Эта беседа с настоятелем Крестовоздвиженской церкви в д.Дарна протоиереем Константином Волковым состоялась 23 февраля с.г., в День защитника Отечества. Отца Константина я знаю уже лет десять, и его неутомимая деятельность по восстановлению почти напрочь разрушенного храма проходила у меня на глазах…
Помню первые службы в тесном и холодном притворе храма, когда в узком проходе набивалось человек пятьдесят-семьдесят, так, что и дышать было трудно.
Когда мы зашли в основное здание, то вместо пола увидели груды земли, гулкие ободранные стены храма. Скажу откровенно, с трудом верилось, что когда-нибудь былое великолепие этого святого места сможет возродиться…
А сегодня любознательному читателю было бы интересно побывать в Дарне и своими глазами увидеть красавец храм, ухоженную заботливыми руками прихожан территорию вокруг него, живописную еловую аллею, зеленой лентой сбегающую к святому источнику…
- Отец Константин, хотелось бы сегодня вспомнить не только защитников Отечества, а вы в полной мере им являетесь, поскольку принимали участие в боевых действиях в Афганистане и не понаслышке знаете, что значит Родину защищать. Когда газету с этим материалом увидит читатель, мы будем отмечать особо чтимую «Русью Державной» дату: праздник иконы Божией Матери «Державная».
Сегодня модно стало говорить о державе, державности, патриотизме, хотя еще несколько лет тому назад слова эти часто многими нашими политиками и общественными деятелями употреблялись скорее в негативном смысле. Да и ныне мне кажется не все полностью понимают истинный смысл этих глубоких понятий и что они значат для русского народа.
- Чтобы понять сущность этих слов, нам надо обратиться к нашей славной истории, когда основой нашей державной России были православная Вера, Царь и Отечество.
Это и было основой, приоритетом духовных и культурных ценностей, которые объединяли Русь. Со времен князей Владимира и Александра Невского, Андрея Боголюбского люди всех сословий стремились к тому, чтобы ими управлял человек, которым руководит Сам Господь Бог.
Такой правитель, опираясь на глубокую веру, мог справедливо управлять государством и быть заботливым отцом для своих подданных. Он старался сделать страну более могучим, богатым государством, чтобы народ мог иметь достаток и вести мирную благочестивую жизнь.
И когда сегодня слышишь от иных политиков слова о том, что эталоном для России должны быть Запад и присущие ему «ценности», будет нелишним вспомнить, что были времена, когда у нас и на Запад неблагонадежных ссылали, а не только в Сибирь. И особенных охотников ехать туда из России попросту не было…
До сих пор, несмотря на разруху, в нашу страну продолжают приезжать люди со всех концов света, чтобы увидеть, почувствовать нашу высокую духовность, прикоснуться к святыням державы, которую веками строили наши благочестивые предки. Державность, которая основывалась на наших помазанниках Божиих и последнем нашем императоре Николае II, с 15 марта 1917 года, можно, наверное, так выразиться, сосредоточилась в руках Божией Матери Державной, икона которой была чудесно явлена в селе Коломенском в тот самый трагический день.
- Сегодня, в День защитника Отечества, так теперь называется этот праздник, хотелось бы, батюшка, вспомнить те трудные афганские будни, когда смерть стояла рядом с Вами и многими нашими соотечественниками. Тем более, что мне самому приходилось бывать в Афганистане в то трудное время.
- О себе в нашем кругу рассказывать не принято. Мне бы хотелось рассказать о своем покойном друге Константине Викторовиче Долгилове, который погиб 13 октября 1983 г. В это время к боевым операциям привлекли и старослужащих, которые уже готовились к отъезду на Родину, хотя была неписаная традиция не использовать демобилизующихся в военных действиях. И Господь судил Константину иную участь - вместо того чтобы остаться в батальоне, пойти в разведку. Группа попала в засаду…
Константин остался вытаскивать раненых, но был тяжело ранен разрывной пулей и скончался в госпитале. Последние его слова, которые передала нам медсестра, были: «Как жалко, что я не успел…» Когда мы провожали его в последний путь, все отметили, что, несмотря на сильную жару, лицо его было чистым, светлым и каким-то умиротворенным, как будто вот-вот сорвутся с его языка слова: «Мама, наконец-то я еду домой». Его наградили посмертно орденом Красного Знамени.
Несмотря на эту трагическую кончину, я думаю, что тем, кто знал Константина, его родным и близким будет приятно еще раз помянуть душу этого раба Божия, который ушел в селения Небесные раньше нас. Многие не вернулись с этой войны. И пусть Господь упокоит их души, простит им грехи их.
