К великому освящению Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в граде Казани
25 февраля 2020 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, в воссоздаваемом соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря Казани состоялось великое освящение Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Храм воздвигнут на месте обретения знаменитого Казанского образа Божией Матери, не раз спасавший Россию в самых тяжелых исторических испытаниях, и возрождение Пещерного храма в Казани возвращает нас к легендарным страницам отечественной истории.
Обретение Казанской иконы Божией Матери
Казанская икона Божией Матери, одна из главных русских святынь, явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Это чудо описано непосредственным участником тех событий священником казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолаем. Позже он стал Казанским митрополитом, а затем и Всероссийским Патриархом Гермогеном.
История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к кремлю с северо-востока. Многие стали роптать. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом.
Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, чей двор также сгорел, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала об этом матери, а та сообщила о видении воеводам города и архиепископу Казанскому Иеремии, но те ей не поверили.
Но они все равно стали искать. Когда же на пепелище дома начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к архиепископу. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа священник Ермолай (будущий патриарх Гермоген) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года. Икону внесли в собор, где продолжали совершаться чудеса.
Вскоре с обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, которые также дивились такому чуду. Царь Иоанн Грозный повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Матрона стала монахиней этого монастыря, получив в постриге имя Мавра. И в монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса.
При царе Феодоре Иоанновиче в 1595 году был построен новый каменный собор. Когда же он обветшал, на его месте в 1808 году возвели еще один каменный собор в стиле классицизма.
После закрытия монастыря в 1930-е гг. большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.
Почитаемые списки Казанского образа
В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой. Именно с ее заступничеством и связано освобождение Москвы от поляков. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков.
Сам же древний образ хранился в Казани. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икону так и не нашли. Однако похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910–1913 гг. непосредственно на месте обретения иконы – в подземелье собора – был выстроен подземный храм.
Храм и часовня на месте явления чудотворной иконы
Строительство храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери связано с Великой княгиней Елизаветой Федоровной.
3 июля 1910 года Великая княгиня посетила Казанско-Богородицкий женский монастырь. После литургии Елизавета Федоровна пожелала побывать на месте самого явления чудотворного образа.
Великая княгиня спустилась на нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елизавете Федоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых. При этом было предложено Ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное согласие.
На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой установили икону. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь.
Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Федоровной.
Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.
19 апреля 1913 г. Великая княгиня вновь лично посетила Казань. На железнодорожном вокзале ее торжественно встретили городские власти и массы народа. После посещения Благовещенского кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь.
20 апреля в освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле Дома Романовых участвовали Преосвященный Михаил, епископ Чебоксарский и Преосвященный Анастасий, епископ Чистопольский, настоятель соборного храма протоиерей А. Зеленецкий.
22 апреля от великой княгини на имя игуменьи Варвары была получена телеграмма: «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его величества следующего содержания: “Обрадован освящением храма, передайте всем мою сердечную благодарность за молитвы. Николай”. Путешествуем благополучно. Всей душой с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета».
В сентябре 1915 года Великая княгиня приехала в Казань на преподобного Гавриила Седмиозерного, духовной дочерью которого она была. Седмиозерная пустынь находилась недалеко от Казани. Прощание с почившим Гавриилом Седмиозерным прошло при огромном стечении народа.
Вскоре после октябрьского переворота соборный храм Казанско-Богородицкого монастыря был закрыт и стал использоваться под склад для хлеба. В 1929 году закрыта Крестовоздвиженская церковь. 22 февраля 1930 г. с колокольни сняли колокола. С 10 января 1930 г. было запрещено проводить крестный ход на Казанку. В феврале 1931 г. православная община перевелась в Петропавловский собор. В 1930-1932 гг. был разрушен соборный храм и величественная пятиярусная колокольня.
Возрождение Казанско-Богородицкого монастыря
В 1994 году была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004–2005 годах возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до закрытия был женским.
Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери
Началом данного проекта следует считать 4 ноября 2015 г., когда президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».
Идея воссоздания собора была горячо одобрена обществом. 2 декабря 2015 г. свое благословение на это дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Во время подготовки к восстановлению собора Казанской иконы Божией Матери была осуществлена значительная работа по изучению истории Казанско-Богородицкого монастыря, архитектурных особенностей возрождаемого собора и сохранившегося археологического слоя.
