Церемонию открытия и первое пленарное заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом.
На открытии форума присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.
Приветствие Президента России Д.А. Медведева в адрес участников Чтений огласил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
С докладами на открытии Чтений выступили Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, В.И. Матвиенко, М.В. Дулинов, А.Е. Бусыгин, А.Н. Горбенко, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.Д. Никандрову орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени, отметив заслуги президента Российской академии образования в сфере внедрения предмета «Основы православной культуры» в средней школе.
Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
В рамках торжественного закрытия прошло награждение победителей конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», епархиальных координаторов и неоднократных победителей грантового конкурса «Православная инициатива», а также концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», ставший завершением международной общественной российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения» (Святая Гора Афон – Москва).
Воспитание - это самый главный вопрос
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла
На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви, ибо в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, когда из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека овладение технологиями и последними данными важнее систематичного глубинного изучения науки и культуры. Воспитательная же компонента в образовании и вовсе зачастую оказывается сокращенной с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к Интернету и различным электронным базам данных создает иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос. Подобно тому, как г-жа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики и так знают, куда везти, современные юноши и девушки часто не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки «Enter». Такой подход к знаниям и информации надмевает человека и ставит в опасное положение — и с точки зрения нравственной, и с точки зрения бытовой безопасности. Ведь Интернет не всегда под рукой, и даже эффективное формулирование запроса в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности.
В этих условиях постоянно обновляющейся новостной повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. «Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было айпедов и не было придумано ни одной дельной игрушки?» — так или приблизительно так может думать современный подросток. История, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давнопрошедшего времени. А между тем именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования...
Эта потребность общества в православной вере и культуре создает поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов. Ведь знакомство человека с ценностями Евангелия преображает его личность, меняет образ мыслей и поведение — как в его личной, так и в общественной жизни. Православное просвещение — это еще и способ нравственного оздоровления общества, путь к достижению его устойчивости и к выработке иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не сформируется то самое нравственное поколение людей, которое будет способно, руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи.
Вот почему вопрос воспитания, если мыслить стратегически, смотреть в будущее, в том числе в будущее наших стран, — это не вопрос 29-й в государственной повестке дня и не самый последний вопрос в программе политических партий, как это иногда бывает. Это самый главный, фундаментальный вопрос. Без этого ничего не получится, без этого мы все будем легко управляемы. А в условиях развития массовых коммуникаций, Интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко.
Отрадно отметить, что за последние десятилетия Церкви удалось достичь взаимопонимания с государством по ряду вопросов в области православного образования. Наш диалог продолжается, и выражаю надежду, что мы сможем прийти к согласию по всему спектру тем, касающихся образовательной сферы...
…Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием. Другое дело, что нужно добиваться реальной и эффективной работы имеющихся норм, в том числе института уполномоченного по правам детей с тем, чтобы этот институт стал реальным органом, способным положительно влиять на изменение ситуации к лучшему. Несмотря на очень высокую активность тех, кто возглавляет этот орган, у него недостаточно полномочий для того, чтобы в полной мере осуществлять повестку дня. В любом случае за родителями должен быть сохранен исключительный статус законных представителей своих детей. Нужно защищать право ребенка жить и воспитываться в семье, равно, как его безопасность.
Кроме того, крайне важно закрепить в национальном законодательстве приоритетное право родителей воспитывать и давать образование своим детям в соответствии с собственными религиозными и мировоззренческими убеждениями, что находится в полном соответствии со всеми международно принятыми актами в сфере образования, в том числе европейскими. Необходимо также предусмотреть соответствующие гарантии осуществления этого права. Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы или для отдельных педагогов.
Духовное оздоровление нации
Из выступления Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко
Историческая судьба любой страны во многом определяется просвещением, воспитанием, крепостью нравственных устоев её народа. Об этом наглядно свидетельствует вся многовековая история нашего Отечества, в которой нравственные основы всегда были главной опорой.
Нельзя не отметить высоко значимую роль в этом Русской Православной Церкви, а также других традиционных религий России – ислама, иудаизма, буддизма. Даже в периоды притеснений, гонений они неизменно проявляли заботу о духовном просвещении народа, его нравственном облике.
Именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям. А они, как известно, не раз выпадали на его долю.
Именно духовность помогала и помогает в борьбе с социальными болезнями, с которыми сталкивается современное человечество. Не избежала их и наша страна. В 1990-е годы на крутом историческом переломе Россия понесла потери не только экономические, социальные, но и нравственные. Значительные масштабы приобрели потребительство, жажда наживы, индивидуализм, отчуждённость людей друг от друга, девальвация традиционных ценностей.
