствовали многочисленные лекции профессоров из крупнейших городов России, круглые столы, творческие встречи, социологические исследования; дивные концерты молодежных православных хоров Красноярска, солистов краевого театра оперы и балета, исполнителей духовных стихов и народных песен, инструментальных ансамблей; встречи с администрацией городов, поселков, районов, с жителями - чудесными светлыми, мужественными людьми, населяющими эту срединную Сибирь. Это было настоящее человеческое общение, когда в первом встречном видишь брата, родного, любимого человека и радуешься: вот она, необъятная русская земля, и всюду родные тебе, и крепнет в тебе вера, что все-таки жива Русь, ничто ее не сломило.
Этот крестный ход был поистине пиром русской души и русского духа!
Низкий поклон святителю красноярской земли архиепископу Антонию, руководству края, всем, кто с Божией помощью готовил и проводил его, - за организацию этого чуда!
Вершиной этого незабываемого путешествия стали Заполярье, Дудинка и Норильск. "Родной отец наш, мы очень рады видеть Вас на нашей земле" - такими словами встречали святителя Красноярского края долганы. "Древние народы всегда обращались к небу, а нынешнему народу очень нужно благословение и Божие слово", - говорили при встрече энцы.
Важнейшим событием стало освящение памятника святителю Николаю Чудотворцу, покровителю путешественников, моряков. Место выбрали в порту, на высоком берегу Енисея.
Звучат вдохновенные слова владыки Антония: "Этот удивительный, прекрасный град Дудинка. Это действительно порт, заслуживающий всемирного внимания всех моряков. О таком порте мечтали и мечтают многие, он оснащен новейшей техникой, здесь новейшие корабли. И это особенно важно сегодня, когда Россия в наибольшей степени приобщается к цивилизации всего мира.
Я несказанно рад, что по доброй воле начальствующих в этом порту воздвигнут памятник покровителю моряков, помощнику в бедах, заступнику, величайшему угоднику Божию святителю Николаю Мирликийскому, и сегодня совершается его освящение. Привнесем в это событие наши молитвы, чтоб этим жизнь наша и утверждалась.
Молитвами святителя Николая будет утверждаться град Дудинка, этот порт. И тем мощнее, тем величественнее будет наше Отечество, наша любимая Россия".
Архиерейский хор поет тропарь святителю Николаю - медленно, протяжно, трогательно. В него вплетаются гудки кораблей…
"Освящается памятник сей, сооруженный в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, просветителя вселенныя и покровителя речного, морского дела во исполнение заповедей Божиих, во утверждение жизни на месте сем окроплением воды освященной…", - вновь слышится голос владыки.
Здесь, за полярным кругом, в порту мирового значения, на этих просторах мы особенно сильно ощутили величие России, духовную суть ее необозримых пространств, ее океаническую стать.
Всюду, на всяком месте во дни нашего крестного шествия владыка Антоний не уставал повторять: "Во утверждение жизни на месте сем…". Жизни, а не смерти, не убийств, самоубийств, разводов, о которых так глубоко скорбит сердце владыки. Святительским гласом своим, молитвой, святительской десницей своей утверждает он жизнь в Центральной Сибири.
У памятника-часовни жертвам политических репрессий мы поем "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим" и троекратно кланяемся до земли.
В молитву освящения крестов, часовен, мест для строительства храмов, совершаемую святителем красноярской земли архиепископом Антонием и посланцем Зарубежной России епископом Михаилом, собором священников епархии, вплеталась и наша молитва - посланников многих городов России и Зарубежья.
Норильск, Заполярье. Удивительная земля, здесь ночная молитва совершается при солнце.
"Храм в Норильске - это чудо, которое Господь сотворил за полярным кругом, где жизнь начиналась со стона, с плача и со страдания", - говорил нам еще на пути сюда благочинный о.Михаил. - Огромный собор, который может украсить любой город. И это за полярным кругом, на вечной мерзлоте, здесь совсем другие приемы, другие технологии строительства. Храм посвящен иконе Божией Матери "Всех скорбящих радость", ибо жизнь на этой земле была Голгофой для сосланных сюда. Они были сосланы только за веру. И здесь творилась молитва. И они уходили в вечность, призывая Имя Божие. Матерь Божия услышала их молитвы и, чтобы утешить, сотворила этот огромнейший собор.