К концу марта 2016 г. был разработан «План проведения спасательных архитектурно-археологических полевых работ на территории Казанского Богородицкого монастыря при воссоздании собора иконы Божьей Матери». В ходе раскопок 2016 года были найдены остатки пещерного храма, который также называют «Казанскими пещерами». Сохранившийся фундамент был законсервирован, и храм было решено восстановить.
Закладка собора
21 июля 2016 года, в день памяти явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, по завершении Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялся крестный ход из Благовещенского собора в Казанский Богородицкий монастырь.
Главной святыней крестного хода был почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, переданный в Казань из Ватикана в 2005 году.
По прибытии крестного хода в Богородицкий монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого исторического собора Казанской иконы Божией Матери. В 1579 году на этом месте был обретен чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы, ставший одной из наиболее почитаемых православных святынь.
На богослужении присутствовали председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев, начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, мэр г. Казани И.Р. Метшин, архиереи, прибывшие на торжества в Казань, духовенство Татарстанской митрополии.
Также присутствовали председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль Самигуллин, председатель Центрального духовного управления мусульман верховный муфтий России Талгат Таджуддин, первый заместитель ДУМы России Дамир Гизатуллин и другие представители мусульманского духовенства.
В крестном ходе и закладке собора участвовали духовенство, представители государственных и муниципальных органов власти Татарстана, православная молодежь.
Перед вложением закладной капсулы в сохранившийся исторический фундамент Казанского собора был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной иконы».
После закладки капсулы с грамотой Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом:
Дорогие братья и сестры! Уважаемые высокие представители российского государства! Уважаемые Сергей Евгеньевич и Михаил Викторович! Уважаемый Рустам Нургалиевич, президент Республики Татарстан! Уважаемый Минтимер Шарипович, экс-президент Республики Татарстан! Хотел бы также обратиться к высоким представителям исламского духовенства, которые сегодня вместе с нами на этой замечательной церемонии.
Мы собрались вокруг руин, а руины всегда производят очень тяжелое впечатление. Обычно они появляются после того, как по земле прошел враг. Враг уничтожает дома, храмы, заводы, фабрики, потому что хочет ослабить завоеванный народ. Но руины, которые мы видим здесь, в центре города, появились не потому, что иноземные захватчики пришли в Казань, а потому что мы сами, своими руками, разрушили былую красоту. Сегодня, по прошествии десятилетий, мы можем назвать подобные действия варварством и безумием, ведь эта красота не только имела религиозное назначение, но и была воплощена в прекрасном архитектурном произведении.
Как же православный народ, верующие мусульмане допустили, что в стране разрушались храмы и мечети? Людям внушали: если вы это сделаете, вы будете счастливы. Если в вашей жизни что-то плохо, так это потому, что старое, отжившее мировоззрение мешает вам. Снесите все это с лица земли и постройте новый мир, в котором вы будете счастливы.
Мы сегодня воспринимаем случившееся как некое безумие. Мы понимаем, что нельзя поднимать руку на прошлое, на историю, нельзя поднимать руку на произведения культуры, нельзя поднимать руку на святые места, где концентрированно присутствует духовная сила народа. Когда в храмах люди молились Богу, они передавали свою энергию небу и получали ответ. Даже если человек не верит ни в небо, ни в душу, ни в молитву, но у него остается что-то в сердце, то, войдя в храм, он понимает, что это помещение отличается от любого другого. Здесь есть некая энергетика, как сейчас говорят, некая сила, а мы знаем, что это за сила.
Так вот, если разрушение храмов связывалось с человеческим счастьем, то это, конечно, безумие. Наверное, каждый, мысленно перенося себя в прошлое, задумывается: а как бы я поступил в то время? Что бы я сделал, будь я на месте государственных деятелей, политиков, национальных героев и лидеров прошлого? Наверное, каждый из нас сейчас думает: действительно, какое безумие, какое преступление, – конечно, мы бы ничего такого сейчас не допустили!