Приведу лишь один пример. Серьёзной угрозой жизнеспособности государства, всей нашей страны стала коррупция. В высокодуховном, высоконравственном, высокоморальном обществе это явление в таких масштабах просто невозможно. Очевидно, что победить это зло лишь силовыми методами невозможно, если произошло ослабление духовных устоев общества, и коррупция проникла во все его поры. Очевидно, что победить его можно только настойчивой работой государства, общественных институтов, Русской Православной Церкви, других традиционных религий, направленной на духовное оздоровление нации...
Тема сегодняшних чтений в высшей степени актуальна. Она задаёт то поле деятельности, где Русская Православная Церковь, Российское государство, российское общество могут взаимодействовать особенно тесно, активно и плодотворно.
Приятно отметить, что такое взаимодействие налажено в такой важной сфере, как образование и просвещение. Это стало возможным благодаря тому, что принятые в последние годы законы устранили барьеры, которые препятствовали религиозному образованию, открыли перед ним новые перспективы.
Как вы знаете, с этого года изучение основ православной культуры вводится в программы общеобразовательных школ во всех субъектах Российской Федерации. Это касается и других традиционных религий – ислама, иудаизма, буддизма. За учащимися и их родителями остаётся добровольный выбор, какую из них будет изучать школьник.
С 2011 года действует федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению теология. Духовным высшим учебным заведениям предоставлено право получения государственной аккредитации и выдачи государственных дипломов бакалавра и магистра теологии. Подготовка теологов ведётся также в ряде государственных вузов.
Важная роль Русской Православной Церкви, традиционных религий в духовном росте личности, общества в целом отражена в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас предполагается его широкое обсуждение в обществе, планируется его принятие в период начавшейся весенней сессии Государственной Думы и Совета Федерации. На этапе доработки этого закона было бы важным, на мой взгляд, учесть и рекомендации нынешних Рождественских чтений.
Всё это – убедительное свидетельство того, что в вопросе взаимоотношений государства и церкви в сфере образования, просвещения, воспитания Российское государство проводит последовательную и чёткую политику. Мы за гармонизацию церковно-государственных связей в образовании и воспитании школьников, молодёжи, за интеграцию религиозного просвещения и светской инновационной педагогики. Нам уже удалось добиться многого. Есть все основания полагать, что, двигаясь по этому пути, мы сумеем найти взаимоприемлемое решение тех вопросов, которые пока не в полной мере урегулированы в правовом отношении.
В современном мире одним из ключевых направлений нравственного воспитания стало обращение к истории, историческое просвещение. Вполне закономерно, что 2012 год объявлен Годом российской истории.
Более чем тысячелетняя история России заключает в себе огромную вдохновляющую силу, неиссякаемый потенциал патриотизма. Приятно отметить, что на поле истории Российское государство и Русская Православная Церковь выступают с близких позиций. Наша общая задача заключается в том, чтобы включить этот мощный духовный ресурс в воспитание и просвещение нации. Международные Рождественские образовательные чтения – это форум, который способствует успешному решению этой задачи.
Завершая своё выступление, хочу выразить надежду на дальнейшее укрепление сотрудничества Русской Православной Церкви и Совета Федерации - палаты регионов российского парламента.
Желаю форуму плодотворной работы, его участникам здоровья и благополучия!
Благодарю за внимание.
За единство и целостность государства
Из выступления президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова
Этот год объявлен Президентом страны Годом российской истории, когда мы вспоминаем и полузабытые ее страницы. Может быть, в этой связи стоит вспомнить, что в решении вопроса свободы совести и вероисповедания Российское государство в определенной мере возвращается к тому, что было уже установлено до 1917 года. В своем Указе от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» последний русский царь Николай II закрепил долго и трудно складывавшиеся в практике эти начала. Приведу первые слова этого Указа, которые редко цитируются: «В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью, неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии». Конечно, в советские времена такие стеснения были, напротив, усилены, хотя, будем помнить и это, при советской власти Российское государство во многом достигло огромного прогресса, Советский Союз стал великой державой.
Второй вопрос– это вопрос о том, что государство, общество и каждый гражданин могут делать вместе с Церковью, т.е. насколько совпадают их интересы применительно к нравственности и духовности. По сути, это вопрос о фундаментальных ценностях, потому что при серьезном расхождении в их понимании совместная работа возможна только путем принуждения, мягкого или жесткого. Но такого расхождения, конечно же, нет. Напротив, несмотря на то, что российская, да и мировая история показывают, что отношения с Церковью у государства были разные, иногда и весьма напряженные, внимательный анализ подтверждает близость этих интересов. Посмотрим на некоторые стороны этого вопроса, ограничиваясь только христианскими, православными ценностями.