Ныне еще одно событие: десять лет православной гимназии. Огромнейшее двухэтажное здание. Кто-нибудь думал или мечтал, что за полярным кругом будет православная гимназия, и в этом году - десятый выпуск!"
Литургия в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". Владыка Антоний поздравляет всех с праздником, вновь вспоминает: "Мы установили прекрасный памятник святителю Николаю Мирликийскому. Надо сказать, это редкое явление. Я просто был восхищен. А дальше предстоит установление крестов на мысе Челюскин, на окраинах нашего государства. Это очень важно. Границы России определяются не только пограничными столбами, но и символами обозначенной нашей веры, нашего православия - крестами православными, которые повсюду сегодня по окраинам государства утверждаются. И здесь, на нашем Крайнем Севере тоже будут кресты".
Поминовение усопших. Мемориальный комплекс - шахта "Шмидтиха". Молимся "о всех убиенных, замученных, репрессированных на месте сем и в иных местах и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному".
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
На часовне табличка:
Здесь Отчизны мысль и честь
Выбивались на излете.
Сколько вымерло в болоте -
Никому уже не счесть.
Ю. Бариев
Это Норильлаг. Поем вечную память "всем убиенным и замученным на месте сем".
На плите у креста: "Жертвам политических репрессий - узникам норильцам с покаянием".
На выходе - надвратная часовня, колокол. Каждый из нас, уходя с этого места, бил в колокол. И поминальный и покаянный колокольный звон долго плыл над Норильском, над всей северной русскою землей.
Норильск - вершина крестного пути "Славянского ковчега".
Здесь Северная Голгофа.
День молодежи. К ним, собравшимся на площади, к будущему России, обращается Архиепископ Антоний: "Я бы назвал сегодняшний день счастливой минутой своей жизни. Незабываемое впечатление всякий раз, как посещаешь эту землю. Кто впервые на Севере, в Норильске, тот в первую очередь восхищается мужеством людей, которые живут здесь, когда зашкаливает вниз градусник… Западная Европа, почти весь мир перенаселены, а здесь свобода. Простор для самых сильных, самых умных, самых деятельных...
Мы от Бога, мы из космоса, из того мира, в котором не было греха.
Патриотизм, патриотические чувства обязательны, они необходимы, иначе мы будем просто растоптаны, будем уничтожены, окружающий нас мир смотрит на нас, каковы мы в своем единстве. Вера православная - она являлась и будет всегда основанием и утверждением нашей России".
Владыка Михаил передает низкий поклон и привет от детей и юношей Западной Европы - "витязей", которые и ныне сохраняют русские традиции, русский язык. "Когда-нибудь вы встретитесь", - говорит он.
Юные паломники "Славянского ковчега" из детско-юношеского хора "София" вдохновенно исполняют перед сверстниками духовный стих "Русь называют святою". Чистые юные голоса, светящиеся лица. И вот здесь, на площади в центре города, в сердца и души юных норильчан, находящихся еще в плену разрушающей масскультуры, вкладывается весть о святости Руси, о ее высоком предназначении. Пусть же эти чистые звуки будут жить в их сердцах…
Божественная литургия в дивном храме за полярным кругом, поминальный колокольный звон над Норильском, чистые детские голоса, как и уверенный голос владыки, укрепляли нашу надежду на возрождение этой северной земли, всей нашей России.
Мы уезжали из Норильска. В храме "Всех скорбящих радость" шла вечерняя служба. Прозвучала молитва к святым Царственным мученикам… В углу стонал бесноватый. Духовный бой продолжался. Бой за возрождение Заполярья, Сибири, России.
Чувствовалось, что дремлют в норильчанах нерастраченные силы, и если будет духовное пробуждение, потянутся души человеческие к Богу, ждет Норильск и Таймыр новая жизнь.
В зону вечной мерзлоты и полярной ночи принесли русские люди свет вечной Христовой истины, и ныне, в годы второго крещения Сибири, святитель Красноярский Антоний и воспитанные им священники вновь несут сюда вечную истину.
Сколько здесь было святых страдальцев, жизнь свою за веру положивших. Земля святая - мощевик. И новую жизнь будут строить не на вечной мерзлоте, а на прочнейшем основании - на мощах новомучеников и исповедников российских, на вечной евангельской истине. И прочнее нет и не будет основания во всей вселенной.
Заполярная железная дорога Салехард - Игарка. В поселке Ермаково находилось управление 503-й секретной стройки. На сотни километров протянулись колонны - лагеря, в каждом из которых размещалось от 1000 до 1400 заключенных и по 250 охранников. Общая протяженность дороги составляла 1338 км. Было построено полностью около 700 км пути.