На самом деле никто из нас не застрахован, как не застрахован весь мир, от безумия. Что же может удержать нас от ошибок? Это ценности, которые с молоком матери передаются из поколения в поколение. Это ценности веры, ценности культуры, ценности опыта национальной жизни. В контексте этих ценностей формируется нравственный код человечества. И если люди отрицают прошлое, то они разрушают фундамент, базис, некую матрицу, через которую воспроизводятся присущие данному народу и всему роду человеческому вечные и неизменные ценности, – как мы верим, Самим Богом вложенные в природу, в душу, в сердце человека. Для того чтобы мы были застрахованы от ошибок, подобных тем, что привели к этим руинам, мы должны дать себе слово никогда не соблазняться безумными идеями, которые требуют отказа от веры, от истории, от национальной жизни и культуры. Сейчас это непросто, потому что мы все живем в условиях глобализации. Стираются границы; Интернет, телевидение способствуют тому, что человек, где бы он ни жил, присутствовал в едином мировом информационном пространстве. А в этом пространстве многое повторяет страшные заблуждения прошлого. Иные образы, иная фразеология, но те же цели – разрушение духовного начала в жизни человека, разрушение веры. Так вот, мы – народ, прошедший через трагедию разрушения собственных святынь, – должны иметь такую сильную закалку, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах больше не оступиться; более того, мы должны быть способны являть пример другим.
Я хотел бы от всего сердца поблагодарить руководителей Республики Татарстан, владыку Феофана, представителей общественности, всех тех, кто, сознавая важность возрождения святынь Татарстана, принял решение и поддержал идею восстановления собора Казанской иконы Божией Матери на этом святом месте, где она была обретена. Воссоздавая святыни прошлого, мы обращаем свой взгляд не в прошлое. Храм, который мы создаем, – это не только памятник прошлому. Мы направляем свой взгляд в будущее. И верим, что, сочетая веру, знания, умения, образование, трудолюбие, крепкую семейную жизнь, мы сумеем мобилизовать духовные, интеллектуальные силы народа, преодолеть трудности, которые еще существуют, и построить мирную, благополучную, по-человечески счастливую жизнь.
Радуюсь тому, что являюсь участником исторического события. И как замечательно, что здесь, на этой земле, где бок о бок живут православные и мусульмане, идею воссоздания собора с такой готовностью поддержали и так активно в ее реализации участвуют люди, принадлежащие к исламской традиции. Когда я слушал сейчас выступления руководителей Татарстана, когда во время закладки капсулы в основание строящегося храма я смотрел на исламских лидеров, я задался вопросом: а где еще на земном шаре можно увидеть такую картину? Я проехал большинство стран мира. Я не представляю, что такое где-то еще возможно. Но это возможно в России, и неслучайно. Мы с вами особенный народ. Мы научились жить вместе. Мы научились ценить друг друга, уважать традиции друг друга и вместе трудиться во благо нашей великой Родины. Пусть Господь хранит Казань, Татарстан и нашу великую Россию. С праздником всех вас поздравляю!
Возрождение пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Долгое время храм был погребен под землей, фрагменты его стен и сводов были обнаружены в рамках археологических изысканий на месте строительства собора весной 2016 года. Когда этот храм раскрыли, оказалось, что он достаточно сохранился на уровне стен и начала сводов, что позволило реставраторам создать план его восстановления.
За три года работ в пещерном храме были отреставрированы сохранившиеся фрагменты храма, укреплены исторические фундаменты, выполнена кирпичная кладка, сделана гидроизоляция стен, оштукатурены наружные стены, кирпичная кладка лестничных маршей и площадка у входа, устроены теплые полы и система подачи тепла. Своды храма воссозданы из кирпича по старинной технологии. С целью сохранения фрагментов исторической росписи храма во время работ ежедневно проводится наблюдение температурно-влажностного режима.
Пещерный храм воссоздан практически в том виде, который запечатлели современники и сохранившиеся исторические документы. На его восстановленных фундаментах выполнена несущая монолитная конструкция плиты, на которой воздвигнут верхний храм.
С осени 2018 года началось оформление интерьера и роспись стен Пещерного храма. Работы производились мастерами под руководством художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Валерия Косушкина.