И здесь я бы начал с понятия патриотизма, патриотического служения своей Родине. В новой России был совсем недавний период, когда мы, – я имею в виду весь народ, а не каждого отдельного человека, – казалось, забыли об этой фундаментальной ценности. Возвращение к ней я хронологически связываю с началом 2000-х годов, с приходом к президентской власти В.В.Путина, с продолжением этой политики ныне действующим Президентом. Конечно, всякая религия, в том числе и христианство, мыслит себя как вселенское явление. Но служение своему земному Отечеству всегда считалось важнейшей добродетелью Русской Православной Церкви. Тому есть много примеров в истории России, о которых уже приходилось вспоминать на Рождественских чтениях. Не повторяя соответственно детали, просто напомню о встрече Сергия Радонежского с князем Димитрием перед Куликовской битвой, о подвиге Патриарха Гермогена в 1612 году. Историки могут спорить о деталях. Так, некоторые утверждают, что встреча Сергия Радонежского и Димитрия имела место не перед битвой, а за два года до нее. Для патриота России, особенно, конечно, православного, небезразлично, как излагаются в школе исторические факты, связанные с великими русскими святыми-подвижниками. Скажем, можно просто «забыть» – в печатном тексте я это слово беру в кавычки, – что Сергий Радонежский благословил князя Димитрия и войско перед Куликовской битвой, которая была фактически переломной в истории борьбы Руси за независимость. Но добросовестный учитель истории – верующий или неверующий – в любом случае расскажет о встрече Сергия и Димитрия, о благословении на битву, возможно, скажет и о том, что некоторые современные историки ставят под сомнение факт встречи Димитрия и Сергия накануне этого события. Для верующего при этом будет бесспорным, что русское воинство победило с Божией помощью. Но и для неверующего будет не менее очевидно, что в те времена, когда живая христианская вера объединяла всех собравшихся на битву воинов, слово известного своей праведной жизнью подвижника имело на них огромное психологическое воздействие, было вполне реальной опорой в ратном деле. И сейчас, когда в предвыборных баталиях, да и не только в это время, ряд средств массовой информации и некоторые политики делают акцент только на отрицательных сторонах нашей действительности, реальных или мнимых, может быть, стоит вспомнить слова великого российского ученого и патриота М.В.Ломоносова, трехсотлетие со дня рождения которого мы отметили в конце прошлого года. Он тоже видел трудности и недостатки в российской жизни, – и в древней, и в современной ему, но в своей книге «Древняя российская история» писал в конце жизни: «Народ Российский от времен глубокою древностию сокровенных до нынешнего веку толь многия видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и силы достигнул…Каждому несчастию последовало благополучие большее прежняго, каждому упадку вышшее восстановление...» . Это существенно иной подход, чем недавний культпоход некоторых современных российских политиков к американскому послу. Если бы мне было лет десять, я бы назвал их ябедами. Слово, которое мне бы хотелось использовать сейчас, я на Рождественских чтениях не могу употребить.
Патриотическая забота Церкви всегда была особенно заметна и значима в трудные для нашей Родины периоды. Так, вспомним, что 7 ноября 1941 года после военного парада на Красной площади в церквах состоялся молебен. А в сентябре 1943 года на Соборе архиереев, где был избран Патриарх Сергий, митрополит Алексий, будущий Патриарх Алексий I сделал доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны».
Церковь всегда выступала за единство и целостность государства российского.
Подвиг оптинских старцев
Из выступления митрополита Калужского и Боровского Климента
Великий и беспрецедентный в истории нашего отечества подвиг аскетического делания, удивительным образом явленный подвижниками благочестия Оптинской пустыни, имеет самое непосредственное отношение и к нам сегодня. Жизнь прославленных Церковью в лике святых подвижников этой дивной обители является для нас примером подвига и живой веры, оставаясь неким духовным маяком в мире страстей и мятежа духа на поколения вперед.
Чуть более 20 лет назад, когда прекратилось гонение и давление на Церковь, казалось, что мы сможем донести до каждого нашего соотечественника свет Христовой веры, и люди обратятся к Богу. Так и произошло, но только совсем не в тех масштабах, на которые мы возлагали свое чаяние. Почему в наши дни так мало по-настоящему верующих людей, хотя формально с Православием себя идентифицирует подавляющее большинство россиян? Конечно, многое было сделано для растления нашего народа в предыдущие годы ХХ века, когда религия воспринималась как рудимент человеческого сознания.
