Добавлено: 12.02.2015

«За воинство наше»

Отрывок из книги


Русская Православная Церковь, присутствующая на всей территории той одной шестой части суши, которую до недавнего времени мы называли великим и гордым словом «Отечество», находится вне политики и не желает каким-либо образом вмешиваться в политический процесс. Суть ее служения народу и обществу – постоянное влияние на каждую личность и общество в целом с целью их нравственного и духовного преображения, без которого все попытки построить процветающий и счастливый мир обречены на провал.

Причина сегодняшнего выступления представителя Церкви на страницах военного журнала – озабоченности нравственными последствиями того, что происходит в Армии и с Армией. Не дело Церкви судить об этих событиях с точки зрения военной стратегии и геополитики. Но ее долг – дать им нравственную и моральную оценку.
В этой связи хочется остановиться на двух моментах, которые, как кажется, взаимозависимы.

Во-первых, обращаю внимание читателей на то, что Русская Православная Церковь за каждым своим богослужением молится о «властях и воинстве» своей державы. Церковь не молится специально ни о какой другой профессиональной категории. Смысл такого литургического внимания к Армии и власть предержащим в том, что именно от них зависит в большей степени, чем от кого-либо другого, судьба народа и государства, судьба людей, наконец, самый драгоценный и священный дар человеческой жизни. Здесь особенно велика цена ошибки или преступления, особенно страшными и разрушительными могут быть последствия нравственного разлада. Церковь молится за власти и воинство, призывая помощь Божию, Божие водительство, для укрепления их нравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан на скрижалях их сердец, дабы они были способны в голосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть страдания слабых и беззащитных.
Сознавая высоту ответственности людей ратного труда, Церковь с самых давних времен окружала их заботой, вниманием и любовью. В суровые лета междуусобных разделений и внешней угрозы великий печальник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия, не так давно причисленного Церковью к лику святых, и его дружину на оборону Святой Руси от иноземных захватчиков.

Во время польско-литовской интервенции (начало XVII века) святой Патриарх Ермоген многими своими посланиями и живым словом проповеди воодушевлял русское воинство на героическую борьбу за освобождение Родины.

О роли Русской Православной Церкви в победе над полчищами Наполеона сказано и написано очень много.
В период русско-турецкой войны 1877–1878 года вновь, как и в дни великих народных испытаний, Церковь благословляла Русское воинство, шедшее на брань с неприятелем. Церковь разделила с государством бремя материальных расходов в связи с освободительной войной на Балканах. В общей сложности на поддержку Армии тогда было собрано более 11 миллионов золотых рублей.

Но не только деньгами помогала Церковь своему воинству. Помимо материальной поддержки и благословения, она посылала своих пастырей на поля сражений – туда, где более всего была необходима солдатам пастырская, отеческая поддержка. История сохранила нам трогательные повествования о полковых священниках, разделявших со своей паствой все трудности армейской жизни. Даже по неполным данным только за годы Первой мировой войны военным священникам было вручено более 1200 высших боевых орденов.

К сожалению, наше общество после 1917 года потешалось и глумилось над памятью православного духовенства, яростно топтало могилы и тех пяти тысяч военных священников, которые вместе со своей паствой гнили в окопах, шли в бой, горели и тонули на российских боевых кораблях.

В годы Великой Отечественной войны Церковь не могла непосредственно пастырским словом поддерживать воинов Красной Армии, но она за каждым богослужением возносила молитвы ко Всемогущему богу о даровании победы нашему народу, как только могла помогала Армии материально – не было ни одного храма, ни одной церковной общины во всей стране, которые бы остались в стороне или уклонились от дела служения Родине.

Русская Православная Церковь заботилась о нравственном и духовном состоянии воина еще и потому, что воин обязан быть предан своему долгу совершенно особым образом, как никто другой, ибо выполнение воинского долга требует самого страшного – готовности пожертвовать своей собственной жизнью. Долг же понятие не столько юридическое, сколько нравственное. Никакой устав или закон не могут заставить человека добровольно переступить страшную черту отделяющую жизнь от смерти. Самопожертвование есть отказ от себя во имя других. Это нравственный и духовный подвиг, его не способен совершить человек, внутренне слабый и порочный. Именно поэтому так много воинов Церковь причислила к лику святых. Среди них такие, почитаемые Церковью святые, как Иоанн Воин, Георгий Победоносец. Легендарные защитники нашего Отечества – Александр Невский, Димитрий Донской – тоже в этом славном сонме.

Воин, как никто другой, нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и глубокой внутренней целостности. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной мотивации его ратного труда и превращает в наемника. Армия без высоких нравственных идеалов не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой опасной для своего собственного народа.

Сегодня много говорят о внутренних проблемах Армии и Флота. Наверное, много справедливого и в той критике, которая звучит. Действительно, нельзя закрывать глаза на существующие в Армии пороки. Но отношение к Армии должно быть справедливым, а критика не должна превращаться в охаивание и шельмование.