В то время армия, как и страна, была другой. Были иные ценности, приоритеты. Была советская идеология, которая держала страну и народ. Это как раз и есть жалкое подобие державности, потому что без духовной идеи нельзя полноценно вести страну вперед. И в то же время люди трудились не покладая рук, жертвовали собой во имя лучшей жизни для своих детей, своей страны. И этот подъем патриотизма в народе в трудные дни уходит корнями в наше далекое прошлое, к нашим дедам и прадедам.
Один человек как-то сказал мне, что, если каждый на своем месте будет добросовестно и честно выполнять свой долг и обязанности, наша держава будет укрепляться. К этому надо только добавить: если он будет укреплять свою веру, то, что является сплавом и основой державы. Вера, пусть иллюзорная, была у советских людей и составляла стержень их жизнедеятельности. Поэтому обрести истинную христианскую веру нашему народу просто необходимо.
-Несмотря на прославление Царских страстотерпцев в 2000 году отношение к нашему императору Николаю II и его семье в обществе не однозначное. С моей точки зрения, водораздел проходит как «по линии соприкосновения» каждого отдельного человека с Божественной Истиной. А если поверить на слово некоторым «исследователям», то Император отрекся от престола, предал Державу и свой народ… Ваше отношение к этому.
- Вернемся еще раз к иконе Божией Матери Державная. Она была действительно обретена 15 марта 1917 года - в день отречения императора Николая II от престола. Но она была написана, по-видимому, задолго до этого трагического дня. И это говорит о многом. Прежде всего о том, что за Царем-Батюшкой, помазанником Божиим, всегда стоял Господь. В трудные времена Матерь Божия всегда являлась перед народом как покровительница, защитница усердная нашего Отечества. И мы видим многочисленные примеры этого в нашей древней и современной истории. Всегда за нашим Государством стояла Царица Небесная. И явление Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском подтверждает, что власть в России остается за Царем-Батюшкой. Царица Небесная всегда стояла во главе русского воинства. И икона Державной Божией Матери всегда была в России и полномочий с себя никогда не снимала.
А Император наш от народа и Державы нашей никогда не отрекался. У него было много возможностей покинуть страну. Он предпочел взойти на жертвенную Голгофу вместе со своим православным народом. И явление Державной иконы еще раз подтверждает этот факт. Если бы отрекся Царь, то и Царица Небесная отреклась бы от него.
- Церковь и армия всегда были одними из основных столпов, поддерживающих государство. И тем более вызывает досаду, что во многих средствах массовой информации раскручивается кампания по дискредитации и без того уже ослабленной Российской армии. Вопросы «дедовщины» возведены в основное зло. Совершенно дикие ее проявления (кстати, ни о чем подобном я даже не слышал во время своей службы в армии) - постоянная тема на наших телеэкранах. И как бы в издевку несколько раз за последнее время показывали наш любимый фильм «Солдат Иван Бровкин», в котором говорится о службе в армии, как о священной и почетной обязанности…А недавно какой-то молодой человек прямо заявил по радио:«А я нашему государству ничего не должен…» И это видно так понравилось ведущему передачу, что эпизод повторялся еще несколько раз…
Если молодежь будет относиться к армии, как к неизбежному злу, то кто же будет Отечество защищать. Если так и дальше пойдет – надобность в сегодняшнем празднике – Дне защитника Отечества - отпадет совсем…
- Да, это не есть укрепление государственности, обороны страны. Это скорее идеологическая и духовная борьба с тем духовным и культурным наследием, которое у нас сегодня осталось. В нашей армии в разные времена было и хорошее, и плохое. Примеры приводились только хорошие.
Героев и подвижников были, конечно, не миллионы, а может быть, единицы из тысячи, но они были духовными ориентирами для остальных.
И тиражируемый образ разгильдяя с автоматом – это не типичный образ нашего воина и явно не образец для подражания. Наркоман и пьяница не смогут стать защитником своего Отечества, и только от нас зависит, кто встанет на нашу с вами защиту, если будет такая необходимость.
На мой взгляд, чтобы и у государства, и у армии было будущее, надо заниматься духовно-нравственным воспитанием особенно среди подрастающего поколения. Предложение нашего генерального прокурора Устинова о введении в армии института полковых священников как никогда своевременно и требует поддержки и одобрения.
Российская императорская армия имела в этом вопросе очень богатый опыт, и им надо воспользоваться. Такое время пришло. Тогда в нашей армии будут вырастать не только защитники, но и будущие строители и созидатели нашей Державы.
А.Н. Печерский