Добавлено:

Жить, думать и поступать по совести

Такое будет до тех пор, пока культура остаётся в рынке. Я много лет пытаюсь говорить в собраниях, на телевидении, в прессе о том, что присутствие отечественной культуры в рынке - это её вырождение и преступление перед будущим поколением.

Народный артист России, президент Международного кинофестиваля "Золотой Витязь", председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат государственной премии Югославии, академик Международной славянской академии, президент Фонда культуры казаков России Николай Бурляев в постперестроечное время встал у истоков возрождения Славянской Идеи в кинематографе. Организованный Н. Бурляевым киноцентр "Русский фильм" сплотил национально мыслящие силы российского киномира, а созданный им Международный кинофестиваль славянских и православных народов "Золотой Витязь", проходящий с 1992 г., собирает прекрасные фильмы, которые призваны воспитывать новое поколение на традиционных христианских ценностях, которыми являются честь и мужество, сострадание и взаимопомощь, вера и любовь. Накануне очередного кинофестиваля "Золотой Витязь" мы встречаемся с его организатором и безсменным руководителем.

- Николай Петрович, в советское время снимались десятки замечательных фильмов, многие из которых теперь признают за "советскую пропаганду", но, несмотря на это, наши фильмы воспитали в нескольких поколениях такие чувства, как любовь к Родине, совесть, уважение к старшим. Можно считать, что в какой-то мере советское кино явилось проводником христианских идеалов в атеистическое время? И главное - это была качественная работа?

- То, что делалось в советском кинематографе, и лучшие работы нашего времени - это тот источник живой воды, из которого будут пить и Россия и, быть может, мир в будущем, когда он отойдёт от неправильного духовного кинопотока, увлекающего душу в преисподнюю. Когда мир поймёт, что надо спасаться, тогда увидит, какое богатство было в нашем кинематографе и ещё сохраняется в отдельных фильмах.

- В 90-е гг. образовалась пропасть на культурном пространстве России. Также и в киномире. Снимались ли в 90-е годы фильмы, которые несли культуру и были национально ориентированы?

- Были такие фильмы и в 90-е годы, но им практически не давали дорогу. В 91-м я поставил фильм по роману В. Белова "Всё впереди".Он был создан в Белоруссии, потому что в России не дали делать этот фильм. Далее появились фильмы, которые стал собирать и показывать "Золотой Витязь". Это фильм "Мальчики" Рениты Григорьевой по Достоевскому, "Садовник" Виктора Бутурлина, фильм В. Жалакявичюса по Замятину "Зверь, выходящий из моря", который делали в Литве, но по русской просьбе (в те годы это был поступок для литовцев). Эти фильмы были, и мы их показывали только на "Золотом Витязе".

- А по телевидению они шли?

- Фильм "Мальчики" шёл. "Всё впереди" мне удалось показать по телеканалам "Звезда" и "Спас". Фильм "Лермонтов" вышел в переломный 1986 год, когда всё менялось в нашем обществе и в нашей культуре, когда идеи православия, патриотизма, подвига были немодными. Именно об этом и делался фильм "Лермонтов", о герое нашего времени. Поэтому и восстали против Лермонтова наши западники.

Как видите, фильмы были, но "отмашку" дали другому кинопотоку, пошла вестернизация отечественного экрана и она продолжается по сей день. При всём том, что есть заявление руководства государства о всей важности патриотизма, пока в области культуры идёт работа деструктивная и переломить это невозможно в одночасье. Такое будет до тех пор, пока культура остаётся в рынке. Я много лет пытаюсь говорить в собраниях, на телевидении, в прессе о том, что присутствие отечественной культуры в рынке - это её вырождение и преступление перед будущим поколением. Поэтому я добивался отставки Швыдкого, как главного проводника рыночно-либеральных принципов нашей культуры. Об этом же я говорил новому министру Александру Алексеевичу Авдееву при первом общении, что самое главное, что бы я сделал на посту министра, это посильно содействовал выведению культуры из рынка. Но маховик закручен…

- Скажите, чем опасны для нас западные, в частности американские, фильмы? Американцы в них выступают героями, спасающими человечество от невообразимых монстров, от мировых катастроф?

- Ещё Иван Александрович Ильин говорил о подобного рода рыночном искусстве, как об эффектной пустоте. Американские кинорежиссёры иногда приправляют это какими-то правильными посылами: патриотическими, жертвенными, но ради чего они жертвуют?

Ведь девяносто процентов западной кинопродукции основано на гонке за деньгами, главный герой в них - деньги: как взять, как их достать, и попутно уже - любовь и жертва. Но главное - деньги. Потому и опасен этот кинематограф, что он пропагандирует не истинные ценности.

- Американская кинокультура учит нас жить проще, легче, свободнее, но Библия говорит нам о том, кто главный свободолюб…

- И самое главное, что их кинематограф дехристианизирован, как и вся культура Запада. У них не появится такой фильм, как "Остров",- о поиске истины и о вере человека, о грехе и искуплении. Чудом появился фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Это отдельный фильм человека-христианина. Его актёры: Христо Шопов, игравший Понтия Пилата, и Христо Живков, игравший апостола Иоанна, оба болгары, говорили мне, что перед работой каждое утро Мел Гибсон шёл в храм и час стоял на коленях, очищал свою душу, готовил её к тому, чтобы иметь право говорить о том, о чём сказано в фильме. Это исключение и показатель. И на нашем кинофоруме, где почти нет американских фильмов, "Страсти Христовы" Мела Гибсона был и получил премию.