Сегодня обществу навязаны идеалы, в аксиологическом отношении диаметрально противоположные вечным евангельским истинам. Во главу жизни ныне поставлены не Бог и духовные ценности, а мамона, то есть устремление к обретению земного богатства, временных и страстных угождений плоти. Сам человек, наделенный разумом и свободной волей, по личному и доброму произволению преклонился перед этими ложными ценностями. Но ведь именно об этом предупреждал Господь, говоря, что нельзя служить двум господам — Богу и мамоне (Мф. 6, 24). Служение Богу, в свою очередь, невозможно без молитвы, без постоянной связи души с Богом.
Возникает вполне последовательный вопрос: как же тогда помочь тем, кто встал на ложный путь? Этим вопросом Церковь Христова была обеспокоена во все времена и всегда предлагала через своих избранников на него ответ. Поэтому особо значимым для нас является духовный опыт оптинских старцев, которые жили по времени недавно, практически в наши дни.
Основу их подвига составляла молитва, такое молитвенное делание, которое в то время имело широкое распространение в среде афонских подвижников и которое в наши монастыри принесли ученики преподобного Паисия Величковского. Люди видели в оптинских старцах пример правильной (праведной) жизни и результаты действия молитвы на человека. Причем многие их современники испытали это благодатное воздействие на себе. Каждый приходящий не мог не заметить духовных дарований Оптинских старцев, обильно даруемых Богом. Духовные дары человек не обретает без молитвы. Ибо молитва – духовный родник, который исполняет жизнь души. Что будет с рекой, если ее родники высохнут? Река перестанет быть рекой. Так и человек, если его источник духовной жизни высохнет, он утратит дар молитвы, он перестанет быть человеком-носителем образа Божия. И это катастрофа не только для человека, но и для окружающего его общества. Вот поэтому оптинские старцы большое внимание уделяли молитве, они не только сами ей жили, но призывали жить молитвой каждого, кто к ним обращался…
…В Оптину к старцам приходили представители всех сословий — от крестьянина до князя и всех возрастных категорий — от детей до убеленных сединами старцев. Здесь особо следует отметить влияние Оптиной пустыни на культурную среду в XIX веке. Мы прекрасно знаем, какое большое воздействие она оказала на братьев Киреевских, Достоевского и Гоголя, преобразив, если можно так выразиться, их внутренний мир, что, безусловно, нашло отражение в творчестве этих великих писателей.
Почему народ шел за советом, за помощью в монастырь к монахам, а не к приходским священникам? Ведь и сегодня существует подобное явление, когда человек в жизненно важных вопросах решает довериться старцу, а не местному священно-служителю. Они видели в них молитвенников, людей, которые с любовью принимали приходящих, целью жизни которых было помощь людям в решении их духовных проблем. На это указывал преподобный Лев Оптинский в своем ответе на укор одного священника, что монахи занимаются не своим делом, исповедуя его прихожан. Он писал: «Что же, о. И., и правда; это бы ваше дело. А скажите-ка, как вы их исповедуете? Два-три слова спросите, вот и вся исповедь. Но вы бы вошли в их положение, вникнули бы в их обстоятельства, разобрали бы, что у них на душе, подали бы им полезный совет, утешили бы их в горе. Делаете ли вы это? Конечно, вам некогда с ними заниматься. Ну а если мы не будем их принимать, куда же они, бедные, пойдут со своим горем?». Именно так поступали все оптинские старцы. Преподобного Льва Оптинского, к примеру, почитали «пуще отца родного» и говорили: «Мы без него были бы, почитай, сироты круглые».
Сейчас мы нередко слышим вопрос, когда вновь появятся старцы.
Как нельзя войти в реку дважды, так невозможно создать вторую Оптину пустынь, подобную времени преподобного Амвросия. Той, такой Оптины уже не будет, как не было прежде. Однако, вне всяких сомнений, Господь силен воздвигнуть новых подвижников, подобных оптинским, валаамским или афонским. И духовный подвиг их может быть иной, о котором мы не знаем и не догадываемся. Но одно можем сказать: их подвиг будет так же, как подвиг оптинских старцев, основываться на вере в Бога, любви к человеку и желании помочь ему в его нуждах и, конечно, на молитве. Где нет духа молитвы, там и нет праведности…
…Бесспорно, что популяризация духовного наследия Оптинских старцев может принести немало пользы для человека в наше время, и не только в России. От нас требуется не только качественно исследовать, изучить и изложить в доступной и понятной для каждого читателя форме весь тот богатый духовный опыт, который был накоплен десятилетиями в стенах древней оптиной пустыни, но и эмпирически самой своей жизнью воплотить те высокие зиждимые на умном молитвенном делании идеалы, которым нас научили преподобные оптинские старцы. Важно, чтобы дух Оптиной пустыни был в нашей душе, чтобы мы сделались приемниками наследия великих оптинских старцев. Их молитвами да поможет и нам милостивый Господь стать последователями их трудов.
Патриархия.ru