Сводчатый потолок и верхняя часть стен выполнены в голубом цвете, символизирующем ясное небо. Чтобы добиться нужного оттенка, который подбирают комплексно вместе со светильниками и излучаемыми ими светом, реставраторы сначала нанесли на своды так называемую подкладку – первый слой краски. Затем наносился второй, которой выравнивают по всей поверхности вручную губками. Освещение в пещерном храме будет приглушенным, теплым. Чуть позже на небосводе появились восьмиконечные золотые звезды двух размеров. Удалось сохранить часть стены и оставшиеся росписи. Подлинные части стен были затонированы без нанесения нового рисунка.
Историческое событие –Великое освящение Пещерного храма
25 февраля 2020 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, в воссоздаваемом соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря Казани состоялось великое освящение Пещерного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Перед началом богослужения митрополит Берлинский и Германский Марк доставил в монастырь частицы мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Святыня будет храниться в новоосвященном храме Рождества Богородицы.
Чин великого освящения храма совершили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Берлинский и Германский Марк, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий.
Архипастырям сослужили наместник Казанско-Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский), секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, настоятель Седмиезерной Богородицкой пустыни архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев), благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, первый проректор Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин, благочинные церковных округов Казанской епархии.
За богослужением присутствовали исполнительный директор Республиканского фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, заместитель председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов, руководитель исполкома муниципального образования города Казани Денис Калинкин, заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Светлана Персова, главный инженер проекта Казанского собора Вячеслав Нилов, главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов, представители Аппарата Президента РТ, рабочей группы по воссозданию Казанского собора и иные официальные лица.
Среди молившихся за Литургией были настоятельница Успенского Зилантова женского монастыря игумения Сергия (Лакатош), настоятельница скита Зилантовой обители в селе Верхние Кармачи игумения Нина (Нефедова), православная молодежь Казани, прихожане обители и храмов столицы Татарстана.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан:«Свершилось великое чудо»
По окончании великого освящения Пещерного храма глава Татарстанской митрополии митрополит Феофан обратился к участникам торжеств со словом:
– Сегодня у меня и всех совершенно особое состояние. Обратите внимание, никто, как мне кажется, даже не дышит, а все молятся. Для этого мы и совершаем это освящение сегодня. Для совместной молитвы в этом храме.
Сегодняшние торжества стали возможны благодаря помощи многих людей. Благодаря, в первую очередь, усердию Фонда Возрождения во главе с нашим замечательным вечным президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым. У него также есть ближайшая помощница, я бы даже сказал, распорядительница. Её имя – Ларионова Татьяна Петровна. Она стоит перед нами. Мне вспоминается, сколько раз на постоянных встречах она с таким усердием, а иногда, с не женской настойчивостью, добивалась, чтобы также шло успешное строительство собора.
Передайте конечно же благодарность и президенту республики Татарстан, многоуважаемому Рустаму Минниханову. Именно его указ лёг в основу воссоздания собора. И вот, слава Богу, свершилось! Свершилось, действительно, великое чудо. Этот святой храм, в который уже и так много народу стекалось, станет тем местом, куда пойдёт Россия, уже не ручейком, а полноводной рекой, как великая Волга.
Это свидетельство того, как у нас, в Татарстане мы можем жить. Владыка Марк, у Вас в Европе проблемы с миграцией. Конечно, там свои традиции, свои законы, у них вера своя. Ну, передайте, вот у нас, в Татарстане можно поучиться. Кстати, приезжали к нам из Баварии, перенимать опыт.
Этот опыт основан на многовековом, как бы я сказал, взаимопроникновенном единстве в едином государстве. Когда каждый, не поступаясь своей верой, живет в мире и согласии. И это возможно, благодаря общим усилиям, потому что нет ничего дороже, чем мир. И, конечно же, не может быть мира с Богом, если мы не умеем хранить мир даже между собой. Это – самое главное. Я благодарен, Владыка Марк, Вам за то, что Вы сейчас несмотря на трудности, всё-таки приехали. Приехали, преодолевая всё, и расстояния, и внутренние неудобства для того, чтобы ещё более усилить нашу здесь Православную святыню. Вы многие годы являлись хранителем святынь Иерусалима Русской зарубежной церкви и привезли нам частицу мощей Святой мученицы Великой княгини Елисаветы, инокини Варвары. Ведь именно она была вдохновителем строителей, архитекторов и рукодельниц по благоукрашению этого храма. И мы старались воссоздать его в первозданном виде. Обратите внимание, всё было разрушено, но вот остатки и древнего храма и место, где была обретена икона, сохраняется в первозданном виде. Это гораздо ценней, чем построить просто новый храм. Поэтому я благодарю Вас, я благодарю также владыку Савву, который от имени Святейшего Патриарха прибыл сегодня сюда к нам и принял участие в освящении храма.