В августе 1952 г. открылось рабочее движение поездов от Салехарда до Надыма, а к 1953 г. и на восточном участке: от Ермакова на Енисее до Янов-стана на реке Турухан. В марте 1953 г. строительство законсервировали.
Дорога была брошена и получила название "мертвой дороги".
Среди сторожевых вышек, колючей проволоки и лагерных бараков ржавеют ныне брошенные, опрокинутые паровозы - призраки 503-й стройки.Здесь слезами, кровью, стоном и страданиями заключенных пропитана земля. В 1991 году владыка Антоний освятил в Ермаково крест в память погибших здесь мучеников.
25 июня, еще на пути в Норильск, мы проплывали Ермаково и печально знаменитую 503-ю стройку. Сколько страдальцев прошло здесь, сколько новомучеников российских, сколько святых косточек хранит эта земля-мощевик!
И на этой святой земле воздвигаются ныне храмы, часовни, поклонные кресты. Верится, что стоять они будут долго.
Мы проплывали мимо Ермакова поздним вечером, в бинокль был виден крест на берегу Енисея, освященный в 1991 году. Белый восьмиконечный крест в память мучеников "мертвой дороги", ближе к воде. Выше были видны отдельные оставшиеся деревянные строения.
Крест Господень животворящий, он устремлен ввысь, к небу.
Упокой, Господи, души невинно убиенных, замученных в местах сих в годы гонений.
По правую руку по курсу корабля на чистом участке неба появилось изображение лестницы, повернутой к востоку: отчетливо видно основание из ровного овального облака и восемь ступенек - ровные полоски из облачков, постепенно уменьшающиеся в длине, вначале плавно, а потом круто уходящие вверх. Восемь ступенек - символ вечности.
Сомнений нет, это Господь утверждает нас в вере в высшее воздаяние за страдания верных в их земной жизни: по лестнице на небо восходили души невинных страдальцев, убиенных и замученных здесь в годы гонений…
Когда мы плыли обратно, в этих местах была отслужена панихида на палубе корабля - за всех, пострадавших в лихую годину.
Господь прелагает печаль на радость. И тогда эта 503-я стройка и вся несостоявшаяся железная дорога Салехард - Игарка, возводимая на костях мучеников, и скорбный путь всего Норильлага - это не мертвая, но живая дорога. Мертвая для передвижения по земле, но живая для восхождения на небо. Лестница, ведущая из вечной мерзлоты в вечную страну - Царство Спасителя.
И мы осознаем, что наш Север, берега Енисея, Сибирь - это святая земля, а Енисей - святая река, северный русский Иордан.
В высшем смысле высшей Премудростию Божией "дорога смерти" стала дорогой жизни, Вечной жизни.
После страданий - лестница на небо, Всех скорбящих радость.
Енисей - дорога жизни.
Пусть же жизнь на сегодняшней сибирской земле и всей русской земле станет дорогой в жизнь вечную и для всех, кто честно трудится ныне, исполняет заповеди Божии.
Небо во всей необъятности, вода, земля на горизонте и… корабль - наш славянский ковчег.
Творение Божие. Красота Божиего мира. Напитывается душа этой красотой и распрямляется. Могучий Енисей вливает в душу силу.
Русскому человеку нужна ширь, нужны Волга, Енисей, необозримые пространства, чтоб не было стеснения душе, чтобы свободно витал дух..., чтобы в великих пространствах постигалось и переживалось величие Божие.
Природную красоту венчает красота храмов Божиих. Храмы на берегах Енисея строились на самых возвышенных, видных местах. И всякий проплывающий мимо мог видеть их и наложить на себя крестное знамение.
Устремленные ввысь белоснежные храмы совершенно преображали панораму селений.
Смотрим на старинную фотографию селения Верхнеимбатск. Какая красота! В Безбожные времена лишили село храма, этой небесной, все собирающей вертикали: "Разгромили храм Божий", - говорят сельчане.
Но свято верим: возродится храм!
Множество людей крестилось здесь ныне.
Святая река - Енисей.
Перестройка словно бомбежкой прошлась по когда-то знаменитому городу. Брошенные, покосившиеся дома с пустыми глазницами, иные обгорели, иные разрушены до основания. Смотрим на статистику: тает население, вчетверо уменьшилось. Но кто сказал, что Игарка - умирающий город? Сохранившаяся табличка "Дом образцового порядка" на одном из таких домов не выглядит для нас насмешкой.
