Добавлено:

земли русския царица небесная

Достойно есть величати Тя, Богородице, земли Русския Царицу Небесную
и людей православных Владычицу Державную.

Державная икона Божией Матери – это Покров Царицы Небесной над Россией в XХ веке и поныне. 15 лет назад икона торжественно вернулась в Коломенское – место ее чудесного обретения в 1917 году. И Россия (тогда еще – СССР) стала стремительно меняться. Дай Бог, чтобы в наши святцы вошел не только первый день обретения Державной иконы Пресвятой Богородицы, 2/15 марта, который бывает Великим постом и, по Уставу нашей Церкви, почти никогда не празднуется, но и второй день – день Покрова Царицы Небесной над нынешней Россией, – 14/27 июля.

В руках у меня крошечная книжечка с ветхими, пожелтевшими страницами. На обложке стоит: «Краткiй акафистъ Пресвятей Богородице, явленiя ради чудныя Ея иконы «Державныя», в селе Коломенскомъ, под Москвою, 2-го марта 1917 года. Изданiе Свято-Николаевского Братства странниковъ и отшельниковъ Христа ради». Особенность книжечки не только в том, что она напечатана еще по старой русской орфографии, которой оставалось жить тогда на Родине всего несколько месяцев, но и в том, что «Краткiй акафистъ» почти вдвое короче всех общепринятых – содержит всего семь кондаков и икосов, а после них сразу – заключительный кондак, всегда 13-й, а тут он – восьмой: О всепетая, Матерь Божия Державная…
 