Передайте Святейшему Патриарху, который закладывал этот собор, что по его благословлению идёт строительство, и мы с большим нетерпением будем ждать то время, когда он прибудет для освящения нашего великолепного храма. И передайте ему, что Татарстанская паства: Епископат, Духовенство и Народ божий с любовью относятся к Патриарху Московскому. Передайте и другое, что ему не надо беспокоиться о том, какие взаимоотношения внутри республики, между митрополией и властью. Отношения такие, которым могут позавидовать любые центральные регионы, потому что мы делаем одно общее дело, и это очень важно. И передайте то, что Минтимер Шарипович с удивительной теплотой и энергией всегда относится к воссозданию духовности в Татарстане.
Мы надеемся, что монастырь будет полностью возрождён во всём своём благолепии и красоте. Я хотел бы передать благодарность всем здесь присутствующим, всем, кто прибыл к нам. Особая благодарность Вам, Татьяна Петровна. Мы видим плоды Ваших трудов, за что Вас от всей души благодарим. Если хотите сказать слово, мы рады будем послушать.
Далее со словами приветствия к собравшимся обратилась исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова:
– Многоуважаемый Владыка, многоуважаемые представители Православия, братья и сестры. Сегодня, действительно, день очень значимый. Когда здесь был наш президент Рустам Нургалиевич, когда здесь был Минтимер Шарипович Шаймиев, был разговор относительно того, что было сделано очень многое, но надо, чтобы пещерный храм, который воссоздан, был намолен, поэтому сегодня свершилось освящение, и это освящение, сегодняшний день, они будут стимулом для всех, кто здесь работает, для всех, кто воссоздаёт храм, для работ в верхнем храме, поскольку нам предстоят ещё значительные работы, прежде всего, по живописи и поверьте, все, кто здесь работает, делают всё от души, для души, как говорит наш Минтимер Шарипович, делают с ответственностью перед историей, перед республикой, перед городом. Мы понимаем, что поруганный некогда храм должен служить людям. И то, что это происходит на наших глазах, это очевидно. Многоуважаемый Владыка, спасибо Вам большое за преданность. Вы, когда только-только приехали на нашу землю, Ваша первая мечта была относительно воссоздания этого храма, и Вы не просто мечтаете, Вы делаете, Вы усердно работаете над тем, чтобы храм был воссоздан. Да будет так, спасибо всем огромнейшее и низкий всем поклон.
Затем архипастыри совершили первую Божественную литургию в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения заамвонной молитвы было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Покров Пресвятой Богородицы над Татарстаном и над великой Русью
После молитвенного торжества митрополит Феофан вновь поздравил всех с освящением храма:
– Освящение Пещерного храма в честь рождества Пресвятой Богородицы, храма, где была обретена икона Царицы Небесной, именуемая ныне Казанская. Особенно радостно, что Владыка митрополит Берлинский и Германский Марк откликнулся на просьбы верующих и изволил к нам принести сюда в дар частицу мощей мученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, за что мы ему премного благодарны. Именно они, именно Великая княгиня Елисавета является покровительницей этого места, ибо когда она прибыла сюда впервые, спустилась на место обретения иконы, то её сердце встрепенулось. Здесь не было такого великолепного храма, как сейчас. И тогда она обратилась к местному архиерею, а затем и к высочайшим особам царского дома, дабы украсить и воздвигнуть вот этот величественный небольшой храм и обустроить место обретения великой святыни заступницы рода христианского Казанской иконы Божьей Матери. И она до мелочей вникала в строительство этого храма. Привлекли лучших архитекторов, которые разработали проект. И она лично, есть её личные заметки, вносила коррективы, что и как должно быть устроено в этом храме. И войдя в этот храм, сразу ощущаешь, что место сие – место свято есть. И оно ещё более усугубляется, что ныне святая мученица Великая княгиня Елисавета со своей верной спутницей, инокиней Варварой, стоят уже у престола Всевышнего Бога и молятся, конечно же, и о тех, кто будет приходить в то место, куда она вложила столько любви, в этот храм, в это место обретения иконы Божьей Матери. И я прошу вас, передавайте друг другу, что отныне у нас здесь имеется великая святыня. Кроме того, что это место обретения иконы Царицы небесной, здесь и мощи святой мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Несите