Верой светятся глаза владыки Антония, вдохновенна, уверенна его речь с твердым убеждением в возрождение града: "Будущее зиждется на духовно-нравственных ценностях, они даны нам святым православием. И мы сегодня возвращаемся к ним, значит, будет здесь утверждаться жизнь. России принадлежит будущее!"
И сам владыка крестит младенца в Никольском храме, крестным отцом малыша становится глава города Игарки. Затем близ города освящается обустроенный с любовью Никольский источник.
Да послужат эти знаковые события к возрождению Игарки!
Но и успокаиваться рано. Много, ох как много трудов положить нам надо, чтобы всюду в России биться за молодежь до победного конца. Вырвать ее из рук растлителей, правящих ныне бал на телевидении, в большинстве СМИ, в сфере культуры.
И эта работа ведется уже в Красноярской епархии: хоры, православные гимназии в Норильске, Лесосибирске, в других местах. Студенты, творческая молодежь участвует в нашем плавании, создаются военно-патриотические клубы…
Поселок Ярцево. Владыка Антоний обращается к прихожанам:
"Весь мир во зле лежит. Это ненормальное состояние. А дьявол говорит: это нормально. Пока Россия только еще просыпается. Для чего мы совершаем крестный ход? Для того, чтобы пробудить людей, чтобы помолиться о спасении нашего Отечества…Надо, чтобы дети постигали эту азбуку, данную нам святыми Кириллом и Мефодием, месте с ней - Истину, Бога.
Строятся всюду храмы, но и продолжается еще спячка постатеистического времени. И мы почти не видим наших детей в храмах, на крестных ходах. А кто идет с крестным ходом, тот Царство Небесное зарабатывает".
И вновь скорбит сердце владыки о разрушенных семьях (снятии венцов с венчавшихся в церкви), убийствах, самоубийствах…
В Ярцевском храме Патриаршие грамоты "За чадолюбие и жертвенное материнское служение" были вручены жительницам поселка, пока немногим. А в семьях священников Красноярской епархии есть уже по семь, восемь, девять, тринадцать детей! Слава Тебе, Господи!
В Ярцево детская православная стенгазета. Назидание детям: "Учебой, милосердием, а также своими молитвами и исполнением Божиих заповедей вносите посильный вклад в устроение и возрождение нашей любимой Родины".
И рядом стихи детей, где они признаются уже в любви к своей малой родине.
И мы, и старообрядцы, которых немало на этой земле, сталкиваемся с одной и той же бедой: уходит молодежь на дискотеки. Сколько всего выдержали старообрядцы, в течении столетий, а здесь не смогли устоять…
Старообрядец в селе Ворогово говорил: "Мы одного корня", - имея в виду людей и старого и нового обряда. И в этих простых кратких словах простого русского человека, произнесенных на берегах Енисея, вся глубина понимания, вся наша вера и надежда!
Спасать молодежь надо и нам, и им - всем вместе.
Сколь велика в воспитании молодежи роль музыки, пения.
Известный музыкальный деятель, участник нашего крестного хода Г.Г. Поляченко напоминает нам: "Кто поет, тот молится дважды". А в мирской музыке происходит умножение нестроений. Композитор, даже гениальный, выплескивает из своей души нестроения. Гениальный исполнитель исполняет произведение, чуткие души множества слушателей воспринимают его - произошло умножение нестроений, зла…
Рок-музыка вообще уничтожает чувство гармонии. Посетители дискотек уже не слышат и не видят красоты, - говорит Георгий Георгиевич Поляченко.
Крестовоздвиженский храм в Лесосибирске - это действительно чудо.
Вознесся к небу тринадцатикупольный красавец храм. При храме - гимназия, в храме - комната матери и ребенка, дети прислуживают в алтаре, множество детей причащается.
"И да воздвигнется Крест Христов над Енисеем и Красноярским краем на веки вечные", - возглашает владыка Антоний. - Несколько десятилетий нашей жизни ничтожны по сравнению с тем потенциалом творчества, который дал нам Бог. Жизнь короткая: восемьдесят, девяносто, сто лет; и за это время надо определиться, с кем мы, куда идем…
В войну столько не погибало, сколько сейчас погибает. В войну столько не оставалось детей без родителей, как сейчас.
