Русская Православная Церковь настойчиво ставит вопрос о введении в средних учебных заведениях предмета «Основы православной культуры». Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на заключительном заседании Международного образовательно-катехизического форума в Москве, передает РИА «Новости».
Патриарх также отметил, что в вузах церковь предлагает ввести курс теологии. По его словам, уже подписан соответствующий государственный стандарт. «Каждый наш соотечественник должен знать историю своей культуры», - подчеркнул Алексий II.
Эта точка зрения Русской Православной Церкви находит все большее понимание и во властных структурах России. Так, как сообщило ИТАР-ТАСС, 21.11.02 заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев вновь заявил, что введение в школах предмета «Основы православной культуры» не противоречит светскому характеру образования в России. Эта согласованная позиция Церкви и Министерства в основном нашла поддержку и понимание среди научной общественности Москвы и России, но есть отдельные мнения и противоположные. Ниже приведены наиболее характерные мнения по этому вопросу и тех и других.
СКАТОВ Николай Николаевич, член-корреспондент РАН, директор Института русской литературы:
Лично я считаю, что введение предмета «Основы православной культуры» в школьную программу возможно в качестве факультатива – дополнительного предмета, сознательно избираемого школьником и его родителями.
Вообще, мне хотелось бы видеть более основательное преподавание религиеведения в школах если и не в качестве самостоятельной дисциплины, то хотя бы в рамках курсов истории и истории литературы. Ведь без понимания сути православного вероучения невозможно понять ни русской истории, ни русской литературы.
Следующий и немаловажный аспект обсуждаемой проблемы – качество преподавания. Поэтому содержание факультатива должна определять сама Церковь, а государство лишь должно следить за соблюдением основных принципов: принципов добровольности и факультативности.
КАРПОВ Сергей Павлович, декан исторического факультета МГУ, академик РАЕН, профессор:
Могу сказать, что преподавание «Православной культуры» в качестве факультатива поддерживаю.
ШЕЛЕХОВ Александр Михайлович - депутат Государственной Думы, профессор, доктор физ.-мат. наук:
Новый предмет надо вводить достаточно постепенно. Резкое внедрение нового компонента в школьную программу может вызвать раскол в обществе. Еще одно: в школьной программе есть перекосы. Так, на изучение английского языка отводится больше времени, чем на изучение русского, а в результате - повальная безграмотность. Вырастают ребята, говорящие свободно по-английски и не способные двух слов связать по-русски; на улицах, в школах, учреждениях, вузах и т.д. изъясняются в основном междометиями, на блатном жаргоне, а то и матом. Возможно, факультатив по православной культуре будет способствовать тому, что наши дети начнут лучше говорить по-русски. По моим наблюдениям, Церковь осталась единственным местом, где не ругаются матом.
НАЗАРЕНКО Александр Васильевич, доктор исторических наук, председатель Научного совета «Роль религии в истории» РАН:
К сожалению, для некоторых российских чиновников, в том числе и высокопоставленных, все, что имеет отношение к сфере религиозного, является средневековьем и мракобесием. Эта позиция коренится в представлениях о религии, распространенных в прошлом веке, как о поповщине, о мракобесии и т.п.
ЕРМАКОВА Эльвира Леонидовна, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике:
В советское время людям предлагалась готовая система образов нравственного поведения, которые создавали основу воспитания молодежи. Сейчас эта система образов разрушена, нет примеров, на которых можно было бы воспитывать молодежь, наше будущее. Церковь взяла на себя устранение этой сложнейшей проблемы, она плотно и эффективно работает с молодежью. Я считаю, что это - очень положительное явление в жизни России. Кроме того, воздействие Православия на нашу культуру и государственность – исторический факт, поэтому всякий гражданин нашего общества должен знать историю Православия. В самом учении Православной Церкви содержится множество позитивных моментов: не быть равнодушными друг к другу, любовь, сострадание, милосердие… Если все эти качества будут воспитаны в наших детях, то от этого общество только выиграет, меньше станет проявлений жестокости и насилия.
Что же касается вероисповедания и участия в богослужениях, то, я считаю, это – личное дело каждого. Пусть люди изучат суть и историю Православия, а потом решат, нужно им становиться верующими и воцерковляться или нет.
ЧУЕВ Александр Викторович, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
Дети в школе должны получать не только формальное образование, но и нравственную базу, без которой невозможно представить себе нормальную жизнь общества. Мы знаем, что жизнь существенной части молодежи сейчас протекает без каких-либо нравственных ориентиров. Образование должно дополняться воспитанием, а воспитание невозможно без введения в школьную программу предметов духовного содержания, предлагающих детям примеры высоконравственного поведения и формирующего духовно-нравственные представления о жизни.
При этом никто и не предлагает насаждать в школах некие религиозные учения или течения, речь идет о передаче ребенку определенной суммы знаний. Я уверен, что вслед за введением факультатива «Православная культура» в школьную программу последуют факультативы, разъясняющие суть, например, ислама и буддизма. Надо понимать, что общие духовные ценности и идеалы сплачивают людей, а все материальные ценности недолговечны. Даже в Советской России использовались не материальные, а практически религиозные идеалы – вера в победу коммунизма, в равенство, в справедливость и т.д. Я думаю, что у инициаторов принятия программы курса «Православная культура», прежде всего у министра образования, нет никакого желания разъединить общество, а наоборот, - объединить его вокруг традиционных для России духовно-нравственных культурных ценностей. Культура и образование – сферы, практически неотделимые друг от друга. Поэтому эта инициатива Минобразования – очень важное, конструктивное и перспективное дело.
Известно, что большинство людей в нашей стране причисляют себя к носителям православной культуры, выросшей на православном вероучении, в России вообще подавляющее большинство населения составляют верующие люди традиционных вероисповеданий.Предложение же допустить преподавание «Основ православной культуры» лишь вне стен школы является, по сути, попыткой подменить светский характер государства атеистическим. Повторю, верующие люди должны получить право и возможность отстаивать свои взгляды, в том числе при формировании образовательных программ средней школы, а не только за ее рамками.
Но есть и противоположные мнения. Так, сообщает РИА «Новости», 16.11.02 заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Алексей Волин раскритиковал планы Министерства образования ввести в российских школах факультатив с православной тематикой: «Как светское государство РФ не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. По-моему, от этого документа веет средневековьем и мракобесием. Почему мы считаем, что нравственность — прерогатива одной из десятка мировых религий?» — задает риторический вопрос высокопоставленный правительственный чиновник. Подобной позиции придерживается и спикер Госдумы Геннадий Селезнев, который перед этим высказался против введения новых предметов в школах и вузах, мотивируя это тем, что в России церковь отделена от государства. Селезнев также напомнил, что в нашей стране много религиозных конфессий и введение в светских школах именно «Основ православной культуры» может негативно сказаться на их взаимоотношениях.
Нет! В России нравственность - это действительно прерогатива в первую очередь Русской Православной Церкви, а отнюдь не каких - либо иных – пусть и «мировых» - религиозных конфессий. И примеров в доказательство этого не счесть. Приведу лишь один: в общеобразовательных школах Ногинского района Московской области курс «Основы православной культуры» преподается уже не первый год и, как правило, не вызывает протеста ни детей, ни их родителей – вне зависимости от их веры и национальности. Так что мнение наших высокопоставленных чиновников, по-видимому, существенно расходится с мнением большинства наших граждан, которые считают, что введение курса православной культуры в школах никак не может повредить воспитанию наших детей.
Подготовлено Владимиром Дьячковым
по материалам православных сайтов интернета