Не так давно мне довелось посетить соединение кораблей Балтийского флота. Со всей откровенностью скажу: для меня это был трогательный опыт глубочайших духовных переживаний. Что я увидел там, – подвижников, да именно подвижников – я не могу иначе назвать людей, которые в тяжелейших условиях, не имея даже достаточного питания, в отрыве от семей несут тяжелейшую службу. Этими людьми движет единственное, чего они не потеряли – любовь к своему народу и к своей Родине.

Я предлагаю серьезно подумать, что будет с этими людьми, со всей Армией, с народом нашим, если вооруженные люди потеряют великий нравственный стимул к тому, чтобы жертвенно, подвижнически нести свое воинское, нравственное служение?

И второе. Нравится это кому-то или нет, но фактом действительности является то, что сложилась историческая общность народов, населяющих наше Отечество. Этой общности не семь десятилетий, и она ничего не имеет общего со сталинской или какой-либо другой империей. Великим горем для всех народов ее составляющих была их эксплуатация во имя интересов тоталитарной идеологии. Этой общности тысяча лет, по крайней мере, для славян, крещенных в единой Киевской купели, и не одно столетие для других народов.

Историческое и культурное развитие этих народов сопровождалось ростом национального самосознания. Демократизация общественной и политической жизни способствовала ускорению процесса их самоопределения, появлению на исторической сцене новых независимых государств, обладающих государственным суверенитетом. Безусловно, это исторический факт, который необходимо учитывать.

Но в политике некоторых из этих государств обнаруживается сильная тенденция к радикальной реализации своего суверенитета. Исторически такие настроения понять можно – во многом они являются реакцией на прошлое со всем его безчувствием к национальным, религиозным и культурным особенностям отдельных народов, некогда составлявших единое государство – Союз Советских Социалистических Республик.

Хотелось бы, чтобы сегодняшние политические лидеры смогли понять, что никакие границы не способны разделить веками формировавшуюся общность людей.

Наша общность, наше родство – не пропагандистский штамп из недавнего прошлого! Это реальность, которую очень опасно не учитывать. Все мы породнились, наша кровь смешалась, переплелись судьбы. И эти человеческие связи гораздо важнее связей материальных и экономических, хотя и последние сегодня крайне важны для всех нас. Мне не хотелось бы сейчас говорить об опасности полной экономической дезинтеграции – об этом сказано достаточно много. Но еще и еще раз хочется повторить: не учитывать многовекового исторического опыта означает пойти по стопам прежних властей, главной и роковой ошибкой которых было, при постоянном разговоре о единстве народа, игнорирование национальных начал. Теперь повторение этой ошибки имело бы обратный знак и бросило бы вызов исторической общности людей. Поступать так – значит войти в конфликт с десятками миллионов сограждан, заложить, если угодно, бомбу, которая когда-нибудь обязательно взорвется, как взорвалась бомба подавления любого проявления национальной самобытности, заложенная в послеоктябрьский период.

В век, когда весь мир стремится к объединению, попытка провести границы разделения через человеческие сердца, обречена на провал, так же, как заведомо была обречена на разрушение Берлинская стена.

Именно поэтому политика радикального суверенитета в наших условиях не может быть осуществлена без огромного риска нанести нравственный ущерб обществу и спровоцировать тягчайшие социальные последствия.

В данных условиях представляется, что наиболее гуманным, благородным и жизнеспособным было бы добровольное самоограничение государств в осуществлении их суверенитета. Когда такое самоограничение происходит свободно и сознательно, без внешнего принуждения и нажима, то такое самоограничение не несет в себе ничего оскорбительного для этих государств и свидетельствует только о силе и мудрости их руководителей. История, да и современность дают много примеров такой достойной политики.

Особенно важны такт и здравомыслие руководителей вновь возникших суверенных государств в области строительства собственной системы безопасности, в деле формирования Вооруженных Сил.

Сегодня на всех нас, когда-то согражданах, и, в особенности, на политиках, на тех, кому Бог судил стать в это не простое время у кормила власти, лежит огромная ответственность: перед лицом нашей славной истории, перед лицом нашего многострадального народа сделать все для того, чтобы гармонично сочеталось свободное национальное развитие государств с многовековой исторической общностью их народов.

В заключение мне хотелось бы еще раз призвать к выдержанности и благоразумию людей, от которых зависят сегодня мир и спокойствие в нашем Отечестве, и от всего сердца пожелать воинам нашей Армии терпения и душевой стойкости, так необходимой в это непростое время.
Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель
Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата.

Журнал «Армия и культура»
№ 6-7, 1992
от 24.04.2024 Раздел: Февраль 2016 Просмотров: 1261
Всего комментариев: 0
avatar