Что мы можем сделать? Наш крестный ход - это продолжение апостольского дела. Всегда на Руси были крестные ходы. Шли иконы, крест, Евангелие, шли люди крестным ходом. Такой была православная Россия. Мощь духа российского была такая, что никто не мог одолеть нас. Мученики стояли за истину до смерти.
Сегодня мы возносим благодарственные молитвы в день завершения крестного хода. Все было хорошо, легко.
Да благословит нас Господь в этом храме!"
И начался молебен.
Сколько раз звучали в прошедшие дни эти простые, глубокие, радующие сердце молитвы:
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Святии равноапостольные Кирилле и Мефодие, молите Бога о нас.
Вси святии земли Сибирския, молите Бога о нас…
Владыка благодарит горожан, паломников, руководство Красноярского края.
В храме обновляется чудотворная Владимирская икона, ее обносили вокруг Красноярска. Люди молились перед иконой и исцелялись.
Обновляется Владимирская икона на красноярской земле, так да обновится вся наша жизнь, во всей России!
В Лесосибирске создан "Центр духовного просвещения", уникальный музей. Этот музей - миссионерский проект протоиерея Андрея Юревича.
Цель музея современного христианского искусства - возрождение веры и культуры России путем возвращения общества к непреходящим духовным ценностям: к вере, любви, красоте.
"Искусство должно будить совесть, опираясь ногами на землю, а головой доставая до небес", - говорит о. Андрей.
Здесь собрано множество живописных, графических, скульптурных, декоративно-прикладных произведений мастеров Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Поистине уникальный музей.
Каждый день крестного хода дарил нам незабываемые события, впечатления, встречи. И этот водопад благодати не иссякал, а лишь нарастал, включая самый последний день.
На одну из творческих встреч "Славянского ковчега" собрались преподаватели крупнейших вузов России, профессора. Выступила Ника Юферева, представительница Русской Америки, кандидат экономических наук. Речь на встрече шла о тех ключевых моментах русской истории, в которые русские люди не исполняли повеленное им свыше, и тогда траектория России круто уходила вниз…
Обсуждение этой темы переросло в разговор о вопросах спасения России.
Личность, вокруг которой надо объединяться для решения всех российских проблем - это Христос. Программа спасения России и каждого из нас - это Евангелие.
И тогда вопрос: "Что нам всем, каждому на своем месте делать, чтобы результирующим вектором наших усилий двигать Россию с помощию Божией в нужном направлении", - получает свое единственно верное решение. Мы выходим на простую формулу: "Каждый начинает с себя. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". И осознаем, что мы перестали понимать глубочайший смысл этих простых слов.
Уход в проблематику и дело личного спасения - это оказывается, не эгоизм, а наиважнейшее дело человека на земле, его обязанность перед собой, Богом и ближними. Ибо вокруг спасающегося человека (в христианском смысле спасения как достижения Царства Небесного) образуется мощное духовно-нравственное поле, в котором начинают спасаться тысячи людей. Спасение - это абсолютный максимум того, что может и должен сделать человек на земле. Для себя, своих близких, для Родины - России, для Бога. И это ежедневный, ежеминутный духовный бой.
Совместный духовный бой - это крестный ход.
Старцу Николаю Гурьянову принадлежат удивительные слова: "Русь спасется крестными ходами".
И один из них - "Славянский ковчег - 2009".
Как нам выразить искреннюю человеческую признательность первосвятителю Красноярской епархии, руководству края, всем, кто многими трудами своими подготовил и провел это незабываемое крестное плавание. Можно только догадываться, какая огромная организационная работа предшествовала ему.
А мы, представители СМИ , все ли делаем так, как нужно бы, так ли помогаем Церкви просвещать народ, всю ли душу вкладываем в порученное нам дело, учимся ли умирать за други своя - не думать о себе, трудиться самозабвенно… Всё ли мы совершали так в этой поездке, не нарушили ли словом, делом, помышлением, взглядом чистоту тех людей, которые чисты, не ввели ли в соблазн тех, кого надо еще приводить к вере?
Простите нас, дорогие жители этой славной сибирской земли.
Покровители нашего крестного хода, "Славянского ковчега" - это первоучителя славянские Кирилл и Мефодий. К ним всюду, на всяком месте возносилась молитва.
Просвещенную их азбукой страну русскую возлюбила Матерь Божия. Сколько на Руси храмов в Ее честь, сколько святых чудотворных икон Ее. И стала Русь Домом Пресвятой Богородицы. К ней молитвы возносились непрестанно.
