Добавлено:

Загадки гоголевского «Носа»

Два или три года назад я перечитал (уже в который раз) повесть Н. Гоголя «Нос». И, как и раньше, не понял ее. «Что за напасть? – подумал я. – Где тут собака зарыта? Не может того быть, чтобы повесть гениального мастера была ни о чем». Я позвонил моему другу Владимиру Воропаеву, доктору филологических наук, профессору МГУ, который всю жизнь занимается изучением творчества Гоголя и знает о нем все.
О чем эта повесть? – спросил я.
Он ответил:
– Не знаю.
Вот тебе и раз! Если ведущий специалист не знает, то кто же тогда знает?
Я решил перечитать всего Гоголя. Чтение заняло примерно полтора месяца. Я открыл для себя Гоголя, можно сказать, впервые. И не потому, что читал его зрелыми глазами, а потому, что читал его как верующий человек. Все его произведения оказались духовными. Жизнь с Богом и жизнь без Бога – так можно обозначить главную мысль «Носа» (она в подтексте). Именно этим «ключом» открывается гоголевская повесть. То, что главную мысль нужно искать именно в религиозной сфере, нам подсказывает и сам автор: когда нос, разъезжая по городу, зашел в Казанский собор, то он стал молиться «с выражением величайшей набожности». Еще одна подсказка: необыкновенное происшествие случилось двадцать пятого марта (по старому стилю), то есть в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. И последняя подсказка: оба слова – Бог и нос – состоят из трех букв.
Когда коллежский асессор Ковалев в один прекрасный день обнаружил, что у него отсутствует нос, то пришел в страшное смятение. Его можно было понять - что за жизнь без носа! Так бывает с человеком, который живет без Бога, другими словами, без руля и без ветрил.
Но вот однажды утром нос снова оказался на своем месте, «то есть именно между двух щек майора Ковалева». Жизнь преобразилась! Ковалев «в радости чуть не дернул по всей комнате босиком трепака». Теперь другое дело: можно делать визиты, хлопотать «об вице-губернаторском месте, а в случае неудачи об экзекуторском», безбоязненно принимать цирюльника, разговаривать не только со штаб-офицершей Подточиной, но и с ее юной дочкой.
«И майор Ковалев с тех пор прогуливался как ни в чем не бывало и на Невском проспекте, и в театрах, и везде. И нос тоже как ни в чем не бывало сидел на его лице, не показывая даже вида, чтобы отлучался по сторонам. И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам и даже остановившегося один раз перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшего какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин, потому что он сам не был кавалером никакого ордена».
Так бывает с человеком, который обрел в своей душе Бога, который встал на прочный надежный фундамент, который держит в руках компас и знает, что он не заблудится, куда бы ни пошел и куда бы ни поехал.
Теперь мне стало ясно, почему повесть «Нос» не раскусили многие читатели, в том числе специалисты по Н. Гоголю. Ее можно понять только в контексте всего творчества великого мастера.
Произведения Николая Васильевича Гоголя – повести, комедии, письма и пр. – это законченная, стройная, тщательно продуманная система. Это единый континент. Тут все взаимосвязано, вытекает одно из другого.
Откроем «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Читаем:
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». На первый взгляд кажется, что Гоголь допустил здесь досадный промах, уехал куда-то в сторону. Но никакого промаха нет: нужно только вспомнить казака из повести «Тарас Бульба», который разлегся прямо на дороге в Запорожской сечи, раскинув руки и ноги, а шаровары у него были такие, что… Впрочем, и у других казаков шаровары были, как Черное море. Одним словом, шаровары – это характер: удалой, кипучий, независимый.
Николай Гоголь – писатель православный, глубоко религиозный, укорененный в вере, со своим собственным духовным опытом. Все его творчество освящено Евангельским светом, сочинения наполнены глубинным религиозным смыслом. Читатели и критики, которые не знакомы с Евангелием, не знают Нагорной проповеди и Апостольских посланий, а самое главное, живут вне Церкви, читают Гоголя весьма и весьма поверхностно.

Николай Кокухин

от 29.03.2024 Раздел: Март 2010 Просмотров: 1285
Всего комментариев: 0
avatar