- Николай Петрович, расскажите, пожалуйста, о предстоящем кинофоруме.

- 22 мая в Липецке откроется восемнадцатый кинофорум "Золотой Витязь". Он открывается и проходит в очень трудное время. Всё складывалось драматично, и кинофорум мог не состояться, но поддержку оказали Министерство культуры и администрация Липецкой области. Форум будет скромнее в количественном отношении, поскольку обычно приезжают до трёхсот участников, в этот раз их будет около двухсот. Мы покажем двести новых фильмов, соответствующих нашему девизу: "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека". Также проведём круглый стол российской киноделегации с участием наших иностранных гостей, который посвятим разговору, начатому на чрезвычайном съезде кинематографистов, где Никита Михалков обозначил те идейные ориентиры, к которым мы должны все стремиться. Но если на съезде ощущалась тревога оттого, что под всем этим тлеет оппозиция, пятая колонна российского кинематографа, то здесь будет диалог друзей, озабоченных проблемой: куда идёт наш кинематограф и что делать, для того, чтобы он был полезен душе человеческой.

- Какие фильмы мы сможем посмотреть на грядущем кинофоруме?

- Поскольку мы проводим кинофестиваль в дни гоголевского юбилея, в нашем конкурсе участвуют два фильма, посвящённых Н.В. Гоголю: "Тарас Бульба" и, если успеет Наталья Бондарчук окончить фильм "Гоголь. Ближайший", то будет мировая премьера этого фильма в Липецке.

- Николай Петрович, в детстве, в юности какие герои были для вас примером для подражания?

- В этом плане у нас было счастливое детство. Александр Невский, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Адмирал Фёдор Ушаков, Александр Матросов, Пушкин, Мусоргский, Глинка. О них делались фильмы ,и это действительно были герои для нас, мы жили в той атмосфере. Сейчас же психологи дают детям тему для рисования, и на их рисунках то, что они видят на экранах: монстры, чудовища.

- Смотришь на современный мир, говоришь с людьми и понимаешь, что у них нет Пушкина и Мусоргского, может, мир стал другим и этой культуре нет места в "продвинутом" мире?

- Мир стал другим оттого, что слишком силён перекос в сторону дел лукавого. Но ценности-то не изменились, ценности в другом. Они в том, что всё надо мерить мерою Христа, как говорил Иван Ильин, и не бояться, что ты останешься в одиночестве. Какое одиночество? Мы создали творческий союз, которому уже 11 лет, Международное объединение славянских и православных народов, в котором 12 тысяч человек из 15 стран славянского мира. Нет одиночества! Мы декларировали свои идеи ,и вокруг них стали собираться люди, творческие люди. Элита государства ориентирована в НАТО и в ЕЭС, а творческие люди тянутся в наш союз. 9 тысяч только от Болгарии - все творческие союзы Болгарии стали членами нашего объединения. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, сейчас идёт бой, самый главный бой - за душу человека.

- Какие меры необходимо принимать правительству, чтобы не проиграть этот бой, чтобы народ относился к нему с доверием?

- Конечно, желательно, чтобы наше руководство государства больше поддерживало позитивное в обществе: патриотизм, славянство, православие. Как говорил Достоевский, у России есть две всемирные исторические задачи: Славянство и Православие. Вот это нужно понять руководителям государства и не допускать вседозволенности, расшатывания устоев православного государства, потому что так ущемляется Россия. Оппоненты скажут: "А как же мы, малые народы?". Да всем будет хорошо, если будет России хорошо, русскому народу и Православию, потому что это стержень, который всё держит. Мы с Запада пытаемся брать какие-то ориентиры и правила, считая, что там они выработаны веками, но Запад дехристианизирован, нужно оглядываться на то, чем жила Россия.

Вот мы и показываем на кинофоруме двести фильмов при строжайшем отборе: это и игровые, и документальные, и анимационные, студенческие, детские фильмы. Фильмы есть, только они показываются в рамках "Золотого Витязя". К счастью, я уже два года веду телепрограмму по православному телеканалу "Спас", где за это время показал 140 премьер прекрасных фильмов. Прекрасных! Но телеканал "Спас" могут увидеть те, кто имеет НТВ-плюс, - увы!

- Беда здоровых национальных сил в том, что все мы разобщены. Вокруг вашего благого дела сплотились люди.

- Я бесплатно открыл 44 киноклуба "Золотой Витязь" - недавно в Зальцбурге, в Братиславе отдаю им фильмы для показа. На днях еду в Югославию, открываю киноклубы в Косове и Черногории.

Никита Михалков тратит собственные деньги на помощь коллегам (кому-то необходимо лечение, кому-то жильё), чего никогда не было до него. Он прекрасно мог бы жить и без Союза кинематографистов, но он понимает, что там тысячи людей обездоленных, выброшенных за борт.

- Николай Петрович, что вы как народный артист России пожелаете читателям "Руси Державной"? Как нам держаться, как воспитывать своих детей?

- Как я держусь, как моя семья держится? А мы держимся на нашей вере православной, на Евангелии. Это для нас главная книга. Мы понимаем, что путь к спасению очень узок и нужно идти по этому пути, быть построже к себе, следить внимательнее за собственной душой, потому что она искушаема. Стараться жить чисто, думать чисто, поступать чисто.

Беседу вела Ирина УШАКОВА

от 29.03.2024 Раздел: Май 2009 Просмотров: 696
Всего комментариев: 0
avatar