и к Царице небесной и к мученице великой княгине и ее верной спутнице инокине Варваре, несите сюда всё, и печаль, и радость, несите и ваши просьбы, и поверьте, всегда найдёте утешение и подкрепление. Я благодарю ещё раз, Владыка Савва и Вас, что вы прибыли сюда по благословлению Святейшего Патриарха для того, чтобы передать нам благословение Первосвятителя земли Российской и скажите ещё раз ему, мы особо молились о том, чтобы в непростые времена, когда требуется Патриарху молитва всей церкви, молимся и верим по молитвам Царицы небесной, Господь укрепляет его силы, вести твёрдою десницею корабль Церкви Русской. Я благодарю преосвященных владык, которые прибыли с нашей епархии сюда, всех отцов-наместников, благочинных и всех вас, мои дорогие, что мы вместе молимся. И всех строителей, и президента Рустама Нургалиевича и Шаймиева Минтимера Шариповича, Ларионова и многих, кто здесь трудился и трудится. Дай Бог, чтобы покров Царицы небесной, её заступничество и молитвы святой мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары пребывали бы над нами, над нашим градом Казанью, над обителью сей святой, над Татарстаном и над великой Русью. Храни Вас, Господь!
Со словом к верующим также обратился митрополит Берлинский Марк:
– Ваше высокопреосвященство, Ваше преосвященство, все честные отцы и дорогие братья и сестры. Когда четыре года назад я присутствовал, когда заложили первый камень в строительство этого великолепного храма, я услышал, что великая княгиня Елисавета в свою бытность ещё здесь была, вдохновила строительство храма, тогда для меня было ясно, что надо сюда привезти частицу мощей. И когда, Владыка, Вы мне сообщили, что нижний храм готов, я сделал всё, что мог для того, чтобы в этот день участвовать в этом великом торжестве. Вспоминаем, что великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, приняла православие всем сердцем, всей душой. И, как раз, её любовь к Пресвятой Богородице свидетельствует об этом. Потому, что в том доме, из которого она произошла, совершенно не почитают Пресвятую Богородицу. Они – протестанты, которые даже не хотят знать про Богородицу. Поэтому её любовь к Пресвятой Богородице свидетельствует именно о ее чистосердечном и вседушевном принятии Святого Православия. И неслучайно, я думаю, Господь ее удостоил почивать своими мощами близ гробницы Пресвятой Богородицы в Иерусалиме, в нашем монастыре, откуда я и привёз частицу мощей и принёс службу, которая, надеюсь, будет часто здесь совершаться святой преподобной мученице Елисавете. Молитвами её, надеемся, что мы все будем участвовать в дальнейшем подвиге дальнейшего завершения строительства этого великого храма, чтобы это была святыня, к которой будут естественно течь все верующие этого края. Желаю вам, чтобы по молитвам святой мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и, прежде всего, конечно, по молитвам Пресвятой Богородицы, ваш край здесь укрепился в православии, чтобы здесь православные были не по названию только, но по сердечному влечению. Спаси, Господь.
Далее выступил епископ Зеленоградский Савва:
– Достопочтенный Владыка Феофан, дорогие Владыки, отцы, братья, сестры! Сегодня взор не только священноначалия, но взоры множества и множества православных русских людей обращены к казанской епархии, к граду Казани, к Татарстанской митрополии, ко всей республике Татарстан, ибо Татарстан, независимо от религиозной принадлежности, является хранителем святого места, места, где была обретена Казанская икона Божьей Матери. И мы знаем, мы поём в одном из песнопений нашей церкви, что до сего дня пресвятая владычица наша, Богородица, обогащает лика своего изображениями нашу землю. Но с особым чувством, с особой любовью мы относимся к изображению иконы Божией Матери, именуемой Казанская, ибо именно через это изображение владычица наша оказывала свои особые милости нашей земле в самые тяжелые дни для неё. И сегодня нам, может быть, не так тяжело, как бывало нашим предкам, нашим соотечественникам в прошлые годы. И тем не менее, мы прибегаем к Божией Матери, предстоим её изображению казанскому и молимся ей с особой любовью, почитая именно этот образ. Владыка, Вы, Ваши сподвижники, Ваши мирские сподвижники любой веры, любого исповедания, храните это святое место, ибо оно дорого всей русской земле. И да благословит Вас Господь за все Ваши труды по созданию этого великолепного храма и по развитию, по строительству православия на земли Татарстана. Дай бог Вам огромные и обильные милости.