Значит, так срочно нужна была молитва Державной Царице «изнемогшим от печали людям православным», так скорбны и стремительны были события, разворачивавшиеся в России в 1917 году, что – небывалый случай! – не законченный еще акафист издали. Вероятно, именно эта, начальная его часть была написана с участием святителя Тихона, который по явлении иконы приезжал в Коломенское ее прославлять и благословил составить ей «акафист акафистов» – понемногу из других, ранее написанных акафистов Пресвятой Богородице.
 «Ужели Господь до конца прогневался на нас?» – писал еще в 1905 году Владыка Тихон, будущий Патриарх. Но он же и молился все эти годы о России, молился весь наш верующий народ во главе с православным царем. Молился Царице Небесной, Которая, являя Свою Державную икону, призвала православных и в это лютое время к молитве: «Пусть молятся». Историки свидетельствуют: в 1917 году толпы народа сутками ходили за Державной иконой.
 В «Сказанiи о явленiи иконы Державной Божiей Матери», изданном отдельной листовкой и вложенном в «Краткiй акафистъ», говорилось: «Святая Икона, по желанiю верующихъ, посетивши все окрестныя селенiя, непрерывно приглашается для посещенiя святыхъ обителей и храмовъ, фабрикъ и заводовъ столицы, пребывая в селе Коломенскомъ только въ воскресные и праздничные дни.
 Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешенiе страждущей Родине!
 Пресвятая Богородица, спаси нас!» И Матерь Божия спасла Землю Русскую, Церковь, народ наш от полного уничтожения.
 Не люди прежде всего, добрые или злые, не исторические личности с их намерениями, но именно Державная Владычица решила судьбу Отечества. Она вняла горячим мольбам верующих русских людей, Она повелела – и глава правящей безбожной партии меняет отношение к Церкви, встречается, уже после важнейших побед в Великой войне – тоже вымоленных, тоже дарованных нам Небесной Царицей – с митрополитами, сам торопит срочно избрать Патриарха («большевицкими темпами»!)
 Почему он это делал и говорил, насколько это было искренним его желанием, а насколько – голый политический расчет, – это здесь не главное, это знает Один Бог до конца. «Чужая душа – потемки», – говорит народ, а уж душа Сталина… Знал ли он сам, почему поступал так, а не иначе? Спаситель сказал другому правителю, Понтийскому Пилату: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. ХIХ, 11).
 Без Православия история нашего Отечества понята быть не может. Россия – Дом Пресвятой Богородицы, это – главное в ней, в любой век и час ее истории.
С конца двадцатых годов место пребывания «Державной» святыни было верующим неизвестно. Теперь мы знаем, что она находилась на Красной площади в Москве, в запасниках Исторического музея. В год 1000-летия Крещения Руси на время была отдана в Издательский отдел Московской Патриархии.
 В 1990 году тогдашний настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском протоиерей Святослав Юримский обратился с прошением к Святейшему Патриарху Алексию ходатайствовать перед руководством Исторического музея о передаче образа в Казанский храм.
 23 июля был подписан акт о возвращении иконы. 27 июля икона была торжественно встречена в Коломенском, в Казанском храме, где и пребывает уже пятнадцать лет.
 Икона вернулась накануне празднования памяти св. равноапостольного князя Владимира, которое совершается вечером этого же дня. Матерь Божия словно благословила второе Крещение Руси, которое широко началось именно в это время.
 Вернулась икона, перед ней стали молиться – и держава наша стала стремительно меняться.
 В 1990 году был Советский Союз. Была КПСС. Прошел год с небольшим – и уже ничего этого нет!
 Уже в декабре того же, 1990, года совершилось неожиданное второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского.
 Ровно через год после второго обретения Державной иконы, во дни всероссийского крестного хода с мощами преподобного Серафима из Москвы в Дивеево, 25-26 июля 1991 года, состоялся и в самом деле исторический пленум ЦК КПСС, на котором коммунистическая партия признала несостоятельность своей исторической программы, а вскоре, спустя несколько дней, и вовсе перестала существовать. Началось массовое возвращение храмов, монастырей Церкви, строительство новых. Россия – хотя и не вся – вновь обрела свое имя.
 Помнится то время. В маленькой часовне в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы – даже просто навесе над Распятием Спасителя –у тогдашнего бассейна «Москва» собиралась небольшая группа верующих, читали акафист Державной Владычице… Потом стали совершать крестные ходы – сначала вокруг бассейна на святом месте, потом – до Кремля, где уже восстанавливался Казанский собор, потом появилась деревянная Державная часовня, и вот – зримое чудо: не бассейн, но сияет восстановленный Храм Христа Спасителя! А рядом – деревянная часовня в честь Державной Царицы, совершившей все эти чудеса.
 Да и наш храм в честь Державной иконы Божией Матери, возникший за считанные годы на пустой поляне, – тоже зримое знамение милости Царицы Небесной к нашему народу.
 Горячее всецерковное, всенародное почитание Державного образа Царицы Небесной нам очень нужно сегодня, когда держава наша переживает трудное время, когда нам так нужно укрепление в народе нашем державного духа.
 Может быть, одна из главных причин, почему скорби от нас сегодня не уходят, а в чем-то и умножаются, – это то, что мы не оценили до сих пор, не возблагодарили Царицу Небесную за Ее неизреченные милости к народу нашему в конце Второго тысячелетия Христовой эры.
 Нам дана была вновь, может быть, во второй раз после Великой Победы, историческая возможность возвращения России к самой себе, к вере отцов. Но, как и тогда, когда не было особой благодарности Царице Небесной за спасение Отечества (до сих пор не возведен достойный храм в честь Победы в самой великой брани в мiровой истории – наши предки в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года воздвигли величественный Храм Христа Спасителя), – так и теперь, если не будет горячей благодарности Царице Небесной за все Ее милости к народу нашему, исторические возможности, может быть, вновь не раскроются в той полноте, какой ждет от нас Господь, какие усердно вымаливает нам Заступница наша.
 В нашей богослужебной Минее имеется ныне две службы Державной иконе: первая составлена с участием святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, вторая – творение чтеца Владимира Васильевича Богородицкого. Обе службы имеют свои достоинства, первая – более покаянная, написанная, вероятно, вскоре после явления иконы, вторая – более праздничная. Но на практике служба Державной Владычице в наших храмах, увы, почти на правится. День явления иконы 2/15 марта почти всегда приходится на Великий пост – не раньше масленицы, и, по Уставу Церкви, чаще всего опускается. Так, в прошлом году этот день приходился на понедельник Крестопоклонной седмицы – и потому только те немногие храмы, которые посвящены Державной иконе, служили в этот день Литургию Преждеосвященных Даров. В этом году день обретения иконы приходился на вторник первой седмицы Великого поста, никто ей опять не служил, а мы, по Уставу, перенесли на субботу первой седмицы и служили в соединении со службой великомученику Федору Тирону. Если же в святцы будет внесен день второго обретения, 14/27 июля (дай Бог!), то в этот день даже в среду или пятницу во всех храмах можно будет служить полную литургию, накануне – полиелейные службы, молебны с акафистом, выбирая одну из двух служб (первую, скажем, весной, вторую – летом) или соединяя их в одну.
 Наша сила – вера. Наш путь – небесный, только со Христом, с Его Пречистой Матерью. Только Она может спасти Россию, как уже не раз спасала, только с Нею народ наш может жить, не быть сиротой.
 Матерь Божия Державная, спаси Землю Русскую!

Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной
иконы Божией Матери пос. Кратово (Прозоровское) Московской области, член Союза писателей России.

От редакции: В «Журнале Московской Патриархии» № 3 за 1996 год, в заметке «Второе обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери», говорилось: «Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2(15) марта и 14(27) июля». К сожалению, в богослужебную жизнь наших приходов второй день празднования не вошел. Редакция «Руси Державной» смиренно просит священноначалие нашей Церкви рассмотреть вопрос о включении летнего дня празднования Державной иконы Божией Матери – одной из самых почитаемых православным народом – в наши святцы.

от 26.04.2024 Раздел: Июль 2005 Просмотров: 929
Всего комментариев: 0
avatar