Кафедральный собор в Красноярске - Покровский. В нем совершались литургия и молебен перед отплытием. Вершина хода - Норильск. И здесь храм в честь иконы "Всех скорбящих радость". В храме - одноименная икона и Державная икона Матери Божией. Большая икона Пресвятой Богородицы была с нами на корабле, и чудотворной Владимирской, обновляющейся иконе, поклонились мы в Крестовоздвиженском храме Лесосибирска, где прозвучал заключительный аккорд крестного хода. Все говорит о том, что под покровом Пречистой - владыка, епархия, край и крестный ход.
Норильск был вершиной паломничества, верхней точкой. Именно здесь, на северной Голгофе, образ "Всех скорбящих радость"в храме. А справа от алтаря - большая Державная икона, от которой невозможно отвести взгляд, именуемая "Собор Пресвятыя Богородицы Державныя, новомучеников и исповедников российских".
Наша скорбная и величественная история на ее клеймах:
- Моление за Россию благоверного Царя Николая в день отречения;
- Явление иконы Державной. 1917 г., 2/15 марта;
- Убиение Царственных мучеников;
- Путь российского народа на Голгофу;
- Моление православных о спасении России;
- Воздвижение Храма Христа Спасителя…
Позади были тысячи и тысячи километров, дни и ночи, молитвы и крестные ходы, и здесь, на Крайнем Севере, в высшей точке нашего крестного шествия, на землях северной русской Голгофы остановились мы в немом благоговении пред этой иконой, и картины грозной, трагической, священной русской истории явственно встали перед нами…
Это лишь краткие заметки, не отразившие и малой части того, что совершалось на корабле "Александр Матросов", на берегах могучего Енисея в незабываемые дни плавания "наследников свв. Кирилла и Мефодия на земле сибирской".
Невозможно описать все, что мы увидели, услышали, пережили, в чем участвовали, что восприняли всей душой и что сохраним в своем сердце навсегда. Сколько бы надо приводить имен, фактов, событий.., чтобы хоть частично отобразить происшедшее за две седмицы на корабле и берегах. Все это, надеемся, будет еще долгое время питать нас в наших посильных трудах по возрождению веры в народе, восстановлению былого величия нашей России.
Сколько одних только дивных фотографий подарили нам, в которых талантливо - с Божией помощью запечатлены те моменты крестного шествия по Енисею, через которые особенно струится на нас с фотографий благодать Божия, преизобильно изливавшаяся на всех нас, на Сибирскую землю в дни этого путешествия.
Красноярский край - это целый материк - и физический (пять Франций по площади), и духовный. И мы только слегка прикоснулись к нему. Сколько всего доброго совершается во всех благочиниях, монастырях, храмах, городах и поселках. На очереди уже "Стяг" - молодежное плавание, сменяющее "Славянский ковчег", освящение владыкой крестов на границах - на мысе Челюскин и на островах Северная Земля, многое, многое другое…
Полнота духовной и культурной жизни в Красноярском крае. Благодаря трудам протоиерея Геннадия Фаста главная из наук, богословие, находится в крае на высочайшем уровне; счастлив, кто напитался или припадет еще только к этому источнику духа.
Крепнет вера в грядущее возрождение православного славянства при виде того, что совершается на красноярской земле, на берегах Енисея.
Города, люди, сами названия городов и селений стали для нас родными: Енисейск и скит монастыря на озере Монастырском, Ворогово, Верхнеимбатск, Туруханск, Бахта, Бор, Ярцево…
До свидания, Красноярский край, Енисей, до будущих встреч!
Низкий поклон владыке Антонию, священникам Красноярской епархии, руководству края, капитану и команде корабля, всем, кто подготовил и обеспечивал этот незабываемый рейс. Низкий поклон всем жителям края.
Из репродуктора корабля доносятся звуки "Прощания славянки". Молодые голоса подхватывают мелодию знаменитого марша:
И снова в поход труба нас зовет…
Радостные, сияющие юные лица, светлые молодые люди у борта корабля.
Да хранит их Господь молитвами Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия, сибирских и всех русских святых!
Владимир ТАНАКОВ
Фоторепортаж Сергея ФАДЕИЧЕВА (Москва), Максима БУРНЫШЕВА и Андрея СКВОРЦОВА
(Пресс- служба Красноярской епархии)