В завершение архипастыри поклонились месту обретения Казанской иконы Божией Матери и пропели тропарь, кондак и величание Пресвятой Богородице. Верующие приложились к ковчегу с мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
В Татарстанской митрополии и во всей нашей Русской Православной Церкви состоялось событие великой духовной и исторической важности.
По материалам сайта
Татарстанской митрополии
Татарстанской митрополии
Символ возрождения России
Эта поездка навсегда останется в моей памяти. В Казани я недавно побывал впервые в своей жизни по приглашению правящего архиерея Татарстанской митрополии митрополита Феофана. Мы знакомы с ним уже третий десяток лет, практически с первых шагов православной народной газеты «Русь Державная».
Это было нелегкое, может быть даже трагическое время, когда в сентябре 1993 г. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием и митрополитом Кириллом, нынешним Предстоятелем нашей Церкви, вела переговоры с противодействующими ветвями государственной власти по примирению и недопущению братоубийственной гражданской войны. Активно участвовал в этих переговорах и архимандрит Феофан.
Я также вспоминаю наши встречи у школы в Беслане, из которой владыка Феофан выносил окровавленных детей, помню Цхинвал с его разрушенными деревнями, где владыка Феофан силой молитвы и убедительными словами умирял разбушевавшиеся людские страсти. Помню поездку в Ставрополь, где также владыка Феофан совершал свое архипастырское служение.
Может быть, именно здесь я увидел, как могут и должны жить в мире и согласии люди разных национальностей и вероисповеданий… И вот, наконец, Казань. Великое освящение Пещерного храма на месте обретения величайшей святыни Православия – иконы Казанской Божией Матери.
Мне приходилось бывать во многих храмах в России, на Святой Горе Афон. И тем более радостно было ощущать, какая удивительная благодать пребывает в этом святом месте.
«Свершилось, действительно, великое чудо!» – эти слова митрополита Феофана подтверждали ощущения всех архиереев и священнослужителей, представителей государственной власти Татарстана, гостей и простых прихожан, участников этого исторического события поистине мирового значения.
На закладке разрушенного в годы лихолетий Собора 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Мы особенный народ! Мы научились жить вместе».
И пример возрождения православных святынь в Татарстане, несомненно, ярко свидетельствует об этом. Еще раз хочу напомнить слова владыки Феофана после великого освящения Пещерного храма: «Этот опыт основан на многовековом взаимопроникновенном единстве в едином государстве. Когда каждый, не поступаясь своей верой, живет в мире и согласии…»
В беседе с владыкой Феофаном он еще раз подчеркнул: «Я думаю, что мы сегодня освятили главный храм. Что именно отсюда с места обретения святого образа выросло особое почитание Божией Матери. Икона Казанской Божией Матери стала символом возрождения России после трудных, смутных лет. И икона уже никогда не покидала ее пределов, шагала по всей державе нашей в своих списках, в своих храмах во имя Казанской Божией Матери. Не случайно главные храмы в России становились Казанскими. И есть еще одна важная связь веков и времен: принесение к нам мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары».
Как удивительно все! Как Господь Сам все определяет. Это видимая связь Церкви Небесной и земной. Вот они, почитаемые во всем мире мощи святые и чудотворная икона Царицы Небесной, а вот и Она сама с нами Заступница Усердная рода христианского!
Я уезжал из Казани и мысленно обещал себе, что обязательно вернусь на эту священную землю, где явила Божию милость Царица Небесная. И, наверное, не случайно чудотворная икона Божией Матери «Державная», явленная народу в день вынужденного отречения императора Николая Второго от престола в 1917 году, находится в селе Коломенском в Казанском храме. Чудны дела Твои, Господи!
Андрей Печерский